Меню

Урок слитное и раздельное написание не с прилагательными 6 класс



Урок по русскому языку в 6-м классе по теме «Правописание НЕ с прилагательными»

  1. Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;
  2. Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Воспитательная: прививать любовь к учебе .

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год; диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 5 класс, карточки.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений, морфологический разбор 2-3 прилагательных письменно.

  1. Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. ( А. Блок.)
  2. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.)

Вечерние (тени) – прилагательное.

I. Тени (какие?) вечерние.

II. Пост.- относит.; непост. – в им.пад., мн.ч.

III. Тени (какие?) вечерние. (Определение)

3. Блиц — опрос по контрольным вопросам.

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)
  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)
  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)
  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)
  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)
  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)
  8. Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего — либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

4. На доске запись.

Ученье без уменья (не) праздность, а труд.
Пишут (не) пером, (не) польза, а беда.
Мы ценим и любим а умом.

Задание: проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Раскройте скобки. Объясните, чем является НЕ: приставкой или отрицательной частицей?

— Как вы поняли пословицы? ( Учащиеся дают толкование пословиц.)

5. Работа по карточкам. (Устно.)

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

  1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем
  2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
  3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
  4. (Не) быть гордым и грубым.
  5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
  6. (Не) хвастаться и (не) лгать.
  7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.
  8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
  9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
  10. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

Запись в тетрадях пункта №10.

Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.

А все, что учишь, пригодится!

— Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

6. Словарный диктант.

Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.

— Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?

-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?

Читайте также:  Одинокий какое это прилагательное

-Объясните лексическое значение слова невежда.

-Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.

Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не.

7. Сообщение темы, целей урока. Объяснение нового материала.

Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются таблицы).

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательными

Слитно, если: Раздельно, если:
— без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

— можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый — злой, нехороший — плохой)

— есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

— есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

— прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

— с кратким прилагательным ( не могуч).

8. Закрепление материала.

1.Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются тренажеры.).

2.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.

Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?

9. Обобщение изученного.

— Как пишется не с прилагательными?

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

  1. С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. М., Школьная Пресса, 2002 год.(“ Русский язык и литература в школе -приложение к журналу “ Русская словесность”.
  2. Учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год;
  3. Диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 6 класс.
  4. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты/ сост. С.А.Брагина.- Волгоград; Учитель, 2009 год.

Источник

Слитное и раздельное написание не с прилагательными. Урок русского языка в 6 классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный урок позволит учителю познакомить учащихся с правописанием не с прилагательными; показать условия слитного и раздельного написания не с различными по разряду прилагательными; повторить правописание не с различными частями речи; продолжать развивать умение группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; познакомит с правилами графического обозначения условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Продолжит формировать умение высказывать свое мнение на грамматическую тему. Продолжит развивать память, логическое мышление, умение слушать и слышать педагога и одноклассников, воспитывать культуру речи.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение СОШ№ 3

урока по русскому языку

в шестом классе на тему:

«Правописание не с прилагательными»

Выполнила: учитель русского языка

Такменина Вера Александровна

25 марта 2015 года г. Таганрог

1.Познавательные : познакомить со слитным и раздельным правописанием «не» с прилагательными; показать условия выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными, повторить правописание: «не» с существительными и глаголами, правописание приставок пре- и рас-, непроизносимых согласных в середине слова, правописание мягкого знака после шипящего в существительных.

2.Практические: научить правильно писать частицу «не» с прилагательными; развивать умение группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; познакомить с правилами графического обозначения условия выбора слитного и раздельного написания частицы «не» с прилагательными.

3.Обогащать синтаксический строй речи путем использования прилагательных. Формировать умение составлять высказывание на грамматическую тему.

1) развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать;

2) воспитывать интерес к урокам русского языка;умение слушать учителя и одноклассников,уважительное отношение друг к другу, коллективизм.

3) продолжать учить работать с учебником, словарем.

4) воспитание культуры речи (умения вести дискуссию, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка).

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: фронтальный опрос, работа с теоретическим материалом, комментированное письмо, самостоятельная работа, выполнение упражнения из учебника и дополнительного дидактического материала ( задания , см. конспект урока).

Оборудование: 1) таблицы;

2) сигнальные карточки;

3) карточки для самопроверки;

4) плакат с алгоритмами,

5) «Толковый словарь» С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

6) «Словарь синонимов» Тихонов.

7) Учебник «Русского языка» (6 класс) Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова, М.»Просвещение» 2012 год.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Упражнение № 303, страница 127. Определить разряд прилагательных по значению. К качественным прилагательным подобрать синонимы .

III. Актуализация знаний:

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.

Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

(Не) быть гордым и грубым.

(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!

(1758 год) — Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

Задание: Раскройте скобки, графически обозначьте орфограмму.

Красивая (не)забудка, (не)приятель наступал; он мне (не)приятель, а друг, он (не)врач, задержался из-за (не)исправности, берет (не)силой, а умением, пребывать в (не)известности, Пете (не)здоровится.

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

IV. Работа с теоретическим материалом в учебнике параграфа № 54 на странице 128.

NB! Орфограмма № 36:

Рассмотрите таблицы. Сделайте вывод о слитном и раздельном написании частицы «не» с существительными и качественными прилагательными:

Частица «не» пишется раз дельно:

Условие раздельного написания

Если есть противопоставление с союзом «а» или подразумевается противопоставление

Если частица «не» входит в состав усилительных отрицаний «далеко не», «вовсе не», «ничуть не», «нисколько не», «отнюдь не».

Не ветер, а мороз.

Не погода ему помешала приехать (а что?)

Не ветреный, а морозный день.

Лестница не деревянная (а какая?)

Далеко не успешный; вовсе не прихотлив.

Частица «не» пишется слитно:

Условие слитного написания

Если слово не употребляется без частицы «не»

Если слово можно заменить синонимом без частицы «не»

Если частицу «не» можно выделить как приставку

Не вежливость (грубость);

не внимательность (рассеянность).

Не обходимость, не утомимость.

Не вежливый (грубый); не внимательный (рассеянный).

Не обходимый, не утомимый; не обходим, не утомим.

С относительными и притяжательными именами прилагательными частица «не» пишется раздельно :

Не ж елезная (крыша), не ш ерстяное (платье), не м амина (книга), не о синое (гнездо).

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» — присесть. На словах «выше, выше» — встать и вытянуть руки вверх.

V. этап. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

1. Устный орфографический разбор.

Дети объясняют правописание слов, грамотно написанных на доске, пользуясь алгоритмом. Учитель графически обозначает орфограмму.

Дом не панельный, нечаянная радость, не внимательный, а рассеянный ученик; отнюдь не единственное решение, несладкая, но вкусная ягода; непонятный мне вопрос, нелегкая ноша, не заячья нора.

Чтобы вам было легче различать частицу и приставку не в прилагательных, предлагаю вам алгоритм правописания не с прилагательными

1.Слово употребляется без НЕ ?

2.Есть ли в предложении Слитно

с союзом а? Ненавистный

Не умный, а глупый

3. Относятся ли к

далеко не, вовсе не,

ничуть не, нисколько не?

Нисколько не интересная Некрасивый

2. Предупредительное осложненное списывание. (Задание должно быть у каждого ученика на парте)

Раскрыть скобки, графически обозначить орфограмму.

(Не)брежное письмо, нисколько (не)жаркий день, (не)папин портфель, деревья (не)высокие, но раскидистые, (не)внимательный, а рассеянный ученик, далеко (не)приятная процедура, (не)глубокий колодец, совсем (не)строгий учитель.

Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом, потом вставляют пропущенную букву. Все пишут в тетрадях.

3. Выборочный диктант.

Задание: записать словосочетания в два столбика со слитным и раздельным написанием не со словами.

Лес утонул в дремучих сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные невиданные существа. Странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, расселись по пням и сучкам. У белой реки грустит о братце невесёлая Алёнушка. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке. А там и вовсе не понятный зверёк. Но сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк сучком, запорошенным снегом.

4. Работа по учебнику. (Упражнение № 305 страница 129).

Спишите словосочетания двумя группами: со слитным; с раздельным написанием не со словами. В каких прилагательных приставка не придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.

VI. Работа с карточками.

1. .В предложенных вам карточках найдите третье “лишнее”:

  • (не)добрый, (не)умный, (не)уклюжий;
  • (не)мягкий, (не)лепый, (не)робкий;
  • (не)жный, (не)старый, (не)сильный;
  • (не)брежный, (не)молодой, (не)храбрый .

Почему? ( Слова неуклюжий, нелепый, небрежный не употребляются без не)

2. Работа с сигнальными карточками.

У каждого ученика две карточки – красная (раздельно), синяя (слитно).

Учитель называет словосочетания, учащиеся поднимают карточки соответственно правописанию прилагательного.

Перед выполнением задания обсуждается вопрос: как пишутся с НЕ относительные и притяжательные прилагательные?

вовсе не грустный

портфель не кожаный

кабинет не папин

далеко не легкое дело

не молодой, а старый

Устно объяснить правописание.

VII. Итоги урока:

1.С чем познакомились на уроке?

2.Какой опознавательный признак орфограммы?

3.Что нужно знать, чтобы правильно писать «не» с прилагательными?

Знать алгоритм. Упражнение 307.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное» для 5 класса с учетом требований ФГОС.

Цель данного урока — отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи; выработка орфографической зоркости; развитие речи учащихся.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м.

Урок содержит элементы развивающего обучуния. Закрепление материала дается в форме игрового тестирования.

Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Слитное и раздельное написание не с прилагательными&raquo.

Источник