Меню

В чем особенность прилагательных в текстах художественного стиля



Употребление имени прилагательного в текстах разных стилей
учебно-методическое пособие по русскому языку (5 класс) на тему

Цель урока: Изучить роль имен прилагательных в текстах различных стилей

  1. —Понаблюдать и проанализировать употребление имен прилагательных в текстах разных стилей;
  2. —Поиск и обработка информации в различных источниках;
  3. —Афиширование результатов работы;
  4. —Развернутое обоснование своей позиции.

Скачать:

Вложение Размер
upotreblenie_imeni_prilagatelnogo_v_tekstakh_raznykh_stiley1.ppt 2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Видеофрагмент из спектакля по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? Изменяется по родам, числам, падежам Обозначает признак предмета Имеет полную и краткую форму

Употребление имени прилагательного в текстах разных стилей

Цель Изучить роль имен прилагательных в текстах различных стилей

Задачи Понаблюдать и проанализировать употребление имен прилагательных в текстах разных стилей; Поиск и обработка информации в различных источниках; Афиширование результатов работы; Развернутое обоснование своей позиции.

Роль имен прилагательных Источник Стиль Функция Лексический материал Роль прилагательных

Критерии оценки заполнения таблицы Организованность группы Умение обрабатывать и использовать информацию Быстрота и качество заполнения таблицы

Источник Стиль Функция Лексический материал Роль прилагательных диалог разговорный общение Сонный вид, классный час, зубной, домашняя работа Характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо, в целях экономии времени Роль имен прилагательных

Источник Стиль Функция Лексический материал Роль прилагательных учебник информатики для 5 класса; Учебник математики научный Сообщить, объяснить информацию доказать её истинность, новизну и ценность Специальные программы, текстовые редакторы, простые тексты , стандартные программы, прямой угол, параллельные и перпендикуляр-ные линии, чертежный угольник 1.Являются частью научного термина, т.е. характеризуют предмет научного исследования. 2.Употребляются в прямом значении, т.к. предназначены передавать точную информацию; 3.Прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными. Роль имен прилагательных

Источник Стиль Функция Лексический материал Роль прилагательных Конституция РФ; Конвенция о правах ребенка Официально-деловой Проинформи-ровать, проинструкти-ровать, выразить волю закона имущественное и должностное положение, общественные объединения, постепенное достижение , равные возможности, бесплатное и обязательное начальное образование, финансовая помощь и т.д. входят в состав общественно-политических терминов, придают тексту точность, конкретность, употребляются редко, только в прямом значении. Роль имен прилагательных

Источник Стиль Функция Лексический материал Роль прилагательных Учебник ОРКСЭ Публицисти-ческий Убедить, воздейство-вать на сознание с целью воспитания Важнейшая роль, религиозные традиции, милосердныйжадный, дурной , истинный и т.д. в равной степени используются прилагательные в прямом и переносном значении; прилагательные делают информацию наиболее точной, полной образной . Роль имен прилагательных

Источ-ник Стиль Функция Лексический материал Роль прилагательных Стихотворение А.С.Пушкина Художественный Изобразить, воздействовать на воображение, чувства, мысли,(эстети-ческая функция) Холодные ветры утренни морозы весенние проталины ранние цветочки чудное царство красной весне кудрявой березы черемуха душиста используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художественного образа. Роль имен прилагательных

Роль имен прилагательных Разговорный Научный Офици-ально-деловой Публици-стический Художественный Характерна эмоцио-нальность, образность Являются частью научного термина, употребляются в прямом значении, конкрет-ность, точность входят в состав общественно-политических терминов, придают тексту точность, конкретность, употребляют-ся редко, только в прямом значении используются в прямом и переносном значении; делают информацию наиболее точной, полной образной используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художествен-ного образа.

Вывод 1. Прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка , выполняя при этом разные функции: передача более точной информации; создание художественного образа; обмен информацией по бытовым вопросам 2. Количество прилагательных во всех стилях языка различно 3. Невозможно исключить прилагательные из речи , т.к. они делают информацию более полной, а речь образной, красивой

Ребята, берегите зрение! 26.04.17

Прилагательное — это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. Виктор Владимирович Виноградов

Рекла́ма (от лат. reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — информация , распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Критерии оценки рекламы Привлечение внимание Уместное употребление прилагательных Грамотность речи Представление продукта

1. сегодня я узнал … 2. было интересно … 3. было трудно … 4. я выполнял задания … 5. я понял, что … 6. теперь я могу … 7. я почувствовал, что … 8. я приобрел … 9. я научился … 10. у меня получилось … 11. я смог … 12. я попробую … 13. меня удивило … 14. урок дал мне для жизни … 15. мне захотелось …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок, позволяющий повторить и обобщить знания и умения после изучения темы «Наречие» (7класс).

Открытый урок по теме «Употребление имен прилагательных в речи»Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в.

Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления.

Цели урока: 1. Повторить основные сведения об односоставных предложениях;2. Обобщить и углубить знания по темам «Публицистический стиль речи» и «Ху.

Источник

В чем особенность прилагательных в текстах художественного стиля

Тип урока: обобщающее повторение по теме.

1) обобщить знания по имени прилагательному;
2) выяснить роль имени прилагательного в художественной речи (полная, точная характеристика предмета; выделение его из ряда подобных; дополнительная художественная характеристика предмета).

1. Тексты Г.Скребицкого, Ф.Абрамова, И.Тургенева, Н.Гоголя, А.Белого.
2. «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича, Е.П. Хабло.
3. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой.

I. Создание проблемной ситуации

– Отгадайте, о каком звере идет речь в тексте Г.Скребицкого.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

– Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название животного ни разу не упомянуто? (Длинная горбоносая морда; тяжелый, грузный и т.д.)

– К какой части речи относятся слова, описывающие животное? Дайте определение этой части речи. (Дети дают определение имени прилагательного.)

II. Постановка целей урока

Цель урока – обобщить знания об имени прилагательном, выяснить роль этой части речи в художественных текстах.

Мы будем работать с художественными произведениями таких мастеров слова, как И.Тургенев, И.Бунин, К.Бальмонт, В.Маяковский, А.Белый.

III. Работа с художественными текстами. Количественный анализ

– Продолжим работу над отрывком Г.Скребицкого. Проведем количественный анализ частей речи в этом отрывке: какая доля имен прилагательных приходится на количество всех слов? (Из 28 слов 16 – имена прилагательные.)

– О чем это говорит? (Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)

– Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

а) цвету: темно-бурый, белые;
б) форме: горбоносая, стройные, вывороченные;
в) размеру: длинная, огромные;
г) весу: тяжелый, грузный;
д) росту: высокие;
е) пространству: лесного;
ж) функции: скакового;
з) авторской оценке: своеобразный, (был) хорош.

– Какие прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, а какие дают дополнительную характеристику предмета? (Выделяют из ряда подобных прилагательные: темно-бурый, длинная (шея), стройные (ноги), горбоносая (морда); дают дополнительную, общую оценку прилагательные: своеобразный, (был) хорош.)

Делаем вывод, что прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

– Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Ф.Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». Обратите внимание на разнообразие прилагательных в тексте. Что они создают?

Теплый, солнечный день. Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень.

Удивительно целебная тишина.

Сижу над маленьким прудком в парке. Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. И они блестят в воде, как медные блесны. А поверху бежит стайка рыбешек. Наверно, рыбешки воображают себя невероятными смельчаками. Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. И опять вперед.

(Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.)

– Какое словосочетание обратило на себя внимание? (Целебная тишина.)
– Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)
– Найдите фразеологизм с именем прилагательным. (Бабье лето).
– Какое это лето? (Ранняя осень с ясными, теплыми днями.)
– Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом словаре зафиксировано около 53 эпитетов к существительному лето.

1. Бабье, ведренное, горячее, грозовое, дождливое, душистое.
2. Быстрое, длинное, запоздалое, короткое, северное.
3. Благодатное, богатое, зеленое, обильное, пышное.
4. Бледное, буйное, голубое, осеннее, ржаное, юное.

– По каким признакам распределены прилагательные?

1) температуре, влажности;
2) времени наступления;
3) урожайности, благоприятности;
4) эмоциональные, редкие эпитеты.

– Какие прилагательные могут быть употреблены с существительным лето, например, в сообщении по радио, в сводке погоды? Какие прилагательные уместны в художественном описании? (В сводке погоды могут быть употреблены прилагательные: дождливое, длинное, запоздалое, короткое, северное, остальные – в качестве эпитета в художественной речи.)

– Определите часть речи слова (влечение) к неведомому. (Это субстантивированное прилагательное – существительное;

неведомое реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод.

Днепр становится чудным при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.

– Сделайте вывод о свойствах краткого прилагательного в художественном тексте. (Краткое прилагательное чуден исключительно выразительно в сравнении с полным прилагательным, т.к. называет не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени.)

– Определите синтаксическую функцию этого прилагательного в предложении. (Именная часть сказуемого.)

– Таким образом создается особая выразительность текста, придается народно-поэтический колорит.

– Одно из свойств качественных прилагательных – способность иметь синонимы. Как меняется текст при замене прилагательного его синонимом? Оправданна ли такая замена?

Попытайтесь найти синоним прилагательного чуден (см. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой).

Красив (прекрасен) Днепр при тихой погоде.

В первом случае теряется значение «небывалое, сверхъестественное; то, что создано Божией волей»: чуден от слова чудо. Красив – доставляющий наслаждение взору. Во втором случае – потеря значения таинственности, необычности и удивительности. Прекрасен – очень красив.

– Итак, заменяя лишь одно прилагательное, мы искажаем замысел автора. В этом отрывке ему важно показать первозданность, величавость и величие Днепра, недаром писатель сравнивает Днепр с чудом, не зря употребляет рядом и однокоренное слово чудится.

VII. Лингвистический эксперимент

– Теперь нам понятно, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное; какое это трудоемкое, но вместе с тем интересное занятие. Попробуйте поработать над художественным текстом. Восстановите стихотворение А.Белого «Зима».

Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженней дышим мы.
Люблю деревню, вечер (ранний)
И грусть (серебряной) зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает (хрупкие) подвески
(Ледяных), (звонких) хрусталей.

Навесив синий, синий иней
В (стеклянный) ток остывших вод,
На снежной, (бархатной) пустыне
Воздушный водит хоровод.

Авторские прилагательные

Детские варианты

ранний
серебряной
хрупкие
ледяных
звонких
стеклянный
бархатной

– Какие прилагательные у автора вам показались наиболее интересными?
– Почему он употребляет именно их?
– Почему в словах туманней, ранний пишем нн, а в словах серебряной, ледяных н?
– Какое слово – исключение из правила вы увидели? (Стеклянный.)

VIII. Заключение

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

Дома напишите сочинение-миниатюру о любимом времени года. Попытайтесь передать свое отношение к этому времени; описывая пейзаж, употребляйте разные прилагательные. Используйте в работе «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло.

Литература

1. Богданова Г.А. Имя прилагательное (5-й класс) // Русский язык в школе. № 2/1992. С. 23.

2. Еськова Н.А. Имя прилагательное // Русский язык. № 33/1998. С. 11.

3. Купина Н.А. Лингвистический анализ текста. Учебн. пособ. для студентов-заочников 5-го курса факультета языка и литературы. М.: Просвещение, 1980.

Источник

Читайте также:  Словарь диктант по прилагательное