Меню

Урок в 5 классе настоящее время глагола фгос



Урок русского языка в 5 классе «Настоящее время глагола»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тип урока: закрепление знаний по теме «Глагол», «Настоящее время глагола». На уроке обеспечивается развитие творческих способностей и заинтересованности учащихся к изучению предмета.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_lebedeva.rar 48.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Варьеганская ОСШ

Урок русского языка в 5 классе

Учитель: Лебедева В.Б.

Тема урока: Настоящее время глагола

Тип урока: комбинированный

  • закрепить знания учащихся по теме «Глагол», «Время глагола»;
  • совершенствовать умения уч-ся в выполнении различных видов грамматического разбора;
  • актуализация сведений учащихся о прошедшем и настоящем времени глагола.
  • развитие связной речи учащихся; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;
  • формирование орфографической зоркости учащихся;
  • воспитание интереса к изучению русского языка

Орг. момент, психологический настрой

Этап создания положительной учебной мотивации

-Ребята, отгадайте загадку.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду —
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.

Сказочная заставка «Глагол и его друзья»

Жил -был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел, видит — сидит Существительное на камушке и плачет .

— Что ты так пригорюнилось?

— Да вот, живу-живу, а для чего — не знаю. Никакой пользы не приношу.

— Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое.

— Что ты кручинишься, Прилагательное?

— Не к чему мне свои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

— Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – некогда было скучать. Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радостью согласились. С тех пор улыбка не сходит с их лица. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле?

Учитель : С тех пор Глагол работает в предложении … Сейчас вы сами расскажете правило, что такое глагол.

Тема и цель урока

Мы продолжаем изучать часть речи «Глагол». Глагол – настоящий богатей среди частей речи: по частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

А теперь вопрос! Задание для знатоков 5 класса.

На доске я записала в таблицу несколько глаголов из нашей сказки .

Источник

Альманах педагога

Автор: Костинова Наталья Ильинична
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Истра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Настоящее время глагола. 5 кл.».
Дата публикации: 08.10.2018
Раздел: полное образование

Тема урока «Настоящее время глагола».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить глаголы в форме настоящего времени.

— образовательные: знать изученный материал о глаголе, повторить признаки, по которым

можно отличить глаголы настоящего времени от других глаголов, учиться находить глаголы

настоящего времени и правильно их писать.

— развивающие: развивать мотивацию к познавательной деятельности; учиться

анализировать, сравнивать и обобщать факты; определять глаголы в форме настоящего

времени в тексте; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат, уметь

выражать свои мысли.

— воспитательные: осознанно достигать поставленной цели, воспитывать положительное

отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

— предметные: научиться определять способы образования глаголов настоящего времени;

научиться образовывать форму настоящего времени глагола; определять непостоянные

признаки; использовать глаголы в речи; объяснять языковые явления.

-метапредметные: регулятивные- самостоятельно определять цель учебной деятельности,

искать пути решения проблемы и средства достижения цели; принимать участие в

коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать своё.

-коммуникативные: -обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и

обосновывать своё мнение; выражать свои мысли и идеи

— познавательные: работать с учебником; находить «данное» и «новое»; работать с

информационными текстами; объяснять значение новых слов; уметь использовать схемы для

— осознавать неполноту собственных знаний; проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с

информационными текстами, объяснять значения новых слов.

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие

при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать своё мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную

проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы,

интересоваться чужим мнением, высказывать своё.

Продолжить умение формирования навыков в диалоге с учителем, совершенствовать

самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в паре.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК.

А. — лингвистическая разминка: на доске написаны слова: ВЫТОЧИЛ, МЕНЯЮ, ОТЦЕПИЛ,

У. Прочитайте слова, скажите, что их объединяет? (Это слова одной и той же части речи-

У. Разделите их на группы по пяти признакам одновременно. Назовите глаголы первой

(ВЫТОЧИЛ, ОТЦЕПИЛ: это глаголы совершенного вида, в прошедшем времени, в третьем

лице, в единственном числе, мужском роде, в них есть приставка).

(Ко второй группе мы отнесём слова: МЕНЯЮ, ИГРАЮ, ЛОМАЮ. Это глаголы

несовершенного вида, в настоящем времени, в первом лице, в единственном числе, без

приставок, все согласные звонкие, в этих словах звуков больше, чем букв).

-Что обозначают глаголы прошедшего времени?

Как образуются глаголы прошедшего времени?

2.Упр.657-чтение глаголов в прошедшем времени, которые часто произносят

3. Самоопределение к деятельности.

1. Самостоятельные наблюдения (П.116, с.118)

Сформулируйте тему урока и запишите её в тетради.

У. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске.

1.Вспомнить изученный материал о…(глаголе),

2. повторить признаки, (по которым можно отличить глаголы настоящего времени от других

3. учиться находить глаголы…(наст.вр.) и правильно их… (писать).

4.Работа по теме урока.

Задание.(Слайд) Запишите фрагменты стихотворений, укажите вид, время, значение

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо,

2.А восток всё горит-разгорается,

Птички солнышка ждут,

Птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

— Какие глаголы употреблены в переносном значении? (Снег ложится, восток горит-

разгорается, лес улыбается).

Какие выразительно-изобразительные средства использовали поэты для создания образов

(Уменьшительно-ласкательные суффиксы: птички, солнышка; эпитеты: пушистый, тихо;

метафору: горит-разгорается; олицетворения: снег ложится, лес улыбается).

5. Закрепление изученного материала.

1. Упр.659-комментированное письмо.

2. Упр. 661-орфоэпическая работа (чтение вслух глаголов, помещенных на поле с.264: звонИть,

звонИт, звонИшь, звонИм, звонЯт; повторИт, повторЯт, повторИм, повторИшь.

3. Упр.660-выполнение самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

6. Подведение итогов.

-Какие глаголы могут иметь формы настоящего времени? Почему? (Только глаголы

несовершенного вида, потому что они обозначают действие, которое не совершено, ещё не

Источник

Открытый урок по теме «Настоящее время глагола» 5 класс

Платохонова Ирина Маратовна

МБОУ Новонукутская средняя общеобразовательная школа п. Новонукутский.

Учитель русского языка и литературы

Открытый урок русского языка

Класс: 5 «а» класс.

Тема: Настоящее время глагола.

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению нового материала о глаголах настоящего времени;

закрепить навыки определения временных форм глагола; показать значение глаголов настоящего времени; учить соблюдать орфоэпические нормы; развивать мотивацию к познавательной деятельности; формировать знания о том, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; продолжить отработку навыка правильно произносить глаголы в форме настоящего времени; формировать умения образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов и изменять глаголы в настоящем времени.

Задачи:1.Развивать личностные УУД:
через развитие познавательных интересов, учебных мотивов. На основе ориентации на выполнение морально-нравственных норм, формировать адекватную позитивную самооценку.

2. Развивать регулятивные УУД:

учить принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, развивать умения оценивать правильность выполненного задания, выполнять необходимую коррекцию действий.

3. Формировать познавательные УУД:

общеучебные — умение добывать нужную информацию; развивать умение использовать знаково-символические и средства.

логические — учить выполнять логические операции анализа, синтеза, классификации, обобщения, решении социальной задачи; производить осознанное высказывание-рассуждение в устной форме; уметь выделять существенную информацию, устанавливать причинно — следственные связи.

4. Развивать коммуникативные УУД: через умение учитывать мнение разных людей, стремиться к сотрудничеству, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, учиться контролировать действия партнёра.

Предметные: знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени(звонит и др.). Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору.

Метапредметные: извлекать информацию из текстов содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тетрадь, учебник, распечатанные задания, презентация

1. Организационный этап.

Прозвенел опять звонок,

Ребята, посмотрите назад, улыбнитесь нашим гостям. А теперь посмотрите на меня и улыбнитесь мне. Надеюсь, на протяжении всего урока наше настроение будет отличным, и мы плодотворно поработаем.

— Садитесь. Откройте тетради, запишите число и оставьте строчку для темы урока, которую вы сами сформулируете чуть позже и запишите.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Ребята, а вы знаете, что такое «дружба»? ( ответы детей).

О вас можно сказать: «этот класс дружный?» ( да)

Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? ( 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 2.Старый друг — лучше новых двух. 3.Сам пропадай, а друга выручай. 4. Друг познается в беде. 5. Друг научит, а недруг проучит.6. Друга ищи, а нашел, береги.)

Прочитайте предложения, которые вы видите на экране ( 1 слайд) Объясните их смысл.

Дружбу за деньги не купишь.

Друг – это тот человек, который тревожит(?)ся, волнует(?)ся, переживает и радует(?)ся за своего друга.

— К какой части речи относятся подчёркнутые слова? (глаголы)
— Что такое глагол ? (самостоятельная часть речи…).
— На какой вопрос отвечают глаголы в единственном числе?( что делал? что делает? что сделает?)
— Во множественном числе? ( что сделали? что делают? что сделают?)

— На какой грамматический признак глагола указывают вопросы? ( время)

— Что вы можете сказать о правописании подчеркнутых глаголов? (-тся, -ться). Выпишите их в тетрадь. От чего зависит их правописание? ( от вопроса). На какой вопрос они отвечают? Как они пишутся? (без Ь)

— О каких глаголах мы будем говорить сегодня на уроке? ( настоящего времени) 2слайд. Запишите тему урока.

— Сформулируйте цели нашего урока. ( примерный ответ: будем учиться образовывать форму настоящего времени)

3. Актуализация знаний.

1. Объясните значение выражения «Слышит звон, да не знает, где он» (3 слайд).

— Когда или о каком человеке так говорят? ( ответ: иносказ. Знает дело только частью, не совсем хорошо, смутно)

От слова ЗВОН образуйте возможные формы глагола, используя разные приставки. ( позвонил, звонит, позвонит, перезвонит, созвонимся…) поставьте в них ударение. ( ударение всегда падает на окончание).

Выделите окончания, укажите род, лицо, число.

2. Анализ материала для наблюдений — стр. 118 учебника

Прочитайте загадки и скажите, в каком времени стоят выделенные глаголы? ( в настоящем) Какого они вида? ( несов.в.)

А каковы их отличительные признаки? ( лицо и число). В каком лице и числе стоят глаголы в загадках?

Какие действия выражают глаголы в форме настоящего времени?

( прочитайте теоретический материал учебника на стр.118)

4) Первичное усвоение новых знаний. ( работа в паре). ( 4 слайд)

От данных глаголов, образуйте форму настоящего времени. Вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.

Зап..рать-запирает, зап..реть, раст..рать- растирает, раст..реть, слушать- слушает, возвыс..ть, взвес..ть, уничтож..ть, ненавид..ть- ненавидит. (взаимопроверка: обменяйтесь тетрадями и проверьте задание)

— От всех ли глаголов вы смогли образовать форму настоящего времени? ( нет) Почему? ( потому что от глаголов сов.в. наст.вр. не образуется)

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Глаголы какого времени были использованы в нашей физминутке? (буд.вр.). Их мы рассмотрим на следующем уроке, а сейчас продолжим…

5) Первичная проверка понимания

— Спишите фрагменты стихотворений ( каждый свой вариант), укажите вид, время и значение ( прямое или переносное) глаголов. ( 5 слайд)

1 вариант: 2 вариант:

Белый снег, пушистый А восток все горит-разгорается,

В воздухе кружится Птички солнышка ждут,

И на землю тихо Птички песни поют,

Падает, ложится. И стоит себе лес, улыбается.

— Какие глаголы употреблены в переносном значении? ( Снег ложится, восток горит-разгорается, лес улыбается.)

Какие выразительно-изобразительные средства использовали поэты для создания образов природы? ( примерный ответ. Уменьшительно — ласкательные суффиксы: птички, солнышка; эпитеты: пушистый, тихо; метафору: горит-разгорается; олицетворения: снег ложится, лес улыбается.)

Физминутка для глаз.

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

6) Первичное закрепление

Откройте учебник на странице 118, упражнение 659. (Коллективно, письменно). Один ученик у доски, остальные в тетради.

Гляжу, садится дятел прямо на ствол, цепляется за него острыми коготками,опирается на жесткий растопыренный хвост и колотит по трухлявому стволу дерева своим крепким клювом. Наверное, выискал в гнилой древесине личинку или жука, которые деревья точат, леспортят. ( слайд?)

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Сделайте вывод: изменяются ли глаголы настоящего времени по числам?

Глаголы настоящего времени изменяются по числам. (садится, цепляется, точат, портят)

Проверь, указывает ли форма глагола в ед. ч. настоящего времени на род существительных?

(Что делает?) колотит (Он) дятел

(Что делает?) колотит (Она) птица

(Что делает?) колотит (Оно)

— Форма глагола в ед. ч. наст.вр. на род существительных не указывает.

— Сделайте вывод: Изменяется ли глагол настоящего времени, стоящий в ед.ч., по родам, или форма глагола остается одинаковой?

Форма глагола в ед. ч. на род существительных не указывает.

Вывешиваю выводы. ( 6 слайд)

-Молодцы, повторим хором выводы, к которым мы сегодня пришли:

Глагол в настоящем времени, стоящий в ед. ч., по родам не изменяется, форма глагола остается одинаковой.

Глаголы настоящего времени изменяются по числам.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упр. 660 или составить небольшой рассказ (5-6 предложений) о дружбе ( на доске)

9) Рефлексивно — оценочный этап. (7 слайд)

Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Какое задание было самым трудным?

Что понравилось на уроке?

Помашите мне рукой те, кому на уроке было все понятно и легко.

Кивните те, кому было трудно и не совсем все понятно.

Покачайте головой те, кто совсем ничего не понял.

Источник

Читайте также:  Задания диктант глаголы прошедшего времени