Конспект урока русского языка в 6 классе на тему Не с прилагательными
Автор публикации: Сутягина С.А.
Дата публикации: 2016-08-02
Проблемно-эвристический урок русского языка
в 6 (общеобразовательном) классе
Тема урока. Правописание НЕ с именами прилагательными
Тип урока. Знакомство с новым материалом
Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо
Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод
Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала
Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная
Цели урока:
Образовательные:
— формировать умение писать не с именами прилагательными, находить изучаемую орфограмму в тексте, совершенствовать умение обосновывать выбор слитного или раздельного написания не с именами прилагательными, способствовать развитию связной речи, произвольного внимания;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Формировать УУД :
Личностные: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесенное и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответсвии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов. Находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Планируемый результат:
Предметные: знать правило написания не с именами прилагательными, уметь находить в предложенном тексте слова с изученной орфограммой, уметь объяснять написание не с именами прилагательными, уметь правильно писать не с именами прилагательными.
Метапредметные: уметь самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность ( регулятивные УУД);
— уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, формировать собственное мнение и позицию, аргументировать её (коммуникативные УУД);
— уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую ( познавательные УУД).
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово, стремить ся к совершенствованию собственной речи.
Оборудование. Письмо, учебник «Русский язык. 6 класс», знаковые таблицы « INSERT », раздаточный дидактический материал (карточки).
ХОД УРОКА
I . Оргмомент. Чтение стихотворения учителем.
Я сегодня очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
Ведь для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда и ум не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
Слово учителя. Надеюсь, что сегодня вы сумеете увеличить свой багаж знаний, который пригодиться вам в будущем, поможет стать грамотными и интересными людьми. А пока откройте тетради, запишите дату и классную работу.
Запись на доске
II .Определение темы и цели урока.
Слово учителя. А вот тему и цель урока нам с вами сейчас предстоит выяснить. Посмотрите внимательно на доску, давайте прочитаем слова и попробуем ответить на вопрос, какую орфограмму демонстрируют эти слова.
На доске: ненастье; не друг, а враг; несчастье; необходимость; нерешительность; не зверь, а человек; неправда; не праздник, а скука; небрежный; негодование; невесёлый.
-Есть ли здесь лишние слова? (имена прилагательные)
Слово учителя. Ребята, правописание НЕ с именами существительными мы с вами уже изучали, а вот условия слитного и раздельного написания не с именами прилагательными нам ещё не известны. Какова же будет тема нашего урока сегодня?
Ответ детей. Правописание НЕ с именами прилагательными.
Слово учителя А в чем состоит цель занятия?
Ответ детей. Научиться правильно писать НЕ с именами прилагательными, различать частицу не и приставку не.
III . Фаза вызова.
Слово учителя. Ребята, скажите, пожалуйста, а с какой частью речи по-вашему мнению тесно связано имя прилагательное? (с именем существительным).Также как дерево не может расти без воды и солнечного света, так и имя прилагательное не может жить без имени существительного. Давайте вспомним, что такое имя прилагательное? Какие разряды прилагательных по значению вы знаете?
Скажите, а легко ли, в свою очередь ,не зная признаков предмета, представить его? (нет) .Таким образом , эти части речи тесно связаны друг с другом. Какое предположение вы можете сделать, полагаясь на эту взаимосвязь?
Ответы детей. Имя прилагательное связано с именем существительным, соответственно, можно предположить, что при написании НЕ с прилагательным мы можем воспользоваться уже известными правилами.
Слово учителя. Давайте попробуем это сделать. Перед вами лежат карточки (№1). Попробуйте объяснить слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными и именами прилагательными.
Карточка № 1
Встретил неряху — неряшливый вид;
сказал неправду — неправдивый человек;
проявил не глупость, а сообразительность – не глупый, а сообразительный;
это не страх — совсем не страшный
Слово учителя. Какой пример вызвал у вас затруднение? Почему?
Ответы детей. Последний, так как к данному прилагательному не подходит ни одно известное нам правило.
IV . Фаза осмысления.
Слово учителя. Верно. Попытайтесь найти ответ на интересующий вас вопрос. Предлагаю вам заполнить знаковую таблицу « INSERT » (карточка № 2), используя сведения, находящиеся в учебнике (параграф 62).
Обучающиеся, используя школьный учебник, работают в группах (правило — стр. 25, алгоритм рассуждения – стр. 25)
Слово учителя. А теперь давайте посмотрим, какие сведения вы смогли почерпнуть из текста параграфа. Какие правила у существительного и прилагательного совпадают? О чем вы узнали впервые?
Ответы детей. Оглашение результатов после заполнения знаковых таблиц
Правописание НЕ с именами прилагательными
+ знаю ? хочу узнать
НЕ с качественными прилагательным пишется слитно:
1) не употребляется без НЕ (неряшливый, невежественный, нелепый);
2) можно заменить синонимом без НЕ (неинтересный рассказ = скучный рассказ; недобрый человек = злой человек)
НЕ с качественными прилагательным пишется раздельно:
1) есть противопоставление с союзом А (не широкий, а узкий ручей; не большой, а маленький вклад);
2) есть слова далеко не, ничуть не, вовсе не, отнюдь не, совсем не, нисколько не и др. (далеко не новый костюм; отнюдь не правильное решение;
2) с относительными и притяжательными прилагательными (не лисий хвост, не мамин платок, не осенний день, не золотое кольцо).
_
Внимание. К кратким прилагательным применяй те же правила!
(День не прохладен, а жарок. Вид неряшлив)
Выводы детей . Комментируют общие и различные правила правописания НЕ с существительными и прилагательными.
Слово учителя. А теперь выполним несколько заданий.
Задание 1. Запишите в тетрадях примеры и обоснуйте условие выбора изученной и повторенной орфограмм (слова на слайде; каждая из групп комментирует по одному словосочетанию и записывает в тетрадь).
Нехватка времени; не был на соревновании; не друг, а товарищ; не высокий, а низкий; несильное пожатие; несметные богатства; небольшая, а интересная книга; совсем не известная актриса.
Задание 2. Прослушайте стихотворение Бориса Заходера, найдите в нем неточности ,которые связаны с отсутсвием не в словах, попытайтесь их исправить и вернуть смысл стихотворения.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ!
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо.
Эх, такая вот разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые растут забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Прбегала пролазные лужи.
Мне навсречу без всякого страха
Шёл умытый причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Ответы детей. Комментируют написание слов НЕДОУМЕНИЕ, НЕЛЕПОЕ, НЕРАЗБЕРИХА, НЕВЗРАЧНЫЙ, НЕЗАБУДКИ, НЕНАСТНАЯ, НЕСЧАСТНАЯ.
V . Фаза рефлексии.
Фронтальный опрос.
— Что нового узнали на уроке?
— Над какой орфограммой работали?
— Что вам показалось трудным?
— Что было на ваш взгляд наиболее интресным?
— Как оцениваете свою деятельность на уроке ? Сейчас предлагаю вместе оценить свою деятельность.
Задание 1. Выполните графический диктант (на расстоянии двух сантиметров друг от друга обучающиеся пишут слова «слитно» и «раздельно», затем ставят точки в тот столбик, который соответствует правильному написанию приведенного примера, последовательно соединяя точки). Примеры: Совсем не добросовестный; неприветливый; ненаглядный; не робкий, а смелый; не зимний; не лисий; неизбежный. (для проверки меняются тетрадями).
Слово учителя. Посмотрите на полученное изображение. Оно вам ничего не напоминает?
Ответы учеников. Это пятерка.
Слово учителя . Правильно. Молодцы. Вы поработали сегодня на «5». Оцените, пожалуйста, свою деятельность на уроке, прикрепив к нашему «дереву знаний листочек соответствующего цвета.
VI . Домашнее задание.
Слово учителя. Дома вам предлагается выполнить задание:
Найти и записать 10 пословиц , в которых имеются слова с орфоргаммой «Не с существительными» и «Не с прилагательными» (Ученье свет, а не ученье тьма. Один в поле не воин. Небольшой дождишка- лодырям отдышка.)
Спасибо за работу, до свидания.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». – М.: типография Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009, вып. 5.
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6).
Курбатов Р.И. Школа, построенная на познавательном интересе ребенка: Управленческие методы, педагогические приемы, конкретные модели работы учителя. — М.: Чистые пруды, 2009 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 20).
Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2002.
Источник
Конспект отрытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Правописание не с прилагательными»
Название | Конспект отрытого урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Правописание не с прилагательными» |
Дата публикации | 12.08.2014 |
Размер | 54.68 Kb. |
Тип | Конспект |
100-bal.ru > Право > Конспект