Меню

Уроки по теме глагол в 5классе



Конспект урока в 5 классе по теме «Глагол как часть речи»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Конспект урока предназначен для учителей.

Скачать:

Вложение Размер
glagol.docx 26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 «б» классе

«Глагол как часть речи»

  • обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»;
  • учить практическому применению знаний по теме;
  • вырабатывать навык самооценки знаний.
  • развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;
  • работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;
  • развивать творческие способности учащихся.
  • воспитывать у школьников любовь к русскому языку;
  • создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения.

Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

— Запишем в тетради число, классная работа.

2. Лексическая разминка

— Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

— Прочитайте сверху вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол

— Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так : Глагол как часть речи.

— Вы согласны? Запишем тему урока.

3. Ведение в тему урока

— Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока (формулируют). Всё верно. Сегодня на уроке мы будем учиться выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению . Вы согласны?

— 1. Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной школы. Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются только по временам. (неверно)

3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам. (верно)

4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

— Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике на стр.53

2. ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА.

— Кто знает, от какого слова образовалось слово «глагол»?

  • Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
  • Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
  • Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый.
  • Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

3. Игра «Четвёртое лишнее».

Внимательно посмотрите на группы слов. Найдите 4 лишнее в каждой группе, выпишите его.

  1. Грусть, печалиться , огорчение, настроение.
  2. Смех, улыбка, хохотать, радость.

– Что же лишнее? Почему? Как вы определили?

  1. Первичная проверка понимания

Упр. 371(п) – по цепочке

— С какой целью мы выполняли это упражнение? Что узнали о глаголе?

Вывод: глаголы по смыслу сочетаются не со всеми существительными.

Молодцы! Похвалите себя с помощью носиков. Напишите в воздухе слово молодец.

1. Решите лингвистическую задачку.

Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова .

  1. Ведро дало течь , и вода стала течь .
  2. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
  3. Снежное покрывало покрывало все поле.
  4. Ветер стих . Я прочитал стих.
  5. Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.

Выпишите в тетрадь 3 и 4 группу, подчеркните выделенные слова как члены предложения.

2. Игра «Кто больше?» с мячом.
Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться, изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, витийствовать (уст.), заливаться соловьем; шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др.)

— А сейчас посмотрите на доску. Прочитаем четверостишие.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)ся листвою.

— Какая картина нарисована в этом стихотворении? (Картины оживания природы после зимы). Выпишите глаголы, укажите их время, число, род (если возможно).

Физминутка ( показать действие жестами -упр.372)

— Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.

6. Индивидуальная работа на листочках.

1. Продолжите фразу:

Глагол-это часть речи, которая обозначает

б) признак действия

2. Глаголы отвечают на вопрос

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

6.Домашнее задание (для всех) – П. 49 правило, упр. 373 ( дополнительное задание по желанию)

Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

— Особенно мне понравилось……

— Мне было трудно (легко)……..

— Теперь я знаю (умею)……..

Приложение (для распечатки)

1. Продолжите фразу

Глагол-это часть речи, которая обозначает

б) признак действия

2. Глаголы отвечают на вопрос:

б)что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

1. Продолжите фразу

Глагол-это часть речи, которая обозначает

б) признак действия

2. Глаголы отвечают на вопрос:

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

1. Решите лингвистическую задачку.

Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова .

  1. Ведро дало течь , и вода стала течь .
  2. Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
  3. Снежное покрывало покрывало все поле.
  4. Ветер стих . Я прочитал стих.
  5. Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.

Выпишите в тетрадь 3 и 4 группу, подчеркните выделенные слова как члены предложения.

2. Прочитайте четверостишие .

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденет(?)ся листвою.

— Какая картина нарисована в этом стихотворении? Выпишите глаголы, укажите их время, число, род (если возможно).

— Особенно мне понравилось……

— Мне было трудно (легко)……..

— Теперь я знаю (умею)……..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Имя прилагательное как часть речи: повторение изученного в 5 классе» для 6 класса УМК М.Т.Баранова. Т.А.Ладыженской.

Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о.

Цель урока: 1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п.

Данная тема изучается в пятом классе в разделе «Морфология. Орфография. Культура речи.» Тип урока: урок изучения нового материала. В основу урока положена технология сотрудничества. В ходе .

Урок рассчитан на 2 учебных часа. Урок — игра в страну мультипликации, на котором будет предложено много творческих заданий. Урок с применением мультимедийной презентацией.

Конспект урока по русскому языку по теме»Глагол как часть речи» (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос.

Конспект урока по русскому языку «Глагол как часть речи» 5 класс.

Источник

Вводный урок русского языка в 5 классе «Понятие о глаголе»

Тема урока: Понятие о глаголе (5 класс)

обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Глагол»;

учить практическому применению знаний по теме;

вырабатывать навык самооценки знаний.

развивать навыки анализа, синтеза, сравнения лингвистических явлений;

работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников;

развивать творческие способности учащихся.

воспитывать у школьников любовь к русскому языку;

создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения

Тип урока: открытие новых знаний (вводный урок)

Ведущий метод обучения: проблемно-диалогический

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки для устной работы, карточки индивидуальных заданий, учебник.

1. Стадия вызова

Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.

Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол

Запишите тему урока «Понятие о глаголе».

Как вы думаете, что мы должны знать об этой части речи и что хотели бы узнать?

( — Что такое глагол?

— Какова роль глагола в предложении и в речи?

— Какие грамматические признаки имеет глагол?)

Молодцы! Вы самостоятельно и верно определили учебную задачу урока.

2) Стадии осмысления

А) Происхождение слова «глагол» (доска)

Кто знает, от какого слова образовалось слово глагол?

Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».

Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С .Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».

Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый. Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).

Б) Работа с учебником

Прочитать теорию в учебнике на странице 116.

1. Что из того, что вы прочитали, уже знаете, а что для вас новое? Что вы еще не знаете?

В) Продолжаем знакомиться с глаголом : упражнение «корректор» (презентация).

Прочитайте предложения? О чем они? Можно эти предложения назвать текстом?

По каким признакам мы определили, что это текст? Какое название ему можно дать?

В небе ярко _____________ звезды. Снег ____________ холодным светом. С веток деревьев _________ легкие снежинки. Вокруг ___________ мертвая тишина. И только где-то _____________ голос ночной совы.)

(В небе ярко горят звезды. Снег переливается холодным светом. С веток деревьев слетают легкие снежинки. Вокруг стоит мертвая тишина. И только где-то раздается голос ночной совы.)

1. Как изменился текст?

2. Почему неподвижная картина ожила и даже как бы зазвучала?

3. С помощью какой части речи это произошло?

Г) Глагол как одна из главных частей речи — докажем это: попробуйте описать один день с помощью глаголов (начало дается)

Светает. Звонит, просыпаюсь, встаю ,одеваюсь, проглатываю, запиваю, хватаю, бегу..
_____________________________________________________________________________

Продолжение, как вариант ( Бегу, бегу, бегу… Вхожу, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу- не знаю; знал – забыл. Звенит! Бегут, кричат, толкаются. Купил, откусил, дал откусить, проглотил. Звенит! Бежим, сел, решаю, не могу решить, заглядываю: « Дай списать!» Списываю. Звенит. Кончились!
Прибежал. Открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю…Ем, пью, моюсь, иду спать, завертываюсь, засыпаю).

Сделайте вывод, насколько необходим в речи глагол.

Д) Игра «Кто что делает?»

Е) Устная работа: расскажите, какую профессию вы хотели бы получить и почему.

Ж) Экспресс-тест на знание темы — Индивидуальная работа на листочках.

1. Продолжите фразу:

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

2. Глаголы отвечают на вопрос:

б) что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

3). Домашнее задание (для всех) – составить кластер по параграфу и уметь его объяснить

Написать мини- сочинение «Глагол – важная часть речи»

Стадия рефлексии (размышления)

Мне сегодня было интересно с вами работать, а вам? Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

— Особенно мне понравилось……

— Мне было трудно (легко)……..

— Теперь я знаю (умею)……..

Приложение (для распечатки)

1. Продолжите фразу

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

2. Глаголы отвечают на вопрос:

б)что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

1. Продолжите фразу

Глагол-это часть речи, которая обозначает:

2. Глаголы отвечают на вопрос:

б)что делать? что сделать?

в) что делать? как сделать?

3. Глаголы имеют:

4. Каким членом предложения является глагол в предложении?

5. С какой частью речи не может сочетаться глагол?

Источник

Конспект урока по теме «Глагол». 5-й класс

Класс: 5

Ключевые слова: часть речи , глагол

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цель урока: обеспечить формирование умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению.

Ход урока

1. Организационный момент

— Ребята, здравствуйте! Рада вас приветствовать на уроке русского языка!

Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались.

Кто поможет мне?

Написаны слова на доске: «начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой»

(Ответ: «С малой удачи начинается успех!»)

— Как вы понимаете эти слова?

— Я желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

(В игровой форме повторить некоторые лингвистические понятия и узнать тему урока.)

А) какая буква пишется на конце слова, имеющего значение “Кладь сена неопределенной меры”? (стоГ)

Б) часть речи, которая обозначает признак предмета (приЛагательное)

В) какая гласная пишется в корнях слов “рАстение”, “излАгать”?

Г) назовите четвертую букву алфавита. (“Г”)

Д) какая буква пишется в корне слова “мОрской?

Е) как называется буква, обозначенная [л] в слове “колодец”?

Полученное слово – глагол.

НО. сначала Повторим части речи!

Цель: вспомнить части речи.

Задание: заполните таблицу «Части речи».

Части речи делятся на … (самостоятельные и служебные)

Что делать?
что сделать?

Какой? Какая?
Какое? Чей?

Сколько? который? и др.

Кто? что? который? сколько? чей?

Как? куда? откуда? где? зачем? почему?

части речи

Какую роль выполняет в языке.

Служит для связи слов в предложении и словосочетании

Служит для связи одно-родных членов и частей сложного предложения

Вносит в предложение дополнительное значение: отрицание, вопрос, сомнение и т.д.

2. Целеполагание

— Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас подготовиться к увлекательному путешествию по стране «Глагол».

— А чтобы отправиться в путешествие, необходимо собрать чемодан.

У нас вами будет необычный чемодан – «Чемодан Знаний и Умений».

Знаний и умений, которые мы будем постепенно набирать во время урока. Вы согласны?

Активизируем знания учащихся.

Создаём проблемную ситуацию.

«Верные – неверные утверждения»

  1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Глаголы изменяются по временам, числам, падежам, лицам.
  3. Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми.

Формулирование темы, цели урока.

— Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют).

Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.

— Вы согласны. Запишите число и тему урока в тетрадь.

(Пока учащиеся записывают тему урока, им можно сообщить справочные сведения.

Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, ка­заться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

— Что бы вы хотели узнать сегодня? Опираясь на тему урока, сформулируйте цели урока (формулируют). Я их определила вот так: умения выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?

Составление «таблички». (запись в теоретическую тетрадь)

Чертим на доске овал, пишем в центре «Глагол» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают о глаголе. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

3. Усвоение новых знаний и первичное закрепление

— Нам просто необходим план нашего путешествия. Ребята, предложите, что нам нужно сделать, чтобы выполнить поставленные цели? (Вместе составляем)

План урока:

1. Найти информацию о глаголе.

2. Выполнить упражнения, чтобы научиться отличать глаголы от слов других частей речи. Согласны?

4. Работа с учебником…

Чтение параграфа… «Глагол как часть речи»

5. Тренировочно-закрепляющие упражнения…

(упражнение, которое сразу после правила…)

Цель: научиться отличать глагол от существительных.

Задание: В предложениях выделите грамматическую основу, найдите омонимы и определите, какой частью речи они выражены.

(Предложения записаны на доске..)

1. Катюша в хоре запевала, она все песни запевала.
2. Иди домой, но сначала коридор домой.
3.

В углу раздался детский плач,
И кто-то вдруг сказал: «Не плач!»

7. Физминутка…

— Прошу встать возле своих парт… Сейчас я буду называть части речи, а вы будете поднимать руки вверх… Когда я называю глагол, вы поднимаете правую руку…

Если я называю другую самост. часть речи: сущ., прилаг., наречие, числит., местоим., то вы поднимаете ЛЕВУЮ руку…

Если называю служебные части речи: предлог, союз, частицу, то вы поднимаете обе руки вверх и слегка потягиваетесь…

Задание понятно. Итак, начали…..

Я, РИСОВАТЬ, НАД, ВЛЕВО, СОЛНЫШКО, КРАСИВЫЙ, ГОВОРИЛ, ЗА, ПЯТЬ, МОЯ, РАБОТАТЬ, МЕЧТАТЬ, ЧТОБЫ, А, ЖЕЛТЫЙ, …

6. Работа по карточкам… (по вариантам)

Задание-загадка: Прочитайте четверостишье, определите автора, найдите глаголы и выпишите их, выделите окончание, укажите грамматическое значение.

1 вариант

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

2 вариант

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…

7. Самостоятельная работа… (в парах)

— А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик 5 класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника. И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

(Текст записывается на доске, или детям раздаются распечатки.)

Сказка про одуванчики.

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискри­лись, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки — одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом весе­лые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

(Работы ребята сдают для проверки учителю…На следующий урок будет редактирование работ)…

8. Подведение итога урока

— Какова была тема урока?

— Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?

— Давайте подведем итог…Что вам известно о глаголе?

— Поднимите руки те ребята, кому урок понравился…

…теперь те, кто не совсем разобрался в сегодняшней теме….

… и те, кто ничего не понял……

— Спасибо вам, ребята, за работу. Удачных, веселых каникул!

9. Домашнее задание

1).Теоретич.материал о Глаголе…

2). Написать сочинение «В стране Глаголии…»

Источник

Читайте также:  Окончания глаголов 2 лица единственного числа прошедшего времени
части речи