Меню

Урок русского языка в 3 классе определение имени прилагательного



Определение имени прилагательного. 3-й класс

Класс: 3

Тип урока: комбинированный

Форма урока: деловая игра.

Цели:

  1. Систематизировать существенные признаки имени прилагательного, как часть речи.
  2. Развивать мыслительную деятельность, орфографическую зоркость, работать над лексическим значением слов, употреблять в речи прилагательные синонимы и антонимы, формировать интерес к изучению родного языка.
  3. Воспитывать пытливость при получении знаний, творческую активность, взаимопомощь, коммуникативные умения.

Оборудование: карточка №1, карточка – помогайка №2, сочинение – миниатюра, картинка, отрывок из стихотворения К. Бальмонта; Мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Орг. момент

– Здравствуйте, дети! Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным, а вы, ребята, получили и знания, и положительные эмоции.

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

– Прочитайте ваши сочинения-миниатюры.

(Сочинения из упр. 302. Рассказ только из существительных.)

– Как замечательны ваши произведения!

– А какие слова могли бы украсить ваши рассказы? Например, как украсите ваши заголовки:

2. Самостоятельная работа в тетради.

– Запишите ваши новые заголовки. Найдите и подчеркните орфограммы.

– На какой вопрос отвечают вставленные слова? Какая это часть речи?

Звёздная ночь. Раннее утро.

III. Сообщение темы и цели урока.

– Сформулируйте тему урока.

– Сегодня мы будем говорить об имени прилагательном и его роли в речи.

IV. Постановка учебной задачи.

– Представьте, что мы сотрудники газеты. К нам поступила заметка, например, один из ваших рассказов. Мы, редакторы газеты, должны подобрать (нарисовать) рисунок к тексту. К какому из этих двух текстов нам предстоит угадать.

– Надеюсь, в этом нам помогут имена прилагательные.

V. Определение предмета по признакам.

1. Работа по учебнику с.67 упр. 304.

– Прочитайте задание. (Обозначить признаки предмета.)

– Запишите в строчку слова с именем существительным. Подчеркните орфограммы.

  • 1 ряд – 1 столбик
  • 2 ряд – 2 столбик

– Какое слово может быть лишним при рассказе? Подчеркните его, объясните свой выбор.

Вывод: Что мы вспомнили об имени прилагательном?

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?

– Молодцы, редакторы! На нашей картинке появляются первые «нарисованные» вами предметы: небо и сад.

VI. Постановка проблемы.

1. Проблемный вопрос.

– Почему имена прилагательные получили такое название? К чему оно прилагается?

2. Работа по учебнику.

Упр. 307. образец рассуждения:

Снег (какой?) последний.
Сущ. снег употреблено в форме ед.ч. м.р. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.

Также: тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

Именно этими словами автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж. Прочитайте имена прилагательные в синей рамке. Что это за слова? (синонимы)

– Какой из них автор использует в стихотворении? Почему? (Юный – это очень молодой).

3. Решение проблемной задачи.

– К чему же прилагаются имена прилагательные? Проверим себя, прочитав правило на с.69 упр. 308. (прочитать про себя)

Читайте также:  2 класс открытый урок по русскому язык прилагательное

– Что узнали из текста?

VII. Тренировочное упражнение.

– Назовите, какие прилагательные подходит к 1 картинке. (На рисунке изображены яблоко и цыплёнок)

Докажите, что имя прилагательное сочетается с именем существительным.

Яблоко (какое?) красное, спелое, сладкое.
Имя сущ. Яблоко употреблено в форме ед. ч. с. р.и прилагательные: красное, спелое, сладкое тоже в форме ед.ч. с.р.

– Подходят ли прилагательные красивая, маленькая, весёлая к слову Цыплёнок? А какими словами заменим?

Вывод: в нашей речи имена прилагательные присоединяются, прибавляются к именам существительным.

VIII. Изменение имён прилагательных по родам и числам.

Работа с текстом. Работа в парах.

– Попробуйте угадать стихотворение по данным эпитетам.

– Да, это К. Бальмонт, стихотворение «КАПЛЯ».

В глухой колодец, давно забытый,
Давно без жизни и без воды,
Упала капля – не дождевая,
Упала капля ночной звезды.

– Каплю росы автор сравнивает со снежинкой и звёздочкой.

– Попробуйте подобрать подходящие имена существительные к данным прилагательным:

– Как изменялось имя прилагательное?

Синонимы – это слова – друзья, (руки сцепить, здороваются)
Близкие по значению. (приблизить к груди)
Антонимы – это слова-враги (руки соединить ладонями перед грудью, надавить)
Противоположные по значению. (резко руки развести в стороны)

– 1 группа запишите к именам прилагательным – синонимы.

– 2 группа запишите к именам прилагательным – антонимы.

– Работаем на карточках №1, если вы испытали затруднение, берите карточку – помогайку №2.

  • Глухой колодец – (1 вариант: заброшенный, забытый, тихий; 2 вариант: известный, любимый).
  • Снежинкой светлой – (1 вариант: снежинка чистая, сияющая; 2 вариант: снежинка тусклая, бледная).
  • Полночный час – (1 вариант: ночной;2 вариант: дневной).

(Ученики отвечают, называя орфограммы, вопросы и род прилагательных.)

– На какие вопросы отвечают имена прилагательные?(Какой? м.р. Какая? ж.р. Какое? с.р. Какие? мн.ч.)

Вывод: имена прилагательные изменяются по родам и числам и присоединяются к именам существительным в том же роде и числе.

IX. Подведение итогов работы. Рефлексия.

1. Завершение картины.

– Итак, дорогие редакторы. Вспомните 1 картинки, где мы нарисовали небо и сад, и выберите работа какой группы первой или второй дополнит наш рисунок. Да, это эпитеты 1 группы.

– Из этого стихотворения мы для нашей картины добавим образы глухого колодца, полночного часа и «снежинки» сияющей.

(На доске появляется картина ночного фруктового сада с заброшенным колодцем и яркой звёздочкой.)

– Молодцы! Теперь понятно, что к нашей картине надо выбрать название «Звёздная ночь». Вот такая картина у нас получилась. Спасибо именам прилагательным!

2. Систематизация знаний об имени прилагательном.

– Вот что мы о нём сегодня узнали:

(На доске правило)

Имя прилагательное
самостоятельная часть речи
обозначает признак предмета
Какой? Какая? Какое? Какие?
изменяется по родам и числам
связано с именем существительным

IX. Домашнее задание

1 в. – с.88 №2 опишите вашего друга или кого – то из близких, чтобы узнать, чей это портрет.

Читайте также:  Прилагательные для описания человека на английском для детей

2 в. – дополнить предыдущее домашнее задание (сочинение) именами прилагательными.

Всем – выучить правило с. 69.

Дополнительное задание: С. 68 упр. 305

– Запишите к каждому рисунку имена прилагательные. Подчеркните орфограммы.

Источник

Урок русского языка 3 класс Определение имени прилагательного
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе «Определение имени прилагательного» ОС «Школа 2100». с использованием проблемно-диалогической технологии.

Скачать:

Вложение Размер
opredelenie_imeni_prilagatelnogo.doc 111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Образовательная программа «Школа 2100»

Тема урока: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Тип урока: открытие нового знания

Образовательные цели : через самостоятельную работу учащихся в группах, парах, провести исследовательскую работу по открытию новых знаний, а именно: об определении имени прилагательного; формировать умение точно употреблять прилагательные в речи; расширять словарный запас учащихся

Развивающие цели: развивать критическое мышление учащихся; самостоятельность на уроке, интерес к русскому языку;

Воспитательные цели: развивать такие коммуникативные качества, как коммуникабельность, толерантность; воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: чёрно-белая картина с изображением леса, цветная картина с изображением леса, карточки с изображением предметов, карточки для составления кластера

Ребята, давайте сегодня отправимся в сказку. Хотите? Тогда вперёд.

  1. Словарная работа.
  • Но что-то мешает нашему путешествию?
  • Посмотрите на эти слова.

Совесть, волшебный, соловьиный, серебро, серебряный, малина, лимон, яблоко, гороховый, апельсин.

  • Что можете сказать про них? (словарные, есть однокоренные слова – серебро, серебряный)
  • На какие группы можно разбить эти слова? (существительные и прилагательные)
  • Какие ещё части речи знаем? (глагол, предлог, союз)
  • Чтобы нам дальше двинуться в путь надо записать эти слова в два столбика и выделить орфограммы.

Посмотрите на картинку.

  • Куда мы с вами попали? (в лес)
  • Обыкновенный какой-то лес, неинтересный. Но вот появилась художница-волшебница. И всё к чему прикасалась её необыкновенная кисточка, удивительным образом преображалось. Каждый предмет становился каким-нибудь особенным.
  • Вот было деревце. Прикоснулась к нему художница кисточкой. Смотрите, какое стало деревце? (зелёное, ветвистое, высокое)
  • Была просто трава, а стала какая ? (зелёная, сочная, мягкая).
  • Была обыкновенная ягода, а стала какая ? (красная, сочная).
  • Был просто гриб, непонятный какой-то. И тут художница принялась раскрашивать его. Теперь узнали его? Это – мухомор. А почему мы смогли узнать его? Какой стал гриб? (красный, пятнистый, яркий)
  • Это его признаки. По ним ты сразу признаешь мухомор и никогда не положишь его в корзинку, а то можно отравиться и заболеть.
  • Какая волшебница украсила лес, помогла нам узнать гриб? Вы догадались? Это имя прилагательное.
  • Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на нашем уроке?
  • Что мы уже знаем об имени прилагательном?

(Имя прилагательное называет признак предмета, отвечает на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?)

Художницу нашу знает весь свет,

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

  1. Составление кластера на доске.

Давайте запишем то, что мы уже знаем об имени прилагательном

признак на вопросы

  • А как вам кажется, мы уже всё знаем об этой удивительной части речи? (Наверное, нет)

Давайте пока поставим знак вопроса. Может быть, путешествуя сегодня на уроке, мы сможем ещё что-то добавить в нашу схему.

А сейчас имя прилагательное предлагает нам сыграть в игру «Угадайка». Я буду называть вам признаки предмета, т.е. прилагательные, а вам надо будет угадать, какой предмет изображён на картинке.

Любимая, интересная, библиотечная – книга.

Пожухлые, осенние, багряные – листья.

Круглый, деревянный, обеденный – стол.

Ясный, зимний, морозный – день.

Скорый, пассажирский, длинный – поезд.

Вкусные, лесные, грецкие – орехи.

Чистая, прозрачная, питьевая – вода.

Бурый, неуклюжий, косолапый – медведь.

Рыжая, пушистая, хитрая – лиса.

Молодцы! Умеете отгадывать загадки.

  • Работа группами по 4 человека. Каждая группа получает свою картинку.

А теперь вы попробуйте записать 5-6 прилагательных к существительному, так, чтобы остальные ребята отгадали какой у вас предмет.

Малина – душистая, красная, сладкая, вкусная, сочная, лесная.

Лимон – кислый, жёлтый, душистый, овальный.

Яблоко – красное, жёлтое, спелое, садовое, круглое, гладкое.

Апельсин – оранжевый, круглый, вкусный, сладкий, плотный.

Горох – зелёный, молодой, спелый, полезный, жёсткий.

Огурец – зелёный, солёный, свежий, маленький, маринованный.

  • Проверка работы: группа читает прилагательные, класс должен отгадать предмет.

Хорошо поработали. Вспомнили много прилагательных.

А сейчас отдохнём.

  1. Физкультминутка.
  2. История происхождения слова «прилагательное»
  • Скажите, а что бы вам хотелось узнать об имени прилагательном?

(Может ли изменяться имя прилагательное. Почему его так назвали).

  • На эти вопросы мы сегодня попытаемся ответить.
  • Вслушайтесь в слово прилагательное. Как вам кажется, почему прилагательное так назвали? (прилагается к чему-либо)
  • Откройте учебник на стр.69, упр. 308.

Прочитайте, что означает название части речи «прилагательное»?

Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».

  • К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные?
  • Как ты думаешь, почему именно с именами существительными связаны имена прилагательные, а не с другой частью речи?

Вывод: Имя прилагательное обозначает признак предмета, поэтому всегда присоединяется, «прилагается» к имени существительному.

  1. Изменение имён прилагательных по родам и числам.

Наша художница – имя прилагательное продолжает рисовать.

Взяла волшебница только зелёную краску и теперь у нас

мох (какой?) – зелён ый

ель (какая?) – зелён ая

поле (какое?) – зелён ое

Дети записывают словосочетания в тетради.

  • Что заметили? ( У прилагательного изменилось окончание.)
  • Выделите окончания прилагательных.
  • Как вы думаете, почему изменилось окончание? От чего зависит окончание прилагательных? (Подобраны были существительные разного рода.)
  • Определите род и число существительных.

Давайте сравним имена существительные и имена прилагательные.

  • Вспомните, как изменяются имена существительные?

(Имена существительные изменяются по родам и числам)

Источник