Меню

устно образуй прилагательные от основ существительных названий месяцев



Устно образуй прилагательные от основ существительных — названий месяцев. Какой суффикс ты будешь использовать?

Ответы

ответ к заданию по физике

Новая система управления

Формировалось большое и влиятельное чиновничье сословие, которое руководило государством от имени монарха

Правители и аппарат управления влияли на развитие производства и торговли единой страны.

Новые виды налогов, исключительное право на продажу соли.

Правители и главы католической церкви покровительствовали деятелям искусства.

Великий князь и государь всея Руси Иван III (1462-1505) – безграничная власть

1497 г. принят общероссийский свод законов – Судебник

Государство вмешивалось во все сферы жизни, определяло их развитие.

Новая система управления (старомосковское боярство + бывшие удельные князья + литовские князья и татарские ханы)

Герб государства двуглавый орел – символ Византийской империи (объединение под властью Рюриковичей огромного многонационального государства)

ответ к заданию по русскому языку

Источник

«Занимательный русский язык «

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

1. Запиши глаголы столбиком. Рядом с каждым глаголом напиши родственное ему существительное, которое образовано от основы этого глагола. Получаются пары однокоренных слов.

Отказать – отказ,
отварить – отвар,
скрипеть – скрип,
кормить – корм,
смотреть – смотр,
укорять – укор,
плясать – пляс,
платить – плата,
уморить – умора,
кричать – крик

Правда ли, что у существительных, образованных от основ первых семи глаголов нулевое окончание? А какое окончание у слов, образованных от основ глаголов на цветном фоне? Чем интересен корень в последней паре слов? Какая орфограмма есть во всех глаголах? Являются ли существительные проверочными словами?

У образовавшихся слов м.р. – нулевое окончание, а у слов ж.р. – на розовом фоне – окончание «-а».

В последней паре слов (кричать – крик) происходит чередование согласных в корне.

В упражнении обнаруживается общая для всех пар родственных слов закономерность: безударный гласный в корне (в данном случае в корне глагола) можно проверить, поставив его под ударение в родственных словах (в данном случае – в отглагольных существительных).

Устно образуй от основ глаголов прилагательные с помощью суффикса -лив-.

Читайте также:  образуйте от данных слов имена существительные называющие людей

Обрати внимание на два последних слова – в них есть чередование согласных в корне слова: [ч’]/[к]; [ж]/[г]. Это чередование – видимое или невидимое на письме?

Это чередование видимое на письме.

А теперь сделай задание письменно и понаблюдай, в каких случаях при образовании нового слова ты отбрасывал(а) глагольный суффикс (-а-, -е-, -и-), входящий в основу, а в каких случаях не отбрасывал(а)?

Вызывает ли затруднение написание суффикса -лив-? Почему «нет»? Поставь в словах с этим суффиксом ударение, подтвердив своё мнение.

В данных словах в суффиксе «-лив-» гласный находится под ударением.

3. Устно образуй от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -лив-.

1. Дождь – дождливый, трус – трусливый, счастье – счастливый.

2. Непоседа – непоседливый, забота – заботливый, талант – талантливый, зависть – завистливый, жалость – жалостливый, совесть – совестливый, засуха – засушливый, неряха – неряшливый.

Какой же звук не произносится? Проверь себя по словарю «Произноси правильно».

Если корень получившихся прилагательных оканчивается на -СТ, то в данном случае согласный звук -Т не произносится (слова: счастливый, завистливый, жалостливый, совестливый).

В какой группе прилагательных – первой или второй – суффикс -лив- под ударением? В какой – безударный?

Как ты думаешь, можно ли с помощью слов из первой группы (где гласный в суффиксе стоит под ударением) проверить слова из второй группы (в которых гласный в суффиксе безударный)?

Слова с суффиксом «-лив-» поделены в этом упражнении на две группы: в первой гласный в этом суффиксе стоит под ударением, во второй группе слов этот гласный – в безударной позиции.

Таким образом, можно использовать слова первой группы для проверки слов из второй группы.

4. Вернись к упражнению 3. Образуй письменно прилагательные с помощью суффикса -лив- от основ существительных, записанных под цифрой 2. Какая особенность есть в корнях слов, выделенных жирным шрифтом?

2. Непоседа – непоседливый, забота – заботливый, талант – талантливый, зависть – завистливый, жалость – жалостливый, совесть – совестливый, засуха – засушливый, неряха – неряшливый.

В корнях пар слов засуха – засушливый; неряха – неряшливый есть чередование согласных.

5. Устно образуй от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -ист-.

Читайте также:  существительное отвечает на вопросы чего

ил /и́ст/ ый гли́н /ист/ ый
скал /и́ст/ ый морщи́н /ист/ ый
холм /и́ст/ ый болóт /ист/ ый
пятн /и́ст/ ый мозóл /ист/ ый
плеч /и́ст/ ый пружи́н /ист/ ый
голос /и́ст/ ый зади́р /ист/ ый
куст /и́ст/ ый хулигáн /ист/ ый
камен /и́ст/ ый обры́в /ист/ ый
дупл /и́ст/ ый
ворс /и́ст/ ый

Запиши прилагательные в два столбика так, чтобы написание суффикса в словах правого столбика можно было проверить словами из левого столбика. Суффикс выдели.
Образец: тен/и́ст/ый – ухáб/ист/ый

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 54. Способы образования имён прилагательных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • способы образования имён прилагательных.
  • делать разбор по составу имён прилагательных;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Читайте также:  форма слова имени существительного 4 класс

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Способы образования имён прилагательных видео-урок

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Разберите по составу несколько имён прилагательных.

бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый

Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.

Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.

Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.

Проверьте себя по эталону:

Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.

  1. От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.

Проверьте себя по эталону:

Алёшин

Селькин

Егоров

Галкин

Горина

Большова

Быстрова

Беседина

Кольцов

Огурцов

Рощин

Правдин

  1. Распределите имена прилагательные в три столбика.

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Образованы при помощи суффикса

Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.

Проверьте себя по эталону:

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Источник

Устно образуй прилагательные от основ существительных названий месяцев



Устно образуй прилагательные от основ существительных названий месяцев с суффиксом ск . январь , февраль , апрель , май , июнь , июль , сентябрь , октябрь , ноябрь , декабрь . запиши пять словосочетаний подряд ( полученное прилагательное + подходящее по смыслу существительное из списка ) , меняя форму прилагательных . список существительных : морозы , жара , ветер , утро , прохлада , ночь , каникулы , праздники , вечер , холод . не повторятся

Ответы

духовная жажда — это сильное желание человека. когда вы готовы ради него рискнуть всем. духовная жажда выше самой жизни — человек может за нее умереть. желаний много — духовная жажда может быть только одна, так как она требует всей вашей энергии без остатка. жажда забирает вас целиком, со всем, что в вас есть.жажда — это искание, эта высшая тревога.

духовная жажда – драгоценный и мучительный дар, данный на земле человеку. драгоценный, потому что влекущий всегда человека ввысь, не ему успокоиться в одном животном счастье, приобщающий его высшим, ни с чем не сравнимым радостям; мучительный, потому что так часто противоречащий его земным, низким инстинктам, делающий всю его жизнь борьбой, исканьем, тревогой.

1. свободные вечера офицеры проводили за шахматами, командир тоже коротал время за настольной игрой.

2. то же самое можно было бы рассказать о лейтенанте, но он не решился.

3. все были в окопах, командир также находился в убежище.

4. было еще темно, в то же время на горизонте уже медленно появлялось солнце.

5. нельзя ли мне , чтобы я не ударил в грязь лицом на выступлении?

Источник

«Занимательный русский язык «

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

1. Запиши глаголы столбиком. Рядом с каждым глаголом напиши родственное ему существительное, которое образовано от основы этого глагола. Получаются пары однокоренных слов.

Отказать – отказ,
отварить – отвар,
скрипеть – скрип,
кормить – корм,
смотреть – смотр,
укорять – укор,
плясать – пляс,
платить – плата,
уморить – умора,
кричать – крик

Правда ли, что у существительных, образованных от основ первых семи глаголов нулевое окончание? А какое окончание у слов, образованных от основ глаголов на цветном фоне? Чем интересен корень в последней паре слов? Какая орфограмма есть во всех глаголах? Являются ли существительные проверочными словами?

У образовавшихся слов м.р. – нулевое окончание, а у слов ж.р. – на розовом фоне – окончание «-а».

В последней паре слов (кричать – крик) происходит чередование согласных в корне.

В упражнении обнаруживается общая для всех пар родственных слов закономерность: безударный гласный в корне (в данном случае в корне глагола) можно проверить, поставив его под ударение в родственных словах (в данном случае – в отглагольных существительных).

Читайте также:  по подсчетам ученых глагол занимает второе место после существительного егэ

Устно образуй от основ глаголов прилагательные с помощью суффикса -лив-.

Обрати внимание на два последних слова – в них есть чередование согласных в корне слова: [ч’]/[к]; [ж]/[г]. Это чередование – видимое или невидимое на письме?

Это чередование видимое на письме.

А теперь сделай задание письменно и понаблюдай, в каких случаях при образовании нового слова ты отбрасывал(а) глагольный суффикс (-а-, -е-, -и-), входящий в основу, а в каких случаях не отбрасывал(а)?

Вызывает ли затруднение написание суффикса -лив-? Почему «нет»? Поставь в словах с этим суффиксом ударение, подтвердив своё мнение.

В данных словах в суффиксе «-лив-» гласный находится под ударением.

3. Устно образуй от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -лив-.

1. Дождь – дождливый, трус – трусливый, счастье – счастливый.

2. Непоседа – непоседливый, забота – заботливый, талант – талантливый, зависть – завистливый, жалость – жалостливый, совесть – совестливый, засуха – засушливый, неряха – неряшливый.

Какой же звук не произносится? Проверь себя по словарю «Произноси правильно».

Если корень получившихся прилагательных оканчивается на -СТ, то в данном случае согласный звук -Т не произносится (слова: счастливый, завистливый, жалостливый, совестливый).

В какой группе прилагательных – первой или второй – суффикс -лив- под ударением? В какой – безударный?

Как ты думаешь, можно ли с помощью слов из первой группы (где гласный в суффиксе стоит под ударением) проверить слова из второй группы (в которых гласный в суффиксе безударный)?

Слова с суффиксом «-лив-» поделены в этом упражнении на две группы: в первой гласный в этом суффиксе стоит под ударением, во второй группе слов этот гласный – в безударной позиции.

Таким образом, можно использовать слова первой группы для проверки слов из второй группы.

4. Вернись к упражнению 3. Образуй письменно прилагательные с помощью суффикса -лив- от основ существительных, записанных под цифрой 2. Какая особенность есть в корнях слов, выделенных жирным шрифтом?

2. Непоседа – непоседливый, забота – заботливый, талант – талантливый, зависть – завистливый, жалость – жалостливый, совесть – совестливый, засуха – засушливый, неряха – неряшливый.

В корнях пар слов засуха – засушливый; неряха – неряшливый есть чередование согласных.

5. Устно образуй от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -ист-.

ил /и́ст/ ый гли́н /ист/ ый
скал /и́ст/ ый морщи́н /ист/ ый
холм /и́ст/ ый болóт /ист/ ый
пятн /и́ст/ ый мозóл /ист/ ый
плеч /и́ст/ ый пружи́н /ист/ ый
голос /и́ст/ ый зади́р /ист/ ый
куст /и́ст/ ый хулигáн /ист/ ый
камен /и́ст/ ый обры́в /ист/ ый
дупл /и́ст/ ый
ворс /и́ст/ ый

Читайте также:  алазани какой род существительного

Запиши прилагательные в два столбика так, чтобы написание суффикса в словах правого столбика можно было проверить словами из левого столбика. Суффикс выдели.
Образец: тен/и́ст/ый – ухáб/ист/ый

Источник

Устно образуй прилагательные от основ существительных названий месяцев

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Приведём верное объяснение:

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме причастия пишется одна буква -Н-.

3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от последующего суффикса.

4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 54. Способы образования имён прилагательных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • способы образования имён прилагательных.
  • делать разбор по составу имён прилагательных;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Читайте также:  составьте и запишите словосочетания по схеме прилагательное плюс существительное

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Способы образования имён прилагательных видео-урок

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Разберите по составу несколько имён прилагательных.

бес-снеж-н-ый бел-о-снеж-н-ый

Подумайте, как образовались эти и другие имена прилагательные.

Существует четыре способа образования имён прилагательных. Рассмотрим все способы.

Суффиксальный способ – способ образования слов, когда к основе прибавляется суффикс. Например: гость – гостевой, зерно – зернистый.

Приставочный способ – способ образования новых слов, когда к основе имени прилагательного прибавляется приставка. Например: последний – предпоследний, полярный – заполярный.

Приставочно-суффиксальный способ – способ образования новых слов, когда к основе одновременно присоединяются приставка и суффикс. Например: море – заморский, победить – непобедимый, думать – бездумный.

Словосложение способ образования новых слов, когда происходит сложение двух или более основ. Например: дружба + любить = дружелюбный, нефть + газ + носить = нефтегазоносный.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей?, образуются от имён существительных, которые обозначают животных и человека при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й). Образуйте несколько имён прилагательных.

Лиса – лисий, отец – _____________, мама – _____________, девица – _____________, птица – _____________, рыба – _____________, волк – _____________, сын – _____________, дочь – _____________.

Проверьте себя по эталону:

Лиса – лисий, отец – отцов, мама – мамин, девица – девичий, птица – птичий, рыба – рыбий, волк – волчий, сын – сыновний, дочь – дочерний.

  1. От каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы? Выделите суффикс. Обратите внимание! Тут прилагательные «работают» собственными именами существительными, это фамилии.

Проверьте себя по эталону:

Алёшин

Селькин

Егоров

Галкин

Горина

Большова

Быстрова

Беседина

Кольцов

Огурцов

Рощин

Правдин

  1. Распределите имена прилагательные в три столбика.

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Образованы при помощи суффикса

Ненадёжный, Володин, голосистый, опасный, глинистый, папин, львиный, коварный, гостевой, талантливый, узловатый, тенистый, сероватый.

Проверьте себя по эталону:

Образованы при помощи суффиксов -ин, -ов (-ев), -ий (-й).

Источник