Меню

В чем роль прилагательных в художественном тексте



В чем роль прилагательных в художественном тексте

Тип урока: обобщающее повторение по теме.

1) обобщить знания по имени прилагательному;
2) выяснить роль имени прилагательного в художественной речи (полная, точная характеристика предмета; выделение его из ряда подобных; дополнительная художественная характеристика предмета).

1. Тексты Г.Скребицкого, Ф.Абрамова, И.Тургенева, Н.Гоголя, А.Белого.
2. «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича, Е.П. Хабло.
3. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой.

I. Создание проблемной ситуации

– Отгадайте, о каком звере идет речь в тексте Г.Скребицкого.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

– Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название животного ни разу не упомянуто? (Длинная горбоносая морда; тяжелый, грузный и т.д.)

– К какой части речи относятся слова, описывающие животное? Дайте определение этой части речи. (Дети дают определение имени прилагательного.)

II. Постановка целей урока

Цель урока – обобщить знания об имени прилагательном, выяснить роль этой части речи в художественных текстах.

Мы будем работать с художественными произведениями таких мастеров слова, как И.Тургенев, И.Бунин, К.Бальмонт, В.Маяковский, А.Белый.

III. Работа с художественными текстами. Количественный анализ

– Продолжим работу над отрывком Г.Скребицкого. Проведем количественный анализ частей речи в этом отрывке: какая доля имен прилагательных приходится на количество всех слов? (Из 28 слов 16 – имена прилагательные.)

– О чем это говорит? (Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)

– Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

а) цвету: темно-бурый, белые;
б) форме: горбоносая, стройные, вывороченные;
в) размеру: длинная, огромные;
г) весу: тяжелый, грузный;
д) росту: высокие;
е) пространству: лесного;
ж) функции: скакового;
з) авторской оценке: своеобразный, (был) хорош.

– Какие прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, а какие дают дополнительную характеристику предмета? (Выделяют из ряда подобных прилагательные: темно-бурый, длинная (шея), стройные (ноги), горбоносая (морда); дают дополнительную, общую оценку прилагательные: своеобразный, (был) хорош.)

Делаем вывод, что прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

– Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Ф.Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». Обратите внимание на разнообразие прилагательных в тексте. Что они создают?

Теплый, солнечный день. Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень.

Удивительно целебная тишина.

Сижу над маленьким прудком в парке. Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. И они блестят в воде, как медные блесны. А поверху бежит стайка рыбешек. Наверно, рыбешки воображают себя невероятными смельчаками. Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. И опять вперед.

(Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.)

– Какое словосочетание обратило на себя внимание? (Целебная тишина.)
– Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)
– Найдите фразеологизм с именем прилагательным. (Бабье лето).
– Какое это лето? (Ранняя осень с ясными, теплыми днями.)
– Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом словаре зафиксировано около 53 эпитетов к существительному лето.

1. Бабье, ведренное, горячее, грозовое, дождливое, душистое.
2. Быстрое, длинное, запоздалое, короткое, северное.
3. Благодатное, богатое, зеленое, обильное, пышное.
4. Бледное, буйное, голубое, осеннее, ржаное, юное.

– По каким признакам распределены прилагательные?

1) температуре, влажности;
2) времени наступления;
3) урожайности, благоприятности;
4) эмоциональные, редкие эпитеты.

– Какие прилагательные могут быть употреблены с существительным лето, например, в сообщении по радио, в сводке погоды? Какие прилагательные уместны в художественном описании? (В сводке погоды могут быть употреблены прилагательные: дождливое, длинное, запоздалое, короткое, северное, остальные – в качестве эпитета в художественной речи.)

– Определите часть речи слова (влечение) к неведомому. (Это субстантивированное прилагательное – существительное;

неведомое реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод.

Днепр становится чудным при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.

– Сделайте вывод о свойствах краткого прилагательного в художественном тексте. (Краткое прилагательное чуден исключительно выразительно в сравнении с полным прилагательным, т.к. называет не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени.)

– Определите синтаксическую функцию этого прилагательного в предложении. (Именная часть сказуемого.)

– Таким образом создается особая выразительность текста, придается народно-поэтический колорит.

– Одно из свойств качественных прилагательных – способность иметь синонимы. Как меняется текст при замене прилагательного его синонимом? Оправданна ли такая замена?

Попытайтесь найти синоним прилагательного чуден (см. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой).

Красив (прекрасен) Днепр при тихой погоде.

В первом случае теряется значение «небывалое, сверхъестественное; то, что создано Божией волей»: чуден от слова чудо. Красив – доставляющий наслаждение взору. Во втором случае – потеря значения таинственности, необычности и удивительности. Прекрасен – очень красив.

– Итак, заменяя лишь одно прилагательное, мы искажаем замысел автора. В этом отрывке ему важно показать первозданность, величавость и величие Днепра, недаром писатель сравнивает Днепр с чудом, не зря употребляет рядом и однокоренное слово чудится.

VII. Лингвистический эксперимент

– Теперь нам понятно, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное; какое это трудоемкое, но вместе с тем интересное занятие. Попробуйте поработать над художественным текстом. Восстановите стихотворение А.Белого «Зима».

Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженней дышим мы.
Люблю деревню, вечер (ранний)
И грусть (серебряной) зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает (хрупкие) подвески
(Ледяных), (звонких) хрусталей.

Навесив синий, синий иней
В (стеклянный) ток остывших вод,
На снежной, (бархатной) пустыне
Воздушный водит хоровод.

Авторские прилагательные

Детские варианты

ранний
серебряной
хрупкие
ледяных
звонких
стеклянный
бархатной

– Какие прилагательные у автора вам показались наиболее интересными?
– Почему он употребляет именно их?
– Почему в словах туманней, ранний пишем нн, а в словах серебряной, ледяных н?
– Какое слово – исключение из правила вы увидели? (Стеклянный.)

Читайте также:  Образуйте от прилагательного тихий три наречия

VIII. Заключение

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

Дома напишите сочинение-миниатюру о любимом времени года. Попытайтесь передать свое отношение к этому времени; описывая пейзаж, употребляйте разные прилагательные. Используйте в работе «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло.

Литература

1. Богданова Г.А. Имя прилагательное (5-й класс) // Русский язык в школе. № 2/1992. С. 23.

2. Еськова Н.А. Имя прилагательное // Русский язык. № 33/1998. С. 11.

3. Купина Н.А. Лингвистический анализ текста. Учебн. пособ. для студентов-заочников 5-го курса факультета языка и литературы. М.: Просвещение, 1980.

Источник

Роль прилагательных в тексте

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и…непонятна.
Мы знаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют – создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир.
Так, например, рассказывая о русской зиме человеку, живущему

В снег спрятаны елочки”. Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные.

Посмотрите, как сразу же “расцветет” наше повествование, “заиграет” всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: “Пришла холодная

Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие елочки”.
Русские имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. В нем прилагательные будут выступать в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся:
Море бывает печальным,
Веселым и грустным.
Задумчивым, даже смешным,
Синим, оранжевым, красным,
Бордовым, бирюзовым и голубым.
Здесь с помощью прилагательных автор уподобляет море живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием море.
Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На мой взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.

Related posts:

Cочинение-рассуждение на лингвистическую тему “Роль прилагательных в тексте”Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной… Эти строки известнейшего стихотворения И. А. Бунина “Листопад” словно переносят нас в осенний октябрьский лес, наполненный всевозможными красками, ароматами, особым настроением “бабьего лета”. Что помогает поэту создать такой эффект, такую зримую картину? Я уверена, что большую роль здесь играют имена прилагательные, […].

Полная и краткая форма прилагательныхКакие бывают формы прилагательных? В русском языке выделяют полные и краткие формы прилагательных. Данный грамматический признак является постоянным и свойственен только качественным прилагательным: Полные прилагательные – атрибутивные, склоняемые формы, нейтральные по значению. В предложениях чаще всего употребляются в роли определения. Примеры полных прилагательных: сухой, холодный, красный, аккуратный. Краткие прилагательные – предикативные, несклоняемые формы, отличаются книжным […].

Правописание суффиксов прилагательныхОсобенности правописания суффиксов прилагательных В русском языке правописание суффиксов прилагательных зависит от грамматических особенностей слова, способа его образования и значения. Условно правила правописания суффиксов имен прилагательных принято разделять на три категории: Написание в суффиксах прилагательных гласных; Написание в суффиксах прилагательных согласных; Написание в суффиксах прилагательных “-н-” и “-нн-“. Правописание гласных в суффиксах прилагательных Наиболее часто […].

Сравнительная степень прилагательныхЧто такое сравнительная степень прилагательных? Сравнительная степень прилагательных в русском языке – грамматическая категория, обозначающая признак, который может проявляться в большей либо в меньшей степени. В зависимости от контекста употребления, называемый прилагательным признак может по-разному проявляться в одном и том же предмете либо по-разному в разных предметах. Сравнительная степень присуща только качественным прилагательным и изучается […].

Правописание Н и НН в прилагательныхПравописание букв Н и НН в суффиксах прилагательных Написание Н и НН в прилагательных в русском языке зависит от того, от какой части речи образовано рассматриваемое слово. Чтобы понять, когда пишется одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, определите – перед вами отглагольное прилагательное, причастие или прилагательное, образованное от существительного. Для каждого случая существует […].

Превосходная степень прилагательныхЧто такое превосходная степень прилагательных? Превосходная степень прилагательных в русском языке – это грамматическая категория, обозначающая признак в его наивысшем проявлении. Превосходную степень сравнения имеют только качественные прилагательные. Примеры прилагательных в превосходной степени сравнения: редчайший, строжайший, добрейший, простейший, наисильнейший, наиболее холодный, наименее сложный, выше всех. Превосходная степень имен прилагательных рассматривается в 5 классе. Образование превосходной […].

Дефисное и слитное написание сложных прилагательныхСлитное и дефисное написание прилагательных Сложные прилагательные – это прилагательные, образованные от двух основ. В русском языке принято разделять дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Примеры слитного и дефисного написания прилагательных: сельскохозяйственное предприятие, широкоплечий пловец, темноволосая девушка, шахматно-шашечный турнир, учебно-воспитательный процесс, горьковато-сладкий напиток, серебристо-серый шелк. Слитное написание сложных прилагательных Слитное написание прилагательных является правильным для […].

Отыменные прилагательныеЧто такое отыменные прилагательные? Отыменные прилагательные – это прилагательные, образованные от имен существительных с помощью суффиксов – – н-, – ан – , – ин-, – онн – , – ий, – ист-, – ов, – ив, – ев-, – ск-, – лив-, – чат-. Отыменные прилагательные склоняются так же, как и другие прилагательные – […].

Род прилагательныхЧто такое род имен прилагательных? Род имен прилагательных – непостоянный грамматический признак прилагательных, указывающий на родовую принадлежность прилагательного, а также существительного, с которым прилагательное согласуется. Выделяют три рода прилагательных: Мужской род – представлен прилагательными, которые имеют окончания – ий, – ой или нулевое. Примеры прилагательных мужского рода: железный, звонкий, смешной, чист, красив. Женский род – […].

Читайте также:  Три кита имени прилагательного

Н и НН в прилагательных и причастияхОсобенности правописания Н и НН в прилагательных и причастиях В русском языке правописание Н и НН в прилагательных и причастиях зависит от способа образования конкретного прилагательного и его грамматических особенностей. Примеры Н и НН в прилагательных, образованных от существительных: песчаный пляж, лиственный лес, вечерняя прогулка, девочка грустна. Примеры Н и НН в отглагольных прилагательных и […].

Безударные падежные окончания имен прилагательныхОсобенности безударных окончаний прилагательных В русском языке правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных аналогично правописанию ударных. Исключением являются только окончания в совпадающих формах И. п. и В. п. мужского рода единственного числа – в ударной позиции в прилагательных пишется гласная – о – , в безударной – – ы – . Как проверить безударное падежное […].

Н и НН в кратких прилагательныхПравописание Н и НН в кратких прилагательных В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных прилагательных, от которых они были образованы. Данное правило относится как к отыменным, так и к отглагольным прилагательным. Примеры правописания одной и двух Н в кратких прилагательных, образованных от существительных: яблоки румяные – яблоки румяны, ценные бумаги – бумаги […].

Падежные окончания прилагательныхОсобенности правописания падежных окончаний прилагательных Правописание падежных окончаний прилагательных зависит от типа основы слова, а также от его разряда по значению. Краткие прилагательные не имеют падежных окончаний. При определении правильного написания падежных окончаний прилагательных следует руководствоваться следующими правилами: Большинство прилагательных имеют окончания, аналогичные окончаниям вопросительных слов – Какой? Какая? Какое? Какие? сосновОму Лесу, смотреть на […].

Правописание безударных окончаний прилагательныхОсобенности написания безударных окончаний прилагательных В русском языке безударные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные. Для проверки правописания безударных окончаний прилагательных рекомендуем использовать следующие правила: Проще всего написание безударного окончания можно проверить с помощью вопросительного слова Какой? и производных от него. Окончание у прилагательного будет таким же, как и у вопросительного слова. […].

Степени сравнения прилагательныхЧто такое степени сравнения имен прилагательных? Степени сравнения прилагательных в русском языке – это лексико-грамматические категории прилагательных, которые указывают на способность признака, называемого прилагательным, проявляться в меньшей, большей или наивысшей степени. Степени сравнения присущи только качественным прилагательным. Степени сравнения качественных прилагательных изучаются школьниками в 5 классе. Какие бывают степени сравнения имен прилагательных? В русском языке […].

Изменение имен прилагательныхКачественные, относительные и притяжательные прилагательные могут употребляться в переносном значении, при этом относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных, притяжательные – в разряд относительных и качественных, реже качественные переходят в разряд относительных. Относительные прилагательные могут перейти в разряд качественных, если они приобретают значение признака, который может быть в большей или меньшей степени. Такие прилагательные имеют […].

Разряды прилагательныхЧто такое разряды прилагательных по значению? Разряды прилагательных по значению – это лексико-грамматические признаки прилагательных, которые указывают на характер называемого прилагательным качества. В русском языке выделяют три разряда прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные. Лексико грамматические разряды имен прилагательных изучаются в 5 классе. Как определить разряд прилагательного по значению? Таблица разрядов прилагательных с примерами позволит […].

Отглагольные прилагательныеЧто такое отглагольные прилагательные? В русском языке отглагольными прилагательными называют прилагательные, образованные от глагольной основы с помощью суффиксов – иль-, – л-, – тельн-, – ач – , – уч – , а также прилагательные, образованные от причастий с помощью суффиксов – и-, – ен-, – ни-, – енн-, – м-, – ем-, – ш-, […].

Падежи прилагательныхКак определить падеж прилагательного? В русском языке полные формы прилагательных изменяются по падежам, родам и числам и имеют особую систему падежных окончаний. Краткие прилагательные по падежам не склоняются. Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо выполнить Несколько несложных шагов: Определить, с каким существительным согласуется прилагательное, и в каком падеже употребляется данное существительное ; Выделить в прилагательном […].

Синтаксическая роль прилагательного в предложенииСинтаксическая роль прилагательных В предложениях имя прилагательное может выступать определением или именным сказуемым. В русском языке синтаксическая роль прилагательного в предложении зависит от его формы – краткой или полной. Полные прилагательные, как правило, в предложениях выступают в качестве определения. Примеры: Мама испекла Яблочный пирог. Черный Котенок спит на Мягком коврике. В редких случаях полные прилагательные […].

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательныхБезударные гласные в окончаниях прилагательных Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных ничем не отличается от правописания ударных, сравните: молодОму – старОму, молодЫми – старЫми, молодУю – старУю. Для проверки написания безударного гласного в окончании имени прилагательного нужно определить, с каким существительным согласуется слово, и поставить от него вопрос – Какой? Какое? Какая? Какие? или производный. […].

Склонение прилагательныхТипы склонений имен прилагательных Склонение прилагательных в русском языке – постоянный грамматический признак прилагательных, указывающий на особенности изменения слов по числам, родам и падежам. Выделяют три типа склонений имен прилагательных: Адъективное склонение – в рамках склонения изменяются полные качественные и относительные прилагательные, а также отглагольные прилагательные и причастия. Местоименное склонение – в рамках склонения изменяются […].

Сочинение на ГИА 2013 года, взятое из ИнтернетаНапишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ученого-лингвиста Владимира Владимировича Виноградова: “Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении”. Ученый-лингвист Владимир Владимирович Виноградов писал: “Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, […].

Сочинение на тему: роль скобок в тексте1. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. Вставленными в предложение могут быть: а) Cлова или предложения, синтаксически не связанные с данным предложением и приводимые для пояснения всей мысли в целом или ее части. Например: На половине перегона лес кончился, […].

Краткие прилагательныеЧто такое краткие прилагательные? Краткие прилагательные – особые несклоняемые, предикативные формы качественных прилагательных. Отвечают на вопрос Каков? , придают речи оттенок книжности и обозначают признак как качественное состояние. Краткая форма прилагательного образуется от основы полного прилагательного с помощью нулевого окончания, а также окончаний – а, – о, – ы. Краткие прилагательные не склоняются по падежам, […].

Читайте также:  Как правильно согласовать существительное с прилагательным

Роль графических средств в письменном текстеРусская графика располагает огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения курсив, разрядка. . Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова? Во-первых, предложение 2 оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием выделения важных слов в тексте […].

Конспект урока по русскому языку в 4 классе “Склонение имен прилагательных”Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №19 имени Поповичевой Н. З. г. Липецка Конспект урока по русскому языку В 4 классе “Склонение имен прилагательных” Подготовила Учитель начальных классов Шкут Елена Васильевна Г. Липецк 2014 г. Задача. Закрепить знания учащихся о склонении имен прилагательных. Цели. Создать условия для удовлетворения потребности учащихся, в которых будет реализована их познавательная […].

Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных и причастийЦель урока: систематизировать и обобщить правила правописания безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. Материал для словарно-семантической работы: приосанившийся, умиротворенный. прозябание, шествовать. Основное содержание урока. I. Повторение морфологического разбора самостоятельных частей речи в ходе проверки домашнего задания. II. Систематизация и обобщение правил правописания безударных надежных окончании существительных, прилагательных и […].

Относительные прилагательныеКакие прилагательные относительные? Относительные прилагательные – это лексико-грамматический разряд прилагательных, которые называют признак через отношение к какому-либо предмету или к другому признаку. В предложениях, относительные прилагательные, как правило, выступают в роли определения, реже – в составе именного сказуемого. Примеры относительных имен прилагательных: весенняя, хрустальная, танцевальная, оловянный, школьное, читальный, ежевичный, городской. Как определить относительное прилагательное по […].

Имя прилагательное как часть речиЧто такое имя прилагательное как часть речи? Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже. В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого. Имя прилагательное […].

Правописание суффиксов имен прилагательныхПод ударением в прилагательных пишется суффикс – ив -, без ударения – – ев -: крикливый – соевый. ЗАПОМНИТЕ! Милостивый, юродивый. В суффиксах – чив -, – лив – всегда пишется И : заботливый, прилипчивый. Суффиксы – оват -, – ов -, – овит – пишутся после твердых согласных, – еват -, – ев -, […].

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательныхГласные в падежных окончаниях прилагательных Для проверки правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных существует Два основных правила: Окончание прилагательного проверяется вопросом, который ставится к слову. В зависимости от типа основы прилагательного в окончаниях могут писаться – о, – ы и – е, – и. Примеры: возле высокОго Дома, рисовать синИм Карандашом, следить за спящЕй кошкОй. […].

Конспект урока русского языка в 6 классе “Изменение имен прилагательных по родам”Тема урока: “Изменение имен прилагательных по родам”. Цели урока. Образовательная : находить имена прилагательные в тексте, определять род имен прилагательных, выделять родовые окончания прилагательных, вырабатывать умение употреблять прилагательные в устной и письменной речи. Развивающая : продолжить работу по развитию: – творческой, речевой и мыслительной активности; – слуховой и зрительной памяти; – умения сотрудничества при выполнении […].

Роль гиперболы в художественном текстеГипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Гиперболизация – излюбленный стилистический прием Н. В. Гоголя и В. В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте? Во-первых, в предложении 9 нахожу гиперболу: “.и небо, и Селигер померкли от частого дыма”. При помощи этого яркого тропа автор создает страшную картину […].

Роль цитаты в публицистическом текстеПублицистический текст, используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения, характеризуется определенными языковыми средствами и приемами. Одним из них является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата – это дословно переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте? Во – первых, А. Чирве для определения рассказа, как жанра, берет цитату В. Белинского, отмечающего в […].

Роль диалогов в художественном текстеВы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности. Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы предложение 19-20. : -Я плохо разбираюсь, может, вы поясните? -Что именно? – сухо спросила девица. Во-вторых, […].

РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕРОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте? Во-первых, хочу отметить, что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них выступают в роли синонимов обычным словам. […].

Роль эпитетов в художественном текстеСреди разнообразных тропов часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте? Во-первых, в предложении 6 украденный кошелек Аленка называет ” злосчастным “; в предложении 20 нахожу эпитет “обиженная душа “, а в предложении 21- ” чумазый мальчонка”. Все эти эпитеты относятся к разряду […].

Качественные прилагательныеКакие прилагательные качественные? Качественные прилагательные В русском языке – это лексико-грамматический разряд прилагательных, которые обозначают внешние признаки одушевленных и неодушевленных предметов, а также внутренние свойства одушевленных предметов. Примеры качественных прилагательных: синий, круглый, горький, тихий, ароматный, молодой, большой, добрый, молчаливый. Как определить качественное прилагательное? От притяжательных и относительных прилагательных, качественные отличаются особым значением, а также рядом […].

Непостоянные признаки прилагательногоЧто такое непостоянные признаки прилагательных? Непостоянные морфологические признаки прилагательных – ряд изменяемых грамматических категорий. Их значение зависит от грамматических признаков существительного, с которым прилагательное согласуется. В отличие от постоянных, непостоянные признаки прилагательных свойственны всем словам данной части речи, не зависимо от того, к какому разряду по значению они относятся. Примеры прилагательных с непостоянными признаками в […].

Источник