Меню

Урок закрепление тся в глаголах



Правописание –тся и –ться в глаголах (закрепление).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:

Вложение Размер
pravopisanie_-tsya_i_-tsya_v_glagolah_zakreplenie._.docx 38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах (закрепление). §77

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений

Цель урока: Актуализировать знания об известных учащимся правописание –тся и –ться в глаголах; отработать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами; ТЬ и ЧЬ какм варианты окончания неопределенной формы глагола; ТЬ +СЯ, -ЧЬ +СЯ

Знать условия выбора правописания –тся и –ться, правильно ставить вопрос.

Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию

Уметь осуществлять самоконтроль по результатам и способу действия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

— Послушайте доброе, умное письмо П.И.Чайковского, адресованное возможно племяннику.

Ты должен только стараться, чтобы настоящее было привлекательно… А для этого нужно:

  1. трудиться и избегать праздности, чтобы быть готовым переносить труд впоследствии;
  2. очень много читать;
  3. не увлекаться желанием нравиться и пленять;
  4. не смущаться неудачами;
  5. но главное – много не воображать про себя…

— Как вы понимаете такое обращение к ребенку, возможно, вашего возраста?

— Я еще раз прочитаю, а вы запишите инфинитивы, которые дали жизненно важные советы.

— Как вы написали в тетрадях не увлекаться, не смущаться, не воображать.

Разберите по составу слово увлекаться.

Демонстрируют готовность к уроку.

Выполняют задание, вспоминают ранее изученную тему, записывают глаголы и комментируют их написание

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные : задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

— К какой теме мы обратимся сегодня?

— Почему мы еще раз к ней обращаемся?

— Какие трудности возникают при написании глаголов с ТСЯ и ТЬСЯ?

— Как их избежать?

Формулируют учебную задачу вместе с учителем

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные : понимают познавательную задачу.

Регулятивные : планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные : работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
  1. Запишите пары словосочетаний, разберите по составу и объясните написание ТСЯ и ТЬСЯ.

ничего не боятся – нечего бояться;

громко веселится – умеет веселиться,

вода льется – будет литься,

рано поднимается – рано поднимется.

  1. Придумать и записать предложения с данными глаголами: вернутся – вернуться, бросится –броситься, сушится – сушиться, встретится – встретиться.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные : извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные : планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Включение в систему знаний и повторение

— упр. 622 (самостоятельно)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные : приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные : оценивают свою работу.

Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными.

Дидактический материал, используемый на уроках русского языка в 6 классе.

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления).

Урок повторения изученного по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах» с использованием информационных технологий.

Технологическая карта урока, 5 класс.

Межпредметные связи на уроках русского языка.

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах»

Класс: 4

Ключевые слова: возвратные глаголы

Урок построен с учётом дидактических принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова и психологических особенностей детей данного возраста.

Для достижения целей урок спланирован так, чтобы чётко прослеживалась логическая связь и завершенность каждого этапа.

  • Тему, цель и задачи урока формулируют ученики.
  • Характер общения: уважение, внимание, обращение к ученикам по имени; поддержка улыбкой.
  • Сведение фронтальных форм работы до минимума (как самых непродуктивных).
  • Высокий здоровьесберегающий потенциал урока:
    • виды учебной деятельности (нет однообразности урока): письмо, чтение, рассматривание слайдов, ответы на вопросы;
    • наличие методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению: обсуждение в группе, самооценка.

Раздел: Грамматические признаки глагола.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание -тся и -ться в глаголах.».

Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.

Задачи:

  • регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
  • познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
  • коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
  • личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Результаты:

  • Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на -тся и -ться..
  • Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, авторская компьютерная презентация (Приложение).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

Технологии:

  • проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);
  • развивающего обучения (система Занкова)
  • информационно-коммуникативный.

Методы и приёмы:

  • проблемный
  • частично-поисковый
  • информационно-коммуникативный метод

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Примечание
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок. Подготовка класса к работе.
II. Этап актуализации знаний.
– Давайте начнем наш урок, а девизом пусть послужат эти слова:

Если к(??)лектив старает…ся,
То у них всё получает…ся.
Если не будем стремит…ся,
Нечем будет гордит…ся!

Словарно – орфографическая работа
– Посмотрите, мы столкнулись с орфограммами. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет проверочного, значит это слово словарное?
– Где мы можем узнать написание этого слова? (Интернет, словарь)
(Запись слова коллектив, указать его грамматические признаки) Записывают слово, решают орфографические задачи.

Фронтальная работа Слайд 1–2 III. Определение темы, целей и задач урока. – Вернёмся к нашему девизу, в словах какой части речи мы видим орфограмму? Предположите тему нашего урока?
Тема урока: Правописание -тся и -ться в глаголах.
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на -тся и -ться.
Задачи:
1. Повторить ранее изученное о глаголе.
2. Познакомиться с новой орфограммой.
3. Научиться писать глаголы с -тся и -ться.
Эти задачи и послужат планом к нашему уроку.
– У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах. Лист самооценки
Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.

Слайд 3 IV. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности. – Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест)
1. Глагол – это…
а) служебная часть речи;
б) сложная часть речи;
в) самостоятельная часть речи.
2. Обозначает…
а) признак предмета;
б) действие предмета;
в) количество предметов.
3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется…
а) по лицам и числам;
б) по числам и родам;
в) по числам и падежам;
4. Изменение по лицам и числам называется …
а) спряжением;
б) склонением;
в) наклонением.
5. В предложении глагол чаще всего является…
а) подлежащим;
б) обстоятельством;
в) сказуемым.
– Ставим столько баллов, сколько правильных ответов.
– У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока.

Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, взаимопроверка.

Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ

Слайд 4
Фронтальная проверка V. Открытие нового знания. – Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?
(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).
– Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.
– Но, можно самим вывести правило.
– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)
– Предлагаю вам провести наблюдение.
Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста.
– Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:
1. Найдите глагол.
2. Задайте вопрос к глаголу.
3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется —ться.
4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется —тся.

– Мы повторили изученный материал, а теперь попробуем решить главную сегодня задачу. Предположите, как мы ее можем решить?
Давайте, понаблюдаем за глаголами, для этого выполним упражнение из учебника. Стр.31 упр310
– Выпишите глаголы, в 1 столбик оканчивающиеся на -ться. Во второй на -тся.
1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем -тся.
2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем -тся.
– Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр.32

Индивидуальная работа у доски (2 ученика)
– Теперь мы смело можем решить наши орфографические задачи.
Выписываем глаголы в нужный столбик.

Составляют схему
Обучающиеся работают в самостоятельно.

Дети делают выводы.

Работа по учебнику.

На доске появляется запись-алгоритм (таблица) VI. Физминутка. Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи. Выполняйте то, что я говорю.
Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.
– Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки. VII. Первичное закрепление. Скажите, в каких произведениях Устного Народного Творчества чаще встречаются глаголы? Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.
– Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)
Работав группах. Игра «Собери пословицу». Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь.
Дифференцированная работа
1 уровень Задание: Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся. Всякий человек на деле познает?ся.
2 уровень Задание: Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся. Друзья познают?ся в беде.
– Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.

Обучающиеся работают в группах.

Проверка по эталону на слайде
Самооценка

Карточки со словами пословицы

VIII. Домашнее задание. Стр.36 упр. №3 (продолжите работу над пословицами) Слайд 8 IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Индивидуальная работа со словами.
– Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2
Самостоятельная работа по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?

№ сл/соч 1 2 3 4 5 6 7
-тся
-ться

1. запират..ся на засов
2. употребляет..ся в глаголе
3. удивлят..ся пению
4. расстилает..ся туман
5. надо заботит..ся о здоровье
6. нам пригодит..ся схема
7. получает..ся картина

Обучающиеся самостоятельно работают в паре применяя правило, изменяют глаголы..

Проверка по слайду

Слайд 9–10 X. Рефлексия деятельности (Итог урока). – Какая цель стояла перед нами в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?
– Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
– Какую цель перед собой поставили?
– Каким способом действовали для достижения цели?
– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
– Внимание, ключ к заданию.
– Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.
– Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.
4.5–5 ты отлично поработал на уроке, спасибо
3.7–4.4 ты хорошо потрудился
3–3.6 старайся работать лучше
– Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?
– Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?
– А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?
– Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.
– Спасибо за урок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Источник

Читайте также:  Какое спряжение у глагола варит