2.5. Местоимение
Трудности и ошибки в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.
1. Нарушения в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений третьего лица. В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы родительного-винительного падежа личного местоимения третьего лица: его книга, её книга, их книга. Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой), не изменяются!
Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо – ихний план, правильно – их план).
2. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н , отсутствующее при беспредложном употреблении:
увидел его – войти после него .
Употребление форм без протетического н при наличии предлога (войти после его) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.
3. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё. Первая из них (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая – самоё (но не – самую!) – книжная:
Винить ей приходится только самоё/саму себя.
4. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.
Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они), относительное местоимение который.
Употребление слов-заместителей требует особого внимания.
Во-первых, нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова.
Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму – недопустимо употребление местоимения они, поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.
Во-вторых, если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её.
Так, в тексте: В романе изображена женщина , увлечённая работой . Она нужна моим товарищам – недопустимо употребление местоимение она, поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа.
То же самое относится к использованию местоимений они, их , если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа.
Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов , где они разбирают проблемы воспитания – двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных – статьи, педагоги.
В-третьих, особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который . Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.
Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки – можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.
5. Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.
Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других).
Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у .
Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой .
Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.
Ср.: я нашёл себе комнату.
Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.
Например: Мать велела дочери принести себе воды. В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.
Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды. Включив местоимение в придаточное предложение, где есть только одно действующее лицо, мы избежали возможной путаницы.
Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать и дочь), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.
6. Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:
я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.
Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:
Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – остаётся неясным, чей же реферат – профессора или ассистента – следовало прочитать.
Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.
Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы), а дополнение – существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их.
Ср.: Я застал товарища в своём кабинете – Я застал товарища в его кабинете.
Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.
Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете – Сергей застал сестру в её кабинете.
Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо.
Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.
7. При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.
Во-первых, если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа.
Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений:
Листва опадала от ветра. Они засыпали весь сад; В исследовательской работе активно участвует студенчество . Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.
Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст:
Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.
Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом:
В исследовательской работе активно участвуют студенты . Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.
Во-вторых, если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия:
Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.
Упражнение к теме «2.5. Местоимение»
► Читайте также другие темы раздела 2 «Морфологические нормы»:
Источник
Употребление форм местоимений, глаголов.
Синонимичными являются различные формы местоимений:
1. Синонимичными могут оказаться личные местоимения : я и мы. Так в научном стиле вместо местоимения я употребляется местоимение мы. (Мы проанализировали несколько подобных случаев…) В современных научных текстах чаще всего используют монолог, ведущийся от третьего лица. (Автор статьи рассматривает вопросы…).
2. Синонимичны притяжательные местоимения свой – мой, свой – твой, наш, ваш, если определяется принадлежность предмета субъекту действия. В разговорной речи предпочтительнее форма “ свой”. Нередко местоимение “свой” оказывается лишним в высказывании (Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”…)
3. Синонимичны определительные местоимения каждый – всякий – любой в значении “один предмет из ряда ему подобных” (каждый (любой, всякий) знает таблицу умножения) Эти местоимения различаются стилистически: местоимение всякий имеет разговорный оттенок, а каждый и любой – общеупотребительные варианты.
4. Синонимичны и определительные местоимения сам и самый, хотя в современных текстах все чаще местоимение сам употребляется вместо самый. Но местоимение самый и сегодня употребляется в официально – деловом и публицистическом стилях (…мы отражаем самую эпоху, самое время, вызывающее к жизни такой характер).
При употреблении местоимений могут возникать речевые ошибки.
Чаще всего ошибки связаны с нарушением соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате высказывание становится двусмысленным (мальчик был определен в летний лагерь, скоро он уезжает). По правилу личное местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа.
Не следует заменять личным местоимением 3–го лица множ. числа существительное, имеющее собирательное значение (студенчество, молодежь, народ). При замене используется форма личного местоимения 3 лица ед. числа.
— При использовании возвратного местоимения себя и возвратно – притяжательного местоимения свой нужно помнить правило: возвратное местоимение относится к слову, называющему производителя действия. (Мать попросила дочь отнести покупку к себе.) Для устранения возможной двусмысленности используются синонимичные замены:
— Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе.
— Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.
— В разговорной речи, в диалектах встречаются ошибки в употреблении с предлогами личных местоимений 3 лица ед. и множ. числа. Если эти местоимения употребляются в косвенных падежах и стоят после предлога, к местоимениям обычно прибавляется “Н” (вокруг него, с ней, против них). Не добавляется “Н”, когда местоимение стоит:
1. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки, согласно, навстречу, подобно, соответственно, благодаря.
2. После предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного (в отношении, при помощи, за исключением, со стороны).
3. После сравнительной степени прилагательного или наречия.
— Ошибка может быть связана с немотивированным дублированием подлежащего – существительного личным местоимением 3 лица (Вера, она была опять счастлива).
Надо различать употребление и написание сочетаний не кто иной как, (не что иное как) и никто иной (ничто иное). В сочетаниях не кто иной, как (не что иное, как) возможна перестановка слов: не иной кто, как (Это был не кто иной, как наш пропавший Егоров) Сочетания никто иной (ничто иное) не допускают подобной перестановки, они употребляются в предложениях с отрицанием (Никто иной не мог себе это позволить). Таким же образом различают сочетания не кто другой, как и никто другой.
Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 2249 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Употребление личных местоимений в речи
Употребление местоимений в речи обычно необходимо в случаях, когда нужно избежать повторений существительных, указать на что-либо или обозначить участников разговора.
Личные местоимения – группа слов, которые отвечают на вопросы Кто? Что? и указывают на предмет, лицо или явление, не называя их. В русском языке выделяют местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, которые используются для указания на субъектов и объектов речи.
Особенности употребления личных местоимений в речи с примерами приведены в таблице.
Лицо | Местоимения | Значение и употребление в речи | Примеры употребления | |
Единственное число | 1-е лицо | я | Указывает на говорящего, субъект речи, лицо, которое совершает действие | Я люблю читать детективы. |
Я знаю ответ на этот вопрос.
Аня только вспоминала о тебе.
Могут выступать как синоним любого существительного соответствующего рода.
Она приготовила завтрак.
Оно ярко светилось.
Может употребляться в публицистической речи в значении «я», а также для выражения сочувствия, сопереживания в значении «ты».
Мы провели исследование и выяснили (я провел исследование и выяснил)
Ну и когда мы заснем? (например, обращение к ребенку)
Может употребляться при обращении к группе лиц либо к одному человеку (как уважительная форма, и в таком случае пишется с прописной буквы).
Саша много рассказывал о Вас.
Может выступать как синоним любого существительного во множественном числе.
Давайте встретимся у них дома.