Меню

В каком году произошел глагол



Глагол

Глагол . Самый термин глагол некоторые русские грамматики предлагали заменить каким-нибудь более понятным названием. Так, В. Ф. Андреев в статье «Знаменательные и служебные слова в русской речи» писал: «Термин глагол есть перевод латинского слова verbum (греч. 〳〟 μα); вместо славянского слова «глагол» по-русски следовало бы употреблять речение «слово». Речение «глагол» (verbum) показывает, что он есть главное слово в речи или предложении, то есть как бы он преимущественно сказывает или говорит мысль предложения. Название ”глагол“ употребляется, очевидно, в соответствии термину сказуемое (praedicatum). По нашему мнению, термин ”глагол“ неудачен, и его лучше бы заменить. более подходящим термином. ”имя действия“ или ”имя действенное“» (ЖМНП, 1895, сентябрь, с. 256).

(Виноградов. Русск. язык, с. 422).

В. В. Виноградов. История слов , 2010

Смотреть что такое «Глагол» в других словарях:

глагол — См … Словарь синонимов

ГЛАГОЛ — ГЛАГОЛ, глагола, муж. 1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.). 2. Речь, слово (церк. книжн., поэт. устар.). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта… … Толковый словарь Ушакова

ГЛАГОЛ — муж. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание. Жить по глаголу (т. е. Божию), архан. в дружбе, согласии, в мире. Глаголать, глаголовать что … Толковый словарь Даля

ГЛАГОЛ — времён. Книжн. Устар. Напоминание о фатальной быстротечности жизни. /em> Цитата из стихотворения Г. Р. Державина. БМС 1998, 111. Фильтровать глагол (глаголы). Жарг. мол. Следить за своей речью, быть осторожным в выражениях; не употреблять грубых … Большой словарь русских поговорок

Глагол — Глагол ♦ Verbe В написании с заглавной буквы иногда употребляется как синоним Слова или Логоса, то есть Божественного действия, или Бога в действии, где под действием понимается сотворение смысла. «И Слово стало плотию, и обитало с нами»,… … Философский словарь Спонвиля

ГЛАГОЛ — ГЛАГОЛ, часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. В предложении употребляется преимущественно в… … Современная энциклопедия

ГЛАГОЛ — часть речи, обозначающая действие или состояние как процесс. В разных языках имеет различные грамматические категории, из которых наиболее типичны время, лицо, наклонение, вид и залог. Основная синтаксическая функция глагола в предложении быть… … Большой Энциклопедический словарь

ГЛАГОЛ — ГЛАГОЛ, а, муж. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и… … Толковый словарь Ожегова

Глагол — в индоевропейских языках часть речи, означающая непостоянное качество или свойство предмета (как имя прилагательное исуществительное), а, наоборот, известный преходящий признак,свойственный предмету в известный ограниченный промежуток времени.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Глагол — ГЛАГОЛ (латинск. verbum). В широком смысле Г. название грамматической категории, заключающей как спрягаемые слова, т. е. слова, имеющие формы времени и наклонения, так и образованные от тех же основ слова, не имеющие форм времени и наклонения … Словарь литературных терминов

Источник

Глаголы в речи

Ученик дает понятие о глаголе, история, происхождение данной части речи. Знакомит с некоторыми его грамматическими признаками. Материал интересен как для учителя, так и как дополнительный материал для учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
Значение глагола в речи 1.16 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Глагол в речи Работа ученика 2А класса МАОУ « Гимназия№87» Полуэктова Артёма

Происхождение термина “ глагол ” Термин глагол происходит от латинского слова verbum, что переводится как речь, слово. В древнерусском языке было слово “ глаголити ”, что означало “ говорить ”. Слово глагол в значении речь , слово встречается в стихотворении А.С. Пушкина “ Пророк ”: … И бога глас ко мне воззвал: «Востань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.»

Из истории частей речи В русской лингвистике впервые части речи упоминаются в “ Грамматике ” Мелетия Смотрицкого (17 в). Классификацию, на которой основана современная система в русском языке, предложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский ученый 18 века, заложивший основы многих наук. М. В. Ломоносов

Знакомьтесь : глагол Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делал? что будет делать? Примеры : Наступила зима. За окном идет снег. Дети будут играть в снежки .

Наклонения глагола Различают изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят на самом деле. Например : Дети идут в школу. Глаголы в условном наклонении обозначают желаемые или возможные действия. Например : Я хотел бы стать космонавтом. Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Например : Ребята, давайте жить дружно!

Как изменяется глагол? Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Существует настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (спрягаются). Например : Я читаю . – 1 лицо, ед.ч. Ты читаешь . – 2 лицо, ед.ч. Они читают . – 3 лицо, мн.ч. Я выучу таблицу умножения. – 1 лицо, ед.ч. Вы выучите таблицу умножения. – 2 лицо, мн.ч. Они выучат таблицу умножения. – 3 лицо, мн.ч. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам , а в единственном числе — по родам. Например : Пришла весна. – ед.ч., ж.р. Грачи прилетели . – мн.ч. Снег почти растаял . – ед.ч., м.р.

Глагол в предложении В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения. Например : В саду зацвели яблони. Но неопределенная форма глагола (отвечает на вопрос что делать?) может быть любым членом предложения. Например : Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить —сказуемое ). У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться — определение ).

Источник

История слова глагол в русском языке

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

НАПАЛКОВА Светлана Викторовна

ИСТОРИЯ СЛОВА ГЛАГОЛ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата филологических наук

Работа выполнена на кафедре славянской филологии

Московского государственного областного университета

доктор филологических наук, профессор

доктор филологических наук, профессор

(ГКОУ ВПО «Российская таможенная

кандидат филологических наук, доцент

кафедры истории русского языка и общего

государственный областной университет)

Ведущая организация: Московский государственный

университет печати имени Ивана

Федорова (ФГОУ ВПО)

Защита состоится «8» ноября 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций (специальности 10.02.01 – русский язык, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания [русский язык] при Московском государственном областном университете Москва, ул. Энгельса, д. 21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета Москва, ул. Радио, д. 10-а.

Автореферат разослан « » октября 2012 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Изучение условий формирования смысловой структуры отдельного слова является одной из важнейших проблем современной лингвистики. Как происходит становление лексемы, каковы условия трансформации ее лексико-семантической стороны, какие составляющие ее структуры становятся утраченными, а какие – востребованными системой языка и т. д. – вот актуальные вопросы, на которые должна ответить современная лингвистика.

Явление семантического сдвига (притяжение, сжатие, конденсация, включение, отталкивание, расхождение и т. д.) в смысловой структуре слова на современном этапе развития языкознания не утратило интереса со стороны исследователей, а изучение его природы является актуальным и востребованным.

Диссертационное исследование посвящено изучению смысловой структуры слова глагол, которое в истории русского литературного языка из концептуально значимого превратилось в термин грамматики. Теорией концепта в современном языкознании занимаются ученые разных наук: философии, логики, психологии, культурологии, и каждая из них наделяет концепт теми или иными особенностями. «Категория концепта фигурирует в исследованиях философов, психологов, логиков, и она несет на себе следы всех этих внелингвистических интерпретаций» [Попова, 2007, с. 30].

Термин концепт был введен -Алексеевым в 1928 году. Ученый определил концепт как мысленное образование, которое замещает в процессе мысли похожие друг на друга предметы, действия, явления. В последнее время в отечественном языкознании вопросам о понятиях концепт, концептосфера и пр. посвящается множество трудов. Изучением концепта занимались такие лингвисты как , , . Среди предложенных учеными определений концепта есть одно очень важное сходство – концепт определяется как дискретная, объемная в смысловом отношении единица, единица мышления или памяти, отражающая культуру народа.

Изучение глагола как концепта становится не только значимым для лингвистики и русского языка в целом, но и интересным с познавательной точки зрения (анализу подвергается не одно языковое явление, а также и то, что находится на уровне сознания, мышления).

Целью данной работы является описание процесса формирования смысловой структуры слова глагол в истории русского литературного языка.

В связи с поставленной целью в диссертационном исследовании предполагается решение следующих задач.

1. Установить структуру слова глагол в старославянском, церковно-славянском, русском (в донациональный и национальный периоды развития) языках.

2. Исследовать лексико-семантическую структуру слова глагол в лексикографических источниках.

3. Уточнить в работе содержание терминов концепт, когнитивная лингвистика, метод компонентного анализа и др.

4. С помощью метода компонентного анализа выявить семантическую трансформацию лексемы глагол в тот или иной период развития русского литературного языка.

5. Произвести семантико-когнитивный анализ концептуального значения лексемы глагол.

6. Рассмотреть структуру и особенности словообразовательных гнезд с вершиной глагол в разные периоды истории русского литературного языка.

Методологической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых в сфере когнитивной лингвистики ( , , и др.), психолингвистики (, ), лингвистики художественного текста (, , ), лингвокультурологии (, , и др.), семиотики (А. Вежбицкая, , А. Соломоник), словообразования и лексикологии (, ), теории и методики компонентного анализа (, ) и т. д.

Актуальность диссертационного исследования определяется общим содержанием работы, которая выполнена в русле современных исследований когнитивной лингвистики. Комплексный подход к изучению языкового материала проявляется в построении семантико-когнитивной парадигмы концептуального значения лексемы глагол, отраженной в словарях и зафиксированной в художественных текстах.

Научная новизна данной работы заключается в квалификации языковой единицы глагол как концептуально значимого феномена русского языка. Слово глагол раскрывается в широком историко-лингвистическом аспекте, предусматривающем анализ материала лексикографических источников и художественных произведений. Изучению глагола посвящено множество трудов в языкознании, в том числе научные статьи, диссертационные исследования, но в центре внимания этих работ – грамматическая сторона слова глагол (вид, залог, наклонение, предикативность/ атрибутивность, личность/ безличность и другие морфологические категории глагола). Наша работа направлена на рассмотрение смысловой структуры лексемы глагол, вершиной которой является значение ‘слово, речь’.

Научная гипотеза состоит в том, что в истории русского языка слово глагол утрачивает свой концептуальный статус и превращается в грамматический термин, то есть в его структуре происходит семантический сдвиг в сторону сужения значения.

Объектом исследования – слово глагол как ключевая единица лексической системы русского языка.

Предмет исследования – особенности трансформации лексико-семантической структуры слова глагол в истории русского языка, вызванные действием внутриязыковых и экстралингвистических факторов.

Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач использовались следующие методы исследования: метод реконструкции слова, сравнительно-сопоставительный метод, дистрибутивный метод, метод морфемного анализа, метод компонентного анализа, контекстологический метод, семантико-когнитивный анализ, метод ассоциативного эксперимента, метод математической и статистической обработки данных.

Теоретическое значение диссертации определяется актуальностью и научной новизной исследования. Результаты данной работы могут помочь в дальнейшей разработке проблем, связанных с формированием смысловой структуры того или иного слова в истории русского литературного языка. Описание глагола как концепта послужит дополнительным вкладом в изучение концептосферы русского языка.

Практическая значимость определяется возможностью использовать результаты исследования в разработке проблем такого активно развивающегося лингвистического направления, как когнитивная лингвистика. Полученные данные могут помочь при анализе концептов, репрезентантами которых являются отдельные слова в языке, при разработке материалов по курсам истории русского языка, лексикологии, словообразованию, стилистике, герменевтике, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, а также в научно-исследовательской работе студентов.

Достоверность и обоснованность результатов диссертационной работы обусловливаются анализом семантической структуры лексемы глагол во все периоды истории русского литературного языка. Исследование проводится на основе данных различных словарей, а также текстов художественной литературы, что позволяет выявить особенности значения лексемы глагол для носителей языка в тот или иной исторический период.

Объективность исследуемого материала обеспечивается данными следующих лексикографических источников:

— толковые словари («Толковый словарь живого великорусского языка» , «Толковый словарь русского языка» под ред. , «Словарь русского языка» под ред. , «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах (БАС), «Словарь русского языка» в 4-х томах (МАС);

— этимологические словари («Историко-этимологический словарь современного русского языка» , «Этимологический словарь русского языка» под ред. , «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера, «Этимологический словарь русского языка» и );

— исторические («Материалы для словаря древнерусского языка» , Словарь Х I -Х VII веков);

— словообразовательные («Словообразовательный словарь русского языка» в 2-ух томах );

— фразеологические («Русская фразеология. Историко-этимологический словарь» , );

— словари синонимов («Словарь синонимов русского языка» ).

Выбор данных лексикографических источников обусловлен самой темой исследования. Описание становления смысловой структуры слова глагол в истории русского языка невозможно без рассмотрения данной лексемы в исторических и этимологических словарях. Проведение семантико-когнитивного анализа рассматриваемой языковой единицы предполагает изучение паремий и фразеологических единиц, включающих в свой состав слово глагол (для этого исследуется материал фразеологических словарей) и т. д.

Положения, выносимые на защиту:

1. Языковая единица глагол, функционирующая в современном русском языке в качестве понятия, грамматического термина, в определенный исторический период развития русского языка являлась концептуально значимой единицей.

2. Слово глагол рассматривается как ключевая единица русского языка, характеризующаяся определенными парадигматическими и синтагматическими связями.

3. В истории русского языка смысловая структура слова глагол подверглась сужению: утратилось концептуальное значение, начало превалировать грамматическое значение.

4. Слово глагол в разные периоды истории русского литературного языка качественно изменяло свой статус в зависимости от влияния языковых и экстралингвистических факторов.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры славянской филологии; автор выступала с докладами на научных конференциях Московского государственного областного университета в 2010, 2011 и 2012 гг., участвовала в международной научной конференции, посвященной 10-летию кафедры славянской филологии Московского государственного областного университета (2011).

По теме диссертации опубликовано 8 научных работ, в том числе 2 статьи в изданиях списка ВАК.

Структура диссертационного исследования подчинена общим принципам и содержанию работы и отражает логику рассмотрения материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обозначены актуальность, научная новизна, гипотеза, цели и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, методы исследования, теоретическая значимость и сфера практического применения достигнутых результатов.

Первая глава « Становление семантической структуры лексемы глагол в русском языке» посвящена рассмотрению смысловой структуры слова глагол в разные периоды истории русского литературного языка.

При описании лексико-семантической структуры слова глагол использовался метод компонентного анализа и процедура ступенчатой идентификации. Как отмечает , компонентный анализ есть представление значения слова в виде комбинации смысловых компонентов [Кобозева 2000: 111] . Метод компонентного анализа существует в языкознании уже более тридцати лет. Гипотеза, на которой основан настоящий метод, – это предположение о том, что значение абсолютно каждой языковой единицы (слова, фразеосочетания, словосочетания и т. д.) состоит из набора элементарных смысловых единиц. Главной целью метода компонентного анализа является составление семантической структуры слова с последующим разложением на семы. «Компонентный анализ лексических значений – это последовательность процедур, которая, будучи примененной к словам языка, ставит в соответствие каждому слову определенным образом организованный набор семантических компонентов» [Кобозева 2000: 111] . В диссертации представлена лексико-семантическая структура слова глагол в виде семантических множителей в разные периоды развития русского литературного языка.

В настоящей работе разграничиваются ранние варианты метода компонентного анализа, которые основаны на исследовании отдельных слов, в отрыве от контекста, то есть лексем, «взятых в их определенном узуальном значении» [Кобозева 2000: 112], и современный метод компонентного анализа, который базируется на рассмотрении слова в том или ином контексте, на выявлении парадигматических и синтагматических особенностей . В данном диссертационном исследовании слово глагол рассматривается в контексте, взятом из художественного произведения или из словарной статьи того или иного лексикографического источника.

Поиск смысловых доминант, их становление, развитие, изменение в языке – проблема современной лингвистической науки, которая требует своего незамедлительного разрешения, потому что с этим вопросом связаны проблемы лексикографического описания языковых единиц, проблемы семиотических и семасиологических теорий о языке, проблемы герменевтики, или толкования различных текстов и т. д. Языковые единицы исследуются путем анализа того или иного контекста, в котором они употреблены, путем сопоставления слова с синонимами и пр., на основе чего значение слова представляется в виде семантических компонентов.

С помощью метода компонентного анализа в диссертации представлена лексико-семантическая структура слова глагол в старославянском, церковно-славянском, древнерусском языках, русском языке Х I Х века, а также в современном русском языке.

Компонентный состав слова глагол в старославянском языке состоит из следующих семантических множителей:

Глагол – ‘слово, речь’;

слово – ‘речь, беседа, рассказ’;

речь – ‘слово, беседа’.

Лексико-семантическая структура слова глагол в церковно-славянском языке представлена следующим образом:

Глагол – ‘ слово, р h чь, языкъ, нар h ч i е ’;

слово – ‘р h чь, пропов h дь’; ‘д h ло, происшеств i е’; ‘умъ, разумъ’;

‘отв h тъ, отчетъ’; ‘причина’; ‘объяснен i е’;

речь – ‘вина, обвинен i е’; ‘(иногда) прибаутка’;

язык – ‘языкъ’; ‘оруд i е р h чи’; ‘самая р h чь’; ‘народъ’.

Компонентный состав лексемы глагол в древнерусский период развития языка выглядит так:

слово – ‘речь, слова’;

речь – ‘звук, слово’; ‘язык, наречие’, ‘беседа, разговор, рассказ’;

беседа – ‘разговор с кемъ-нибудь’; ‘разговор в собрании’; ‘речь, слово’; ‘язык, наречие’.

Компонентный анализ лексемы глагол в великорусский период развития языка выглядит следующим образом:

Глагол – ‘слово, речь, выражение’;

слово – ‘речь, разговоръ, бес h да’;

речь – ‘слово, изреченье, выраженье’, ‘говоръ’;

выражение – ‘слово, речь’;

говоръ – ‘речь, бес h да, разговоръ’.

Лексико-семантическая структура слова глагол в значении – ‘речь, слово’ в современном русском языке можно представить следующим образом:

Глагол – ‘речь, слово’;

речь – ‘язык’; ‘разговор’; ‘рассуждение’; ‘слово’; ‘беседа’;

слово – ‘разговор, речь, высказывание, словесное общение’.

Выделенные нами слова являются взаимно идентифицируемыми, то есть толкуются одно через другое. Данный факт свидетельствует о том, что компонентный анализ и разложение смысловой структуры слова глагол на семы на данном этапе могут быть завершены. Как видно выше, практически во все периоды истории русского языка возникает взаимная идентификация слов речь и слово.

Итак, методика компонентного анализа смысловой структуры слова глагол (именно в значении ‘речь, слово’) в истории русского языка выявила следующие особенности функционирования данной лексемы:

1. Слово глагол было ядерной единицей в старославянском и церковно-славянском языках.

2. Значение лексемы глагол в старославянском языке состояло из компонентов: ‘слово’, ‘речь’, ‘беседа’, ‘рассказ’.

3. Смысловая структура слова глагол в церковно-славянском языке пополнилась следующими дополнительными компонентами: ‘проповедь’, ‘язык’, ‘орудие речи’, ‘самая речь’.

4. В древнерусском языке у лексемы глагол отмечаются новые семантические множители – ‘звук’, ‘наречие’, ‘разговор’.

5. Смысловая структура слова глагол в великорусский период развития языка состояла из наибольшего количества семантических множителей.

Вопрос об этимологии слова глагол, времени и причинах его появления в русском языке, а также об истории развития и функционирования исследуемой языковой единицы сообщил компонентному анализу более глубокий и точный характер, так как исследование любого явления начинается с изучения истории его появления и развития в языке или какой-либо другой сфере (в зависимости от природы изучаемого явления).

Анализ данных этимологических и исторических словарей привел к следующим выводам:

1) слова глагол заимствовано из старославянского языка, в котором оно является удвоением звукоподражания гол, ср. однокорневое русское голк ‘шум’, ‘звон’, ‘голос’. Исходное * golgol ъ > глаголъ в результате развития неполногласия [, 1994: 139];

2) как грамматический термин впервые вводится в Грамматике доброглаголивого Еллинословенского языка (1591 год) для «части вещания с временем и лицем, без падения, или деяти нечто или страдати» и окончательно закрепляется «Грамматикой» М. Смотрицкого 1619 года;

3) в донациональный период истории русского языка слово глагол имело концептуальный статус;

4) в национальный период развития русского языка глагол развивает значение грамматического термина.

Во второй главе «Концептуальная сторона лексемы глагол в современном русском языке» анализируемая единица рассматривается со стороны когнитивной лингвистики, в русле таких понятий как концепт, концептосфера, языковая лакуна, семантико-когнитивный анализ и т. д.

В настоящем диссертационном исследовании мы придерживаемся точки зрения и , которые дают следующее определение концепта: концепт – это дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету [Попова 2007: 34-35].

Концепт может быть репрезентирован словом в том или ином языке, а может оставаться только в сознании носителей языка. Отсутствие вербального выражения концепта обозначается термином языковая лакуна. Наличие или отсутствие вербализации концепта не влияет на реальность его существования в сознании как единицы мышления. Как правило, концепт, актуальный для сознания народа (регулярно вербализуемый языковыми носителями), имеет большое количество языковых номинаций (слов, словосочетаний, устойчивых выражений и т. д.).

В данной главе рассматривается вопрос о соотношении понятий концепт и значение слова. Данные понятия имеют как общие признаки (и концепт, и значение – единицы мыслительной, когнитивной природы), так и различия (концепт – элемент концептосферы, значение – элемент семантического пространства языка). Значение и концепт соотносятся между собой как часть и целое. Значение по отношению к концепту выступает как его часть, называемая регулярно используемым и воспроизводимым в данном сообществе языковым знаком и представляющая в общении коммуникативно релевантную для данной лингвокультурной общности часть концепта.

Семантико-когнитивный анализ концепта позволяет понять, как соотносятся «семантика языка с концептосферой народа, семантические пространства с когнитивными». Этот метод предполагает операцию когнитивной интерпретации, которая через исследование совокупности языковых единиц, вербализующих тот или иной концепт, позволяет выйти на невербальный уровень (уровень мышления, сознания). Семантико-когнитивный подход в лингвистике свидетельствует о том, что направление от языка к концепту наиболее продуктивно, так как анализ языковых средств позволяет наиболее простым и эффективным способом выявить признаки концептов и смоделировать концепт.

Семантико-когнитивный анализ лексемы глагол позволил нам смоделировать схему исследуемого концепта, охарактеризовать выявленные когнитивные признаки, обозначить ядро, ближнюю, дальнюю и крайнюю периферии концепта и нарисовать его графическую модель.

Центр схемы – ядро концепта глагол. Двигаясь от центра круга точно по радиусу, можно обнаружить ближнюю, дальнюю и крайнюю периферии соответственно.

Ядро исследуемого концепта может быть представлено следующим образом:

Отметим, что когнитивный признак, обозначенный нами в ядре (в центре схемы), представляется наиболее ярким в структуре концепта, так как значение лексемы глагол ‘слово, речь’ встретилось во всех словарях, с которыми мы работали, а во многих из них данное значение было основным. Также и в художественных произведениях авторы употребляли слово глагол в значении ‘речь’. И, наконец, результаты ассоциативного эксперимента подтверждают, что данное значение исследуемого концепта было основным в прошлые века, когда слово глагол существовало в сознании носителей языка на уровне концепта (старшая возрастная группа отметила лишь одно значение лексемы глагол – ‘речь, слово’).

Ближнюю периферию исследуемого концепта можно изобразить в виде следующей схемы:

В ближнюю периферию концепта глагол были включены как ассоциации, вызванные в сознании испытуемых при столкновении с данным словом (достоверно, правда, закон, сила, предсказание), так и устойчивые сочетания, содержащие в своем составе слово глагол, выявленные нами при работе с художественной литературой и словарем фразеологизмов (глас божий, глагол времён, божественный глагол). Положенный в основу данной схемы когнитивный признак концепта глагол – ‘то, что верно и должно сбыться’ в процессе построения семантико-когнитивного анализа встречался несколько реже, чем признак, включенный нами в ядро концепта – ‘средство общения между людьми’, потому и был включен в ближнюю периферию.

Менее ярким когнитивным признаком в структуре исследуемого концепта представляется признак, связанный с изображением глаголя – буквы «Г»:

Как видно на схеме, количество установленных в ходе эксперимента языковых репрезентаций, называющих когнитивный признак – ‘связь с изображением глаголя’, = 3 фразеосочетания (смотреть / глядеть глаголем, ходить глаголем, не миновать глаголя). Данные устойчивые выражения выявлены нами в результате работы со словарем «Русская фразеология» . При опросе испытуемых подобные словосочетания не встречались. Таким образом, значения, связанные с лексемой глаголь и ее изображением, были положены в основу дальней периферии структуры концепта глагол.

Значение слова глагол – ‘часть речи’ отражает крайнюю периферию, являясь, скорее, не концептом, а лишь термином.

С помощью семантико-когнитивного анализа выявлено следующее: только в значении ‘речь, слово’ лексема глагол репрезентировала концепт в сознании носителей языка. В значении же ‘часть речи’ слово глагол является не концептом, а грамматическим понятием.

В третьей главе « Состав и структура словообразовательного гнезда с доминантой глагол в русском языке » рассмотрена структура и особенности словообразовательных гнезд с вершиной глагол в разные периоды истории русского литературного языка. В нашей работе были выявлены продуктивные способы образования новых слов с корнем -глагол- в старославянском, церковно-славянском, древнерусском и современном русском языках.

Анализ структуры словообразовательных гнезд с вершиной глагол в разные периоды развития русского литературного языка позволил нам прийти к следующим выводам:

1. В старославянском и церковно-славянском языках в словообразовательном гнезде с вершиной глагол все новые слова с корнем -глагол — образовывались морфологическим (суффиксальным) способом словообразования, который являлся наиболее продуктивным.

2. В словообразовательном гнезде с вершиной глагол в древнерусский период развития языка все новые слова с корнем -глагол- образовывались морфологическим (суффиксальным) способом словообразования. В Словаре русского языка Х I -Х VII веков отражен постфиксальный способ, с помощью которого образована лексема глаголатися.

3. Словообразовательное гнездо с вершиной глагол в великорусский период развития языка имеет самую разветвленную структуру, состоит из наибольшего количества языковых единиц по сравнению с предшествующим состоянием языка. В словообразовательном гнезде с вершиной глагол в великорусский период развития языка новые слова с корнем -глагол- образовывались в основном продуктивным морфологическим (суффиксальным) способом словообразования. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля отражен еще один способ словообразования, а именно, постфиксальный, с помощью которого образовались лексемы глаголаться, глаголоваться.

4. В словообразовательном гнезде с вершиной глагол в значении ‘слово, речь’ в современном русском языке наиболее продуктивным является суффиксальный способ словообразования, также встречаются префиксальный, префиксально-суффиксальный и постфиксальный способы образования новых слов. В словообразовательном гнезде с вершиной глагол в современном русском языке появляются и смешанные способы словообразования, а именно сложение с суффиксацией, с помощью которых были образованы такие слова, как сладкоглаголивый, многоглаголивый и многоглаголание (по данным Словообразовательного словаря русского языка под редакцией ).

Важным выводом является и тот факт, что дополнительные оттенки в значения новых слов вносят не только аффиксы, с помощью которых эти слова образованы, но и контексты в целом. Анализ лексемы в том или ином художественном произведении помогает наиболее полно раскрыть содержание концепта, репрезентируемого словом (в данном диссертационном исследовании словом глагол). Именно в художественном пространстве слово, его смысловая структура, стилистические потенции подвергаются изменениям, трансформации, различным сдвигам в семантике и т. д., то есть когнитивно-антропоцентрическая сторона слова переводит его в план концептуальной единицы. Например, прилагательное глаголивый имеет значение – ‘говорящий, обладающий способностью говорить’. Данное слово образовано от существительного глагол с помощью суффикса — ив-, который вносит в значение дополнительную сему ‘признак предмета’. Но в определенном контексте значение слова глаголивый развивает дополнительные оттенки: О злато, …языкъ отвръзаеши безгласному, а глаголиваму затыкаеши уста (Хроногр. 1512г.); Которыи человек студенаго естества и сухаго, тои молчаливъ и не в h рен , а которыи студенаго и волглаго естества тои глаголивъ и вся борзо выскажет (Луцид., 56). В данных контекстах прилагательное глаголивый называет человека не просто ‘говорящего, имеющего способность говорить’, а человека ‘много говорящего, болтливого’.

В заключении диссертационного исследования кратко сформулированы основные выводы работы, а также обозначена перспектива дальнейшего изучения трансформации лексико-семантической структуры слова глагол в истории русского литературного языка. Проведенный семантико-когнитивный анализ концептуального значения лексемы глагол, а также все исследование в целом позволило подтвердить выдвинутое нами в начале работы предположение о том, что в донациональный период развития русского языка лексема глагол функционировала в качестве концепта. В связи с влиянием на язык экстралингвистических факторов в лексико-семантической структуре исследуемого слова происходит трансформация значения (сужение: значения ‘речь, вещь, события’ совпали в одном значении – ‘слово’ ; отталкивание: появление нового значения ‘часть речи’). В истории русского языка слово глагол утрачивает свой концептуальный статус и в сознании современных носителей языка является понятием, грамматическим термином, обозначающим ‘часть речи’.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

В рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Напалкова -семантическая структура слова глагол в старославянском и церковно-славянском языках. Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». — №1. – 2011. – М.: Изд-во МГОУ. – С.45-52.

2. Напалкова семантической структуры лексемы глагол в древнерусском и великорусском языках, выявленные методом компонентного анализа. Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». — №1. – 2012. – М.: Изд-во МГОУ. – С.65-70.

В других изданиях:

3. Напалкова смысловой структуры слова глагол в истории русского языка. Русский язык в системе славянских языков: история и современность. – Сборник научных трудов. Выпуск II . М., 2008. – С.364-368

4. Напалкова лексемы глаголь в истории русского языка. Русский язык в системе славянских языков: история и современность. – Сборник научных трудов. Выпуск III . М., 2009. – С.241-245

5. Напалкова семантики лексемы глагол в древнерусский и великорусский периоды развития русского литературного языка. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. Актуальные вопросы филологии. Выпуск V . М., 2009. – С.92-97

6. Напалкова семантики слова глагол и его производных в старославянском языке. Семантика слова и семантика текста: Сборник научных трудов, посвященных 20-летию кафедры стилистики русского языка, культуры речи и риторики. Выпуск Х I . М.: Издательство МГОУ, 2011. – 145с.

7. Напалкова лексемы глагол как объект компонентного анализа (на примере древнерусского и великорусского языков). Русский язык в системе славянских языков: история и современность. Сборник научных трудов, посвященных 80-летию МГОУ и 10-летию кафедры славянской филологии. – Выпуск IV – М.: МГОУ, 2011. – С.158-163

8. Напалкова структура слова глагол в современном русском языке. Русский язык: история, диалекты, современность. Сборник научных работ. – Выпуск Х II – М.: МГОУ, 201 2 . – С.94-98

Источник

Читайте также:  На конце глаголов настоящего и будущего времени