Меню

Узнать для чего глаголу род



Категория рода глагола

Род — это словоизменительная грамматическая категория глагола, представленная в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения и выполняющая следующие три функции: 1) указание на грамматический род существительного, с которым глагол координируется (формы м.р., ж.р., ср.р.); 2) обозначение пола лица — носителя процессуального признака (формы м.р. и ж.р.); 3) представление процессуального признака как безличного (формы ср.р.). В спрягаемых формах средством выражения м.р. является нулевое окончание (замерз, сел бы), ж.р. — окончание (замерзла, села бы), ср.р. — окончание —о (замерзло, село бы), во мн.ч. глагольные формы не характеризуются по признаку рода (Мальчики, девочки читали; Дожди, грозы прекратились бы).

Родовая глагольная форма соответствует грамматическому роду наименования носителя процессуального признака, если этот носитель представляет собой предмет или явление (машина остановилась, столб накренился, солнце село бы). В том случае, если в наименовании носителя процессуального признака, представляющего собой живое существо, грамматический род и пол — мужской или женский — этого существа совпадают, родовая глагольная форма дублирует эти значения рода и пола (ученик прочиталученица повторила, мать сказалаотец промолчал). Если носитель процессуального признака — живое существо и обозначен именем существительным м.р. или личными местоимениями-существительными я, ты, то форма глагола указывает на пол этого носителя (доктор пришелдоктор пришла, я читал — я читала, ты спел бы). В случаях типа доктор пришел обозначение пола лица — носителя процессуального признака непоследовательно, эта конструкция может быть отнесена и к лицу женского пола. Указание на пол присуще, как правило, форме глагола и в случае обозначения носителя процессуального признака существительным общего рода (сирота заплакаласирота заплакал), но здесь возможны и колебания, особенно если существительное обладает качественно-характеризующим значением. Например, при употреблении формы глагола в ж.р. выражения типа Опять эта размазня пришла могут быть в равной мере отнесены к лицу как мужского пола, так и женского. Однако если носитель процессуального признака обозначен наименованием лица ж.р. или ср.р., родовая глагольная форма координируется с грамматическим родом существительного (дитя плакало, чудовище вернулось, одно значительное лицо заявило, одна влиятельная персона сказала), хотя существительные лицо, дитя, чудовище, персона, фигура могут обозначать существа и мужского пола, и женского.

Глагольная форма ср.р. используется при употреблении безличных глаголов, а также личных глаголов в значении безличных (Меня лихорадило; Над головой прошумело; Весной его тянуло на улииу; Скорее бы светало).

Источник

Род глаголов в русском языке: как определить форму

Глаголы играют немаловажную роль в русском языке. В нашей речи практически нет предложений, где бы не встречались такие слова.

Род глаголов ­– морфологический признак, характеризующий эту часть речи, наряду с другими постоянными и непостоянными признаками, такими как время, вид, наклонение, залог, возвратность, число и др.

В данной статье мы рассмотрим некоторые изменяемые признаки глаголов, особенно те, у которых определяется род.

В каких формах можно выделить

Изменяющаяся категория под названием род (сокращённо – р.) выполняет три основных функции:

  1. Указывает на грамматический (грамм.) р. существительных, с которыми согласуется глагол (коротко – глаг. или гл.);
  2. Определяет пол субъекта действия – мужской (м. р.), женский (ж. р.).
  3. Представляет объект в безличной форме – среднего рода (с. р.).
Читайте также:  Правило русского языка 3 класс не с глаголами

Непостоянность категории выражается в том, что она проявляется не во всех формах глагола.

Вспомним известные формы времени:

  1. прошедшее время (прош. вр.) ­– признак действия, которое произошло до начала речи: журавли прилетели;
  2. настоящее (наст. вр.) – обозначает действие, происходящее сейчас, в данный момент: ласточка летит;
  3. будущее (буд. вр.) – значит, действие совершилось после того, как о предмете было сказано: я вернусь.

Для наст. и буд. времён характерно спряжение – изменение по лицам и числам (единственное число – ед. ч., и множественное – мн. ч.). Ну а категории, которые характерны для прошедшего времени глаголов – это число и род. Последняя определяется исключительно в ед.ч. и прош.вр. Пример на таблице 1:

Изменение глаголов прошедшего времени

Мы уже знаем, какие формы глаголов обладают категорией рода. Теперь важно научиться их образовывать и выделять окончания.

Процесс формирования происходит следующим образом. Суффикс «-л-» подставляется вместо «-ть» или «-ти» у глагола начальной формы (инфинитива). В итоге, у слова остаётся основа, меняется суффикс и добавляется окончание.

Преобразование инфинитива

Внимание! В некоторых случаях, после образования гл. прош. вр., суффикс «-л-» может отсутствовать: сжечь – сжёг, стеречь – стерёг, везти – вёз, нести – нёс. А возвратные формы глаг. имеют постфиксы «-сь» и «-ся», которые прибавляются после окончаний.

На табл. 2 видны изменения в столбцах М.р., Ж.р. и С.р.: присутствуют окончания [ ], «-а», «-о», показывающие принадлежность к одному из родов.

Проверить их образование можно задавая вопросы что «делала? что делал? что сделало?» и т.п. к связанным по смыслу существительным или местоимениям.

  • дуть – ветер (муж. р., что делал?) дул [ ];
  • прыгать – девочка (жен. р., что делала?) прыгала;
  • пролететь – время (ср. р., что сделало?) пролетело.
  • мешать – они (мн. ч., что делали?) мешали.

Последний пример доказывает, что определить род глагола во множественном числе невозможно, так как в данной форме слово обозначает действие нескольких лиц или предметов. Любое из слов будет иметь окончание «-и» (волки выли, вьюги выли).

Только в прош. вр., ед. ч., изъявительного наклонения мы сможем точно сказать, что:

  • у глаголов женского рода всегда окончание «-а»;
  • у среднего – окончание «-о»;
  • мужскому – соответствует окончание [ ] – нулевое.

Алгоритм определения рода глаголов

На примерах ниже рассмотрим, как по окончаниям глаголов можно определить род.

Первый способ

Если заданные слова находятся в тексте упражнения:

  1. Выявим глаголы, которые стоят в форме прош. времени и в ед. ч.
  2. Задавая вопросы, найдём слова, от которых зависит число и род глаг. (существительные, местоимения).
  3. Выделим окончания у гл.
  4. Определим, какому из родов соответствуют найденные окончания.

Второй способ

Если категорию рода нужно определить самостоятельно, предварительно поставив гл. в прош. врем. Например, когда дано предложение:

  • (Попросить) его невестка: «Сходи, Емеля, за водой!»

Здесь поможет метод образования глаг. в прош. вр. из его начальной формы. Зададим вопрос к связанному слову:

Читайте также:  Не праздную какое время глагола

Невестка (что сделала?) – попросила.

В полученном слове окончание «-а», ­значит – это ж.р.

В статье был рассмотрен важный признак глагола – категория рода. Для его изучения потребовалось вспомнить и о других формах: о временах действия, о числах. Теперь известно, какие окончания в прошедшем вр., как образуются такие формы слова, какие есть закономерности и др.

И если когда-нибудь снова потребуется определить в упражнении род глагола – возвращайтесь для восполнения знаний!

Источник

Как определить род глагола?

Род гла­го­ла в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния опре­де­лим по окон­ча­нию, задав один из вопро­сов к рас­смат­ри­ва­е­мо­му сло­ву: что сде­лал? что сде­ла­ла? что сде­ла­ло?

Род — это грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия, кото­рой обла­да­ют сло­ва мно­гих частей речи. Например, у изме­ня­е­мых суще­стви­тель­ных мож­но опре­де­лить род, подо­брав к ним опре­де­ле­ния в виде место­име­ний или при­ла­га­тель­ных, напри­мер:

Небо над голо­вой почер­не­ло от свин­цо­вых туч и ста­ло как буд­то ниже.

  • Небо (какое?) мое, наше, голу­бое, синее, свин­цо­вое.

Значит, сло­во «небо» обла­да­ет кате­го­ри­ей сред­не­го рода, так как соче­та­ет­ся с место­име­ни­ем и при­ла­га­тель­ны­ми тако­го же рода.

Род глаголов

Категорией рода обла­да­ют и гла­го­лы, но не все. Этот непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак воз­мо­жен у гла­го­лов в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или у гла­го­лов в фор­ме услов­но­го накло­не­ния, кото­рые по фор­ме схо­жи (хотел — хотел бы).

Научимся опре­де­лять род гла­го­ла. В при­ве­ден­ном выше при­ме­ре есть гла­гол «почер­не­ло». Зададим к нему вопрос:

небо (что сде­ла­ло?) почер­не­ло.

Этот вопрос помог нам понять, что дей­ствие уже совер­ши­лось, про­изо­шло до момен­та речи о нём. Значит, это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, о чем нам под­ска­жет не толь­ко задан­ный вопрос, но и типич­ный фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- в мор­фем­ном соста­ве рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва:

Глаголы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от осно­вы инфи­ни­ти­ва (неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла), кото­рую полу­чим, отбро­сив окон­ча­ние -ть, -ти:

  • гово­ри ть — гово­рил;
  • про­чи­та ть — про­чи­тал;
  • вытер­пе ть — вытер­пел;
  • при­полз ти — при­полз (нуле­вой суф­фикс фор­мы про­шед­ше­го вре­ме­ни), приползл-а, приползл-о.

Существительное «небо» обла­да­ет грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей сред­не­го рода. Оно согла­су­ет­ся в роде и чис­ле со ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни сред­не­го рода. Показателем сред­не­го рода дан­но­го гла­го­ла явля­ет­ся окон­ча­ние , как и у согла­су­ю­ще­го­ся с ним суще­стви­тель­но­го неб о .

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по родам, напри­мер:

  • почерне ть — снег почер­нел , зем­ля почер­нел а , небо почер­нел о .
  • Снег(что сде­лал?) почер­нел;
  • земл я (что сде­ла­ла?) почер­нел а ;
  • неб о (что сде­ла­ло?) почер­нел о .

Как видим, суще­стви­тель­ные и гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни согла­су­ют­ся в роде и чис­ле.

Вопросы что сде­лал? что сде­ла­ло? что сде­ла­ло? помо­гут уста­но­вить фор­му рода любо­го гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни. Запомним, что в фор­ме мно­же­ствен­но­го чис­ла гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни (почер­не­ли) род не опре­де­ля­ет­ся, то есть сло­ва этой части речи изме­ня­ют­ся по родам толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла, напри­мер:

  • соста­вить — маль­чик соста­вил ;
  • девоч­ка соста­вил а ;
  • объ­еди­не­ние соста­вил о .

Сравнив родо­вые фор­мы одно­го и того же гла­го­ла, выяс­ним, что у слов этой части речи

  • в фор­ме муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни окон­ча­ние нуле­вое,
  • в фор­ме жен­ско­го рода — окон­ча­ние ,
  • в фор­ме сред­не­го рода — окон­ча­ние .

Вывод

Род гла­го­ла в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла помо­жет опре­де­лить родо­вое окон­ча­ние:

  • гла­гол муж­ской рода име­ет нуле­вое окон­ча­ние,
  • жен­ско­го рода — окон­ча­ние ,
  • сред­не­го рода — окон­ча­ние .

Источник

Читайте также:  Что отличает глагол от других частей речи

Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор подразумевает характеристику слова как часть речи. Нужно проводить морфологический разбор глагола, если ты видишь после слова надстрочную цифру «3» — смотрит 3 .

Схема морфологического разбора глагола:

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (для глагола это неопределённая форма).
  3. Спряжение.
  4. Вид.
  5. Время.
  6. Лицо и число (для глаголов в настоящем и будущем времени). Род и число (для глаголов в прошедшем времени).
  7. Каким членом предложения является (обычно это главный член предложения — сказуемое).

Пример устного рассуждения:

Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит 3 по дереву.

стучит

  1. Стучит — глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?
  2. Начальная форма у глагола — это неопределенная форма: что делать? — стучать .
  3. Глагол II спряжения, т.к. окончание — ит под ударением.
  4. Глагол несовешенного вида, определяю по вопросу — что делать?
  5. Глагол стучит употреблен в форме настоящего времени, определяю это по вопросу — что делает? и окончанию — ит .
  6. Глагол стоит в форме 3-го лица единственного числа, определяю это по вопросу, окончанию и местоимению, которое можно подставить — дятел стучит — он стучит.
  7. В предложении является сказуемым: дятел (что делает?) стучит .

Дано предложение: Когда вы досмотрите 3 этот фильм?

досмотрите

  1. Досмотрите — глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделаете?
  2. Начальная форма — неопределенная форма — что сделать? — досмотреть .
  3. Глагол II спряжения, это глагол исключение (смотреть).
  4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу — что сделаете?
  5. Глагол стоит в форме будущего времени, определяю это по вопросу и окончанию — ите .
  6. Глагола употреблен в форме 2-го лица множественного лица, определяю это по окончанию — ите и местоимению: вы досмотрите .
  7. В предложении является сказуемым: вы (что сделаете?) досмотрите .

Дано предложение: Она узнала 3 его мгновенно.

узнала

  1. Узнала — глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала?
  2. Начальная форма — неопределенная форма — что сделать? — узнать .
  3. Глагол I спряжения, т.к. в неопределенной форме оканчивается на -ать и не относится к исключениям.
  4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу — что сделать?
  5. Глагол стоит в форме прошедшего времени, определяю по вопросу — что сделала?
  6. Глагол употреблен в форме женского рода единственного числа, определяю по вопросу что сделала? и окончанию — а .
  7. В предложении является сказуемым: она (что сделала?) узнала .

Образец письменного разбора

Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит 3 по дереву.

стучит

Дано предложение: Когда вы досмотрите 3 этот фильм?

досмотрите

Дано предложение: Она узнала 3 его мгновенно.

узнала

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник