Меню

Вопросы на тему н и нн в суффиксах прилагательных



Урок русского языка по теме «Н и НН в прилагательных»

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с орфограммой “Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных”.
  • Развивающие: совершенствовать умения применять орфограмму; формировать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитательная: воспитывать внимательность, самостоятельность и любознательность.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, карточки с правилами, памятками, презентация “Н и НН в прилагательных” PowerPoint (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного о прилагательном. (Слайды № 2-3)

Упражнение 1. Дайте правильный ответ и объясните свой выбор.

1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

2) Какое слово называет признак предмета?

Книга – наш надёжный помощник.

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) верного (друга)

Б) о хорошей (книге)

В) интересный (сюжет)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

5) Имя прилагательное не изменяется

6) Найдите прилагательное в превосходной степени

В) более интересный

Упражнение 2. О-Ё после шипящих в прилагательных. Распределить слова в 2 столбика: 1 столбик – с О , 2 столбик – с Ё (Слайды № 4-5)

Еж..вый, лиц..вой, пищ..вой, ключ..вой, хорош..го, чуж..й, со свеж..й, песц..вый, больш..го, плюш..вый, свинц..вый.

О Е
еж о вый лиц е вой
чуж о й пищ е вой
песц о вый ключ е вой
больш о го хорош е го
свинц о вый со свеж е й
плюш е вый

III. Объявление темы урока, постановка целей, обозначение проблемы. (Слайды № 6-7)

Образуйте прилагательные от существительных и выделите словообразовательные суффиксы:

  • СОН — сон н ый
  • Солома — соломе нн ый
  • Станция – станци онн ый
  • Утка – ут ин ый
  • Песок – песч ан ый
  • Глина — глин ян ый

Почему в одних суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а в других – две буквы НН?

IV. Изучение правила по таблице (Слайд № 8) (таблица у каждого ученика)

Н НН
1.Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

кожАНый ГлинЯНый ГусИНый 1. Исключения: деревЯННый

оловЯННый 2.Исключение: ветрЕНый 2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН

соломЕННый, революциОННый 3.Н в корне + Н в суффиксе чугуННый

V. Закрепление орфограммы, знакомство с примечаниями, тренировочные упражнения.

1. Обозначение орфограммы (Учебник, стр.154.)

2. Упражнение 412. (Чтение и комментарий, применение правила)

3. Слованная работа. (Слайд № 9)

1. Массовое шествие (Демонстрация в защиту реформ.)

2. Публичный показ чего-нибудь (Демонстрация фильма, мод.)

1. Одно из четырёх времён года (Одеться по сезону.)

2. Часть года, подходящая для какой-нибудь деятельности (Дачный сезон.)

Письменное задание: образовать от слов прилагательные, составить и записать с ними предложения.

4. Образовать от данных существительных прилагательные. Обосновать выбор Н или НН в суффиксах: (Слайд № 10) (в тетрадях и у доски)

Физпауза (Слайд № 11)

Раз — подняться, потянуться
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

5. Объясни написание пропущенных букв: (Слайд № 12) (устная работа)

  1. Сегодня ветре. ая погода.
  2. Дорога покрыта ледя. ой коркой.
  3. Я живу в каме. ом доме.
  4. Тот исти. ый друг, кто честен и прям.
  5. Мы пошли на земля. ой вал.
  6. В небе слышится журавли. ый крик.

6. Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 13)

Станцио. ый, кури..ый, торжестве. ый, овся. ый, шерстя. ой, обеде. ый, оловя. ый, кожа. ый, деревя. ый, звери. ый, торфя. ой, экскурсио. ый, письме. ый, стекля. ый, авиацио. ый, песча. ый, костя. ной, обыкнове. ый

Взаимопроверка. (Слайд № 14)

НН Н
станционный

обыкновенный куриный

костяной

7. Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов. (Слайд № 15)

Изучение памятки “Запомни слова!” (памятка у каждого ученика)

  • зелёный
  • синий
  • пряный
  • свиной
  • багряный
  • юный
  • бараний
  • фазаний
  • румяный
  • тюлений

8. Буквенный диктант. (Слайд № 16)

Учитель читает слова, учащиеся заполняют таблицу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • торжественный
  • ледяной
  • туманный
  • ветреный
  • юный
  • организационный
  • лебединый
  • кожаный
  • стеклянный
  • багряный

Проверка: (Слайд № 17)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
НН Н НН Н Н НН Н Н НН Н

9. Тренировка в различении суффиксов. Изучение памятки “Различай!” (Слайд № 18) (памятка у каждого ученика)

Различай! Масл ян ый –

разведённый на масле, работающий на масле

состоящий из соли (столб);

(двигатель, оспа) Масл ен ый –

намазанный, пропитанный маслом

содержащий соль (каша);

(день, человек)

10. Знакомство с правописанием Н в кратких прилагательных:

Работа по учебнику: страница 157.

ветреная погода – ветрена

— Образуйте краткую форму от прилагательных по образцу: (Слайд № 19)

длинный шнурок– шнурок длинен

длинная дорога — дорога длинна

длинное слово- слово длинно

11. “Четвертый лишний” (Слайд № 20)

А). ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

Б). обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

В). пчели..ый, муравьи..ый, сон..ый, лебеди..ый.

12. Проверка первичного усвоения знаний (можно с использованием таблицы и памяток)

“Проверь себя” ) (Слайд № 21)

1.тума. ая погода

4.кури. ый бульон

5.маши. ая работа

6.болезне. ое состояние

7.здание совреме. о

12.петуши. ые бои

13.жестя. ая коробочка

14.жизне. ая драма

15.величестве. ая колонна

16.лебеди. ый крик

Самопровека. (Слайды № 22-24) Поставь себе оценку:

  1. туманная
  2. ветреный
  3. пряный
  4. куриный
  5. машинная
  6. болезненное
  7. современно
  8. старинные
  9. юное
  10. ледяная
  11. ценна
  12. петушиный
  13. жестяная
  14. жизненная
  15. величественная
  16. лебединый

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

– С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.) (Слайд № 25)

Было интересно .
Было трудно .
Я выполнял задания.
Теперь я могу.
Я научился.

VII. Домашнее задание. Параграф 105, упражнение 422. (Слайд № 26)

Источник

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных
тест по русскому языку (6 класс) по теме

Вашему вниманию предлагается набор из 8 карточек (если учащиеся слабые, рекомендуется использовать в карточке не более 10 слов) для проверки знаний учащихся по теме «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных», который можно использовать для текущего и итогового контроля. По усмотрению учителя (или на выбор ученика) учащиеся указывают только букву, которую нужно вставить, или переписывают слова. Работа занимает на уроке не более 5 минут и позволяет оценить знания большого количества учащихся за малый промежуток времени.

Скачать:

Вложение Размер
kartochki_n_i_nn_v_suffiksah_prilagatelnyh.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Дли…ый
  2. государстве…ый
  3. песча…ый
  4. оловя…ый
  5. ястреби…ый
  6. карти…ый
  7. торжестве…ый
  8. овся…ое
  9. авиацио…ый
  10. це…ый
  11. деревя…ый
  12. глиня…ый
  13. мужестве…ый
  14. стари…ый
  15. тума…ый

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Нитя…ой
  2. исти…ый
  3. гор…ый
  4. маши…ый
  5. производстве…ый
  6. кирпич…ый
  7. стекля…ый
  8. безветре…ый
  9. пусты…ый
  10. станцио…ый
  11. власт…ный
  12. лу…ый
  13. реч…ой
  14. бараба…ый
  15. ненавист…ый

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Масля…ое
  2. овчи…ая
  3. комари…ый
  4. оловя…ый
  5. чугу…ый
  6. регистрациио…ый
  7. ветре…ый
  8. соломе…ая
  9. клюкве…ый
  10. ю…ый
  11. пусты…ый
  12. серебря…ый
  13. отечестве…ый
  14. карма…ый
  15. кухо…ый

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Государстве…ый
  2. лу…ый
  3. деревя…ый
  4. стари…ый
  5. письме…ый
  6. ветря…ая
  7. ремесле…ый
  8. тыкве…ый
  9. гуси…ый
  10. каме…ый
  11. торфя…ое
  12. бесчисле…ые
  13. организацио…ый
  14. дли…ый
  15. кожа…ый

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок выполнен в форме презентации и содержит материал для повторения и закрепления темы «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных», доступный шестиклассникам.

Данный урок построен на основе учебника русского языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка.

Предлагаемый конспект содержит объяснение нового материала по теме «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных», а также серию упражнений для закрепления. Материал урока предназначен для всех учит.

Тест в формате ЕГЭ для учащихся 6 класса.

Данный урок разработан по модульной технологии обучения для учащихся 6 класса. Может быть использован на обобщающем уроке по теме.

Тест предназначен для контроля усвоения темы»Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, отглагольных прилагательных в 9-х и 11-х классах.Тест можно использовать при подготовке.

Источник

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных

В при­ла­га­тель­ных пишет­ся как одна бук­ва -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сде­ла­ем, опре­де­лив, от сло­ва какой части речи и с помо­щью каких суф­фик­сов обра­зу­ют­ся при­ла­га­тель­ные.

Для того что­бы выбрать одну и две бук­вы -Н- в напи­са­нии имен при­ла­га­тель­ных, опре­де­лим, с помо­щью каких суф­фик­сов они обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных или гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Если при­ла­га­тель­ное обра­зо­ва­но от суще­стви­тель­но­го с помо­щью суф­фик­сов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суф­фик­сы пишут­ся с одной бук­вой -Н-, напри­мер:

Обратим вни­ма­ние, что корен­ное «н» пишет­ся в при­ла­га­тель­ных:

Запомним напи­са­ние слов-исключений :

Прилагательные обра­зу­ют­ся от суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -онн- и -енн-, напри­мер:

Качественные при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -енн- могут выра­жать боль­шую меру при­зна­ка:

Исключение состав­ля­ет сло­во «вет­ре н ый» (день, чело­век, при­я­тель). Однако при­ста­воч­ные обра­зо­ва­ния это­го при­ла­га­тель­но­го пишут­ся с -НН-:

С -НН- пишут­ся при­ла­га­тель­ные, если суф­фикс -н- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве суще­стви­тель­но­го, закан­чи­ва­ю­щей­ся тоже на «н»:

В при­ла­га­тель­ных, кото­рые обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных на -мя, напи­шем -НН-, так как они обра­зо­ва­ны от осно­вы кос­вен­ных паде­жей этих суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щей­ся на «н», напри­мер:

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов

Чтобы выбрать напи­са­ние -Н- или -НН- в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов, опре­де­ля­ем вид гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида (что делать?), то отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное пишет­ся с -Н-, напри­мер:

Наличие при­став­ки не- и полу- не меня­ет напи­са­ния при­ла­га­тель­но­го:

У таких слов в пред­ло­же­нии не долж­но быть зави­си­мых слов.

Сравним:

Плетё н ая кор­зи­на пол­на румя­ных яблок.

Плетё нн ые дедуш­кой кор­зин­ки были нарас­хват на база­ре.

Если же про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол совер­шен­но­го вида (что сде­лать?) с при­став­кой, то при­ла­га­тель­ное име­ет в напи­са­нии -НН-, напри­мер:

В при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих в мор­фем­ном соста­ве суф­фик­сы -ова-/ева-, -ирова-, пишет­ся -НН-:

Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных

Краткие фор­мы при­ла­га­тель­ных сохра­ня­ют напи­са­ние -Н- или -НН-, кото­рое суще­ству­ет в их пол­ных фор­мах.

Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных

Чтобы пра­виль­но напи­сать при­ла­га­тель­ное с -Н- или -НН-, выяс­ним сна­ча­ла его фор­му, пол­ную или крат­кую. Затем опре­де­лим, от суще­стви­тель­но­го или гла­го­ла обра­зо­ва­но рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, обра­ща­ем вни­ма­ние на его осно­ву и суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ла­га­тель­ное.

Если при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся отгла­голь­ным, выяс­ня­ем вид гла­го­ла, обра­тив вни­ма­ние, есть ли при­став­ка в его мор­фем­ном соста­ве, а так­же учи­ты­ва­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы.

Схематично алго­ритм опре­де­ле­ния напи­са­ния -Н- или -НН- в име­нах при­ла­га­тель­ных и при­ча­сти­ях выгля­дит так:

Определим, в какой фор­ме сто­ит при­ла­га­тель­ное:
пол­ной крат­кой
Две бук­вы в окон­ча­нии (кра­си­вая) Одна бук­ва в окон­ча­нии (кра­си­ва, кра­сив)
Выясним, от какой части речи обра­зо­ва­но сло­во: от суще­стви­тель­но­го или от гла­го­ла.
Полная фор­ма
Прилагательные от суще­стви­тель­ных Прилагательные от гла­го­лов ( при­ча­стия)
-Н- -НН- -Н- -НН-
-ан, -ян, -ин

лев — льви­ный
соль — соля­ной
кожа — кожа­ный

! Стеклянный
оло­вян­ный
дере­вян­ный

-онн, -енн

рево­лю­ция — рево­лю­ци­он­ный
листва — лист­вен­ный

! Ветреный
Но — без­вет­рен­ный

без при­став­ки

моро­же­ный сом (от моро­зить)

с при­став­кой

замо­ро­жен­ный сом

Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румя­ный,
сви­ной, пря­ный,
пья­ный, пога­ный,
зелё­ный, синий.

К пер­во­об­раз­ным так­же отно­сят­ся сло­ва:
еди­ный, фаза­ний,
воро­ний, бара­ний,
саза­ний, тюле­ний,
пав­ли­ний, баг­ря­ный,
рья­ный, була­ный.

не, полу. не счи­тать!

немо­ро­же­ный
полу­мо­ро­же­ный

зави­си­мое сло­во

моро­жен­ный мамой сом

МЯ = енн

вре­мен­ный (вре­мя)

суф. -ова-, -ева-, -ирова-

! кова­ный, жёва­ный, клё­ва­ный

! желан­ный, неча­ян­ный, неждан­ный, нега­дан­ный

Краткая фор­ма
Значение дей­ствия (что сде­ла­ны?) — «Н»
вос­пи­та­ны отцом, взвол­но­ва­ны бурей
Значение при­зна­ка (како­вы?) — см. на пол­ную фор­му: сколь­ко «н» в пол­ной, столь­ко и в крат­кой.
Они вос­пи­тан­ны и обра­зо­ван­ны (вос­пи­тан­ные и обра­зо­ван­ные).

Видеоурок

Источник

Читайте также:  Словарная форма прилагательного latus