Меню

Ь в повелит накл глагола



Правописание «Ь» в глаголах повелительного наклонения

Мягкий знак «Ь» – это необычная буква в русском алфавите. Особенность этой буквы в том, что она не имеет звука, а лишь придаёт мягкость согласному звуку. Она может стоять в конце слова, обозначая мягкость согласного, и в середине, смягчая согласный перед твёрдым согласным. Применяется во всех частях речи. Посмотрим, какое значение имеет мягкий знак в написании глаголов повелительного наклонения, когда и где ставится, и закрепим на практике.

Образование глаголов повелительного наклонения

Передаёт действие в форме совета, приказа, пожелания, запрета, которое должен выполнить тот, к кому обращаются.

В основном выражается во 2-м лице:

  • единственном числе без суффикса (читай, поставь, шей) и с добавлением суффикса (покажи, запиши);
  • множественном числе с добавлением -те (смотрите, читайте, поставьте, пишите, шейте).

Предложение к совместному действию выражается во множественном лице и форме 1-го лица (пойдём рыбу ловить, бежим к морю).

При участии частицы пусть (пускай), да образуется форма 3-го лица.

Пример: Пусть идёт куда глаза глядят. Да здравствует король!

Глаголы, которые не имеют повелительного наклонения:

  1. безличные (морозит, темнеет, вечереет);
  2. состояния (температурить, молодеть);
  3. модальные (может, хочет).

Правило Ь в глаголах повелительного наклонения

Мягкий знак пишется:

  • если слово заканчивается на согласную (сядь, примерь, нагнись);
  • после шипящих, стоящих в конце слова (режь, ешь, спрячь);
  • перед окончанием -те (оставьте, наденьте), только: ляг – лягте;
  • перед суффиксом -сь (избавьтесь, готовьтесь);
  • перед суффиксом -ся (спрячься, расслабься).

Упражнения на закрепление

Понять, насколько хорошо усвоен новый материал, и закрепить на практике полученные знания помогут тематические упражнения.

Проверка: во всех словах пишем Ь, кроме неправ (имя существительное).

Источник

Правописание мягкого знака в глаголах повелительного наклонения

Тип: модульный урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием разноуровневой технологии.

1.Образовательная цель:

  • формирование умения отличать глаголы в повелительном наклонении от других форм;
  • формирование навыка постановки мягкого знака в глаголах повелительного наклонения;
  • формирование речевой культуры учащихся;

2.Развивающая цель:

  • развитие правописных навыков;
  • развитие умения правильного словоупотребления;
  • развитие логического мышления, внимания.

3.Воспитывющая цель:

  • воспитание доброжелательного отношения друг к другу при совместной работе;
  • воспитание бережного отношения к родному языку.

4.Интегрирующая цель урока:

  • изучение теоретических сведений о правописании мягкого знака в глаголах повелительного наклонения;
  • умение применять знания на практике.

Структура модульного урока

УЭ 0: * знать: условия употребления мягкого знака на конце глаголов повелительного наклонения

1) правильно писать глаголы в повелительном наклонении;

2) правильно употреблять формы повелительного наклонения.

Учебный модуль Учебный элемент Содержание учебного материала Рекомендации учителя
УМ 1

Организация начала занятия УЭ 1 Цель: настроиться на учебно-познавательную деятельность; включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность.

Сегодня тебе предстоит много работать самому.

Помни, что успех в работе зависит от тебя.

Я в тебя верю. Желаю успеха!

Задание: проверь наличие на парте необходимых для работы тетради, учебника, справочника, ручки и карандаша, дневника

Контроль: самоконтроль. УМ 3

Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности УЭ 2 Цель: повторение теоретического материала о повелительном наклонении.

1) прочитай параграф № 85 на стр.199;
2) задай соседу по парте вопросы по материалу параграфа;
3) подними руку по завершении работы.

Контроль: фронтальная проверка УЭ 3 Цель: закрепить знания учащихся о повелительном наклонении, образовании форм единственного и множественного числа.

1) образуй формы единственного и множественного числа повелительного наклонения от указанных глаголов;
2) обозначь графически суффиксы и окончания

Контроль: проверь работу по эталону.

В случае затруднения

обратись к опорным таблицам на стендах. УЭ 4 Цель: развитие речевой культуры

1) прослушай отрывок из воспоминаний актрисы Рины Зеленой (см.приложение 1).
2) ответь на вопрос: “Почему всем стало легче?”

Контроль: устный ответ. УЭ 5 Цель: повторить правописание Ь после шипящих в различных частях речи

1) запиши под диктовку слова:
2) определи часть речи;
3) подчеркни шипящую букву двумя чертами;
4) подчеркни мягкий знак одной чертой.

Контроль: взаимопроверка по эталону:

1) обменяйся с соседом по парте тетрадями;
2) проверь выполненное задание товарища по эталону;
3) отметь каждое правильно написанное слово “+”;
4) посчитай количество “+”;
5) запиши это число в сводную таблицу УЭ 5. УМ 4

Усвоение новых знаний УЭ 6 Цель: изучить правило правописания мягкого знака в глаголах повелительного наклонения.

1) прочитай правило на стр. 200;
2) задай вопрос по его содержанию однокласснику;
3) запиши в тетради по два примера глаголов в единственном и множественном числе.

Контроль: взаимопроверка. Помни!

что делай? что сделай?

Множественное число: что делайте?

что сделайте? УМ 5,6

Первичная проверка усвоения знаний, первичное закрепление УЭ 7

УЭ 9 Цель: проверка усвоения теоретического материала.

1) задай вопрос классу по изучаемой теме;
2) приведи свои примеры, введя глагол в словосочетание

Контроль: фронтальная проверка

1) сформировать навык образования глаголов повелительного наклонения;
2) закрепить умение правописания мягкого знака в глаголах повелительного наклонения;
3) повторить понятие синонимии.

1) в упр. 493 замени данные глаголы близкими по значению;
2) запиши синонимичные глаголы;
3) обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

Контроль: самопроверка или фронтальная проверка.

1) сверь записи в тетради с эталоном;
2) поставь знак “+” против правильно выполненного задания;
3) посчитай количество “+”;
4) поставь это число в сводную таблицу УЭ 8.

1) закрепить навык образования форм повелительного наклонения от глаголов различных видов;
2) повторить правописания НЕ с глаголами.

Задание: в упр.494 замени глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида по алгоритмическому предписанию:

– задай вопрос к глаголу;
– определи вид глагола;
– образуй форму повелительного наклонения того же числа и вида;
– обозначь изучаемую орфограмму.

Контроль: самопроверка по эталону. В случае затруднения см. образец в рамке на стр.200.

Без графики “+” не ставь!

В случае затруднения см. стр.200 УМ 7

Контроль и самопроверка знаний

УЭ 10 Цель:

1) закрепить навык образования повелительного наклонения;
2) научиться отличать глаголы в повелительном наклонении от других частей речи.

Задание: выполни работу по технологическим картам, переходя с одного уровня на другой.

– замени глаголы в неопределенной форме глаголами множественного числа в повелительном наклонении;
– укажи вид глагола;
– прочитай выразительно полученное стихотворение;
– ответь на вопрос: “Чему учит автор?” Контроль: фронтальная проверка

– найди предложения с глаголами в повелительном наклонении;
– обведи номер предложения кружочком;
– подчеркни глаголы как члены предложения;
– ответь на вопрос, как связано это задание со словарным диктантом УЭ 5.

Контроль: проверка по эталону:

– сверь отметки в технологической карте;
– обозначь правильные ответы знаком “+”;
– сосчитай количество “+”;
– запиши это число в сводную таблицу УЭ 10.

– прочитай текст;
– устно замени, где возможно, глаголы в неопределенной форме глаголами в повелительном наклонении, чтобы получилась памятка по подготовке к диктанту по учебнику.

– прочитай полученную памятку;
– ответь на вопрос, в каких предложениях по цели высказывания употребляются глаголы в повелительном наклонении. В случае затруднения см. таблицу на стенде УМ 8

Информация о домашнем задании УЭ 11

УЭ 12 Цель:

1) подведи итог урока;
2) оцени личные достижения

1) вернись к теме урока и ответь на вопросы:

– что изучали на уроке?
– чему научились?
– над чем еще нужно поработать?

2) оцени личные достижения:

– посчитай сумму баллов за урок;
– поставь себе отметку по следующим критериям:

“5” – 44 – 42 балла
“4” – 41 – 34 балла
“3” – 33 – 22 балла

Контроль: подними руку, дай учителю дневник по окончании урока

1) узнать домашнее задание;
2) уяснить алгоритм его выполнения.

1) выучи правило на стр. 200;
2) выполни упр. № 495 по заданию учебника:

– прочитай задание к упражнению;
– задай вопрос учителю, если что-то непонятно.

Источник

Повелительное наклонение

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА (ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ)
Действие 2л., ед. и мн.ч.
-с конечным й после гласных: стро[йу] – строй, да[йу] – дай Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
-с окончанием после согласных: несу – неси, живу – живи Ну-ка повтори, что ты сказал!
-с конечным мягким согласным, а также с твердым ж и ш: оста[в] (оставляй), обеспе[ч’] (обеспечивай), ма[ж] (мажь), е[ш] (ешь). Вы масло на хлеб мажьте, мажьте!
Действие 3л. ед. и мн.ч.
сочетание частиц пусть, пускай, да с формой 3-го л. Пусть пылает лицо, как поутру заря. Да здравствует разум!
Действие 1л., мн.ч.
с интонацией приглашения Присядемьте на дорожку. Давайте оставим эту тему.
На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква Ь. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -СЯ и окончанием –ТЕ.
НЕ ПУТАТЬ: скачИте, стелИте – пов.накл; скачЕте, стелЕте – изъяв.накл. I спр.
Основу повелительного наклонения составляют формы 2-го лица единственного и множественного числа. Они образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов.

  1. Если основа настоящего времени оканчивается на -j- (чита[j]ют, стро[j]ят), то эта же основа образует и форму повелительного наклонения: читайØ, стройØ.
  2. У глаголов на -ить форма повелительного наклонения может иметь суффикс -и- в ударном положении: повторить – повтори́, поместить — помести́; в безударном — Ø: оставить – оставь; мазать – мажь.

Формы 3-го лица повелительного наклонения образуются аналитическим способом: с помощью частицы пусть (пускай), да и форм 3-го лица ед. или мн. числа настоящего или простого будущего времени (пусть пылает, да здравствует).
Повелительное наклонение образуется по-особому
1) Глаголы, имеющие в неопределённой форме суффикс ва суффикс в настоящем времени опускается, в повелительном наклонение возвращается: давать – дают – давай, сознаваться – сознаются – сознавайся.
2) Глаголы на корневое и (бить, вить, лить, пить, шить) в повелительном наклонении основа отличается как от основы настоящего (или будущего простого) времени, так и от основы инфинитива: –лить,лью (л’j-у),лей,шить,шью (шj-y),шей.
3) Повелительное наклонение от глагола есть, дать, ехать чередуются корневые согласные;
от другой основы: ем – ешь, дам – дай, еду – поезжай
4) У ряда глаголов повелительная форма не образуется; форма является неупотребительной: моги, хоти, видь, слышь и др.
Глаголы, имеющие в основе инфинитива суффикс -ва-, теряют его в основе настоящего времени, в повелительном наклонении суффикс –ва- возвращается.
Особым способом образуются формы повелительного наклонения следующих глаголов: естьешь, ехатьпоезжай, датьдай, лечьляг.
Не образуют форм повелительного наклонения глаголы, обозначающие действие или состояние, совершающееся без деятеля или не зависящее от воли действующего лица:
безличные глаголы: знобит, трясёт, смеркается, светает.
глаголы состояния: недомогать, зябнуть, темнеть, светлеть.
модальные глаголы: хотеть, желать, мочь.
глаголы восприятия: слышать, видеть, чувствовать.

Тест на тему Повелительное наклонение глагола

Тест на тему Наклонение глагола

вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола«

© Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Читайте также:  К какому спряжению относится глагол свистеть