Меню

урок употребление имени существительного в 6 классе



Употребление существительных в речи. 6-й класс

Класс: 6

Цель: выявить основные способы употребления существительных в речи; изучение концепта “родина” и его отражение в русском национальном сознании; развитие монологической речи учащихся; развитие орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

Оборудование: “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, учебный лингвокультурологический словарь Т.И.Кобяковой “Концепты духовности в русской языковой картине мира”, репродукция картины И.И.Левитана “Березовая роща”.

1) Сообщить цели, задачи и тему урока.

2) Обобщение пройденного материала начинается с вопроса: вспомнить, какая часть речи называется существительным и каковы морфологические признаки существительного.

Задание 1. Выразительно прочитать текст, списать его, вставить пропущенные буквы, найти имена существительные.

В юн(нн)ом сердце должна жить св(я)тыня: Отечество, его счастье и м(о)гущество, его в(е)личие и слова должны быть незыблемы и непоколебимы, как обра(з/с) р(о)дной матери и р(о)дного отца, как вечное с(и)яние звезд, как пр(е)красный мир…

Привитие патриотизма человеку – вот в чем высокая цель воспоминания. Те, кого мы воспитываем, должны быть настоящими людьми – подли(н/нн)ыми гуманистами. (В.Сухомлинский).

3) Работа по тексту:

а) проверить и объяснить орфограммы;
б) объяснить лексическое значение выделенных слов (по толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
в) определить тему и идею текста;
г) ответить на вопрос: можно ли без существительных раскрыть тему и идею текста?

Вывод: использование существительных в речи помогает говорящему образно раскрыть тему и идею своего высказывания. Существительные в нашей жизни являются ключевыми словами.

Задание 2. Напишите свои ассоциации к слову “родина” и определите, что для вас значит это понятие.

Далее работаем по лингвокультурологическому словарю:

1) Прочитать научно-философский комментарий:

В русской языковой картине мира концепт “родина” отражает духовное отношение человека и к месту его рождения (в узком понимании), и в целом к стране, гражданином которой он является.

Родина прежде всего воспринимается человеком как микромир родных и близких. Именно через него личность постигает все стороны окружающего ее пространства(физическую, языковую, этическую и эстетическую) и ощущает свою принадлежность к конкретной этнической группе. Неслучайно рано или поздно “всякая благодарная личность” осознает свое единение с Родиной: “свое кровное родство, свои кровные связи…” (В.Г. Белинский.)

Любовь к Родине – святое для души чувство, являющееся неотъемлемой частью национального характера и сравнимо только с любовью к матери. Оно может проявляться в личности по-разному: это и любовь к родной природе и традициями своего народа, и защита ее от врагов. Однако за идеей патриотизма может скрываться проявление национализма. “Любовью к своему отечеству так же, как и любовь к своей семье, никак не поможет быть добродетелью, … когда преступает те пределы, которых нарушается любовь к ближнему”. (Л.Н.Толстой).

Через концепт “родина” раскрывается “своеобразие нашего духа и опыта” (И.А. Ильин), т.е. национальное самосознание. Родина – это личностное восприятие “своего” земельного пространства как конкретного человека, так и нации в целом, как совокупность понятий “малая” и “большая” родина. В семантическую структуру концепта входят следующие компоненты: архаичность (возник в глубокой древности и связан с архетипом матери-земли); этническая семейственность (отражает связь конкретного человека с этнической группой); самобытность (культурно-историческое наследие конкретного народа); социальность (выступает как социально-политическое пространство) и индивидуальность (личностное восприятие и отношение к родной земле).

2) Объяснить по толковому словарю значение слов: гражданин, этика, эстетика, национализм, добродетель, этнос. (Можно дать задание накануне урока);

3) Сжато пересказать содержание комментария к концепту “Родина”.

Задание 3. Вспомнить, какие слова называются синонимами, и найти в тексте синоним к слову “родина”. Далее выберите синонимы из синонимического ряда к концепту “родина”, представленные в учебном словаре “Концепты духовности в русской языковой картине мира” (раздел “Слово в системе языка”) и составьте с ними 2–3 словосочетания (предложения). Как вы думаете, для чего мы используем в речи синонимы-существительные?

Читайте также:  одушевленные и неодушевленные имена существительные лексическое значение

Вывод: Существительные могут образовывать синонимические ряды. Синонимы делают нашу речь выразительнее.

Задание 4. Вспомните, какие слова называются антонимами? Используя словарный материал раздела “Слово в пословицах и текстах” к концепту “родина”, ознакомиться с комментарием к пословицам, выписать из рубрики те народные афоризмы, в основе которых лежит прием противопоставления (антитеза). Определить, каким членом предложения являются антонимы-существительные в данных пословицах. Как вы думаете, с какой целью человек в своей речи использует антонимы?

Чужбина – калина, Родина – малина.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
В гостях хорошо, а дома лучше.

(В первом предложении антонимы чужбина/калина – подлежащие; калина – малина – сказуемые. Во втором предложении антонимы мать/мачеха – сказуемые. В третьем предложении антонимы гостях/дома – обстоятельства.)

Вывод: Таким образом, антонимы-существительные помогают говорящему противопоставить друг другу предметы, явления. В предложениях они используются в качестве главных и второстепенных членов.

Чтобы правильно подобрать синонимы и антонимы, вы должны уметь пользоваться справочной литературой (показать словари синонимов антонимов).

Задание 5. Выразительно прочитать предложения и найти среди них соответствующие по схеме.

Объясните знаки препинания. Определите, какой частью речи выражено обращение в выбранном вами предложении.

Полюбил я мир и вечность, как родительский очаг. (С.Есенин)

Люблю Отчизну я, но странною любовью! (М.Лермонтов)

Это, ты моя Русь державная, моя родина православная! Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулась! (И.Никитин)

Вывод: Имена существительные выступают в роли художественных обращений, которые широко используются в поэтической речи. Итак, средства художественной выразительности помогают говорящему образно раскрыть детали высказывания и выразить свою эмоциональную оценку.

Задание 7. Рассмотрим картину И.Левитана “Березовая роща” . Что изображено на ней? Какие художественные средства использует художник, чтобы показать красоту березовой рощи?

Слово учителя: В сознание русского народа “береза” является образом Родины. Это дерево – символ России, который часто используется поэтами для выражения чувств к своему Отечеству. Послушаем отрывки из стихотворений (по выбору учителя).

Задание 8. (Устно.) Составьте сравнительные обороты, используя справочный материал (береза, словно…; роща, будто…; трава, как… ).

Задание 9. Используя составленные словосочетания и материал раздела “Слово в системе языка” (зона лексической сочетаемости) учебного словаря “Концепты духовности в русской языковой картине мира”, составьте текст (можно предложения для слабых учащихся) на одну из тем: “Родина глазами художника” или “С чего начинается Родина …”

Далее заслушивается ответы учащихся, подводится итог работы учащихся на уроке, делается общий вывод и объясняется домашние задание.

Вывод: Сегодня на уроке мы вели разговор не только о существительных и особенностях их употребления в речи, но прежде всего узнали о том, как в языковой картине мира представлен концепт “родина”. Вы должны помнить, что любовь к Родине – это святое чувство для русского человека. Первоначальное значение слова определено лингвистами как “семья”.

1) Попробуйте доказать, что родина для человека есть не что иное, как семья;
2) Используя “Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления” под редакции А.Н.Тихонова и “Школьный этимологический словарь русского языка” Н.М. Шанского и Т.А.Бобровой, составьте словообразовательные гнездо слова “родина”;
3) Найти поэтические тексты с концептом “родина” и выписать из них средства художественной выразительности (метафоры и сравнения).

Читайте также:  роль имени существительного в именительном падеже в предложении таблица

Источник

DataLife Engine — Softnews Media Group

Тарасовская СОШ № 2 » Методическая работа » Разработки уроков » Русский язык. 6 класс. Употребление имён существительных в речи. Учитель: Заикина Е.В.

Русский язык. 6 класс. Употребление имён существительных в речи. Учитель: Заикина Е.В.

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Употребление имен существительных в речи.

Цели:

1) обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени существительного;

2) уметь определять роль существительных в речи; проводить анализ текста; отрабатывать навык выразительного чтения; создавать тексты с использованием имен существительных.

3)расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи.

ХОД УРОКА

(Формулирование целей урока) Вступительное слово учителя.

«Имя существительное – хлеб языка»

— Можно ли эти слова Успенского взять в качестве эпиграфа к нашему уроку?

— Запишите это предложение в тетрадь, объясните постановку тире.

К. Георгиевич Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». И эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, т. к. в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

II Опрос учащихся.

Сообщение на лингвистическую тему «Имя существительное» (монологический ответ учащихся).

Но мы сегодня будем говорить об употреблении имен существительных в речи и их роли в тексте.

III Объяснение нового материала.

1) Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной. Ночные тени,

Ряд волшебных изменений

— Слов какой части речи больше всего использует поэт?

— Сколько существительных в этом стихотворении?

В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6

прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

— Прослушайте отрывок из стихотворения С. Аксакова.

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес.

Поэты насыщают поэтические тексты именами существительными для

того, чтобы нарисовать читателю картину ночи или времени года – осени.

2) Работа с учебником

— Стр. учебника 85, упражнение 203.

— Запишите в тетрадь упражнение 203

— Прочитайте самостоятельно упражнение, озаглавьте каждый абзац, используя для этого часть или предложение из текста.

Учащиеся читают составленный тезисный план.

А теперь выявим роль существительных в прозаическом тексте. Поработаем с текстом, который лежит у вас на столах.

IV Закрепление нового материала. (Анализ текста).

1) Выразительное чтение текста.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – оделись в багрянец и золото. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по *** м. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

— Докажите, что это текст.

Читайте также:  существительное c ceaabrcfvb fyukbqcrbq

— Какому стилю принадлежит данный текст?

— Какова тема текста?

— Какое явление автор называет золотым дождем?

— Назовите основную мысль текста.

— Найдите в тексте примеры средств художественной выразительности.

— А какие слова в первом предложении передают звуки падающих листьев?

— Какие звуки в этих словах помогают передать шум листопада?

Запишите в тетрадь первое предложение.

Выполните частичный синтаксический разбор. Укажите главные члены предложения и синтаксическую роль существительных.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики (хар.).

— Какова роль существительных в этом тексте?

Существительные помогают точно выразить мысль, а умелое их использование придает речи выразительность и красоту.

2) Создание собственного текста.

Мы работали с поэтическим, прозаическим и лингвистическим текстами и установили, что богатство и образность русской речи во многом зависят от удачного употребления слов ведущей части речи. Сейчас вы будете создавать свои тексты, умело используя в них имена существительные. (Рисунок к тексту)

Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью и чернью.

— Это предложение будет началом вашего сочинения.

— Согласны ли вы со словами К. Паустовского, что осенний лист – это шедевр, совершенное творение природы?

Работа со словарем (проверить лексическое значение слов по толковому словарю)

Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение.

Киноварь – минерал красного цвета.

Чернь – образцовое создание мастера, гравировка на металле (серебре, золоте), штрих которой заполнен черным металлическим сплавом.

— Попробуйте написать небольшое сочинение или сочинение-рассуждение,

используя это высказывание как начало сочинения или как тезис, который

необходимо доказать. (Букет из листьев поможет в работе)

Несколько работ ученики зачитывают.

Дом. задание: упр.204.

Выводы по уроку.

Какова роль существительных в речи?

Существительные помогают точно выразить свою мысль, а умелое их использование придает речи выразительность и красоту.

Оценивание работы класса

Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо, молодцы. Хотелось бы отметить высокую активность некоторых учащихся.

Выставление оценок.

Анализ урока.

Тема урока: Употребление имен существительных в речи.

Этот урок проводился в классе, где большинство учащихся имеют познавательный интерес, уровень обученности учащихся в целом удовлетворительный, но имеются ученики, у которых наблюдаются пробелы в фактических знаниях.

В моем тематическом планировании на изучение темы отводится 2 часа, это первый урок по изучению данной темы.

Исходя из особенностей класса и темы данного урока цели таковы:

  1. обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени существительного
  2. уметь определять роль существительных в речи; проводить анализ текста, а также совершенствовать навык выразительного чтения, создавать тексты с использованием имен существительных.

Расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи.

Все запланированные задачи и цели были реализованы на уроке.

По своей структуре этот урок комбинированный.

Для достижения целей урока я избрала следующие методы и приемы:

  1. Словесно-дедуктивный;
  2. Частично-поисковый;
  3. Практически-индивидуальный;
  4. Объяснительно-иллюстративный.
  1. Монологическое сообщение на лингвистическую тему;
  2. Выразительное чтение;
  3. Эвристические беседы, ведущие к выводу.

На уроке присутствовали все виды читательской деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо.

  1. Целеполагание.
  2. Опрос домашнего задания. (Актуализация опорных знаний.)
  3. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  4. Этап усвоения новых знаний.
  5. Этап закрепления.
  6. Этап информации учащимся домашнего задания.
  7. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Структура урока была подчинена целям урока и содействовала конечному результату. Считаю, что урок результативен, цели урока были достигнуты, а задачи – реализованы.

Источник