Меню

В 3 м лице глаголов пишется тся



ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

Русский язык 4 класс «Правописание глагола в неопределенной форме и в 3-м лице»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk_4_klass_pravopisanie_glagola_v_neopredelennoy_forme_i_v_3-m_litse.docx 21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание глагола в неопределенной форме и

Цель урока: Познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах.

— отработать способ действий при выборе написания –тся, –ться и вести работу по предупреждению ошибок в написании данной орфограммы.

— развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, сравнивать и делать выводы.

— воспитывать положительное отношение к учебному труду, знаниям, уважение друг к другу.

(проверка готовности учащихся к уроку)

— Я очень хочу, чтоб вы все постарались,

Работою нашей довольны остались.

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из вас ощутит свой успех

— Давайте прочитаем эпиграф нашего урока (слайд 1)

Успех придет повсюду,

ведь я хочу, могу и буду

— Кто же из вас хочет успешным быть на уроке?

— Кто уверен, что может быть таким?

— Ну и кто будет очень стараться, чтобы успех непременно пришел?

— Я уверена, что у вас все получится. Для этого на сегодняшнем уроке русского языка нам понадобятся ваши знания, светлый ум, огромное желание учиться и узнавать новое и, конечно же, ваше внимание.

А сосредоточить его вам поможет орфографическая разминка.

— Внимание на экран В вашем распоряжении 10 секунд. (слайд 2)

пос_дел прим_рять пол_скать

пос_дел прим_рять пол_скать

— Сколько слов смогли запомнить?

В какой морфеме происходило изменение?

Изменилось ли значение слова?

Запишите с данными словами словосочетание соответствующие приведенным морфемным моделям, используя корни с безударными гласными и проверяя их. (слайд 3)

пос_дел на лавочке прим_рять платье пол_скать ребенка

пос_дел от горя прим_рять друзей пол_скать бельё

Работа выполняется по вариантам.

— Кто помнит, как называются такие слова в русском языке? (омофоны)

— Что у них общего? (все они являются глаголами)

— Предположите, слова какой части речи будут сегодня объектом наших наблюдений? (ответы детей)

Ученик читает стихотворение.

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто что делает расскажет

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол?

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам…(глагол)

— И сегодня на уроке мы продолжаем учиться грамотно пользоваться всем многообразием глагольной лексике, выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы и конечно правильно их писать.

  1. Актуализацию наших знаний по теме глагол предлагаю вам провести в форме пресс-конференции.

Вы слышали такое слово?

Что оно означает?

— Обратимся к толковому словарю и найдем лексическое значение этого слова.

Пресс-конференция – собрание представителей печати, радио, телевидения, официально созываемая для какой-нибудь важной информации, для ответов на вопросы.

Сегодня на ваши вопросы будет отвечать лингвист … (Ф.И.О. ученика)

Лингвист – специалист по лингвистики, языковед.

Лингвистика – наука о языке, языкознание.

Вопросы задают учащиеся.

  1. Расскажите об общем грамматическом значении глагола?
  2. Назовите морфологические признаки глагола?
  3. Какова синтаксическая роль глаголов в предложении?
  1. Расскажите об употреблении глаголов речи?
  1. Предположите, какие орфографические проблемы могут быть связаны с написанием глаголов?

— Чтобы орфографические задачи решались легко, надо вслушаться в слово, приглядеться к нему, проникнуть в его тайну.

Ведь наш язык хранит немало секретов, а для Незнаек немало ловушек. И чтобы не попасть в них надо учиться грамоте.

На Руси всегда ценили человека доброго, умного и грамотного. Это доказывает много пословиц того далекого времени давайте составим и запишем одну из них.

Грамота, всегда, учит_ся, пригодит_ся. (самостоятельная работа, один ученик работает у доски)

Прочитайте, что у вас получилось?

Грамоте учит_ся – всегда пригодит_ся

Какую орфографическую задачу мы должны были решить?

Вызвало ли это задание у вас проблему?

Можем ли мы её сейчас сразу решить?

Это орфографическая задача и будет сегодня темой нашего урока.

Попробуйте её сформулировать.

Определим задачи урока, используя опорные слова.

Давайте последовательно идти к достижению нашей цели.

Вы готовы исследовать эти глаголы?

Пропускаем две рабочие строки и записываем глаголы, которые у нас вызвали затруднения, столбиком в одном из которых они будут без Ь , а в другом с Ь.

На первой пропущенной строке напишите вопрос, на который отвечают глаголы каждого столбика.

На второй пропущенной строке запишите, в какой форме находится глагол.

Попробуйте сделать два вывода наших наблюдений (работа в микрогруппах по 4 человека)

(слайд 8) Проверка выполненной работы.

Вывод 1 Если в _______, то у глагола пришется –ться.

Если в _______, то у глагола пишется –тся.

Вывод 2 У возвратных глаголов в _____пишется –ться.

У возвратных глаголов в _____пишется –тся.

У нас получился алгоритм правописания глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице.

Сравним наше открытие с правилом в учебнике.

Вернемся к нашей пословице. Читаем и объясняем написание глаголов, корректируем свои ошибки.

Дифференцированные задания с правом выбора. (слайд 9)

Мудрым никто (что делает?) не родит__ся, этому надо (что делать?) учит__ся.

  1. Вставить пропущенные орфограммы.

Языку человек учит__ся и должен учит__ся всю свою жизнь.

  1. Подобрать глаголы возвратного значения.

Коллективная проверка правильности выполнения задания.

Обобщение. (слайд 10)

  1. Самостоятельная работа. (по вариантам)

Двигаться, смотрится, крутится, пробежаться, смеяться, любуется, лисица.

Вспомним учебные задачи, которые мы ставили в начале урока

Вывод. Прежде чем глагол писать, не забудь вопрос задать.

Подготовиться к аукциону пословиц на изученную орфограмму.

На экране большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я очень довольна. А у вас на парте лежат три маленьких сердечка.

Красное – знак хорошего настроения на уроке, того что вы довольны своей работой.

Розовое – знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе на уроке и будете стремиться их исправить.

И синее – знак того, что вы на уроке оставались равнодушным, у вас было плохое настроение и ничего не получилось.

Поднимите ваши сердечки и мы увидим как вы поработали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок создан для учащихся 4 класса, обучающихся по программе Л.В.Занкова. Он основан на деятельностном подходе, включает в себя современные технологии, разнообразные формы и виды работ.

Конспект урока русского языка по теме»Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица» по программе «Школа России». На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по.

Презентация к уроку по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание глаголов в неопределённой форме и в з лице» к учебнику Поляковой.

Урок русского языка в 4 классе.

Учебный предмет: Русский языкКласс: 4 «В»Тип урока: Урок общеметодологической направленности.Технологическая картаТемаСклонение имён существительных мужского рода во множественном числе.

Технологическая карта по русскому языу. 4 класс . Тема «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице» УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова&raquo.

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование и развитие умений распознавать глаголы в неопределенной формеПланируемые ре.

Источник

ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – «что делать?» или «что делает?». Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.
https://tsya.ru/mnemonic.html

Редакция Lampa
#Теория#Русский язык#Орфография#Тся и ться
Для того чтобы правильно писать слова на -тся и -ться, надо выучить всего одно правило, из которого нет исключений.
Если глагол стоит в форме 3-го лица единственного или множественного числа, то пишется -тся.
Наш кот просыпается от любого шороха.Летучие мыши просыпаются ночью.
Если глагол стоит в неопределенной форме (инфинитиве), то пишется -ться.
Не люблю просыпаться в 5 утра под резкий звон будильника.
Как определить, в какой форме употреблен глагол: в форме 3-го лица единственного числа или в неопределенной форме? Глагол в форме 3-го лица единственного числа отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?». Перед глаголом можно подставить местоимение он (или она, оно).
Он (что сделает?) извинится перед вами.
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?».
Я бы очень хотел (что сделать?) извиниться.
.
Особую трудность могут вызывать безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении, потому что к ним трудно задать вопрос и нельзя подставить местоимение.Ему сегодня здорово достанется.На территории парка запрещается кормить лебедей и белок.В обоих примерах глагол стоит в форме 3-го лица, поэтому пишется -тся.
Правило про -тся и -ться можно не только запомнить, но и понять. Глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа пишутся без мягкого знака на конце: занимает, занимают. Глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком: занимать. В этих словах никто не допускает ошибок. Добавление постфикса -ся ничего не меняет. Получаем: занимается, занимаются, но заниматься. Глаголы в форме 3-го лица пишутся без мягкого знака независимо от того, заканчиваются они на -ся или нет. Точно так же глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком независимо от присутствия постфикса -ся.
Ошибки в словах на-тся и -ться встречаются настолько часто, что этой теме даже посвящен отдельный сайт tsya.ru. Если вам хочется еще объяснений и примеров, то вам туда.
И проверочный тесты с правильными ответами!
https://lampa.io/p/tsya-i-t-s-fceb87ca7353445bbc35be04f8735fb7

«Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты»

Источник

Читайте также:  Как написать морфологический разбор глагола