Меню

В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательными



Способы выражения подлежащего

Рассмотрим спо­со­бы выра­же­ния под­ле­жа­ще­го раз­лич­ны­ми частя­ми речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми в пред­ло­же­нии. В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее может быть обо­зна­че­но сло­ва­ми раз­ных частей речи, в том чис­ле инфи­ни­ти­вом, лек­си­че­ски и син­так­си­че­ски нераз­ло­жи­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фра­зео­ло­гиз­ма­ми.

В пред­ло­же­нии основ­ная мысль сосре­до­то­че­на в его син­так­си­че­ском ядре — под­ле­жа­щем и ска­зу­е­мом.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, с помо­щью кото­ро­го мож­но узнать, о ком или о чём идет речь в выска­зы­ва­нии. К под­ле­жа­ще­му мож­но задать вопрос кто? или что? Этот глав­ный член пред­ло­же­ния пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, обо­зна­ча­ю­щем дей­ствие или состо­я­ние субъ­ек­та.

Подлежащее име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа и может быть обо­зна­че­но не толь­ко отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и сло­во­со­че­та­ни­я­ми и фра­зео­ло­гиз­ма­ми.

Таблица

Способ Пример
1. Имя суще­стви­тель­ное в и. п. Собака игра­ла с костью.
2. Имя чис­ли­тель­ное Семеро одно­го не ждут.
Шесть делит­ся на три.
3. Местоимение в име­ни­тель­ном паде­же Никто не спал в эту ночь.
4. Инфинитив (обыч­но — в нача­ле пред­ло­же­ния) Грубить — пло­хая при­выч­ка.
5. Субстантивированное при­ча­стие, при­ла­га­тель­ное Взрослые отпра­ви­ли детей спать.
Вошедший при­вет­ство­вал при­сут­ство­вав­ших.
6. Любая часть речи в зна­че­нии суще­стви­тель­но­го Наше зав­тра туман­но.
Грянуло ура .
7. Различные соче­та­ния слов:
а) состав­ные гео­гра­фи­че­ские назва­ния;
Садовое коль­цо — кру­го­вая транс­порт­ная маги­страль.
б) устой­чи­вые соче­та­ния слов, в том чис­ле фра­зео­ло­ги­че­ские обо­ро­ты; В стране актив­но раз­ви­ва­ет­ся сель­ское хозяй­ство .
в) количественно-именные соче­та­ния; Несколько чело­век вошли в ком­на­ту. Один из них был в очках.
г) соче­та­ния соби­ра­тель­но­го сущ. с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (ряд, часть, мно­же­ство) с сущ. или место­им. в р. п.; На пло­ща­ди собра­лось мно­же­ство наро­да .
д) соче­та­ния неопре­де­лен­ных место­име­ний с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми; Что-то чер­ное заше­ве­ли­лось в углу.
е) соче­та­ние сущ. в и. п. с пред­ло­гом «с» и сущ. в тв. п. Мама с ребен­ком шли впе­ре­ди.

Выражение подлежащего в простом предложении

Подлежащее выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи как имен­ны­ми, так и слу­жеб­ны­ми. В роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­ще­го субъ­ект дей­ствия, чаще все­го высту­па­ет

1. суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном паде­же един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла

2. местоимения-существительные (лич­ные, отно­си­тель­ные, опре­де­ли­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лен­ные)

Любой зна­ет ответ на этот вопрос.

3. коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное

Двое быст­ро про­шли через тем­ный двор.

4. при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие, кото­рое пере­шло в суще­стви­тель­ное

Скромный гово­рит о себе сво­и­ми поступ­ка­ми.

Выздоравливающие про­гу­ли­ва­лись по аллее.

6. наре­чие в роли суще­стви­тель­но­го

7. слу­жеб­ные части речи и меж­до­ме­тие, кото­рые при­об­ре­ли пред­мет­ное зна­че­ние

Около — это про­из­вод­ный пред­лог, а тоже — союз.

Громкое «бра­во» раз­да­лось с бал­ко­на теат­ра.

Иногда осо­бое затруд­не­ние вызы­ва­ет под­ле­жа­щее, выра­жен­ное неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла, или инфи­ни­ти­вом.

Выражение подлежащего инфинитивом

Инфинитив может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния. Рассмотрим инфи­ни­тив в роли под­ле­жа­ще­го.

На пля­же купать­ся ночью в море запре­ща­ет­ся .

В этом пред­ло­же­нии к сло­ву «купать­ся» зада­дим вопрос: о чем идет речь?

«Купаться» — это под­ле­жа­щее, кото­рое пояс­ня­ет­ся ска­зу­е­мым, выра­жен­ным гла­го­лом «запре­ща­ет­ся».

Купаться запре­ща­ет­ся — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния.

Подлежащее, выра­жен­ное инфи­ни­ти­вом, нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния. Чтобы вер­но ука­зать под­ле­жа­щее в фор­ме инфи­ни­ти­ва и не спу­тать его с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, сле­ду­ет выяс­нить вто­рой глав­ный член. Такое под­ле­жа­щее, как пра­ви­ло, име­ет пояс­ня­ю­щее его ска­зу­е­мое, обо­зна­чен­ное сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Сознать свою ошиб­ку — это бла­го­род­ство .

б) дру­гим гла­го­лом в фор­ме инфи­ни­ти­ва

Для меня жить — зна­чит рабо­тать (И. К. Айвазовский).

в) сло­вом кате­го­рии состо­я­ния

Всегда насла­ждать­ся — это невоз­мож­но .

г) при­ла­га­тель­ным в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой

Дарить сча­стье дру­гим — быть самом у счаст­ли­вым .

Выражение подлежащего словосочетанием

Подлежащее выра­жа­ет­ся лек­си­че­ски неде­ли­мы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми, в соста­ве кото­рых ука­жем

а) име­на соб­ствен­ные

б) име­на нари­ца­тель­ные

в) устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния — тер­ми­ны

Подлежащее может быть обо­зна­че­но син­так­си­че­ски неде­ли­мы­ми соче­та­ни­я­ми слов, одно из кото­рых обо­зна­ча­ет коли­че­ство или ука­зы­ва­ет на него:

а) соче­та­ние чис­ли­тель­но­го с суще­стви­тель­ным

б) соче­та­ние суще­стви­тель­ных «боль­шин­ство», «мно­же­ство», «мень­шин­ство», «ряд», «часть», «сот­ня» с суще­стви­тель­ным в фор­ме р. п. мн. ч.

в) соче­та­ние место­име­ний «столь­ко», «сколь­ко», «несколь­ко» с суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме р. п. мн. ч.

г) соче­та­ния, выра­жа­ю­щие при­бли­зи­тель­ное коли­че­ство, с пред­ло­га­ми «око­ло», «до» и сло­ва­ми «мно­го», «мало», «свы­ше», «боль­ше», «мень­ше»

д) соче­та­ние место­име­ния или чис­ли­тель­но­го в и. п. с суще­стви­тель­ным в р. п. с пред­ло­гом «из»

е) суще­стви­тель­ное или лич­ное место­име­ние в и. п. с суще­стви­тель­ным в тво­ри­тель­ном паде­же, если ска­зу­е­мое име­ет фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла

(Кто?) Я с бра­том , вой­дя в дом, сня­ли шап­ки.

Я (с кем?) с бра­том пошел на охо­ту.

ж) неопре­де­лен­ное место­име­ние (некто, нечто, кто-то, что-то и пр.) с при­ла­га­тель­ным (при­ча­сти­ем) в роли суще­стви­тель­но­го:

Некто незна­ко­мый загля­нул в калит­ку.

Что-то тре­вож­ное послы­ша­лось нам в гуле вет­ра.

з) выра­же­ния с вре­мен­ным зна­че­ни­ем, в соста­ве кото­рых име­ют­ся сло­ва «нача­ло», » «сере­ди­на», «конец»

Незаметно подо­шла сере­ди­на квар­та­ла .

и) целые пред­ло­же­ния, кото­рые теря­ют пре­ди­ка­тив­ность

Подлежащее выражено фразеологизмом

В каче­стве глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния может высту­пать фра­зео­ло­гизм, кото­рый не делит­ся на состав­ля­ю­щие его сло­ва и цели­ком явля­ет­ся под­ле­жа­щим.

Примеры:

Нить Ариадны помог­ла Тесею вый­ти из лаби­рин­та.

Манна небес­ная вряд ли будет сыпать­ся нам.

Эта голу­ба я меч­та неосу­ще­стви­ма для меня.

Видеоурок «Подлежащее и способы его выражения (8 класс)»

Источник

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 8 класс ( урок 22-30 )

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 8 класс ( урок 22-30 )

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Цели урока: 1) закрепить и углубить знания учащихся о главных членах

2) способствовать развитию речи учащихся;

3) воспитывать нравственные качества учащихся.

Методические приемы: беседа по вопросам, конструирование предложений,

тренировочные упражнения, самостоятельная

Тот, кто не желает учиться,

никогда не станет человеком.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

— Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Главные члены предложения». Мы должны с вами вспомнить материал, который изучили на предыдущих уроках. А ещё мы поговорим о замечательной стране, которой нет ни на одной карте, но в которой бывает каждый человек. Страна эта – школа. Именно здесь вас учат читать и писать, решать задачи и строить графики, учат быть вежливыми, добрыми, честными, отзывчивыми. А в качестве эпиграфа к уроку я взяла слова кубинского поэта Хосе Марти: «Тот, кто не желает учиться, никогда не станет человеком».

3. Работа с эпиграфом.

— Посмотрите, какое короткое, но весомое выражение, как много оно значит. А что значит быть человеком? Как вы это понимаете?

— А этому и учат в школе. Запишите это предложение в тетрадь и найдите в нём грамматическую основу, но сначала ответьте на вопросы.

  1. Что составляет грамматическую основу?
  2. Что такое подлежащее?
  3. Что такое сказуемое?
  4. Какие типы сказуемых вы знаете?
  5. Какое сказуемое называется простым глагольным?

— А о составном глагольном и о составном именном сказуемых расскажут ученики, которые готовились у доски.

— Во все времена люди стремились получить образование. То, что оно необходимо человеку, подтверждают пословицы, которые записаны у меня на доске.

5. Работа с пословицами.

— Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

  1. Не гордись званием, а гордись знанием.
  2. Корень учения горек, да плод его сладок.
  3. Знание дороже богатства.

— Запишите пословицы и найдите в них грамматическую основу.

— Какой тип сказуемого не встретился?

— В этом году у нашей школы юбилей. . ( текст о школе).

— А теперь давайте обратимся к тексту, который рассказывает о нашей школе.

6. Работа с текстом.

— Выпишите из него предложения (Iв. – с составными глагольными сказуемыми, II в. – с составными именными сказуемыми).

(Работа выполняется самостоятельно, а затем проверяется. В это время некоторые ученики выполняют индивидуальные задания.)

— Восьмой год вы учитесь в этой школе. Вас окружают здесь заботливые, умные, добрые учителя. Все мы хотим, чтобы школьная жизнь была интересной, разнообразной, яркой, запоминающейся. В школе у вас есть друзья, с которыми вы делитесь новостями, советуетесь, обмениваетесь впечатлениями. А что больше всего вам нравится в школе?

7. Творческая работа.

— Дома я просила вас подготовиться к мини-сочинению о школе. Напишите сочинение, используя, по возможности, все виды сказуемых.

— Мне приятно было услышать, что вам нравятся учителя, нравится школа, нравится учиться. Мы всё делаем для того, чтобы вы стали хорошими учениками и настоящими людьми. И в конце нашего урока я проверю, как вы усвоили материал. Вам необходимо выполнить небольшой тест.

8. Выполнение теста.

— Сегодня на уроке мы повторили тему «Главные члены предложения». А ещё говорили о школе. Время, пока вы учитесь, самое беззаботное, счастливое, незабываемое. Оно бывает один раз в жизни и никогда больше не повторяется. Урок мне хочется закончить стихотворением.

Источник

А.1 Какое утверждение верно?

1) Подлежащее даёт характеристику предмету речи.
2) Подлежащее — главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?
3) Подлежащее даёт характеристику образу действия.

А2 Чем может быть выражено подлежащее?

1) любой знаменательной частью речи;
2) только склоняемой частью речи;
3) только неизменяемой частью речи;
4) только спрягаемой частью речи.

A3 В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

1) Заросли кустарников и травы мешали их передвижению.
2) Наши пряли, а ваши спали.
3) Но за грохотом разбившейся стихии мой обострённый слух вновь уловил шум в коридоре.
4) Ни один из больших художников не был забыт так основательно, как Рокотов.

А4 В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательным?

1) Наши плачут, да и ваши не радуются.
2) Что-то с визгом пронеслось в воздухе и упало посередине реки.
3) Ложное не может быть красивым.
4) Царь Пётр находился в кабинете своего Преображенского полка.

А5 В каком предложении подлежащее выражено глаголом?

1) Завистливый сохнет от зависти, а добрый плачет от радости.
2) Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.
3) Снежные вихри закружились в воздухе.
4) Над нами качался серебристо-зелёный шатёр тополя, переполнявший окружающий воздух зеленоватыми тенями и бродячими солнечными пятнами.

А6 В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.
2) Штатский что-то сказал полковнику вполголоса.
3) У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках.
4) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой?

А7 В каком предложении подлежащее выражено числительным?

1) Чужой останется чужим.
2) Злой с лукавым водились, да оба в яму свалились.
3) Второй, опустившись на колено, пытался приладить соскочившую лыжу.
4) Ни души на улицах.

Блок 3. Главные члены предложения. Сказуемое

А1 Найдите правильное определение сказуемого.

1) Это главный член предложения, который зависит только от подлежащего, обозначает его признак или действие и отвечает на вопросы: что делает предмет? что сделает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
2) Это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет?
3) Это главный член предложения, который не зависит от других членов предложения, характеризует предмет речи и отвечает на вопросы: что делает предмет? что сделает предмет?

А2 Что выражает простое глагольное сказуемое в одном слове?

1) грамматическое значение;
2) лексическое значение;
3) и лексическое, и грамматическое значение.

A3 Что выражает вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом?

1) основное лексическое значение;
2) добавочное лексическое и основное грамматическое значение;
3) основное лексическое и добавочное грамматическое значение.

А4 Что выражает именная часть в составном именном сказуемом?

1) грамматическое и лексическое значение;
2) грамматическое значение;
3) лексическое значение.

А5 Найдите предложение с простым глагольным сказуемым.

1) Дремлет на стене моей ивы кружевная тень.
2) Стихи писать Пушкин начал ещё до Лицея.
3) Лень хуже болезни.
4) Люблю бродить в лугу росистой весной.

А6 Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) Я с удовольствием прочитал бы эту книгу.
2) Пётр I умел окружать себя деятельными, талантливыми людьми.
3) Я человек подневольный.
4) Люди как реки.

А7 Найдите предложение с составным именным сказуемым.

1) Он готов был улыбаться неизвестно чему.
2) Налетает порывами тёплый ветер.
3) Пускай меня за тысячу земель уносит жизнь!
4) Трава была по пояс.

Источник

Читайте также:  Образуйте от данных слов имена существительные имена прилагательные глаголы