Меню

Уроки в 6 классе по теме качественные прилагательные



Урок русского языка в 6-м классе «Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

Цель: знать о делении прилагательных на три разряда;
о признаках качественных прилагательных;
уметь находить качественные прилагательные;
определять их синтаксическую роль.

1. Сообщение цели.

2. Слово учителя.

Зима приходит ненароком
По всем статьям, беря свое,
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, — нет ее!
И вдруг, однажды спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь «скатерть-самобранку» —
Везде, вокруг, белым-бело…
( С.Михалков)

С.Михалков в этом стихотворении, как и А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин», изобразил наступление запоздавшей зимы, которую мы ждем в этом году. Поэтому разряды имен прилагательных будем изучать по текстам, изображающим русскую зиму.

3. Чтение стихотворения Ивана Захаровича Сурикова «Зима».
(Индивидуальное задание Соломатина А.)

Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели.
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен –
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

4. Синтаксический разбор предложения (из прочитанного стихотворения).

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное).

5. Выпишите из данного предложения прилагательные и образуйте от них простую и составную формы сравнительной и превосходной степени.

Белый (белее, более белый; белейший, самый белый).
Пушистый (пушистее, более пушистый; —— ; самый пушистый).

6. Объяснение нового материала (работа по таблице).

РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ

КАЧЕСТВЕННЫЕ
(образуют степень сравнения)
какой?
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
(не образуют степень сравнения)
какой?
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ (обозначают принадлежность лицу или животному)
чей?
холодный
1) холоднее,
более холодный,
самый холодный

2) холоден, холодны

3) очень (чрезвычайно, слишком) холодный

4) холодный — холодный

5) неяркий

снежный (материал)

зимний (время)

волчий (след)

мамина (сумка)

— Как называются прилагательные, которые образуют степень сравнения?
— Как называются прилагательные, которые не образуют степени сравнения?
— Как называются прилагательные, которые обозначают принадлежность лицу или животному?

7. Чтение §50(по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григоряна, И.И.Кулибабы) и продолжение работы по таблице.
-Какие признаки имеют качественные прилагательные?
-Продемонстрируйте эти признаки примерами из таблицы.

8. Слово учителя.
Давайте посмотрим фотографии с зимними пейзажами, чтобы увидеть необыкновенную красоту русской природы. (Демонстрация фотографий и прослушивание отрывка из песни «Три белых коня».)

9. Творческий диктант по тексту.

Задание. Вставьте в текст на месте скобок подходящие по смыслу имена прилагательные. Подчеркните как член предложения качественные прилагательные.

Здравствуй, гостья зима!

Мы вышли из школы на прогулку. Взглянули кругом и увидели, что земля покрыта (мягким, серебристым, пушистым) снегом. Только кое-где можно заметить еще (черные, темные) пятна земли.
Вверху над нами (хмурое, зимнее) небо. Оно покрыто (небольшими серовато-белыми) облаками. Только в одном месте проглядывает (узенькая) полоса голубого (чистого) неба.
Входим в лес. Деревья разукрашены (прихотливыми) узорами инея, кое-где на ветвях желтеют (осенние) листья. Ели и сосны выделяются своим (зеленым) убранством. (Глубокую) тишину леса нарушают наши голоса. (Чистый зимний) воздух бодрит нас. Мы играем в снежки, бегаем, кувыркаемся.
Впереди еще настоящая зима с ее (жгучими) морозами, (сильными) ветрами, (снежными) заносами, но мы рады ее приходу!

-Чтение текста учеником (индивидуальное задание).
-Какие из вставленных прилагательных относятся к разряду качественных?

10. Чтение сочинения о приходе зимы. (Индивидуальное задание Вострикова Ю.) (Смотри приложение 1)
Задание. Выписать из текста качественные прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.

11. Работа по тексту «Зимний лес».

Задание. Выпишите из текста словосочетания «качественное прилагательное + существительное (главное слово)» и письменно объясните правописание окончаний имен прилагательных.

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.
Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьется след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!

12. Подведение итогов.

Какие прилагательные являются качественными?

Источник

урок русского языка по теме: «Качественные имена прилагательные»

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ п. Молодежный Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме: «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные».

Подготовила: Сизова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

2018-2019 учебный год

Тема:Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Цели урока:1. Организовать наблюдение за семантико-грамматическими особенностями качественных прилагательных;

2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-грамматического анализа;

3. Выяснить стилистические функции качественных имен прилагательных.

обучающие: продолжить изучение имени прилагательного как самостоятельной части речи; познакомить с разрядами прилагательных; дать понятие качественных прилагательных, выяснить, по какому признаку характеризуют предмет качественные имена прилагательные;

развивающие: развивать логическое умение анализировать, сравнивать с опорой на познавательный интерес и творческий подход при изучении темы;

воспитательные: воспитывать чувство меры и эстетический вкус посредством творческих заданий; работать над формированием культуры поведения во время ответов учащихся

Тип урока: урок « открытия» новых знаний

Методы: исследовательский, частично-поисковый, здоровьесбережение, ИКТ.

Приёмы: анализ, сравнение, наблюдение.

Формы деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Уже звонок нам дал сигнал:

Громко многое сказал.

И мы время не теряем,

И к работе приступаем!

2.Эмоциональная подготовка класса к работе. Психологический настрой на урок.

А чтоб легче всем училось,

Неприятность не случилась,

Подарите мне улыбку,

А ещё соседу, другу,

Я дарю улыбку вам,

И успех придёт к нам сам!

3.Мотивация учебной деятельности. Работа с листом самооценки. (Приложение № 1)

Объявление темы. Ребята, прослушайте шуточное стихотворение

Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю. (О.Головко)
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный. (О.Головко) –КАЧЕСТВЕННЫЕ

Какие прилагательные вы услышали в тексте?

На что они указывают?

О каких прилагательных мы с вами будем говорить?

Итак, сформулируйте тему нашего урока

— Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомиться с именем прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению.

Тетрадь свою я открываю,

Под наклоном положу.

Сяду ровно, не сгибаясь,

Ручку правильно держу

И внимательно пищу.

— Запишите сегодняшнее число, тему урока.(Слайд № 1)

— Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны «вынести» из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)

Постановка проблемных вопросов:

По каким признакам отличать качественные имёна прилагательные от других разрядов по значению?

Какова роль качественных имён прилагательных в речи?

4.Объяснение нового материала.

— Как вы думаете, все ли имена прилагательные образуют степени сравнения, краткую форму, сложные прилагательные , сочетаются со словом очень?

Для того чтобы правильно ответить на эти вопросы, проведем небольшое исследование.

— Перед вами слова. ( Слайд №

Добрый (человек) Осенний (дождь)

Ласковый (котёнок), медвежья ( берлога)

Горячий (кофе). степные (животные)

— Докажите, что это имена прилагательные.

Ответы детей: Имена прилагательные употребляются при именах существительных и согласуются с ними, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное. Согласуясь с существительными, они изменяются по числам, а в единственном числе и по родам; в обоих числах изменяются по падежам

Работа в парах .( Слайд №

1 пара: образуйте краткую форму (Если возможно) имен прилагательных

2 пара: образуйте степени сравнения (простую форму сравнительной степени и простую форму превосходной степени прилагательных (если возможно)

3 пара: образуйте антонимические пары прилагательного (если возможно)

Какие прилагательные оказались лишними?

На какой признак (качество) предмета указывают остальные «нелишние» прилагательные?

Добрый (человек) на внутренние качества человека;

Горячий (кофе) на температуру

Ласковый (котенок) на внутренние качества

Эти прилагательные обозначают:

1. различные качества,

2. образуют степени сравнения,

3. сочетаются со словами очень, весьма,

4. образуют антонимические пары;

5. образуются сложные прилагательные путем повтора.

Итак, прилагательные, которые указывают на качество предмета, т.е. такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени, называются качественными.

Ребята, по значению и грамматическим особенностям имена прилагательные делятся на три группы: качественные, относительные, притяжательные. Об этом мы с вами говорили.

Но наша задача – уточнить признаки только качественных прилагательных качественных имен прилагательных.

Сравните с теоретическим материалом, представленным в вашем учебнике.(чтение теории подготовленным учеником) стр 16 п.58

-Какая информация для вас новая ?

-Чему вы должны научиться на уроке?( ответы детей: научиться определять качественные прилагательные, находить их в тексте)

Практическая деятельность. (Слайд №

Работа в группах

Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам.

2. Мама — ласковая,….

Проверь себя (Слайд №

Добрая, трудолюбивая, умная.

Нежная, красивая, заботливая.

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Поэтическая страничка (Слайд № Кто больше назовет…

3. Картины художников

в названиях которых присутствуют прилагательные?

Раз — нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы нам его достать , нужно на носочки встать

Самостоятельная работа (с проверкой)

( упражнение 326 учебник)

2.О чем говорится в тексте? Какова тема?

Как можно озаглавить текст? (Морозное утро..)

3.Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните имена прилагательные как члены предложения

4.Каким членом предложения являются имена прилагательные?

5. Синтаксический разбор предложения у доски ( Женя)

6. Проверка со слайда (заполнить лист самооценки)

— А теперь, давайте немного поиграем

7.Включение в систему знаний и повторений.

Игра «Найди лишнего».

Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если это качественное прилагательное.

Веселый,глупый, березовый, умный,ловкий, деревянный, добрый,холодный, стеклянный, радостный, волчий, стойкий, свежий, осенний.

Сдедующая игра — «Подари предмету признак». (Слайд №

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше качественных прилагательных к предложенным существительным.

1 –я группа: степь (широкая, раздольная, привольная, бескрайняя..)

2-я группа: небо (голубое, бездонное, огромное…

3-я группа: снег (пушистый, легкий, мягкий,белый..

-А теперь, я предлагаю вам составить синквейн (работаем в группе) Слайд №

Работа с тестом

В каком ряду все имена прилагательные в словосочетаниях относятся к разряду качественных?

1) известный спортсмен, книжный шкаф, лисья нора;

2) Высокий мальчик, трусливое поведение, горячий чай.

2. Какое имя прилагательное не сочетается со словами очень, весьма?

3. Какое имя прилагательное не имеет краткой формы?

4. В названии каких произведений есть качественные имена прилагательные?

1) «Утиная охота» (пьеса А. Вампилова)

2) «Белый пудель» (рассказ А. Куприна)

3) «Абрикосовое варенье» (рассказ А. Солженицына)

4) «Весёлая азбука» ( стихотворение С.Я. Маршака)

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок!

Закончите начатое предложение. Качественные прилагательные обозначают …

Перечислите отличительные признаки качественных имен прилагательных…

Домашнее задание (Оценки за урок)

Опишите какой – либо уголок вашей местности (у.342)

Доп материал: (у доски)

От прилагательных белый

Мягкий образуйте краткую форму, сложные прилагательные, антонимы -какие это прилагательные?

Источник

Читайте также:  Словарный диктант 20 слов с орфограммами прилагательных