Меню

в каком существительном допущена ошибка при написании суффикса



В каком существительном допущена ошибка при написании суффикса

Продолжение. См. № 6/2005

6-й класс

Инструкция для учителя

На выполнение работы отводится 2 урока (90 минут). Для выполнения творческой работы (задание 21) может потребоваться еще один урок.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

«отлично» – не более 2 ошибок;

«хорошо» – не более 5 ошибок;

«удовлетворительно» – не более 8 ошибок;

«неудовлетворительно» – 9 ошибок и более.

Инструкция для учеников

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

Задания 17, 18, 19, 20 не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно на отдельном листе (бланке).

Задание 21 – это дополнительное задание для учеников, претендующих на отличную оценку. Это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 5–6 предложений.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является фразеологизмом.

1) Посаженные нами растения наконец-то пустили корни.
2) Почтальон весь промок до нитки.
3) Малыш упал, мама подняла его и поставила на ноги.
4) Пальма в России – тепличное растение.

2. В каком слове пропущена буква а?

1) Подр_сли;
2) за_грать;
3) предпол_жить;
4) прик_саться.

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

1) Пр_клеить, сверх_нтересный, прот_рать;
2) пр_обрести, без_нтересный, подп_реть;
3) пр_украсить, без_сходный, соб_ру;
4) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рать.

5. В каком слове пропущена буква и?

1) Гореть в пламен_;
2) стоять в коридор_;
3) о полярном зимовь_;
4) сидеть в транше_.

6. Укажите, какое предложение составлено неверно (обратите внимание на род имен существительных).

1) Врач Иванова прописала больному лекарство.
2) Наш Сережа такой забияка!
3) На сцене стоял большой черный рояль.
4) Наша директор выступила на совещании с докладом.

7. В каком существительном допущена ошибка при написании суффикса?

8. В каком слове пропущена буква е?

9. У какого прилагательного неверно определен разряд?

1) Теплый (шарф) – качественное прилагательное;
2) школьный (двор) – относительное прилагательное;
3) деревянный (стол) – качественное прилагательное;
4) медвежья (берлога) – притяжательное прилагательное.

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

1) Это озеро вовсе (не)мелкое.
2) Новая книга оказалась (не)увлекательной.
3) Я допустил очень (не)значительную ошибку.
4) Мы с Павлом (не)разлучные друзья.

11. В каком прилагательном в суффиксе пишется одна буква н?

1) Стекля_ый стакан;
2) глиня_ый кувшин;
3) безветре_ый день;
4) площадь пусты_а.

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс -к-?

13. Какое прилагательное пишется слитно?

1) (Северо)восточный район;
2) (светло)синий плащ;
3) (выпукло)вогнутая линза;
4) (высоко)художественное произведение.

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

1) Сем_надцать;
2) восем_сот;
3) спряч_те;
4) познаком_ся.

15. У какого местоимения неверно определен разряд?

1) Беспокоился обо мне – личное местоимение;
2) через некоторое время – неопределенное местоимение;
3) взял его книгу – притяжательное местоимение;
4) каждый из нас занимался спортом – относительное местоимение.

16. В каком слове пропущена буква е?

1) Повел_вать,
2) развеш_вать,
3) увелич_вать,
4) устра_вать.

Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

Читайте также:  развитие речи на уроках русского языка при изучении имени существительного

Солнце село, и мягкие сумерки разлились над морем холмов и равнин. Высоко на холме зеленела сосновая роща. Хорошо и спокойно было здесь в сумерки. Посреди рощи на поляне жила семья лисиц.
В этот час все семейство вышло на воздух порезвиться и наслаждалось вечерней прохладой. Мать следила за игрой детей. Пушистые малыши играли и боролись, гонялись друг за другом, за мухами и жучками и старались поймать кончик материнского хвоста или отнять друг от друга какой-нибудь старый, давно брошенный объедок. Они играли ради игры и рады были всякому предлогу, чтобы поднять новую кутерьму.
В этот вечер игрушкой лисят было засохшее утиное крыло. Десятки раз оно переходило от одного к другому. Но вот его схватил самый бойкий лисенок, с черной полосой посреди мордочки. Он носился со своей добычей, пока остальным не надоела бесполезная погоня и игра. Тогда он выпустил крыло, но тотчас же вцепился в хвост матери и теребил его до тех пор, пока она внезапным прыжком не вырвала своего хвоста, опрокинув на спинку маленького забияку.
Мать смотрела на возню лисят, но в то же время поглядывала и на окружающий лес. Там всегда могли скрываться коварные враги: люди с ружьями, мальчишки и собаки, орлы и совы. Всем хочется поохотиться на маленьких лисят. При первом сигнале об опасности мать загоняла их обратно в нору.

17. Из первого предложения выпишите все слова, в которых букв больше, чем звуков.

18. Подберите синонимы к слову забияка (последнее слово в третьем абзаце).

19. Из второго предложения выпишите глагол зеленела. Сделайте морфологический разбор глагола.

20. Из третьего абзаца выпишите первое предложение. Разберите по членам предложения.

21. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Автор текста увлекательно рассказывает о лисятах. Расскажите и вы о животном, которое живет у вас дома или встречалось вам у друзей, во дворе, в лесу.

Ответы: 1) 2; 2) 4; 3) 2; 4) 1; 5) 1; 6) 4; 7) 3; 8) 4; 9) 3; 10) 1; 11) 2; 12) 1; 13) 4; 14) 1; 15) 4; 16) 1.

8-й класс

Инструкция для учителя

На выполнение работы отводится 2 урока (90 минут). Для выполнения творческой работы (задание 21) может потребоваться еще один урок.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

«отлично» – не более 3 ошибок;

«хорошо» – не более 6 ошибок;

«удовлетворительно» – не более 9 ошибок;

«неудовлетворительно» – 10 ошибок и более.

Инструкция для учеников

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны четыре ответа. Только один из четырех ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Номер этого ответа запишите на карточке рядом с номером вопроса.

Задания 17, 18, 19, 20 не содержат ответов. Выполняйте их самостоятельно на отдельном листе (бланке).

Задание 21 – это дополнительное задание для учеников, претендующих на отличную оценку. Это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объемом не менее 6–8 предложений.

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

Читайте также:  конспект урока по русскому языку изменение имен существительных по числам

2. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?

1) Приморье;
2) загорелый;
3) завистливый;
4) пренебрегать.

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «очень важный для настоящего момента»?

1) Грандиозный;
2) актуальный;
3) принципиальный;
4) влиятельный.

4. В каком слове ударение падает на первый слог?

5. В каком предложении есть деепричастие?

1) Лиловые облака, протягиваясь к западу, едва пропускали красные лучи.
2) Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками.
3) Солнце пригревает все сильнее и сильнее, и на пригорках появились первые проталины.
4) Слуга, поскакавший за ним, воротился и доложил своему господину, что, дескать, Андрей Гаврилович не послушался и не хотел воротиться. (А.Пушкин)

6. В какой строке во всех случаях пропущена буква е?

1) Пр_следование, расст_лить, согрева_мая солнцем, за зеленеющ_м полем;
2) пр_мудрый, зам_рли, обрабатыва_мое изделие, на открывш_мся форуме;
3) пр_задуматься, ореш_к, он дыш_т, побывать в оранжер_е;
4) пр_возмочь, подв_ргать, повел_вать, над виднеющ_мся лесом.

7. В какой строке во всех словах нужно писать ь?

1) Назнач(ь)те, роскош(ь), восем(ь)ю, о медвеж(ь)ей берлоге;
2) достич(ь), вер(ь)фи, навзнич(ь), сем(ь)сот;
3) съеш(ь)те, фонар(ь)щик, вскач(ь), нян(ь)чить;
4) развлеч(ь)ся, фальш(ь), невтерпеж(ь), восем(ь)десят.

8. В каком слове после шипящей пропущена буква о?

9. В каком слове пропущена одна буква н?

1) Полуде_ый зной;
2) броше_ый камень;
3) лома_ая линия;
4) вы всегда рассея_ы.

10. В каком словосочетании тип связи слов – управление?

1) Ранняя пшеница;
2) смотрит молча;
3) уехал отдыхать;
4) читаю книгу.

11. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)

1) Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
2) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
3) Жизнь прекрасна и удивительна.
4) Волга самая большая река в Европе.

12. В каком предложении знаки препинания расставлены верно?

1) Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят.
2) Иногда мертвой змеей проплывает жердь, или бревно.
3) Ночью ветер злится, да стучит в окно.
4) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину и ночь, и звезды, и луну.

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В результате быстрого таяния снега (1) возможно (2) наводнение.

В мае месяце (3) возможно (4) будут заморозки.

14. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?

1) Солнце спрятавшись за узкое сизое облако золотит края его.
2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе.
3) В Мещерском крае нет никаких особенностей кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.
4) Стремглав сбежал с лестницы и выскочил на улицу.

15. Рассмотрите предложения с прямой речью. В каком из них допущена ошибка при расстановке знаков препинания?

1) «Нет, – сказал Ваня, – я не могу ехать сейчас».
2) «Ну хорошо, хорошо!» – засмеялась Валя: «Я никому не скажу».
3) «А ваше имя как?» – спросила помещица.
4) «Право, останьтесь, Павел Иванович! – сказал Манилов, когда они вышли на крыльцо. – Посмотрите, какие тучи».

16. В каком примере допущена ошибка при замене прямой речи косвенной?

1) Я спросил ее наконец, имеет ли она известия от своего сына.
2) Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.
3) Чичиков говорил, что он давно не брал в руки шашек.
4) Базаров ответил Павлу Петровичу, что спорить – не наше дело, сперва надо место расчистить.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Читайте также:  грамматические признаки существительного начальные классы

1) Экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся в Антарктике весной 1911 года.

2) Шесть человек вышли к полюсу на лыжах. 3) Шли больше месяца. 4) До полюса дошли пятеро. 5) Один сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.

6) Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело. 7) То была палатка, брошенная Амундсеном. 8) Норвежец опередил англичан.

9) Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути, не протащить по обледенелым снегам окровавленных ног. 10) Тогда всем поровну был роздан яд.

11) На обратном пути заболел молчаливый шотландец, лейтенант Отс. 12) У него началась гангрена обеих ног. 13) Каждый шаг вызывал острую боль. 14) Отс знал, что он задерживает экспедицию, что из-за него могут погибнуть все. 15) И он нашел выход.

16) В дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя трупами год спустя после экспедиции, об этом говорится так:

17) «За последние сутки мы сделали всего три мили. 18) (Не)смотря на (не)человеческую боль, Отс (не)отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли бы. 19) Вчера к ночи мы остановились. 20) Отс дал мне записку и просил передать родным, если мы останемся в живых. 21) Потом он встал и сказал, глядя мне в глаза: “Я пойду. Должно быть, вернусь не скоро”. 22) Он не вернулся. 23) Он поступил как благородный человек».

24) В конце дневника Скотт написал дрожащими буквами:

25) «Я обращаюсь ко всему человечеству. 26) Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали сознательно, но нам во всем была неудача. 27) Если бы мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о высоком мужестве и простом величии моих товарищей, что они потрясли бы каждого человека».

17. Из предложений 17–19 выпишите слово (слова), в котором(ых) буква с обозначает звук [з].

18. Из предложения 5 выпишите слово (слова), образованное(ые) приставочно-суффиксальным способом.

19. Выпишите из текста предложение 18. При списывании раскрывайте скобки.

20. Среди предложений 1–9 найдите предложения с обособленными членами. Напишите их номера.

21. Еще раз внимательно прочитайте текст. Озаглавьте его. Как вы думаете, зачем люди сознательно идут на риск, открывая новые земли, ископаемые, прокладывая новые пути? Нужно ли это? Запишите свои рассуждения в виде небольшого сочинения.

Ответы: 1. 3); 2. 2); 3. 2); 4. 4); 5. 1); 6. 2); 7. 1); 8. 3); 9. 3); 10. 4); 11. 4); 12. 1); 13. 3); 14. 3); 15. 2); 16. 4).

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-тренажера, позволяющего самостоятельно подготовиться к тестированию онлайн по системам i-exam и i-fgos. Благодаря приведенным ответам для системы тестирования i-exam и i-fgos к почти 70 тысячам вопросам по 80 предметам можно проконтролировать собственные знания и устранить в них пробелы.

Источник