Меню

Викторина про глагол с ответами



Викторина про глагол с ответами

Глагол

14. Глагол или существительное?

— Вы помните, что называется глаголом?

— Да. Слова, которые обозначают действие или состояние предмета, называются глаголами. Они отвечают на вопросы: что делает?, что сделает? предмет.

— А что называется именем существительным?

Ученики правильно ответили на вопросы учительницы.

— Хорошо, — сказала учительница. — Прочитайте эти предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1) Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

2) Ведро дало течь, и вода стала течь.

15. Загадка

К какой части речи относятся выделенные слова?

16. Кто что делает? (Игра)

Зина и Валя идут из школы. Зина говорит:

— Интересная была игра у нас на уроке русского языка.

— Да, мне понравилась.

— Давай! Лошадь, — говорит Зина.

— Ржёт, — отвечает Валя.

Так и идут они, играя. Одна называет предмет, а другая — его действие.

17. Близкие по значению, разные по звучанию

В рукописи одного писателя было предложение:

«Ну, что у вас за дело ко мне, говорите, — говорит волк».

Алексей Максимович Горький зачеркнул второе слово говорит и надписал: спрашивает.

Объясните, для чего Горький вписал другое слово. Подберите к слову говорит слова, близкие по значению. Сделайте это так:

Говорить — произносить, спрашивать .

18. Обойдись без глаголов!

Можно ли обойтись без глаголов в рассказе о том, что происходит на стадионе?


Обойдись без глаголов!

19. Знаешь ли ты, что.

. И. С. Тургенев в произведении «Отцы и дети» употребил более 150 глаголов говорения?

20. Бедный язык

— Прочти-ка, сынок, своё домашнее сочинение, — попросил папа.

«На уроке природоведения, — начал Коля, — учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы шли домой, то говорили тоже о садах. Миша говорил, что он поедет на Север и рассадит там сады».

— Бедный у тебя язык, — сказал папа. — Найди в своём сочинении слово, которое повторяется, и замени его другими словами, близкими по смыслу.

21. Хитрый вопрос

С какой частью речи предлоги не употребляются?

22. Кто больше?

Учительница написала на доске слова:

— и объяснила: «Кто больше, чище и без ошибок напишет к этим существительным глаголов, тот — победитель».

Наташа записала: Лётчик-космонавт тренируется, идёт, летит, сообщает, смотрит, наблюдает .

А кто из вас больше, чище и без ошибок напишет глаголов к этим именам существительным?

23. Вопрос-шутка

В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?

24. В чём разница?

Объясните разницу в словах, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся:

1) Отварить сардельки. — Отворить дверь.

2) Поласкать ребёнка. — Полоскать бельё.

3) Посидеть в парке. Поседеть в старости.

25. Какая часть речи?

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.

26. Какое время? (Сказка-шутка)

Учительница спросила Лентяйкина:

— Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул:

А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница?


Какое время?

27. Одинаковы ли эти слова?

Чем различаются эти слова? Определите их корни. Придумайте с каждым словом предложение. Запомните написание этих слов.

28. Смотри спеши!

Однажды Феде очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книжке товарища. Вот он и просит товарища:

Читайте также:  Образуйте формы настоящего и прошедшего времени единственного числа от глагол

— Дай мне свою книжку домой, я спишу это стихотворение.

— Хорошо, только смотри спеши!

А Федя удивился немного и говорит:

— Хорошо, хорошо, спишу!

— Да нет, ты спеши!

— Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтоб списать, чего ж ты меня об этом просишь?

1) Выпишите из этого рассказа глаголы, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Объясните, почему разное написание.

2) Составьте рассказ, в котором были бы слова: запевайте — запивайте.

29. Лёгкий вопрос

Что можно надевать и кого можно одевать?

30. Кто сказал правильно?

— Надевай пальто — пойдём на коньках кататься!

— Одевай пальто — пойдём на коньках кататься.

31. Образуем 2-е лицо глагола

Чтобы лучше подготовиться к уроку, Катя называла глаголы в 1-м лице, а Клава ставила их во 2-м лице:

Поставьте глаголы неопределённой формы в 1-м и во 2-м лице настоящего времени:

32. Трудное задание

Старший брат написал два предложения:

Он буд. т хорошо учиться.

Он буд. т меня каждое утро.

— Серёжа, — сказал он, — напиши на месте точек нужные буквы.

Долго думал Серёжа, но нашёл правильное решение. Какие буквы он написал на месте точек? Почему?

33. В каком лице?

В каком лице нужно поставить глагол-сказуемое, если подлежащее выражено личным местоимением 3-го лица единственного числа?

34. Катино стихотворение

Вова ходил по комнате и учил:

— Глаголы видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать, ненавидеть относятся ко второму спряжению.

Вова повторил раз пять и уверенно сказал:

Прошло часа два, сестра спросила:

— Вова, скажи, какие глаголы относятся ко второму спряжению?

— Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые в неопределённой форме имеют —ить. А также глаголы дышать .

— Нет, то есть да. я вспомню.

— Ты лучше выучи стихотворение, которое я сочинила. Сестра открыла свой альбом. Вова прочитал:

«Глаголы неопределённой формы на —ить

Ко второму спряженью нужно, друзья, относить.

Не забудьте в это спряженье включить исключенья:

Выучите это стихотворение.

35. Лёгкое правило

Ваня выполнял упражнение. В одном предложении встретился глагол видел.

— Лиза, — спросил он у старшей сестры, — какую букву, е или и, надо писать перед буквой л?

е, — ответила сестра.

Написал Ваня букву е и дальше пишет. Встретилось другое слово. Опять он к сестре:

— Лиза, какую букву надо писать, е или и?

— В слове слышал нужно а писать.

Написал Ваня букву а. Пишет дальше, а сам думает: «Не всегда ж сестра мне подсказывать будет. Спрошу-ка я у неё, как узнать, какую букву писать в глаголах прошедшего времени».

— Перед буквой л, — сказала сестра, — в прошедшем времени пишется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед —ть. Вот смотри:

Какое лёгкое правило! Спасибо, Лиза!

36. е или и? (Игра)

На уроке труда ученики вырезали из плотной бумаги листки размером шесть сантиметров на девять и написали с обеих сторон буквы е и и. А на уроке русского языка учительница сказала:

— Я буду произносить глаголы, а вы определяйте, какую букву, е или и, нужно писать во 2-м и 3-м лице единственного числа. Если букву е, то поднимите листок с буквой е, если и, то листок с буквой и.

Мария Алексеевна стала произносить глаголы:

Когда игра была закончена, учительница сказала:

Читайте также:  Русский язык род глаголов в прошедшем времени

— Я прочту эти слова ещё раз, а вы запишите их в 3-м лице множественного числа.

Источник

Игра — викторина « Глагол ». Знатоки глагола теорети ки 20406080 практи ки 15253545 Работа с текстом 10203040. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемmrcpk.marsu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Игра — викторина « Глагол ». Знатоки глагола теорети ки 20406080 практи ки 15253545 Работа с текстом 10203040.» — Транскрипт:

1 Игра — викторина « Глагол »

2 Знатоки глагола теорети ки практи ки Работа с текстом

3 Что такое глагол? Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопрос что делать?, что сделать?

4 Расцвели – глагол, обозначает действие предмета, невозвратный, совершенного вида, 1 спряжения, прошедшего времени, множественного числа, 3 лица. Здание: выпиши из предложения глагол, перечисли грамматические признаки. На поляне расцвели первые весенние цветы.

5 Глаголы: светит, тает, началась, принаряжаются, прихорашиваются, посмотрите, преобразился. Прихорашиваются – правописание — тся в глаголе, правописание приставки — при Весна. Светит яркое весеннее солнышко. Тает снег, началась весенняя капель. Все рады приходу весны, принаряжаются, прихорашиваются. Посмотрите, как преобразился воробей. Задание: выпишите из текста все глаголы, объясните орфограммы в глаголе Весна. Светит яркое весеннее солнышко. Тает снег, началась весенняя капель. Все рады приходу весны, принаряжаются, прихорашиваются. Посмотрите, как преобразился воробей. Задание: выпишите из текста все глаголы, объясните орфограммы в глаголе прихорашиваются

6 Задание: используя слова составь предложение. Мае, прилетели, с, краев, ласточки, теплых, в. В мае прилетели с теплых краев ласточки

7 Что такое инфинитив? Инфинитив — это неопределенная форма глагола

8 Как изменяется глагол? Глагол изменяется по лицам, по числам и по временам и по временам

9 Какие морфологические признаки имеет глагол? Постоянные признаки: вид, возвратность, спряжение Непостоянные признаки: наклонение, время, число, лицо, род (прошедшее время, ед. число, 3 лицо)

10 Интересная зарядка Интересная зарядка для мозгов для мозгов Кто что делает? Кто что делает? Повар -…, врач — …. учитель — …, ученик — …, баянист — …, художник — …, портниха — …,продавец — …, пекарь -. ветер — …, гром — …, молния -. трава -. дождь — …, огонь — …, солнце -. вода -.. Повар варит, врач лечит, учитель учит, ученик учится, баянист играет, художник рисует, портниха шьёт, продавец продает, пекарь печёт, ветер дует, гром гремит, молния сверкает, трава растет, дождь идет, огонь горит, солнце светит, вода течёт.

11 Услышала зима весенний перезвон в лесу и припустилась со всех ног на север. — Составьте схему предложения. -Выпишите глагол услышала, — разберите его по составу.

12 Анализ предложения. Дуют ветры яростные, гонят лодки парусные. (Простое, повеств., невоскл., распр, односоставное с одн. сказ.)

13 Перелет птиц Перелет птиц Закапало с сосулькиных носов. Солнечная теплая дымка Закапало с сосулькиных носов. Солнечная теплая дымка затянула холодное небо. И появились первые перелетные птицы. Каждую весну бывает великое переселение птиц с юга. Мчатся Каждую весну бывает великое переселение птиц с юга. Мчатся над головой быстрые кулики. Летят журавли. Все спешат к родным местам. Все спешат к родным местам. Выпиши глаголы и определи время Глаголы прошедшего времени: закапало, затянула, появились Настоящего времени: мчатся, спешат Будущего времени: бывает

14 Весна Уже давно не трещат морозы. Звонко поют птицы. Солнце не устает печь… Задание: продолжи текст

Источник

Презентация к викторине по русскому языку «Глагол»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к викторине по русскому языку «Глагол»»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Читайте также:  Глаголы не используемые в пассиве

Определите тему урока, отгадав загадку.

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? .

Посчитайте все глаголы.

А Глагол всегда в работе, В напряженье и заботе. Пишет, моет, убирает, Шьёт, рисует и читает. Варит, жарит, мастерит, Режет, пилит, говорит. Так его легко узнать – Стоит лишь вопрос задать. На вопрос: «Что делать?» – есть У него в ответе весть. Даже если отдыхает, Тоже дело выполняет.

НАЙДИТЕ ГЛАГОЛ. ДОКАЖИТЕ СВОЙ ВЫБОР.

Спряжение глагола – это…

1. изменение по родам и падежам.

2. изменение по лицам и родам.

3. изменение по числам и лицам.

4. изменение по временам.

Какой суффикс имеют глаголы возвратной формы?

О каком морфологическом признаке глагола идёт речь: бывает прошедшее, настоящее, будущее.

Выберите ряд слов, в котором все глаголы употреблены в форме будущего времени.

1) надену, загудит, белеет.

2) подросло, шьет, будет петь.

3) растрепали, гулять ,говоришь.

4) убегу, прилетят, отъедешь.

Найдите «лишнее» слово. Докажите свой выбор.

начальная (неопределённая) форма глагола

Назовите автора стихов

«Глаголом жги сердца людей!»

  • Г. Державин
  • М. Лермонтов
  • А. Пушкин
  • Ф. Тютчев

Что означало слово «глаголъ» в старославянском языке?

1. На лесных полянках растаял снег.

2. Пришла долгожданная весна.

3. Все деревья стоят зелёные.

4. Гордо в траве пестреют одуванчики.

Найдите среди записанных глаголов глагол 2 спряжения

Найдите предложение, в котором глагол употреблён в форме настоящего времени, множественного числа, 3 лица.

1) Луч солнца упал на замерзшую лужицу.

2) Скоро появится на деревьях молодая листва.

3) Сердце замирает от чудесных звуков песни.

4) Белые сугробы сверкают на ярком солнце.

Выберите истинное высказывание.

Мягкий знак в слове ПЬЁШ Ь пишется, так как – это слово:

  • Существительное женского рода третьего склонения.
  • Глагол в неопределённой форме.
  • Глагол второго лица единственного числа.

Ученик четвёртого класса разобрал глагол по составу:

Какое правило он забыл?

1. Суффикс –ть (ти) не входит в основу.

2. Суффиксы –а, -и, — о, -е –у в форме прошедшего или будущего времени в основу не входят.

3. В основу входят только корень и приставка.

Выберите верное утверждение.

1) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

2) Глагол в прошедшем времени изменяется по лицам.

3) Глаголы изменяются по родам только в прошедшем времени.

4) Глаголы всегда изменяются по родам.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Какая орфограмма встретилась при написании пословицы?

  • Безударная гласная в корне слова.
  • Правописание частицы НЕ с глаголами.
  • Правописание предлогов и приставок.
  • Непроизносимая согласная.

Назовите номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.

1) Бабушка связала новое покрывало .

2) В шкафу на полке лежало покрывало .

3) Всю землю зимой покрывало большое количество снега.

Определите, какой признак у данного глагола указан неверно.

Посижу (что сделаю?)

  • Глагол, начальная форма – посидеть;
  • 1 спр., будущее время, 2 лицо, ед. ч.
  • спряжение
  • время
  • лицо
  • число

Выберите глаголы, где пропущены личные окончания с буквой –Е

В слове ЛЕНТОЧКУ скрыты два глагола 1 лица единственного числа. Они произносятся и пишутся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению. Образуйте эти глаголы. Для этого нужно убрать некоторые буквы. Объясните значение каждого слова.

Источник