Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
план-конспект по русскому языку
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Прилагательное — часть речи, называющая признак предмета. Прилагательное зависит от существительного.
Прилагательные изменяются по числам, родам и падежам для согласования с существительными. Если меняется признак существительного, меняется этот же признак прилагательного.
Прилагательные могут иметь три лексико-грамматических разряда : качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные указывают признак предмета. Это может быть цвет, размер, вкус, температура, качество характера человека и т.п. Качественные прилагательные имеют следующие признаки:
• степени сравнения: добрый – добрее, более добрый (сравнит. степень) – добрейший, самый добрый (превосходная степень).
• полная и краткая формы: добрый – добр.
• формы субъективной оценки (уменьшительно-ласкательные, пренебрежительные и т.п.): добренький.
Относительные прилагательные называют признак одного предмета через отношение к другому предмету: материалу (серебро – серебряный), месту (город – городской), времени (вечер – вечерний) и т.п. Реже эти прилагательные называют признак предмета по отношению к действию (устать – усталый, спеть – спелый). Как видно из примеров, относительные прилагательные имеют только производную основу, т.к. образуются от существительных или глаголов.
Притяжательные прилагательные называют признак предмета по принадлежности человеку, реже животному. Они имеют только производную основу и образуются от существ. при помощи суффиксов ИН , ОВ, ЕВ, ИЙ (j). Например: мама – мамин; отец – отцов; тесть – тестев; лиса – лисий.
Степени сравнения прилагательных в русском языке – это лексико-грамматические категории прилагательных, которые указывают на способность признака, называемого прилагательным, проявляться в меньшей, большей или наивысшей степени. Степени сравнения присущи только качественным прилагательным.
В русском языке выделяют положительную, сравнительную и превосходную степени прилагательных.
- Положительная степень – обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками. (Примеры прилагательных положительной степени: сухой, блестящий, тихий, широкий, захватывающий ).
- Сравнительная степень – обозначает признак, который проявляется в одном предмете сильнее (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью. (Примеры прилагательных сравнительной степени: белее, чище, более глубокий, менее строгий )
- Превосходная степень – обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него. (Примеры прилагательных превосходной степени: простейший, крепчайший, самый смелый, наименее удобный ).
Образование степеней сравнения прилагательных
Как видно из таблицы, формы степеней сравнения прилагательных бывают синтетическими и аналитическими (составными).
Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.
Сухой, теплая, высокое, угловатые, умный
Простую сравнительную степень образуют прилагательные, обозначающие качественный признак:
1) путем присоединения суффиксов -ее (-ей), -е, -ше ;
2) в некоторых случаях – при помощи префикса по- и суффикса -ше(-е) .
Составная сравнительная степень образуется путем прибавления к начальной форме служебных слов более и менее .
Суше, теплее, повыше, более угловатый, менее умный
Простая превосходная степень образуется при помощи:
1) суффиксов -айш, -ейш ;
2) префикса наи- и суффиксов -ш, -ок, -ейш .
Составная превосходная степень образуется путем:
1) прибавления к начальной форме прилагательного служебных слов самый, наиболее, наименее ;
2) прибавления местоимения всех к простой форме сравнительной степени.
Теплейший, наивысший, умнейший, наиболее сухой, самый угловатый, выше всех
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных
Суффиксы имен прилагательных
Имена прилагательные пополняют словарный состав русского языка так же активно, как и имена существительные, за счет разнообразных способов морфологического образования: от основ существительных ( добрый, пластмассовый, медвежий ), прилагательных ( красно-коричневый, кисло-сладкий ), глаголов ( ходкий, обманчивый, ворчливый ). Наиболее продуктивным способом образования является суффиксальный. При этом суффиксы, как правило, употребляются в зависимости от частеречной основы. Так, от именных основ прилагательные образуются с помощью суффиксов -енн-, -онн-, -ан-(-ян-), -м-, -ий, -ов-(-ев-), -ий- и др.; от глагольных — -чив-, -нн-, -ем-, -им-, -ист- и др.
Окончания имен прилагательных
Прилагательные характеризуются тем, что они не имеют самостоятельных морфологических признаков рода, числа и падежа. Эти признаки определяются по имени существительному, с которым прилагательное сочетается, т.е. находится в связи согласования. Иными словами, значения рода, числа и падежа у прилагательного выражается синтаксически.
1. У прилагательных пишутся окончания, аналогичные окончаниям вопросительного слова какой , которое задается от имени существительного: с весел ым (как им ?) характером, о весел ом (как ом ?) характере и т.д.
а) у прилагательных мужского и среднего рода единственного числа окончания -ым (-им) в творительном падеже ( ветром как им ? свеж им , зарубежьем как им ? дальн им ) и окончания -ом (-ем) в предложном падеже ( о ветре как ом ? свеж ем , о зарубежье как ом ? дальн ем );
б) у прилагательных женского рода единственного числа окончания -ую (-юю) в винительном падеже ( дорогу как ую ? ровн ую , зарю как ую ? весенн юю ) и окончания -ою (-ею) в творительном падеже ( дорогою как ою ? ровн ою , зарею как ою ? весенн ею ).
2. В родительном падеже единственного числа прилагательных мужского и среднего рода в окончании -ого ( -его ) пишется по традиции буква г , хотя произносится в , напр.: доброго, хорошего, большого, синего.
3. Притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи (заячий, заячья, заячье, заячьи ) во всех падежах, кроме именительного и сходного с ним винительного падежа мужского рода единственного числа, пишутся с ь: медвежий, медвежьего, медвежьему, медвежьим, о медвежьем; медвежьи, медвежьих, медвежьим, медвежьи, медвежьими, о медвежьих.
Подобные прилагательные образуются от имен существительных с помощью суффикса -j- (йот), поэтому перед окончанием пишется разделительный ь как показатель этого суффикса.
4. Прилагательные загородный, междугородный, пригородный изменяются по твердой разновидности склонения и пишутся с окончаниями
-ый, -ая, -ое, -ь/е ; прилагательные иногородний, бескрайний изменяются по мягкой разновидности склонения и пишутся с окончаниями -ий, -яя, -ее, -ое (формы иногородный и бескрайный — устаревшие). Прилагательное междугородный имеет вариант междугородний .
5. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный , имеют в именительном падеже единственного числа мужского рода краткую форму на -ен : знойный — зноен, спокойный — спокоен, стройный — строен. Исключение : достойный –достоин.
Источник
Урок русского языка по теме «Разряды имен прилагательных». 6-й класс
Класс: 6
Цели урока:
- дать учащимся понятие о разрядах имен прилагательных, о переходе прилагательных из одного разряда в другой;
- сформировать навыки и умения определять разряд имен прилагательных;
- развивать орфографическую зоркость; умение рассуждать…обобщать изученный материал; делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран.
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Давайте настроимся на наш урок, улыбнемся друг другу, ведь положительные эмоции помогут нам в трудных учебных ситуациях.
2. Повторение
а) учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Имя прилагательное»
– Что называется именем прилагательным?
– Как правильно определить род, число, падеж имен прилагательных?
– Синтаксическая роль имен прилагательных.
– Назовите известные способы образования прилагательных.
1. Укажите способ словообразования выделенного в предложении прилагательного.
Мне очень понравилась Маруся, черноглазая девушка, которая сидела напротив.
а) суффиксальный
б) приставочный
в) приставочно-суффиксальный
г) сложение
2. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме «приставка + корень + суффикс + окончание
а) медовый
б) забывчивый
в) задумчивый
г) красноватый
3. Укажите имя прилагательное, строение которого соответствует схеме: «корень + суффикс + окончание
а) протяженность
б) ворчливый
в) беспечный
г) наивный
4. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в форме творительного падежа единственного числа женского рода?
а) в январские сумерки
б) майской ночью
в) возле каменного забора
г) через широкую реку
Учитель: Без прилагательных наша речь бедна и невыразительна. По частоте употребления прилагательное занимает третье место после имени существительного и глагола. Давайте прочитаем текст, в котором нет прилагательных.
Однажды невесть откуда пришла в деревеньку молодка, да такая …что кто ее ни видел, все диву давались. Глаза у ней были …, словно омуты, в которых тайна была скрыта … Иной раз так молодица глянет, словно … молнией полыхнет.
Учитель: В этом тексте отсутствуют прилагательные. Я предлагаю вам вставить в него подходящие по смыслу прилагательные. После чтения текстов, предложенных учащимися, учитель читает исходный текст.
Однажды невесть откуда пришла в деревеньку молодка, да такая, красивая и статная, что, кто ее ни видел все диву давались. Глаза у ней были необыкновенные, темные, словно омуты, в которых тайна была скрыта страшная. Иной раз так молодица глянет, словно быстрой молнией полыхнет.
Учитель предлагает выполнить следующее задание: подобрать как можно больше прилагательных к данным словам (класс делится на 3 группы):
1 группа: трава, дождь, книга, снег, улыбка.
2 группа: волосы, лица, рука, брови.
3 группа: звук, дорога, море, концерт.
После выполнения задания учитель задает вопросы о степенях сравнения имен прилагательных.
– Как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения?
– Перед вами прилагательные: белый, тонкий, сладкий, сухой, трудный, высокий. Образуйте прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Учитель: После повторения темы о степенях сравнения, я думаю, вам легко будет усвоить новую тему. Анализируя признаки, которые обозначают прилагательные, можно сказать, что они разные по значению. И вы сами убедитесь в том, что не все имена прилагательные могут иметь степени сравнения. По этим значениям прилагательные делят на 3 разряда: качественные, относительные, притяжательные.
– Как вы думаете, почему разряды получили такие названия?
После краткой беседы о значении слов, учащиеся знакомятся с новой темой (Презентация)
Качественные – называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, громадный), по возрасту (старый, молодой); по внешнему виду (угрюмый, стройный), по цвету (серый, голубой); по внутренним качествам (злой, добрый). Такие признаки могут быть в большей или меньшей степени. Качественные имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму. Вопросы: Какой? Каков?
Относительные имена прилагательные обозначают: материал, из которого сделан предмет: серебряное кольцо, глиняный горшок); указывают на признак предмета по месту (сельская местность), по назначению предмета (токарный станок), по времени его существования (зимняя стужа). (Какой? Каков?)
Эти признаки не могут проявляться в большей и меньшей степени.
Притяжательные прилагательные обозначают признак по его принадлежности по его принадлежности какому-нибудь лицу или животному (мамин платок, воронье горло) Вопросы: Каков? Чей?
4. Закрепление
Работа в группах: каждая группа работает с одним разрядом прилагательных.
1. Среди ряда словосочетаний выбрать те, которые относятся к нужному разряду.
Темное небо, летний вечер, огромный сад, лиловое небо, каменное здание, ясное небо, небольшой чемодан, утренняя прогулка, быстрый ручей, зубастая щука, козье молоко, мышиные норки, привокзальная площадь, ранняя заря, барынина кофта, снежная даль, охотничье ружье, медвежья берлога, лисья тропа, пассажирский поезд, Колин дневник, Сережино пальто, коричневое платье, интересное кино, медвежья шкура, собачья конура. январская стужа, московский вокзал, кроличье потомство, сельский сход, богатырская сила, крысиный укус, бригадирская лошадь, местная знаменитость, весенняя капель, длинная юбка, ветреный день, рыжеватый мальчик, легкий труд.
После выполнения задания проверка, подведение итогов взаимное оценивание друг друга учащимися. Учитель отмечает активных учащихся
2. Из отрывков стихотворений выпишите прилагательные, определите их разряд.
а) Востока ясное светило
На небе юное взошло
И моря синее стекло
Лучами утра озарило.
Вот милый берег! Вот она –
Обетованная страна
Вот испещренная цветами
Густой лимонной рощи сень,
Вот перед святыми воротами
Часовня…южный теплый день
Играет яркими лучами
По белым башням и стенам. (Отрывок для 1 группы)
б) И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!
Столпообразные раины,
Звонко – бегущие ручьи
По дну из камней разноцветных,
И кущи роз, где соловьи
Поют красавиц, безответных
На сладкий голос их любви
в) Веет, веет, повевает
Тихий ветр с днепровских вод,
Войско храбрых выступает
С шумной радостью в поход.
Полк за полком безбрежной степью
иль тянутся лесистой цепью,
Или несутся на рысях.
По сторонам на скакунах
Гарцуют удальцы лихие:
То быстро, как орлы степные,
Из глаз умчатся, то порой,
дразня друг друга, едут тихо,
То вскачь опять, опять стрелой –
И вдоль полков несутся лихо.
Из волшебной шкатулки учитель достает предметы и просит их описать, употребив качественные притяжательные, относительные прилагательные.
Ручка (шариковая, синяя, удобная, разноцветная и т.п.)
маркер (красный, толстый, текстовой, удобный, ученический, папин).
книга (интересная, старая, красивая, Митина, приключенческая, научная).
папка (файловая черная, нужная, директорская и т.п)
шарф (теплый, зимний, клетчатый, шерстяной, длинный и т.п.)
игрушка (детская, мягкая, пушистая, большая, это предмет дарится).
4. Запишите словосочетания и составьте предложения:
Аккуратный ученик, шоссейная дорога, срочная дорога, оранжевый цветок, срочная телеграмма, Катина коллекция.
Предложения читаются вслух. Учащиеся самостоятельно отмечают правильно построенные предложения. У доски выполняется синтаксический разбор одного предложения по выбору.
5. Предупредительный диктант
Записать предложения с притяжательными прилагательными.
Зубастой щуке в мысль пришло за кошачье приняться ремесло. В овечьи старосты у льва просился волк.
Зверолов зорко осматривал лисью тропу. Далеко в поле раздается пастуший рожок. Собачий след больше кошачьего. На деревьях было много вороньих гнезд.
Данный диктант проверяется в классе, учащиеся меняются тетрадями, выставляют друг другу оценки. Учитель по ходу обращает внимание учащихся на то, что притяжательные прилагательные образуются только от одушевленных имен прилагательных. Дополнительное задание: выписать притяжательное прилагательное, определить способ их образования.
6. Сравните данные пары словосочетаний
Свинцовые пуля – свинцовое небо; воздушные массы – воздушный пирог; собачья шерсть – собачья преданность: изумрудные серьги – изумрудная зелень; малахитовая шкатулка – малахитовые глаза: стальной прут – стальной характер; крутой берег – крутой нрав; теплый шарф – теплые отношения.
Сравните данные словосочетания: какие из них будут относительными, какие качественными?
Почему это стало возможным?
7. Подведение итогов урока
– О каких разрядах прилагательных вы узнали на уроке?
– Какие отличия между ними?
– Приведите примеры.
8. Домашнее задание: повторить теоретический материал, составить предложения с прилагательными 3 разрядов (8 предложений)
Источник