Меню

Виды занятий по теме глагол



Виды занятий по теме глагол

Цели: учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.

Организационный момент. Логопед предлагает сесть на свои места тем детям, которые повторят названия двух похожих действий: игралпоиграл, летел — полетел, читалпрочитал, строилпостроил, пелспел, училсянаучился, рисовалнарисовал и другие глагольные пары, где глагол совершенного вида образуется с помощью приставки.

Логопед предлагает выйти двум желающим, чтобы выполнить задание. Первому ребенку на ушко дается задание пить воду, второму — лепить шарик из пластилина. В то время как дети производят оговоренные действия, логопед спрашивает: Что делает Петя? Что делает Саша?

Когда действия завершены, следуют вопросы: Что сделал Петя? Что сделал Саша?»

Затем логопед сравнивает формы глаголов и соотносит их со значением:

«Пока действие не закончилось, мы говорили: лепит, пьет (или: лепил, пил).Когда действие закончилось, сказали по-другому: слепил, выпил. Слова изменились. Вы слышите это? Лепитлепилслепил, пьет — пилвыпил».

При необходимости выполняется еще пара действий и аналогично сравниваются формы глаголов (рисуетрисовалнарисовал, строитстроилпостроил).

Составление предложений с глаголами совершенного и несовершенного вида по сюжетным картинкам.

Логопед выставляет на доску пары картинок, на первой из которых изображено действие в процессе, на второй — действие как результат (красит — выкрасил, шьетсшила, готовитприготовила, читаетпрочитал и т. п.). Для выполнения этого упражнения логопед может воспользоваться картинками, изготовленными самостоятельно, или использовать дидактический материал авторов Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше (СНОСКА: Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста.— М.: Просвещение, 1991.).

Источник

Тема занятия «Глаголы совершенного и несовершенного вида»

Разделы: Логопедия

1. Учить детей образовывать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида с помощью приставок.
2. Закрепить понятие о словах-действиях.
3. Обучать составлению предложений по сюжетным картинкам.
4. Учить пересказывать короткий текст по опорным картинкам с опорой на предметные картинки.
5. Развивать внимание и память.

Воспитательная задача: формировать умение работать в коллективе.

Место проведения: группа.

Оборудование: сюжетные картинки, предметные картинки к рассказу “День рождения”, кукла бибабо Буратино, Богородские игрушки, пособия: “Поезд”, “Волшебные часы”, магнитная доска.

Технические средства: магнитофон.

1. Организационный момент.

Инструкция: Сядет тот, кто назовет только слово-действие: едет машина, идет человек, самолет летит, трава растет, собака рычит, светит солнце, пчела жалит, течет вода, певец поет, плачет ребенок.

2. Введение в тему занятия.

а) Инструкция: Посмотрите, кто к нам пришел в гости!

Логопед надевает на руку куклу-перчатку Буратино и от его имени читает стихотворение:

Расскажу я вам, друзья,
Что сегодня делал я:
Прыгал, бегал и смеялся,
Пел, кричал и баловался,
Очень долго я шалил:
Стул сломал и суп пролил.
Испугался я, устал
И совсем послушным стал.

– Назовите слова-действия из этого стихотворения.

б) Инструкция: Буратино принес интересные игрушки и покажет их, если вы правильно назовете, что Буратино делает.

Буратино выполняет различные движения (рисует, пьет, хлопает).

– А теперь скажите, что сделал Буратино?

(Нарисовал, выпил, похлопал.)

– Пока действие не закончилось, мы говорим: рисует, пьет…, когда действие закончилось, говорим по-другому: нарисовал, выпил…

Слова изменились: рисует – нарисовал, пьет – выпил…

– Вы правильно назвали слова-действия, поэтому Буратино с удовольствием покажет вам, как двигаются Богородские игрушки.
– Что делает мишка? (Вяжет.)
– Что сделал мишка? (Связал.)
– Что делают курочки? (Клюют.)
– Что сделали курочки? (Склевали.)

3. Игра “Поезд” (с индивидуальными картинками).

Инструкция: Составьте предложения по картинкам и поместите их в два вагончика: в 1-й – если действие не закончено, во 2-й – если действие закончено.

Читайте также:  Глагол в будущем времени мягкий знак

Дети по очереди выходят, называют предложения по картинке и кладут картинку в нужный вагончик.

4. Динамическая пауза.

Дети под музыку выполняют различные движения. Когда музыка заканчивается, дети замирают, затем по очереди “включают” друг друга, называя незаконченные и законченные действия.

5. Игра “Волшебные часы”.

Тик-тик, тик-так
Все часы идут вот так,
Ты на стрелку посмотри
И картинку назови.

Инструкция: Ответьте правильно на вопрос по своей картинке.

Логопед двигает стрелку на “Волшебных часах” – круге с разноцветными секторами, на которых размещены картинки с изображением действий, производимых различными предметами. Отвечает тот ребенок, у кого на столе квадратик того же цвета, что и сектор, на котором остановилась стрелка часов.

Дети называют действия, сначала отвечая на вопрос логопеда “Что делает?”, затем “Что сделал?”.

6. Рассказ по опорным картинкам “День рождения”.

Инструкция: Послушайте и перескажите рассказ.

У Кати день рождения. Ей исполняется 6 лет. Мама готовит вкусный салат. Бабушка печет праздничный пирог. Папа покупает цветы. Брат накрывает на стол. Приходят подруги и дарят Кате подарки.

Дети рассказывают по цепочке, используя глаголы несовершенного вида.

– А теперь расскажите тот же рассказ, только если Катин день рождения произошел бы давно, например, месяц назад.

Дети пересказывают рассказ, используя глаголы совершенного вида.

Инструкция: Вы сегодня очень хорошо занимались, и Буратино дарит вам картинки. Раскрасьте их, придумайте предложения и вклейте в свои тетрадки.

Источник

Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол» может быть использована при изучении дисциплины «Русский язык» в образовательных учреждениях СПО. Занятие подготовлено с применением технологии дифференцированного обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Скачать:

Вложение Размер
metod.razrabotka_po_teme_glagol.doc 127 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сызранский медико-гуманитарный колледж»

Методическая разработка учебного занятия

по теме: « Глагол».

по дисциплине «Русский язык

для специальности 060501 Сестринское дело

с применением технологии дифференцированного обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Составитель: Киреева Н.А.

г.о. Сызрань, 2013г

Повторить и закрепить правописание суффиксов и личных окончаний глагола, правописание НЕ с глаголами.

Закрепить морфологический разбор глагола.

Развивать орфографическую зоркость студентов, их критическое мышление.

Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся посредством диалоговой формы.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Оснащение: учебник, рисунки-схемы, таблица «Личные окончания глаголов», карточки «Три цвета – три формы» с разноуровневыми заданиями, карточки с текстом о Н.Н.Бурденко.

Место проведения: учебный кабинет ГБОУ СПО «СМГК»

Используемые технологии: технологии дифференцированного обучения.

7. План проведения занятия.

Приветствие преподавателя. Контроль формы одежды. Отметка отсутствующих.

Актуализация опорных знаний обучающихся.

Контроль исходного уровня знаний

А) Лингвистическая зарядка . Цель – проверка сформированности понятийного аппарата по разделу «Морфология и орфография»; подготовка к изучению нового раздела.

-Назовите одним словом:

1)грамматическое учение о слове, включающее в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений…»

2)раздел языкознания, в котором изучаются закономерности образования новых слов от уже существующих;

3)изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении;

4) совокупность правил, регулирующих правописание слов;

5) часть слова без окончания или формообразующего суффикса;

6)самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, его качество.

— Какое слово получилось по вертикали?

с Л овообразование

при Л агательное

Сегодня речь пойдет о глаголе.

Б) Упражнение «Да-Нет». Цель – помочь студентам вспомнить, что им известно по данной теме (развитие критического мышления).

-Перед вами ряд утверждений. Выберите те, которые, по вашему мнению, соответствуют действительности. Обоснуйте свое мнение.

1. Глагол-часть речи, обозначающее действие.

2.Среди перечисленных слов все глаголы:

Становится, растерявшийся, брось, рассказав.

3.Глагол является организующим центром предложения.

4.Глагол-неизменяемая часть речи.

5.Инфинитив характеризуют: категория вида, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность.

Блок теоретической информации

Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Цель- самостоятельная работа с книгой, развитие речи.

Опираясь на материал учебника, подготовьте рассказ о глаголе по плану:

2.Постоянные признаки глагола:

в) возвратные глаголы.

3.Непостоянные признаки глагола:

а) наклонение глагола;

б) категория времени глагола.

Опрос «по цепочке».

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.

Правописание суффиксов –ова, -ева; -ыва,-ива.

Применение обобщенного правила:

Определить форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени есть

ую, юю, то пиши суффиксы ова, ева: советовать — советую, командовать — командую.

ываю, иваю, то пиши суффиксы ыва, ива: опаздывать — опаздываю.

Если в суффиксе ударение падает на -А-, то пишется -ЕВА-: одолева́ть, одолева́ю.

Правописание личных окончаний глагола.

В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть ( вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать ( гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени показаны в таблице

1 лицо чита ю , бер у

2 лицо чита ешь , бер ешь

З лицо чита ет , бер ет

1 лицо чита ем , бер ем

2 лицо чита ете , бер ете

3 лицо чита ют , бер ут

1 лицо пил ю , горж у сь

2 лицо пил ишь , горд ишь ся

З лицо пил ит , горд ит ся

1 лицо пил им , горд им ся

2 лицо пил ите , горд ите сь

З лицо пил ят , горд ят ся

Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

Употребление буквы Ь в глагольных формах.

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать — умываться, беречь — беречься; 2)

2)в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь — купаешься, возвратишь — возвратишься; 3)

3)в повелительном наклонении после согласных, например: исправь — исправьте, спрячься — спрячьтесь (но: ляг — лягте)-, 4)

4)в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.

Правописание не с глаголами.

Следует обратить внимание на слитное написание глаголов с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-; ср.: недовыполнить – перевыполнить, недосолить – пересолить)

5. Тренинг-минимум. Цель — довести до автоматизма умения обучающихся применять изученные правила).

А) Из представленного текста выпишите все глаголы .Определите их спряжение (комментированное письмо).Объясните правописание суффиксов в выделенных словах.

В здании Академии имени Н.Е. Жуковского в Москве для фронтовых хирургов проводились в 1941 году семинары по нейрохирургии. Лекции по военно-полевой хирургии, которые читал Н.Н. Бурденко, посещали все отправлявшиеся на фронт хирурги.

Н.Н. Бурденко на осмотр раненого хватало минуты. За эту минуту он намечал план операции и тут же приступал к ней. И на этот раз все было так же. Шла сложнейшая операция на черепе. Н.Н. Бурденко оперировал молча, сосредоточенно. Присутствующие с благоговением следили за руками хирурга, инструментами. Операция закончилась успешно. Николай Нилович поспешно вышел в предоперационную и нетерпеливо сказал:

— Марфуша! Кохер и шарик!

Сестра молча подала требуемый инструмент и стерильный марлевый шарик. На ее лице не отразилось даже удивления. Одним рывком Бурденко удалил себе зуб, заложил в ранку шарик и с облегчением вздохнул, разглядывая зуб:

— Так вот кто пять дней меня мучил! Негодяй.

Как мог человек в 65-летнем возрасте блестяще провести пятичасовую операцию на черепе с острой зубной болью! А если бы обморок или болевой шок? В этом эпизоде как в капле воды отразился характер военного хирурга Николая Ниловича Бурденко, одного из основоположников нейрохирургии в России.

Б) Произведите морфологический разбор, опираясь на образец (у доски)

В) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание

Испыт. вать печаль, приз. вать к пр..мирению, задум. ваться над своей судьбой, попроб. вать заглянуть в будущее.

Г) Вставьте пропущенные буквы, объясните написание (комментированное письмо).

  1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м. 2. Где стро…шь, тут и ро…шь. 3. Не по словам суд…т, а по делам. 4. Работа и корм…т и уч…т. 5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь. 6. Бездонной кадки водою не напон…шь. 7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком. 8. Пустая мельница и без ветра мел…т. 9. Правда глаза кол…т. 10 Потерянного времени не ворот…шь. 11. Одной рукой и узла не завяж…шь. 12. Пашню паш..т – руками не маш…т. 13. Ноги нос…т, а руки корм…т.

Г) В каком варианте пишется Ь? Выберите верный ответ, объясните свой выбор.

2) мне не нравит. ся

3) будет строит. ся

4) крапива жалит. ся

Организация самостоятельной работы обучаю-щихся

Развивающее дифференцированное закрепление.

А) Используя рисунок №1, расскажите о правописании суффиксов –ова,-ева, -ыва,-ива.

Б) Объясните правописание Ь :

1.Учи..ся никогда не поздно (посл).2. С кем поведе. ся, от того и набере. ся (посл.). 3. Посееш. ветер — пожнеш. бурю (посл.)4. Иной раз думаеш. о человеке хуже, чем он есть на самом деле. И с какой радостью убеждав. ся потом в своей ошибке!(Чак.). 5.0 новом расписании занятий спра. тесь в
учебной части.

В) Перепишите. Объясните правописание личных окончаний глагола.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

А) Дополните таблицу «Употребление буквы Ь»

употребляйте пишите после

для обозначения шипящих в конце

мягкости

согласного

наречий: существительных существительных

в середине в конце исключения: ночь, слова: слова: уж, замуж, фальшь

прос ь ба скатерт ь невтерпёж

Б) Распределите глаголы на две группы: 1) I спряжения; 2) II спряжения. Около каждого глагола укажите форму 3–го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения .
Образец:
I спряжение II спряжение

колоть – кОлют, коптить – коптЯт

Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.

В) Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание глаголов.

Еще (не) царству…т река, но синий лед она уж топ…т; еще (не) та…т облака, но снежный кубок солнцем доп..т. Через пр…творенную дверь ты сердце шелестом тревож..ш…Еще (не) люб..ш.. ты, но верь: (не) полюбить уже (не) можеш…(Аннен.).

А) Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

Образец: Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

хотел бы – неопр.ф. хотеть; несов.вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р.
выяснить – неопр.ф. выяснить; сов.вид, II спр., перех.

делается – неопр.ф. делаться; несов.вид, I спр., неперех., изъявит.накл.,; ед.ч., наст.вр., 3-е лицо.

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И.С. Тургенев). 2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. (А.А. Фет). 3. «Ты бы не читал, а спал», — заботливо советовал он. (М. Горький).

Б) Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить .

Источник