Меню

Вопросы падежей прилагательных множественного числа



Падежи прилагательных

Как определить падеж прилагательного?

В русском языке полные формы прилагательных изменяются по падежам, родам и числам и имеют особую систему падежных окончаний. Краткие прилагательные по падежам не изменяются.

Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо выполнить несколько несложных шагов:

  • Определить, с каким существительным согласуется прилагательное, и в каком падеже употребляется данное существительное (падеж прилагательного будет таким же);
  • Выделить в прилагательном падежное окончание и найти его в таблице падежных окончаний прилагательных (предварительно определив род и число прилагательного).

Как изменяются имена прилагательные по падежам?

Особенности склонения имен прилагательных в таблице с примерами:

Падеж Единственное число Множественное число
Мужской род Средний род Женский род
И. п. Золотой,

Круглый,

Горячий,

Утренний Золотое,

Круглое,

Горячее,

Утреннее Золотая,

Круглая,

Горячая,

Утренняя Золотые,

Круглые,

Горячие,

Утренние Р. п. Золотого,

Круглого,

Горячего,

Утреннего Золотого,

Круглого,

Горячего,

Утреннего Золотой,

Круглой,

Горячей,

Утренней Золотых,

Круглых,

Горячих,

Утренних Д. п. Золотому,

Круглому,

Горячему,

Утреннему Золотому,

Круглому,

Горячему,

Утреннему Золотой,

Круглой,

Горячей,

Утренней Золотым,

Круглым,

Горячим,

Утренним В. п. Золотой/ золотого,

Круглый/ круглого,

Горячий/ горячего

Утренний/ утреннего Золотое,

Круглое,

Горячее,

Утреннее Золотую,

Круглую,

Горячую,

Утреннюю Золотые/ золотых,

Круглые/ круглых,

Горячие/ горячих,

Утренние/ утренних Т. п. Золотым,

Круглым,

Горячим,

Утренним Золотым,

Круглым,

Горячим,

Утренним Золотой/ золотою,

Круглой/ круглою,

Горячей/ горячею

Источник

Склонение прилагательных

Под склонением прилагательных понимается изменение слов части речи имя прилагательное по падежам , числам , родам .

Общие правила

Полные имена прилагательные изменяются по родам, числам и склоняются по падежам. Во множественном числе по родам не изменяются, а родовые падежные окончания совпадают. Условно прилагательные можно разделить на 3 типа склонения: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные и относительные

Склонение качественных и относительных прилагательных в полной форме одинаковое. Род, число, падеж прилагательного определяется по существительному, от которого оно зависит. Чтобы определить правильное написание окончания, необходимо от существительного задать вопрос.

Окончания прилагательных с твердой и мягкой основой при склонении различны:
море (какое?) широкое, синее;
моря (какого?) широкого, синего и т.д.

Вопросы полной формы

Падеж Единственное число Ед.ч. Множественное число Мн.ч.
Мужской род М.р. Женский род Ж.р. Средний род С.р.
Именительный Им. какой? какая? какое? какие?
Родительный Род. какого? какой? какого? каких?
Дательный Дат. какому? какой? какому? каким?
Винительный
(одушевленное) Вин.
одуш.
какого? какую? какого? каких?
Винительный
(неодушевленное) Вин.
неодуш.
какой? какое? какие?
Творительный Тв. каким? какой? каким? какими?
Предложный Пред. о каком? о какой? о каком? о каких?

Вопросы краткой формы

В краткой форме качественные и относительные прилагательные не склоняются.

Единственное число Ед.ч. Множественное число Мн.ч.
Мужской род М.р. Женский род Ж.р. Средний род Ср.р.
каков? какова? каково? каковы?

Притяжательные

Склонение притяжательных местоимений зависит от суффикса.

с суффиксом -ий(-й)

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксом -ий(-й) отличаются от предыдущего типа склонения. При этом в именительном и винительном падеже они имеют только краткую форму: волчий, (я = йа) волчья, волчье, волчьи.

с суффиксами -ин(-ын), -ов(-ев)

В склонении притяжательных прилагательных с суффиксами -ин(-ын), -ов(-ев) есть свои особенности. В мужском и среднем роде ед.ч. имеют краткие и полные формы в родительном и дательном падеже, а в творительном и предложном только полные:
род.п. отцова берета (кр.ф.), отцовского берета (полн.ф.);
в сравнении: тв.п. отцовым беретом (только полн.ф.).

В современном русском языке краткие формы вытесняются полными.

Вопросы падежей притяжательных прилагательных

Вопросы винительного падежа для мужского рода, среднего рода и множественного числа определяются признаком одушевленности. Творительный падеж для женского рода имеет два равнозначных вопроса.

Падеж Единственное число Ед.ч. Множественное число Мн.ч.
Мужской род М.р. Женский род Ж.р. Средний род Ср.р.
Именительный Им. чей? чья? чьё? чьи?
Родительный Род. чьего? чьей? чьего? чьих?
Дательный Дат. чьему? чьей? чьему? чьим?
Винительный
(одушевленное) Вин.
одуш.
чьего? чью? чьё? чьих?
Винительный
(неодушевленное) Вин.
неодуш.
чей? чьи?
Творительный Тв. чьим? чьей? чьею? чьим? чьими?
Предложный Пр. o чьём? o чьей? o чьём? o чьих?

Примечания

Примечание 1. Фамилии людей (Иванов, Егоров, Никитин, Петров, Иванова, Егорова, Никитина, Петрова), образованные от собственных имен Иван, Егор, Никита, Петр при помощи суффиксов -ов, -ин, склоняются как притяжательные прилагательные.

Примечание 2. Названия городов и населенных пунктов на -ов, -ев, -ов(о), -ев(о) в мужском и среднем роде склоняются как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончания существительных -ом: под Бородином, Камышином. Нельзя смешивать: с Александром Бородиным, с дедовым ружьем и пр.

Источник

Имя прилагательное во множественном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе

Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями имен прилагательных во множественном числе, с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.
  • Формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе.
  • Развивать речь, память мышление, умение анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке предстоит сложная работа, нам понадобятся ваши знания, светлый ум, и, конечно же, ваше огромное желание учиться и узнавать новое.

– Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(Открывается запись на доске:)

– Поясните каждое понятие. Что общего в этих словах?

II. Повторение пройденного

– Что такое прилагательное?

– Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

– Как изменяется прилагательное в единственном числе? (Окончание повтор по таблице)

– Как узнать род, число и падеж имени прилагательного?

– Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных?

– Итак, вы сказали, что урок должен быть ______________

– Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

– Какими должны быть на уроке ученики? (отвечают ученики)

Запись на доске

– Сможете стать такими?

– Что общего в данных словах?

– Скажите, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Назовите тему урока.

III. Тема: «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

– Что, по вашему мнению, вы должны узнать и научиться

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с прилагательных во множественном числе.

– Будем учиться правильно писать падежные окончания имен прилагательных множественного числа

Продолжим учиться грамотно отвечать на вопросы, красиво и грамотно писать.

IV. Каллиграфическая минутка

– Выделим окончания имен прилагательных во множественном числе.

– На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются в нашем примере окончаниями прилагательных во множественном числе.

– Определите порядок написания букв в данной цепочке:

(В первой цепочке после окончания прилагательных во множественном числе с твердой основой дважды пишется окончание прилагательных с мягкой основой, а во втором написании наоборот)

Напишете эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строчки.

V. Словарная работа

Живописная (яжиавносип), активный (ыкйатнив), деликатное (едолеикнта), серебряные (еснырбеяре)

  1. Расшифровать слова и записать их в тетрадь.
  2. Определить род.

Проверка

  1. Прочитайте слова
  2. Проверим написание слов по доске
  3. Назовите буквы, которые надо запомнить.
  4. Определите род
  5. Какое слово вызвало затруднение?

Возникает вопрос, а изменятся ли вообще имя прилагательное во множественном числе по родам?

Это, нам предстоит узнать

VI. Работа над новым материалом

Уч.: Сегодня мы с вами проведем исследование учебного материала по теме имени прилагательного во множественном числе, вы ответите на поставленные перед вами вопросы, самостоятельно сделаете выводы и объясните учебный материал другим.

– Вопросы, на которые вы должны будете ответить.

  1. Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
  2. Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
  3. Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
  4. Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
  5. Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Работаем в группах.

– Приступаем к исследованию имени прилагательного.

1 группа: Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. выделите окончания имен прилагательных.
  3. Изменяются ли окончания имен прилагательных?
  4. В каких падежах окончания сходны в каких различны?

Вопросы: Сделайте вывод. Запишите его.

2 группа: Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. выделите окончания имен прилагательных.
  3. Составить таблицу окончаний.
  4. В каких падежах окончания сходны, в каких различны?
Им.п. Какие? -ые, -ие
Р.п. Каких? -ых, -их
Д.п. Каким? -ым, -им
В.п. Какие? -ые, -ие
Т.п. Какими? -ыми, -ими
П.п. (о) каких? -их, -их

Вывод. Запишите его в таблице.

3 группа: Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?

  1. Просклонять имена прилагательные во множественном числе: стройные березы, маленькие кусты (на листах)
  2. Выделить окончания имен прилагательных.
  3. Поставить ударение в именах прилагательных
  4. Сравнить ударные и безударные окончания.
  5. Как можно проверить безударные окончания прилагательных?

Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.

4 группа: Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?

  1. Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе: стройные, маленькие (березы, кусты, деревья)
  2. Выделите окончания имен прилагательных.
  3. С существительными какого рода вы склоняли имена прилагательные
  4. Менялись ли окончания прилагательных?
  5. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам?

Вывод. Сделать вывод. Записать его.

5 группа: Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Зимние леса, о громадных соснах, из зеленых листьев, вкусными булочками, тонкими веткам, к маленьким островам, богатым урожаем, с забавными обезьянками, в лесных сумерках, могучим богатырям, интересных людей

  1. Выделить окончания имен прилагательных.
  2. Определить падеж слов в словосочетания (Вспомните, как определяли падеж прилагательных в единственном числе)
  3. Как определить падеж имени прилагательного?

Вывод. Сделайте вывод. Запишите его.

Проверка

Все работали со словосочетаниями: стройные березы, маленькие кусты

1. Проверим как вы просклоняли данные словосочетания, называет каждая группа по словосочетанию

Какие окончания написали в прилагательных?

Уч: -каждая группа проводила исследование, и отвечала на поставленные вопросы

Мы слушаем их выводы

2. Выступает представитель от группы

Обобщение по плану

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

Изменяются ли прилагательные множественного числа по родам?

Как узнать падеж имени прилагательного во множественном числе?

  1. Как изменяется имя прилагательное во множественном числе?
  2. Назовите окончание имен прилагательных во множественном числе. Составить таблицу окончаний.
  3. Как проверить написание безударных окончаний имен прилагательных во множественном числе?
  4. Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?
  5. Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе?

Оформление памяток

Закреплении нового

1. Физминутка (сидя за партами)

Называю имена прилагательные, если единственное число руки разводите в стороны, если множественное число руки поднимаете вверх

низкие тучи, о комнатных растениях, серебряными искрами,, зимние дни, родного человека, стройным деревьям, воздушным шаром, резными узорами, на яркий огонь, глубокими корням, волнистыми облаками, по ночной улице.

2. Вставить окончание и определить падеж

(на доске)

О морозных днях (П.п.), в зимних шубках (П.п.) снежных хлопьев (Р.п.) Холодной погоды (Р.п.), высокие деревья (И.п.), в раскошных, зимних уборах (П.п.), в снежных варежках (П.п.), пушистыми снегами (Т.п.), в серебристым инеем (Д.п.), стройные березки (И.п.)

1. Записать в тетрадь и определить падеж

Прочитайте словосочетании, назовите окончания, падеж

Творческая работа

Используя данные слова, написать мини– сочинение на тему «Зимний лес»

Подготовительная работа

– Посмотрите иллюстрации с изображением зимнего леса, как великолепна картина зимнего леса!

А так зимний лес изобразила наша художница

Редванская Влада (Картина учащейся)

Сейчас вы прослушаете произведение П.И. Чайковского Времена года

Вслушиваясь в музыку, напишите, как вы представляете себе зимний лес

Проверка

Дети зачитывают сочинения по желанию

VII. Итог урока

На уроке

  • я узнал …
  • я научился …
  • мне понравилось…

Моё настроение …

  1. Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
  2. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие по русскому языку»

Источник

Читайте также:  Прилагательные которые описывают картину