Меню

Уроки русского языка в 6 классе обобщение по теме глагол



Урок-игра «Обобщение и систематизация по теме «Глагол»», 6-й класс

Класс: 6

Обобщение и систематизация материала по теме «Глагол».

Обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол».

  • формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
  • продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность уч-ся;
  • работать над развитием речи;
  • продолжать формировать культуру учебного труда;
  • воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

поле квадратиков на полу (для игры « Крестики — нолики).

Карточки (3 цветов; жёлтый, зелёный, оранжевый),

Шаблоны палатки, костра, лодки, рыб

Карточки с гласными;

1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.

(Звучит фрагмент музыкального сопровождения телевизионной игры « Последний герой».)

У. — У нас сегодня необычный урок, наверняка, вы догадались из какой телевизионной передачи эта музыка.

(игра «Последний герой»).

— Вот и мы сегодня поиграем в эту игру. У нас тоже есть два племени.

(ставлю таблички « Барракуды», « Пеликаны»).

— В конце игры мы узнаем, какое племя самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени — самый, самый…

Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задание, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания — жетон. Кто их наберет больше, тот и победитель.

2. Итак, мы с вами попали на остров.

(муз. сопровождение: шум моря, крики чаек.)

— И первым делом — нужно построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра.

— Вам необходимо выполнить задание: составить четверостишие.

(у каждого на парте карточки со строками стихотворения)

Мы веселые ребята. В шестом классе уч…мся. Подружи(т)(ть)ся все успели. Все нам в школе нравится. (1 команде)

Никто из нас не упадет. В беде никто не пропадет. Мы в дружбу вер…м горячо. И друга чувству..м плечо. (2 команде)

3. — Без чего не сварить обед, не обогреться? (огонь).

Второе испытание — добудь огонь.

(на листочках в стихотворении записаны слова с пропущенными орфограммами). — Какой части речи эти слова? Докажите. Определите спряжение и вид глаголов, вставьте пропущенные буквы. Докажите.

(проверка с помощью карточек)

4. — Пока мы с вами строили жилище, добывали огонь, лодки унесло в море. Необходимо их скорее вернуть. А поможет нам световая дорожка.

(у ребят на партах цветные карточки с напечатанными глаголами разных наклонений).

поймал поймал бы поймай
наблюдает наблюдал бы наблюдай
победит победил бы победи

— Поднимите карточку, где записаны глаголы изъявительного наклонения (все поднимают желтые карточки), повелительного (зеленые карточки), условного (оранжевые)

— Молодцы! Вернули лодки.

5. — Пора и поесть. Давайте наловим рыбы.

Работа с текстом. (текст на доске и на партах у учащихся).

Кислая и п. лезная ягода р. стёт в б..лотах.

В Сл. пой елани немало зат. нуло в б.. .лота людей и скота. Б.. .льшой ч.. .рный пень соб.. .ра.. .т в себе лучи солнца и вот уже начинает в.. .череть. [1]

Я считаю, что это текст, а вы? Докажите.

— Из какого произведения предложения? (« Кладовая солнца» М.Пришвина)

Кто является главными героями? (Настя и Митраша).

Почему случилась беда? (ссорились).

Какой же вывод мы должны сделать, если берёмся за какое- то дело?

(Всё делать вместе, сообща, дружно, не ссориться, и тогда никто не останется один на один с бедой).

Работа над текстом.

1) Списать и вставить пропущенные буквы, знаки препинания. (Проверка с помощью карточек).
2) Я считаю, что все предложения простые, так ли это? (нет. )
3) Докажите
4) Подчеркните глаголы. Все ли они личные? Докажите.
5) В первом предложении найти слова, где звуков больше чем букв.

Работа в тетрадях.

6) Первое предложение разобрать по членам предложения, дать характеристику.
7) Морфологический разбор глаголов: Собирает (1 племя), затянуло (2 племя)

(по 1 уч-ся у доски)

6. Физминутка релаксация (« Мы на море»)

7. — Какая вода в море? (соленая) Подберите к этому слову антоним (пресная). — Кто больше наберёт пресной воды.

Читайте также:  Вопросительные предложения с глаголами действия

Источник

Повторение и обобщение знаний по теме «Глагол»

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме «Глагол»

Цель урока: обобщить и систематизировать полученные знания по теме: «Глагол»

Задачи:

1) формировать умения находить глаголы в тексте;

2)определять морфологические признаки глагола;

3) комментировать известные виды орфограмм.

1) работать над связанной речью учащихся;

2) способствовать развитию творческих способностей учащихся.

1) прививать любовь к книге;

2)развивать чувство бережного отношения друг к другу.

Оборудование : мультимедийный экран, презентация, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

— О какой части речи идёт речь?

Что без меня предметы!

Всё в действие придёт:

Люди строят здания

И хлеб в полях растёт!

— Сегодня на уроке мы повторим сведения о глаголе. Вспомним грамматические признаки глагола, правописание безударных окончаний. Роль глаголов в тексте.

1)Что такое глагол?

2) Расскажите о времени глагола.

3) Что вам известно о спряжении глагола?

4) Как отличить возвратный глагол от невозвратного?

5) От чего зависит написание гласных о-е, ы-и в суффиксах –ова -, -ева-? Какая форма глагола помогает ответить на вопрос?

6) Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Почему?

7) Расскажите, как вы определяете вид глагола? Какими способами могут образовываться глаголы совершенного вида?

8) Как может употребляться частица не с глаголами?

9) Что вы узнали о безличных глаголах?

  1. Морфологический разбор глагола.

Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымя(т,ть)ся сугробы и крыши. Руша(т,ть)ся с сосен белые водопады. Скользит по застругам ярос..тная позёмка.

Февраль л..тит на всех парусах. Гонятся вихри за санями, машинами, круж…т хороводы вокруг домов, заметают пути –дороги. Тонут в белых волнах заборы…. Завева…т, круж…т, занос…т. Свист…т, скул..т, во..т. Лепит в глаза, в спину толка..т, дышать не даёт. Тучи-снегоносы сыплют снег сверху, сугробы – снеговики веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети Круговерть от земли и до неба.

— Озаглавьте текст. Какие слова помогают вам точнее озаглавить текст?

— Определите тип и стиль текста.

— Слова какой части речи несут основную смысловую нагрузку в тексте?

– Найдите в тексте глагол совершенного вида, разберите по составу (запуталось). Определите спряжение.

— Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их написание.

  1. Самостоятельная работа по карточкам.

Задание: выписать все глаголы и определить переходность и спряжение.

1 карточка – Уже конец сентября, но ветлы еще не пожелтели . Зато из-за домов проглядывают верхушки багрово-красных листьев.

Травка, которой заросло все село, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, которые растут в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья виднеется зелень травы.

2 карточка — Вода ширилась, охватывала ненастные горизонты. Ветер рвал с крупной зыби брызги, налетал, свистал в реях и хлопал парусиновыми тентами, меж тем как матросы отвязывали и скатывали их. Ветер искал, откуда бы покрепче ударить .

1 вариант

  1. Найдите глаголы 1 спряжения:
  1. Укажите глаголы несовершенного вида:

Источник

Урок русского языка в 6 классе по теме «Обобщение по теме ГЛАГОЛ»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

В ходе урока ребята, работая в группах, строят дом глагола, который состоит из фундамента — теории, этажей — практики и коррекции, крыши — творчества.

Скачать:

Вложение Размер
obobshchenie_po_teme_gpagol.doc 45 КБ
glagol.ppt 345 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе

Цель: повторение и систематизация изученного материала по теме «Глагол».

  • закрепить полученные знания, умения и навыки по теме «Глагол».
  • развивать логическое мышление, умение работать в группе, сотрудничать, учить выполнять задания разной степени сложности.
  • воспитывать интерес к родному языку, стремление к познанию; поддерживать желание учиться.

Оборудование: фрагменты дома (теория (фундамент), практика (кирпичи), коррекция (кирпичи), творчество (крыша)), карточки с заданиями, смайлы жёлтого и голубого цвета для рефлексии, презентация.

1. Организационный момент. Мотивация

Класс заранее разделён на 4 команды.

— Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Я прошу вспомнить правила работы в группах, выбрать капитана, секретаря и контролёра. Вы видите бланки оценок: после каждого задания капитану необходимо будет поставить оценку каждому участнику.

2 . Целеполагание (Сл…)

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам глагол .

— Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить? (версии ребят)

— Сегодня, действительно, обобщающий урок по теме «Глагол». Мы уже строили дом для имени числительного и местоимения, сегодня наша цель – строительство дома для глагола.

— Что будет являться фундаментом нашего здания? – ТЕОРИЯ . (Выбирают из предложенных частей дома: теория, практика, коррекция, творчество )

3. Повторение и систематизация изученного материала

1. Задание для команд: вставьте пропущенные слова: (слайд …)

Глагол – это ………………… часть речи, которая обозначает…………………….

В предложении чаще всего глагол является ………………………………..

Изменение глагола по лицам и числам называется……………………..

Глаголы могут быть ………………… и ……………….. вида.

Существуют …. наклонения глагола: ……………., ………………… и …………………

Команды меняются листочками, взаимопроверка (слайд …)

— У вас на столах лежат бланки оценок. Я прошу за первое задание поставить оценку каждому участнику команды .

— Какой этаж логично построить следующим? Практика (слайд …)

2. Задание командам . Вставьте глаголы и выберите задание, с которым вы справитесь:

Все мы…, что самое прекрасное слово на земле – мама. Оно (звучит)… на всех языках одинаково нежно. У мамы добрые и ласковые руки, они всё (умеют)… . У мамы верное и чуткое сердце. В нем никогда не (гаснет)… любовь. Оно ни к чему не (остается)… равнодушным.

Тебе всегда нужна мать, ее ласка. Ее взгляд. Твоя любовь к матери (делает)… радостной и светлой всю твою жизнь. (По З.Воскресенской)

Задания (по выбору):

1. Определите спряжение и вид глаголов.

2. Определите вид и переходность глаголов.

3. Определите лицо и число глаголов.

Выставление каждому оценок за задание в бланки.

Быстро встали, улыбнулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.

3. Следующий этаж нашего дома – коррекция.

Почему учитель из кинофильма «Доживем до понедельника» возмутился, услышав фразу: «Я им говорю: «Не ложьте в парту», а они все ложат и ложат»?

Помогите Незнайке исправить ошибки.

Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Глаголы, кроме того, не должны убигать от существительного, а согласововатся с ним. Уж очень они много хочуть от меня. Куда это все они бежат ? Я бежу себе помочь. Вы хочете , чтобы я вам помог? Мы хочем сжечь старые листья.

Выставление оценок каждому участнику в бланки.

И крышей нашего дома является ТВОРЧЕСТВО (СЛАЙД …)

4. Задания для команд (вытягивают карточки).

1. Можно ли условное наклонение назвать «мечтательным»? Свой ответ обоснуйте.

2. Если бы глагол был человеком, как бы он выглядел? Нарисуйте.

4. Синквейн о глаголе

Выставление оценок каждому участнику группы.

4. Подведение итогов

— Это было последним заданием на урок, и я прошу капитанов выставить итоговую оценку каждому участнику команды в бланк оценок.

— Мы сегодня построили дом глагола, повторили и теорию, и практику, проявили себя в творчестве. Мне ваша работа на уроке очень понравилась, если вам также было интересно, я прошу поднять желтый смайл, если вам было скучно, неинтересно, прошу поднять голубой кружок.

5. Домашнее задание. (Слайд …)

Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве части речи. У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу в гости, песни пели, танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости.

Собрали части речи совет старейшин. Послали к дяденьке Глаголу Существительное, чтобы узнать, в чём же дело…

Если осталось время, исправляем речевые ошибки

Ляжь в постель. Бежи скорее к врачу. Ставайте за мной, я последний. Не ложи локти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня теплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает — расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам ……… глагол !

ТЕОРИЯ Глагол – это ………………… часть речи, которая обозначает………… В предложении чаще всего глагол является …………… Изменение глагола по лицам и числам называется………… Глаголы могут быть ………………… и ……………….. вида. Существуют …. наклонения глагола: ……………., ………………… и ………… самостоятельная действие сказуемым спряжением совершенного несовершенного 3 изъявительное, повелительное условное.

Все мы …, что самое прекрасное слово на земле – мама . Оно … на всех языках одинаково нежно. У мамы добрые и ласковые руки, они всё ….. . У мамы верное и чуткое сердце. В нем никогда не … любовь. Оно ни к чему не … равнодушным. Тебе всегда нужна мать, ее ласка, её взгляд. Твоя любовь к матери … радостной и светлой всю твою жизнь. (По З.Воскресенской) ПРАКТИКА

Задания (по выбору): Определите спряжение и вид глаголов. 2. Определите вид и переходность глаголов . 3. Определите лицо и число глаголов.

спря- жение вид переход-ность число лицо знаем 1 несов. перех. мн. 1 звучит 2 несов. неперех. ед. 3 умеют 1 несов. неперех. мн. 3 не гаснет 1 несов. неперех. ед. 3 не остается 1 несов. неперех. ед. 3 делает 1 несов. перех. ед. 3

КОРРЕКЦИЯ Помогите Незнайке исправить ошибки Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий. Глаголы, кроме того, должны не убигать от существительного, а согласововатся с ним. Уж очень они много хочуть от меня. Куда это все они бежат? Я бежу вам помочь. Вы хочете, чтобы я вам помог? Мы хочем сжечь старые листья.

САМОПРОВЕРКА Если вы хотите использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захочет говорящий. Глаголы, кроме того, должны не убегать от существительного, а согласовываться с ним. Уж очень они много хотят от меня. Куда это все они бегут ? Я бегу вам помочь. Вы хотите , чтобы я вам помог? Мы хотим сжечь старые листья.

ТВОРЧЕСТВО Можно ли условное наклонение назвать «мечтательным»? Свой ответ обоснуйте. 2. Если бы глагол был человеком, как бы он выглядел? Нарисуйте. 3. Ребусы 4. Синквейн о глаголе

И Р ем Я Д Ребусы

Продолжите сказку Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве части речи. У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу в гости, песни пели, танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости. Собрали части речи совет старейшин. Послали к дяденьке Глаголу Существительное, чтобы узнать, в чём же дело… ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме «Глагол».

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой.

Приложение к уроку русского языка 6 класс тема «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола».

Презентация к уроку русского языка 6 класс тема «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола». УмК Бабайцевой.

Конспект урока русского языка УМК «Планета знаний » Взаимосвязь подлежащего и сказуемого» 3 класс.

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос.

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий.

Источник