Меню

Викторина имя прилагательное 5 класс



Игра по теме «Имя прилагательное» для учащихся 5 класса. Составитель: Савенко Н.В. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемpokrov8.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Игра по теме «Имя прилагательное» для учащихся 5 класса. Составитель: Савенко Н.В.» — Транскрипт:

1 Игра по теме «Имя прилагательное» для учащихся 5 класса. Составитель: Савенко Н.В.

2 Имя прилагательное Орфография Морфологические признаки Синтаксическая роль

3 В каком слове на месте пропуска пишется о? 1. С надёжн. м врачом. 2. О старш…м брате. 3. В надёжн. м деле.

4 3. В надёжнОм деле.

5 В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Т? 1. чес..ный, вкус..ный, ус..ный. 2. окрес..ный, чудес..ный, интерес..ный. 3. мес..ный, ненас..ный, лес..ный.

6 3. месТный, ненасТный, лесТный.

7 В каком ряду во всех словах не пишется Ь? 1. Ноч. из-за туч…, реч… 2. Хорош. нож. горяч… 3. Шалаш…, грач…, печ…

8 2. хорош(краткое прил.), нож (м.р.), горяч (кр. прил.)

9 В каком слове на месте пропуска пишется Е? 1. С хорош..м товарищем. 2. Весенн..м днём. 3. В син..м небе.

11 В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква? 1. В дальн..м углу, узк..м ремнём, пригож…м днём. 2. Жёстк..м диском, близк…м другом, линюч..м материалом. 3. Зверск…м аппетитом, старш…м братом, в весенн..м лесу.

12 2. ЖёсткИм диском, близкИм другом, линючИм материалом.

13 Укажи пример с ошибкой в определении падежа прилагательного 1. На вечерней зорьке – предл.п. 2. Лебединую песню –винит. п. 3. Лебединой песней – дат.п.

15 Укажи неверное утверждение 1. Прилагательные изменяются по падежам. 2. Прилагательные не изменяются по родам. 3. Прилагательные изменяются в единственном числе по родам.

16 2. Прилагательные не изменяются по родам.

17 Укажи неверное утверждение. Краткие прилагательные изменяются 1. По родам. 2. По падежам. 3. По числам.

19 В предложении краткое прилагательное бывает 1. Определением 2. Сказуемым 3. Обстоятельством

21 Найди ошибки в морфологическом разборе прилагательного. Красивые лебеди летели по небу. I.Красивые –прилаг. Лебеди (какие?) красивые. II. Н.Ф. красивая. Во мн.ч., в И.п., в м.р. III. Лебеди (какие?) красивые.

22 Красивые лебеди летели по небу. I.Красивые –прилаг. Лебеди (какие?) красивые. II. Н.Ф. красивая. Во мн.ч., в И.п., в м.р. III. Лебеди (какие?) красивые.

23 Укажи предложение, в котором сказуемое выражено прилагательным. 1. Нам дали чёткие рекомендации. 2. Там небеса и воды ясны! 3. Перед нами был длинный овраг.

24 2. Там небеса и воды ясны!

25 Укажи пример с ошибкой в употреблении прилагательного 1. О сенний лес прекрасен. 2. Н аш класс дружный и ответственен. 3. Н аши спортсмены сильные и ловкие.

26 2. Наш класс дружный и ответственен.

27 Укажи предложение, в котором неправильно выделено сказуемое. 1. Прозрачный воздух чист. 2. Из-за гор выглянуло яркое солнце. 3. Берёза – красивое дерево.

28 2. Из-за гор выглянуло яркое солнце.

29 Укажи предложение, в котором нет определения. 1. Ребята читали интересную книгу. 2. Хороши пироги! 3. Встаёт заря во мгле холодной.

30 2. Хороши пироги!

31 Укажи предложение, в котором определение НЕ выражено прилагательным. 1. Мы купили дом из кирпича. 2. Ребята посмотрели интересный фильм. 3. Из сада доносился тихий шёпот.

32 1. Мы купили дом из кирпича.

33 УДАЧИ! ДОЛГОЛЕТИЯ! УСПЕХОВ В УЧЁБЕ! ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ! УЗНАВАЙТЕ БОЛЬШЕ! ПУСТЬ ВАШЕ СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО НЕ ОМРАЧАЕТСЯ БЕДАМИ ! НЕ ТОРОПИТЕСЬ ВЗРОСЛЕТЬ.

Источник

Урок-игра «Имя прилагательное»

Класс 5

Раздел: Морфология

Урок 16

Урок в разделе: второй (после существительного)

Урок по данной теме: первый

Количество часов в неделю: 6

Межпредметная связь: литература.

Форма проведения урока: игра-соревнование

Цель урока: закрепить знания об имени прилагательном, уметь применять знания на практике, вспомнить, как изменяются имена прилагательные, развивать творческие способности детей, привить интерес к предмету

Ход урока

На доске записан эпиграф к уроку:

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. (А.П.Сумароков)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем своё путешествие по волшебной стране под названием «Морфология» и наш путь сегодня проходит через станцию «Имя прилагательное». Чтобы попасть на следующую станцию, нам необходимо приобрести билеты, платой за которые будут ваши знания. Давайте вспомним, что же изучает раздел языка под названием «Морфология».

— Части речи и их формы

— Правильно. А какие части речи вы уже знаете? (ответы детей)

— Пожалуйста, обратите внимание на слова, которые записаны на доске. Как вы понимаете их смысл? (ответы детей).Итак, мы с вами находимся на станции «Имя прилагательное». Кто же нас встречает на этой станции?

В класс входит ученик в роли имени прилагательного:

Я очень замечательное!

Всё о предметах подмечаю –

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

И это вовсе не секрет!

Читайте также:  Карточки по русскому языку для 4 класс имя прилагательное

Ведь без меня не скажешь ты

Какого цвета тут цветы,

Какие парты, стол какой,

Какой котёнок озорной.

Я подружиться с вами радо,

Мне будут знания наградой.

Дружу я с существительным,

— Так что же такое имя прилагательное?

Совместно выводится правило о том, что же такое прилагательное.

— А сейчас, ребята, давайте представим себе, что прилагательные вдруг исчезли из нашей речи. Для этого мы с вами разделимся на две команды и посоревнуемся в своих знаниях. За каждое задание победившая команда получает жетон. За каждый жетон команда получает 5 баллов. У какой команды к концу урока жетонов будет больше, та и побеждает в сегодняшнем соревновании.

1 задание

Детям предлагаются отрывки из ранее изученного произведения И.Тургенева «Муму».

Первой команде – описание каморки Герасима.

Второй команде – описание собаки.

Учащимся предлагается прочитать текст без имён прилагательных и посчитать их количество в тексте.

— Молодцы, справились с заданием. Как же изменился текст, когда из него исчезли прилагательные?

— Правильно, он стал некрасивым и непонятным. А теперь давайте выполним следующее задание.

2 задание.

На доску вывешивается отрывок из стихотворения Фета, которое ранее изучалось на уроках литературы:

………. картина,

Как ты мне родна:

………. равнина,

…………..луна,

Свет небес…….,

И …………снег,

И саней …………

…………….бег.

Учащимся предлагается восстановить по памяти строки стихотворения.

— Молодцы. Так для чего же в нашей речи существуют имена прилагательные?

Совместно делается вывод о роли прилагательных в речи.

Ученик в роли прилагательного загадывает загадки:

1) Мохнатенькая, усатенькая,
Лапки мягонькие, а коготки востры. (Кошка)

2) Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички.(Ромашки)

3) Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

4) Белое, а не вода, сладкое, а не мёд,

От рогатой беру и деточкам даю.(Молоко)

— Молодцы, ребята. А что же в текстах загадок вам помогло узнать отгадки? (прилагательные).

— Наверное, вы уже устали. Так давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Мы работали, играли
И, наверное, устали.
А теперь всерьез, не в шутку,
Проведем физкультминутку.
Потянулись все вперед,
А потом наоборот.
Вот большие птичьи крылья,
Волны катятся морские.
Это детская юла,
Кругом голова пошла.
Вздох глубокий, руки шире,
Нет дружней нас в целом мире.
Все на месте прыг да скок,
Продолжаем наш урок.

4 задание.

Подбери противоположные понятия (антонимы):

— Молодцы, и снова вы справились с заданием! Мир без дружелюбных прилагательных был бы серым и скучным.

— А теперь давайте посмотрим, как же умеют имена прилагательные изменяться. Это очень гибкие слова, они могут приспособиться к любому существительному.

5 задание.

Измени прилагательное, чтобы получилось предложение.

Командам раздаются тексты (можно записать предложения на доске).

Было (прекрасный) утро. Глаза невольно сжимались от (ослепительный) блеска (солнечный) лучей. (Плакучий) ивы купали в воде свои ветви, а в (густой) зарослях осоки прятались (большой, жёлтый) цветы. Птицы пели свои (волшебный) песни. Настроение было (замечательный).

Вывод: прилагательные изменяются по числам, родам, падежам.

6 задание.

— Ребята, имя прилагательное приготовило нам сюрприз.

Ученик в роли прилагательного вносит в класс два сундучка (коробочки). В одной лежит яблоко, а в другой апельсин (фрукты можно заменить на любые другие).

— Что в них лежит, вы должны догадаться сами. Вам необходимо догадаться по описанию предметов в шкатулках. Победившая команда получает содержимое шкатулки (проигравшая – утешительные призы).

7 задание.

Творческая работа «Даём объявление»

— У каждого из вас, ваших родственников или друзей есть домашний любимец. Это собака, кошка или попугай. Представьте себе, что ваш друг пропал. Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся (команды пишут объявление о пропаже).

— Наш друг обязательно найдется. Но лучше, если наши друзья будут всегда рядом с нами.

— Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. А пока жюри подсчитывает очки, давайте подведём итоги нашего урока.

— Что такое имя прилагательное?

— Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи?

— Как изменяется имя прилагательное?

Жюри объявляет победителя.

Ученик в роли прилагательного:

— Я думаю, ребята, вам понравилось у меня в гостях и снова жду вас к себе в гости, потому что вам ещё много предстоит узнать обо мне и других частях речи в замечательной стране «Морфология». До новых встреч!

В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить словесный портрет друга, члена семьи, одноклассника. При этом необходимо пояснить учащимся, что словесный портрет включает в себя не только внешние, но и внутренние черты человека (доброта, честность, отзывчивость…)

Источник

Тест по теме «Имя прилагательное». 5 класс
тест по русскому языку (5 класс) на тему

В работе содержатся задания для проверки усвоения материала по теме «Имя прилагательное» обучающимися 5 класса.

Читайте также:  Что означает полная или краткая форма прилагательного

Скачать:

Вложение Размер
test_po_teme_imya_prilagatelnoe_v_5_klasse.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» 5 КЛАСС

1.Имя прилагательное- часть речи, которая:

а) в предложении бывает определением;

б) обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?;

в) отвечает на вопрос чей?

2. Имена прилагательные изменяются:

а) по лицам и числам;

б) по родам ( в ед. ч. ), числам, падежам.

в) по числам и падежам.

3. Имена прилагательные в предложении бывают:

а) дополнениями, обстоятельствами;

б) подлежащими и сказуемыми;

в) определениями и сказуемыми.

4. Прилагательные в форме м. р. в И. п. ед. числа имеют окончания :

5. В окончаниях имен прилагательных после шипящих пишется буква о:

а) под ударением;

6. Краткие прилагательные изменяются:

а) по числам, падежам и родам;

б) по числам и родам ( в ед. числе);

в) по родам и падежам.

7. У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце :

8 . В этом предложении прилагательным является слово:

На мокрых(а) лугах(б) зажелтелась(в) морошка(г).

9 . В этих предложениях прилагательное является определением:

а) Осенний холод ласково и кротко

Крадется мглой к овсяному двору. ( С. Есенин).

б) Полет у ласточки стремительный, повороты самые неожиданные.

в) Гнездо городской ласточки отличается своеобразной формой.

10 . В этих предложениях прилагательное является сказуемым:

а) В Сибири леса густые.

б) Ель – теневыносливое дерево.

в) Еловые изгороди хорошо защищают железную дорогу от снежных заносов.

11. В этих словосочетаниях главным словом является прилагательное:

а) искусный мастер, б) добрый к людям, в) верный в дружбе, г) интересный собеседник.

12. В этом предложении прилагательное стоит в том же падеже, что и в словосочетании туманным утром :

а) С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется, как море. ( С. Дрожжин).

б) Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью лесной. ( И. Бунин).

в) Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет. ( А. Фет).

13. В этих словах на конце после шипящих надо писать мягкий знак:

а) тягуч(…), б) ерш(…), в) колюч(…), г) ландыш(…), д) пахуч(…), е) печ(…), ж) с крыш(…), з) береч(…).

Источник

Открытый урок русского языка на тему «Имя прилагательное», 5 класс

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Имя прилагательное как часть речи» 1 урок (5 класс)

Учитель русского языка и литературы: Бойко А.Ю.

Тип урока: повторение материала

Форма урока: работа в группах

Реализуемая программа: составлена на основании программы ФГОС «Русский язык 5-9» (2011г.) под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

УМК: 1). Русский язык. 5кл.: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях.Ч.1/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.- Москва . :Издательский дом «Просвещение» ,2015.

Цель урока: Закрепить изученное о прилагательном в начальной школе, показать роль прилагательных в речи.

самостоятельно выделять и формулировать тему урока;

находить и выделять необходимую информацию;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

осмысление цели чтения, определение основной и второстепенной информации;

анализировать текст с целью выделения признаков;

устанавливать причинно-следственные связи.

постановка учебной задачи;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

внесение необходимых дополнений и коррективов;

выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

мультимедийная презентация к уроку.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценки знаний за урок.

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД .

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

— Здравствуйте, ребята! сегодня мы будем работать в группах. Перед вами лежат схемы, которые в процессе урока вы будете заполнять. Я надеюсь что вы на уроке будете активными, творческими, и он пройдет с интересом и с удовольствием. Не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, ведь мы учимся друг у друга.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Определение темы урока, цели.

Какая же тема сегодняшнего урока? Посмотрите на экран. Перед вами слова:

На экране показаны слова – (прилагательные)

У: Скажите ребята, к какой части речи относятся эти слова?

Значит какая тема?

Может вы назовёте и цель нашего урока?

Вы правы! Тема урока — имя прилагательное.

А цель закрепить изученное о прилагательном в начальной школе, показать роль прилагательных в речи.

Запишем название темы в тетради и в первый кластер.

Отступаем две строки вниз. На третьей пишем

2 .Ребята, как вы понимаете смысл слова «прилагательное»?

Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».

«Прилагательное» (от латин.) – «присоединение, прибавление».

3. У вас на столе лежат толковые словари Сергея Ивановича Ожегова, найдите в них определение имени прилагательного.

Правильно, заполним следующий кластер.

Внимание на экран.

СОЛНЦЕ . (какое?) (яркое, весёлое)

НЕБО . (какое?) (прозрачное, бездонное)

ДЕРЕВЬЯ . (какие?) (светлые, бурые)

ЗЕМЛЯ . (какая?) (теплая, влажная)

ПОГОДА . (какая?) (замечательная, прекрасная)

ВОЗДУХ . (какой?) (чистый, свежий, прозрачный)

БЕЛКИН …………….(чей?) (хвост, орех, след)

Какие это части речи? Добавим к именам существительным прилагательные, которые выражают настроение, отношение к ним.

А на какие вопросы отвечают эти прилагательные? Перечислим вопросы их и запишем в ниши кластеры.

4 .У каждой группы на столе лежит текст. (По И. С. Тургенев «Муму»)

Ребята, прочитайте текст. Знакомо ли вам его содержание?

Откуда взят этот фрагмент текста?

О чём он? Какие чувства он вызвал у вас?

Один ученик выходит к доске и на обратной стороне выполняет тоже задание, что и группы.

Подчеркните в тексте имена прилагательные вместе с существительными.

Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно.

Благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

(оценить работу ученика у доски)

Просклоняем словосочетания: 1 группа – небольшого щенка. 2 группа- несчастную собачонку. 3 группа- худеньким телом.

Изменилось ли прилагательное? Как они изменяются?

(Да, изменились по падежам)

(Несколько учеников сдают тетради на проверку).

Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает нам определить падеж?

Внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки?

— Определите род и число существительных.

(щенок – м.р., ед.ч. собачонка – ж.р., ед.ч. тело – ср.р. ед.ч.)

— Может ли в словосочетании существительное и прилагательное быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются.)

Действительно, существительные и прилагательные – большие друзья: прилагательные определяют существительные, и зачастую достаточно перечислить признаки предмета, чтобы понять, о чём идёт речь.

Я вам читаю описание.

А вы называете предмет.

Серый, хищный, жадный…

Рыжая, хитрая, ловкая…

Серый, косой, трусливый…

Раннее, хмурое, туманное…

И так, какой мы сделаем вывод? Какими морфологическими признаками обладают прилагательные?

Правильно. Отмечаем в кластерах морфологические признаки прилагательных.

5. Ребята, вы хорошо работали и устали. Проведём физминутку.

Если я назову имя существительное – вы поднимаете руки вверх, а если имя прилагательное – в стороны. Глагол – выполняете действие соответствующее глаголу. Понятно?

Машина, учебник, красный, топать, цветок, весёлый, приседать, веселье, маленький, сильный, плыть, дерево, капуста, весенний, весна, нагнуться, чёрный, круглый, окно, золотая, потянуться.

6 . Роль имени прилагательного в речи. Творческая работа .

Предлагаю вам творческое задание в группах по определению роли прилагательных в речи.

Первая группа открывает учебник и находит репродукцию картины Кончаловского «Сирень в корзине», мы с этой картиной уже с вами работали, поэтому вам будет легко справиться с этим заданием. Ваша задача описать картину, используя подходящие прилагательные.

Вторая группа – описывает человека, своего капитана, используя как можно больше прилагательных.

А третьей группе предлагается пофантазировать, представить себя писателями-фантастами и поработать с текстом, дополнив его прилагательными.

На ….планете… жили… человечки, у них были… глаза, …волосы,…уши. Зато очень… характер.

Домики у человечков с… крышами. Возле каждого домика сидела… собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что домики охраняли …дракончики и …страусы. Они сидели на …верёвочках и рычали. На …деревьях пели …песни…мухи. В …лесах водились …слонята, …цыплята, …ёжики и …ящерицы. А на… черепахах …человечки ездили в гости.

Источник