Меню

включите записанные вами существительные



ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 8 КЛАССА
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

ОЛИМПИАДА СОСТОИТ ИЗ 10 ЗАДАНИЙ. 9 ЗАДАНИЙ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ: ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, МОРФОЛОГИЯ И ЛЕКСИКА. 10 ЗАДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ.
,

Скачать:

Вложение Размер
olimptada_russkiy_2020.docx 29.8 КБ

Предварительный просмотр:

2020 – 2021 уч. г.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Поставьте ударение в формах существительных.

Много груздей, зажарить гуся, семь областей, без очередей, много площадей, семь простынь, без кистей, пять скатертей, век высоких скоростей, банки для стерлядей.

С какими глаголами употребляются данные устойчивые сочетания? Запишите их.

1) До глубины души; 2) От (всей) души; 3) По душам; 4) Душа в душу; 5) С душой; 6) Всей душой (всем сердцем).

Исправьте речевые ошибки.

1. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.
2. На конференции состоялся обмен мнений.
3. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.
4. Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человека.
5. Знание русской грамматики помогает избежать другие ошибки.
6. Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал.
7. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание.
8. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.

Определите род имён существительных, запишите слова в соответствующие колонки.

Туфля, каракуль, шампунь, тюль, киоск, святоша, бандероль, шинель, чучело, салями, шоссе, пюре, задира, пенальти, Онтарио, ООН.

В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

Артил…ерия, гал…ерея, криста..ический, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, в..ечеру, пьес…а, ал..юминий, интел…ект, кристал..ьный.

Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Перед вами метаграммы (Метагра́ммы (от др.-греч. μετά — «между», γράμμα — «буква») — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв . ).

Разгадайте зашифрованные слова.

1.С «Г» — её на винт накрутят,

С «Л» — конечно, лает,

С «М» — одежда, но не греет,

С «3» — от волка убегает.

2. С буквой «Н» он там, где строят

Эстакаду или дом.

С «Б» — животное морское,

С «Й» — крупнее, чем район.

3. С «Г» — он будет частью слова,

С «Й» — немного схож с пластом,

С «Н» — не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом.

4. С буквой «М» — качусь с горы я,

С буквой «Т» — пью молоко,

С буквой «К» — готовлю блюда,

С «Д» — даю ворам отпор.

Укажите различия в значении следующих слов. Как называются такие слова?

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Сравните предложения – повествовательное и вопросительное:

1.Вдруг пошел дождь.

2.Вдруг пойдет дождь?

Опишите различия в значении слова вдруг в первом и во втором случае. Какую грамматическую роль играют эти слова в структуре предложения? Приведите свои примеры.

Прочитайте миниатюру М.М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания. Напишите сочинение, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора.

Вош…л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап…ротники окружающие плотно дерево. От капли пап…ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м…рщинами как ( будто) по нему плуг п…хал и живые папо…ротники такие чуткие что от одной капли скл…няются и шепчут что (то) друг другу и вокруг плотный к…вер заяч…ей к…пусты — все распол…жилось ( в) порядке образующем к…ртину.

Ответы – 50 баллов за всю работу

За каждое верное ударение в существительном 0,5балла. Максимально 5 баллов.

Много грузд е й, зажарить г у с я , семь област е й, без очеред е й, много площад е й, семь пр о стынь, без кист е й, пять скатерт е й, век высоких скорост е й, банки для стерляд е й.

Задание 2. По 0,5 балла. Максимально 3 балла.

1) Взволновать, поразить, потрясти. 2) Поздравить, поблагодарить, смеяться. 3) Поговорить, побеседовать. 4) Жить. 5) Работать. 6) Верить, любить; хотеть, стремиться; сочувствовать, поддерживать, быть на стороне кого-либо.

Задание 3. По 0,5 балла за каждое предложение. Максимально 4 балла.

1. Сейчас диктор подтвердил то, что шайбу забил Фирсов.
2. На конференции состоялся обмен мнениями.
3. Выводы комиссии противоречат мнению коллектива лаборатории.
4. Вся деятельность врачей направлена на уничтожение страданий человека.
5. Знание русской грамматики помогает избежать других ошибок.
6. Дипломная работа студента демонстрирует его умение анализировать и обобщать материал.
7. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводят к тому, что народ поднимает восстание.
8. Поколение наших отцов и дедов победило фашизм.

Задание 4. Максимально 7 баллов. За каждое верное слово 0,5 б.

Бандероль, шинель, салями, ООН

Шампунь, тюль, киоск, пенальти, каракуль

Чучело, пюре, Онтарио (озеро)

Задание 5. По 0,5 балла за слово. Максимально 2 балла.

Артиллерия, кристаллический, ввечеру, интеллект.

Задание 6. Максимально 3 балла. За каждое верное соответствие по 0,5 балла.

Апатия – бесстрастие, филантропия — человеколюбие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица. Синонимы.

Задание 7. Максимально 7 баллов

  1. Гайка – лайка – майка – зайка (по 0,5 баллов = 2 балла)
  2. Кран – краб – край (по 0,5 баллов = 1,5 баллов)
  3. Слог – слой – слон (по 0,5 баллов = 1,5 баллов)
  4. Ком – кот – кок – код (по 0,5 баллов = 2 балла)

Задание 8. По 0,5 баллу за каждое объяснение слова и 1 балл за название термина. Максимально 5 баллов.

Между приведёнными словами существуют следующие различия:
Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Невежда – необразованный, несведущий человек.

Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.

Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.

Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.

Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.

Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.

Добротный – сделанный хорошо, прочно.
Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

Задание 9. Максимально 7 баллов.

В 1-ом предложении слово вдруг – наречие образа действия (1 балл) со значением «внезапно, неожиданно» (0,5 баллов), синтаксическая функция – обстоятельство (1 балл)

Во 2-ом предложении слово вдруг – служебное (частица), придающее смыслу целого особый оттенок (1 балл). Вдруг пойдет дождь? – это, собственно, не вопрос (0,5 баллов), а выраженное вслух опасение (0,5 баллов).

Говорящий предполагает следующее:

– дождь может пойти (0,5 баллов);

– мне это не нравится (я этого не хочу) (0,5 баллов);

– а если он пойдет, то что делать ? (0,5 баллов).

За примеры – 1 балл (независимо от количества примеров)

За ошибки снимается по 0,5 баллов, но не более 2 баллов.

Задание 10. Максимально 7 баллов.

Вошел в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на папоротники, окружающие плотно дерево. От капли папоротник дрогнул, и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими морщинами, как будто по нему плуг пахал, и живые папоротники, такие чуткие, что от одной капли склоняются и шепчут что-то друг другу, и вокруг плотный ковер заячьей капусты — все расположилось в порядке, образующем картину.

Качественными характеристиками созданного текста должны являться:

  1. убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения; 1 балл
  2. логика в аргументации основного тезиса; 1 балл
  3. умелое использование речевых средств русского языка для создания выразительного текста; 1 балла
  4. грамотность (соблюдение норм русского литературного языка). 4 балла

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов.

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.

Источник

Предложения со словосочетанием «записанные слова»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нумерология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «слово&raquo

Синонимы к слову «записанный&raquo

Синонимы к слову «слово&raquo

Цитаты из русской классики со словосочетанием «записанные слова»

  • Неизвестные слова я записывал особо; потом словесный перевод, всегда повторенный два раза, писал на бумаге; при моей свежей памяти, я, не уча, всегда знал наизусть на другой же день и французский оригинал, и русский перевод, и все отдельно записанные слова .

Сочетаемость слова «слово&raquo

Значение слова «слово&raquo

СЛО́ВО 1 , -а, мн. слова́, слов, —а́м и (устар.) словеса́, слове́с, —а́м, ср. 1. Единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Значение слова. Порядок слов в предложении. Русские и иностранные слова.

СЛО́ВО 2 , -а, ср. Устарелое название буквы „с“. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «записанный&raquo

ЗАПИ’САННЫЙ, ая, ое; -сан, а, о. Прич. страд. прош. вр. во всех знач., кроме 5. (Толковый словарь Ушакова)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «слово&raquo

СЛО́ВО 1 , -а, мн. слова́, слов, —а́м и (устар.) словеса́, слове́с, —а́м, ср. 1. Единица речи, представляющая собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Значение слова. Порядок слов в предложении. Русские и иностранные слова.

СЛО́ВО 2 , -а, ср. Устарелое название буквы „с“.

Значение слова «записанный&raquo

ЗАПИ’САННЫЙ, ая, ое; -сан, а, о. Прич. страд. прош. вр. во всех знач., кроме 5.

Источник

Дидактические материалы к урокам русского языка в 6 классе по теме «Имя существительное»

Содержимое разработки

Дидактические материалы к урокам русского языка

Тема «Морфология. Имя существительное»

Задание 1. Определите род несклоняемых существительных.

А. Кашпо, какаду, кашне, кафе, остров Капри, сумо, штат Колора́до, месье, пресс-атташе, рагу.

Б. Пенсне, манто, фойе, спагетти, суши, какаду́, Чи́ли, Калаха́ри, фрау, иваси.

В. Киви (фрукт, птица), ко́фе, сиро́кко, Орино́ко, Онта́рио, галифе, досье, крупье, рандеву, колье.

Г. Авеню́, Го́би, кенгуру́, варьете, мадам, канапе, сомбреро, резюме, импресарио, цунами.

Д. Коа́ла, каре, тире, Перу́, Торо́нто, конферансье, шимпанзе́, манго, кюре, жабо.

Е. Река Лимпопо, вето, драже, индиго, колли, пони, бра, фламинго, хаки, кепи.

Задание 2. Определите род.

РФ, ЕГЭ, главбух, РЖД, ОСАГО, главком, СПИД, ГОСТ, ТЭЦ, ГЭС, ФИФА, США, ООН, КВН, ЮНЕСКО, ЖКХ, КамАЗ, СССР, МГУ, СМИ, Минобрнауки, управдом, комвзвода, Сбербанк, оргтехника, Минздрав, Роспечать, завкафедрой.

Задание 3. Определите, к каким типам склонения относятся существительные.

Площадь, дочь, дочка, мать, конь, сердце, линия, рожь, пень, ель, король, соль, кровь, дача, джаз, воробей, территория, пустырь, пристань, соловей, солома, корыто, коррида, земля, кратер, мантия, мелисса, красота, финиш.

Задание 4. Определите, к каким типам склонения относятся существительные, распределив их в три колонки.

Нежность, корень, яблоня, сила, сластена, радость, судья, марш, мышление, ружье, соболь, дядя, недотрога, свекровь, мышь, рыльце, трость, тень, разиня, фасоль, якорь.

Задание 5. Составьте предложения со словами: тишь, грань, глупость. Объясните лексическое значение данных слов. Определите их род и склонение.

Задание 6, Какие имена существительные в русском языке называются несклоняемыми? Почему? Приведите примеры несклоняемых существительных (5-7).

Задание 7. Как определить род несклоняемых существительных? Определите род существительных:

Тбилиси, кольраби, шампунь, пенальти, леди, денди, маэстро, портье, такси, эскимо, меню, кино, какао, метро.

Задание 8. Какие имена существительные называются разносклоняемыми и почему? Назовите их. Просклоняйте 1 существительное (по выбору).

Задание 9. Заполните таблицу.

Существительные имеют два числа

Существительные, имеющие только форму единственного числа

Существительные, имеющие только форму множественного числа

Кофе, жмурки, неженка, шахматы, бутерброд, золото, белье, гараж, чтение, шашки, Карпаты, хлопья, кормилец, ворота, синева, рассказчик, молоко, очевидец, каникулы, друг, детвора.

С выделенными словами составьте простые восклицательные предложения.

Задание 10. Прочитайте текст. Выпишите из него имена существительные, определив их род, число, падеж, склонение, а также их синтаксическую роль в предложениях.

По Европе раскидано множество средневековых замков, которые много столетий назад предназначались для жилья и защиты семей феодалов. В наши дни замки — молчаливые свидетели королевских драм, падения великих домов и исторических событий.

Теперь туристы зимой и летом посещают старинные крепости, чтобы своими глазами увидеть их великолепие.

Задание 11.Взгляните на иллюстрации к литературным произведениям, изученным в 5 классе. Вспомните их названия, авторов и героев. Запишите имена собственные с именами нарицательными. Докажите, что слово «крепостной» может быть и прилагательным, и существительным.

Задание 12.Запишите слова, вставляя нужные буквы в суффиксах имён существительных. Объясните их правописание.

Бараш..к, арбуз..к, подароч..к, галстуч..к, утр..чко, венич..к, подароч..к, горош..нка,

птенч..к, трещ..нка, дорож..нька, ружь..цо, Тан..чка, любим..ца, ножич..к, баш..нка, череш..нка, ореш..к, завал..нка, сит..чко, говяд..нка, жемчуж..нка, бус..нка, плем..чко.

Задание 13. Вспомните название русской народной сказки и ее героев. Запишите имена собственные. Подберите к иллюстрации имена существительные с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательные значения.

Задание 14. Просклоняйте слова «мать» и «дочь», Определите их род и склонение. Докажите, что у этих слов есть характерная особенность склонения.

Задание 15. Спишите текст, вставляя (где нужно) пропущенные буквы. Придумайте и запишите название текста. Выполните морфологический разбор выделенных имен существительных.

Пол..т л..бедей легкий и свободный. Во время п..р..летов л..б..ди с..здают клин, во гл..ве к..торого л..тит самая сильная птица. Остальные члены стаи используют аэродинамические п..токи, создаваемые в..жаком, и тратят мен..ше энергии. К..гда в..жак устанет, его см..няет другая птица. Из-за большой массы тела взлет дается л..б..дям тяжело, они долго машут крыл..ями и п..р..б..рают лапами, наб..рая высоту. По этой же пр..чине л..б..ди никогда (не)садят..ся на землю, а тол..ко на воду, во время посадки они неуклюже т..рмозят лапами о воду.

Задание 16. Определите падеж имен существительных в данном тексте.

Лебеди заслужили известность своей красотой и особым статным величием. Эта небольшая группа птиц включает семь их видов. Иногда к лебедям причисляют коскоробу — водоплавающую птицу, похожую на лебедя. Эти птицы принадлежат к семейству утиных, их ближайшими родственниками являются гуси и казарки.

Задание 17. Данные имена существительные поставьте в форму родительного падежа множественного числа.

А. Цыгане, болгары, полотна, свадьбы, французы, носки, помидоры, груши, клещи, сани.

Б. Отруби, ставни, томаты, якуты, брёвна, татары, ядра, копытца, ремешки, брызги.

Источник

Читайте также:  выпишите собственные имена существительные 2 класс