Меню

Урок русского языка в 4 классе по теме глаголы исключения



План-конспект урока русского языка по теме «Глаголы-исключения». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 4 класс.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  • познакомить с глаголами-исключениями;
  • развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.

Задачи урока:

Образовательные:

  • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
  • совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
  • закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.

Развивающие:

  • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
  • повышать культуру речи;
  • прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Воспитательные:

  • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
  • воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.

Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

Ход урока

1. Оргмомент

2–4 слайды

2. Закрепление для вхождения в новую тему

Учитель: Кто о себе так заявляет?

5 слайд

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

6 слайд

О глаголе

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).

7 слайд

Будем думать, рассуждать и т.д.

8 слайд

Какой постоянный признак глагола вы знаете?

9 слайд
Что такое спряжение?

10 слайд

Чтобы определить спряжение….

11 слайд

Как будем действовать? (Работа в группе)

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов. (Приложение 1)

  1. Поставь глагол в неопределённую форму.
  2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.
  3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.

3. Словарная работа

Учитель: Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением. Определить спряжение.

(слайд 12,13)

4. Постановка проблемы

слайды 14–19

  • Найдите глаголы 1 спряжения
    Проспрягайте глагол «смотреть»
    Глагол-исключение
  • Найдите глаголы 2 спряжения
    Проспрягайте глагол «брить»
    Глагол-исключение

5. Открытие детьми темы урока

Учитель: Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами — исключениями.

20 слайд

Тема урока: «Глаголы исключения».

21 слайд

Цель урока:

  • выяснить, какие глаголы, являются глаголами-исключениями;
  • научиться писать безударные окончания глаголов-исключения.

22 слайд

(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы — исключения).

23 слайд

В алгоритм вставляем глаголы исключения

6. Физминутка

7. Закрепление знаний о глаголах-исключениях

Учитель: А сейчас вместе с героями сказок А.С.Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений. (Работа с индивидуальными карточками).

Рассуждение по алгоритму: (слайд 24)

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?

Б) Является ли глаголом-исключением?

В) Определяем спряжение.

25 слайд

“К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон. ”

“Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей. ”

“Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”

“Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”

“Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”

Учитель: Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Читайте также:  Глагол спряжение глагола поурочный план 7 класс

8. Самостоятельная работа

26, 27 слайды

9. Итог урока

28, 29 слайды

  1. Какова была тема урока?
  2. С какой проблемой столкнулись?
  3. Глаголы-исключения 1-го спряжения.
  4. Глаголы-исключения 2-го спряжения.
  5. Почему эти глаголы являются исключениями?
  6. Как у них определить спряжение?
  7. Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.

Источник

Конспект и презентация для урока русского языка в 4 классе по теме «Глаголы-исключения»

Тема: «Глаголы – исключения»
Цели урока:
• познакомить с глаголами — исключениями;
• развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.
Задачи урока:
Образовательные:
• развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой;
• совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
• закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов.
Развивающие:
• развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально;
• повышать культуру речи;
• прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина.
Воспитательные:
• формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
• воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе.
Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

Ход урока
I. Сообщение темы урока. (слайд 1)

Учитель: Кто о себе так заявляет?
Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Дети: Глагол.
Учитель: Сегодня мы
1) продолжим учиться определять спряжение глаголов;
2) правильно писать безударные окончания глаголов;
3) познакомимся с глаголами-исключениями из этого правила.
II. Чистописание.
Учитель: Эпиграфом нашего урока послужит пословица (слайд 2)
Кто много видит и слышит, тот много знает.

Учитель: Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой).
III. Словарная работа
Учитель: Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.
(слайд 3)
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс
Учитель: Где находится безударные гласные? (В корне).
– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).
– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).
– Чем похожи эти глаголы? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).
– Что это за форма глагола? Какова её роль?
1) инфинитив + “буду” = будущее время;
2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь);
3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать -е и -и: -ить (II), -еть (I).
III. Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.
1 вариант (с низким уровнем развития)
Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.
Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать.
2 вариант (со средним уровнем развития)
В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй — глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий — глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.
Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать.
3 вариант (с высоким уровнем развития)
К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.
Гладить по головке -. повесить голову -. зарубить на носу -. бить баклуши -. э класть зубы на полку -. .
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием. (слайд 4)
Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, две. Оцените самостоятельно свою работу.
IV. Постановка проблемы
Учитель: Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его: (слайд 5)
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на — ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: «брить» и «стелить».
(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).
Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число
Побрить Побреешь (побреишь) Побреют (побреят)
Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число
Постелить Постелешь (постелишь) Постелют (постелят)
Учитель: Закончили? Проведём самопроверку по правилам. (слайд 6)
Алгоритм определения безударного окончания глагола.
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть.
3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения.
V. Открытие детьми темы урока
Учитель: Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами — исключениями. (слайд 7)
(Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы — исключения).
Глаголы в неопределенной форме на — ить
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряженье
Включить исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “е” спрягать нельзя.
VI. Самостоятельная группировка по суффиксам и запись глаголов в тетрадь.
Проверка записи в тетради по таблице (слайд 8)
VII. Физминутка для головного мозга и глаз.
1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук.
2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки.
VIII. Закрепление знаний о глаголах-исключениях.
Учитель: А сейчас вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений.
Рассуждение по алгоритму: (слайд 9)
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его.
Найдите в отрывке глагол-исключение и определите его спряжение.
Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа.
1. “К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон. ”
2. “Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей. ”
3. “Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…”
4. “Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”
5. “И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”
6. “Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”
7. “Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”
Учитель: Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (слайд 10)
Проверка записи в тетради у учащихся 3-го уровня:
Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишь, терпишь, дышишь.
IX. Итог урока.
• Какова была тема урока?
• С какой проблемой столкнулись?
• Глаголы-исключения 1-го спряжения.
• Глаголы-исключения 2-го спряжения.
• Почему эти глаголы являются исключениями?
• Как у них определить спряжение?
• Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока.
Способ запоминания
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы… (В. Воскобойников)
Учитель: Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.
X. Домашнее задание:
Выучить глаголы-исключения.
1 уровень. Составить словосочетание с каждым глаголом-исключением в неопределённой форме.
2 уровень. Поставить каждый глагол-исключение в форму 2-го лица, единственного числа и составить с ним словосочетание.
3 уровень. Написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения.
XI. Оценивание работы учеников на уроке. (слайд 11)
Полный текст материала Конспект и презентация для урока русского языка в 4 классе по теме «Глаголы-исключения» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Читайте также:  Не с глаголами на мый

Источник