Устно образуй прилагательные от основ существительных — названий месяцев. Какой суффикс ты будешь использовать?
Ответы
ответ к заданию по физике
Новая система управления
Формировалось большое и влиятельное чиновничье сословие, которое руководило государством от имени монарха
Правители и аппарат управления влияли на развитие производства и торговли единой страны.
Новые виды налогов, исключительное право на продажу соли.
Правители и главы католической церкви покровительствовали деятелям искусства.
Великий князь и государь всея Руси Иван III (1462-1505) – безграничная власть
1497 г. принят общероссийский свод законов – Судебник
Государство вмешивалось во все сферы жизни, определяло их развитие.
Новая система управления (старомосковское боярство + бывшие удельные князья + литовские князья и татарские ханы)
Герб государства двуглавый орел – символ Византийской империи (объединение под властью Рюриковичей огромного многонационального государства)
ответ к заданию по русскому языку
Источник
«Занимательный русский язык «
Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе
свидетельство каждому участнику
скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)
1. Запиши глаголы столбиком. Рядом с каждым глаголом напиши родственное ему существительное, которое образовано от основы этого глагола. Получаются пары однокоренных слов.
Отказать – отказ,
отварить – отвар,
скрипеть – скрип,
кормить – корм,
смотреть – смотр,
укорять – укор,
плясать – пляс,
платить – плата,
уморить – умора,
кричать – крик
Правда ли, что у существительных, образованных от основ первых семи глаголов нулевое окончание? А какое окончание у слов, образованных от основ глаголов на цветном фоне? Чем интересен корень в последней паре слов? Какая орфограмма есть во всех глаголах? Являются ли существительные проверочными словами?
У образовавшихся слов м.р. – нулевое окончание, а у слов ж.р. – на розовом фоне – окончание «-а».
В последней паре слов (кричать – крик) происходит чередование согласных в корне.
В упражнении обнаруживается общая для всех пар родственных слов закономерность: безударный гласный в корне (в данном случае в корне глагола) можно проверить, поставив его под ударение в родственных словах (в данном случае – в отглагольных существительных).
Устно образуй от основ глаголов прилагательные с помощью суффикса -лив-.
Обрати внимание на два последних слова – в них есть чередование согласных в корне слова: [ч’]/[к]; [ж]/[г]. Это чередование – видимое или невидимое на письме?
Это чередование видимое на письме.
А теперь сделай задание письменно и понаблюдай, в каких случаях при образовании нового слова ты отбрасывал(а) глагольный суффикс (-а-, -е-, -и-), входящий в основу, а в каких случаях не отбрасывал(а)?
Вызывает ли затруднение написание суффикса -лив-? Почему «нет»? Поставь в словах с этим суффиксом ударение, подтвердив своё мнение.
В данных словах в суффиксе «-лив-» гласный находится под ударением.
3. Устно образуй от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -лив-.
1. Дождь – дождливый, трус – трусливый, счастье – счастливый.
2. Непоседа – непоседливый, забота – заботливый, талант – талантливый, зависть – завистливый, жалость – жалостливый, совесть – совестливый, засуха – засушливый, неряха – неряшливый.
Какой же звук не произносится? Проверь себя по словарю «Произноси правильно».
Если корень получившихся прилагательных оканчивается на -СТ, то в данном случае согласный звук -Т не произносится (слова: счастливый, завистливый, жалостливый, совестливый).
В какой группе прилагательных – первой или второй – суффикс -лив- под ударением? В какой – безударный?
Как ты думаешь, можно ли с помощью слов из первой группы (где гласный в суффиксе стоит под ударением) проверить слова из второй группы (в которых гласный в суффиксе безударный)?
Слова с суффиксом «-лив-» поделены в этом упражнении на две группы: в первой гласный в этом суффиксе стоит под ударением, во второй группе слов этот гласный – в безударной позиции.
Таким образом, можно использовать слова первой группы для проверки слов из второй группы.
4. Вернись к упражнению 3. Образуй письменно прилагательные с помощью суффикса -лив- от основ существительных, записанных под цифрой 2. Какая особенность есть в корнях слов, выделенных жирным шрифтом?
2. Непоседа – непоседливый, забота – заботливый, талант – талантливый, зависть – завистливый, жалость – жалостливый, совесть – совестливый, засуха – засушливый, неряха – неряшливый.
В корнях пар слов засуха – засушливый; неряха – неряшливый есть чередование согласных.
5. Устно образуй от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -ист-.
ил /и́ст/ ый гли́н /ист/ ый
скал /и́ст/ ый морщи́н /ист/ ый
холм /и́ст/ ый болóт /ист/ ый
пятн /и́ст/ ый мозóл /ист/ ый
плеч /и́ст/ ый пружи́н /ист/ ый
голос /и́ст/ ый зади́р /ист/ ый
куст /и́ст/ ый хулигáн /ист/ ый
камен /и́ст/ ый обры́в /ист/ ый
дупл /и́ст/ ый
ворс /и́ст/ ый
Запиши прилагательные в два столбика так, чтобы написание суффикса в словах правого столбика можно было проверить словами из левого столбика. Суффикс выдели.
Образец: тен/и́ст/ый – ухáб/ист/ый
Источник
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 54. Способы образования имён прилагательных
Вопросы, рассматриваемые на уроке
- способы образования имён прилагательных.
- делать разбор по составу имён прилагательных;
- оценивать результаты своей деятельности.
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.
Словосложение – способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Способы образования имён прилагательных видео-урок
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Разберите по составу несколько имён прилагательных.
бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый
Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.
Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.
Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.
Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.
Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.
Словосложение – способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.
Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.
Проверьте себя по эталону:
Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.
- От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.
- Распределите имена прилагательные в три столбика.
- Распределите имена прилагательные в три столбика.