Меню

восстановите высказывание об имени существительном



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (2 часа)

Работаем по учебнику М.В. Панова

6 класс

София СТОЛБУНОВА,
г. Ярославль

Урок в гуманитарном колледже ведет С. Столбунова

учебно-познавательные: 1) дать понятие об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) сравнить лексическое и грамматическое значения существительных; 3) повторить орфографию имен существительных; 4) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении;

интеллектуально-развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию в учебнике; 3) развивать творческий подход;

социальные: 1) развивать умение работать в паре, группе; 2) учить адекватно оценивать себя и других;

эстетические: учить эстетически воспринимать слово, речь, овладеть средствами выразительности собственной речи.

Учебный материал: Русский язык. 6-й класс. Под ред. М.В. Панова, § 46–53; индивидуальный дидактический материал по орфографии; Распутин В. Уроки французского. Передача «Радионяня» (запись).

I. ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Сегодня у нас с вами необычное начало урока. Мы будем сочинять лингвистическую сказку, начало которой такое: «Что было бы, если бы пропали все существительные?». Продолжайте по принципу «снежного кома», каждый раз повторяя все, что было сказано до вас. (Учащиеся фантазируют, сочиняя сказку, вспоминая все, что они знали о существительных до сегодняшнего урока.)
Итак, без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место. Так что же такое существительное? Назовите предметы, которые нас окружают. Вы назвали имена существительные. Кстати, почему они называются именами существительными? Какие еще части речи называют «именами»? Какие однокоренные слова есть к слову существительное?

2. Что обозначает имя существительное

Прежде чем мы с вами дадим определение имени существительного, послушайте, какую поэтическую картину могут создать существительные:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала.
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

Перечислите встретившиеся в этих текстах существительные. Поставьте к ним вопрос. Подумайте над определением существительного: что обозначает эта часть речи?
Теперь напишем словарный диктант из существительных с непроверяемыми написаниями. Поставим в каждом слове ударение, подчеркнем орфограммы. У каждого из вас будет своя строчка на доске из 3 слов.

Дирижабль, педаль, кристалл, бульвар, трущоба, почтальон, аккордеон, алюминий, долото, соната, беготня, бабочка, груздь, лиственница, моллюск, палисадник, колодец, северо-запад, пол-яблока, Ярославль, кенгуру, яство, джемпер, обоняние, белизна, удивление, Владимир, Миссисипи.

Проверим диктант. Называя каждое слово, попробуйте коротко определить его лексическое значение; например, дирижабль – летательный аппарат.
Сосчитайте количество допущенных ошибок и поставьте себе оценку. Эти слова вам нужно проработать еще раз.
Скажите, пожалуйста: в какой части существительных содержится их лексическое значение? А грамматическое? Выделите окончания. Что они обозначают?

Итак, мы дали определение: существительное обозначает предмет. А среди наших существительных есть слова, которые обозначают не только конкретные предметы, как аккордеон или колодец, но и слова, обозначающие вещество, место, сторону света, чувство, цвет, даже действие. Так что же объединяет все эти слова в один класс существительных? На этот вопрос будет легче ответить, если вы выполните задание 234 на стр. 188.

3. Грамматические категории имен существительных

По-другому можно сказать так: существительные обозначают предмет, и это выражается тем, что они изменяются по падежам и числам и не изменяются, а распределяются по родам. Это мы поймем, когда составим таблицу. Как мы ее назовем? Сколько в ней будет столбцов? Первый – род, на сколько столбиков разделим? число? падеж?

4. Игра «Четвертое лишнее»

Теперь поиграем в игру «Четвертое лишнее». (Каждая парта получает задания.) Вам нужно из ряда слов вычеркнуть четвертое лишнее и объяснить, почему вы его вычеркнули. Работайте в паре; если нужно, пользуйтесь учебником.
Оценивается работа каждой пары. Время – 5 минут. После работы каждая пара дает объяснения.

Задания:

1) Каменщик, переводчик, плотник, забияка.
2) Доктор, балерина, ученица, учительница.
3) Горло, опахало, управление, метро.
4) Кухня, семя, спальня, земля.
5) Врач, директор, мама, менеджер.
6) Лампочка, торшер, электричество, счетчик.
7) Корень, ствол, листва, стебель.
8) Лимон, слива, абрикос, смородина.
9) Мальчик, девочка, человек, Олеся.
10) Город, село, река, Волга.
11) Молоток, стамеска, верстак, ножницы.

5. Выводы

Итак, что же мы выяснили? Выводы запишем в тетрадь.

1) Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как мужчину, так и женщину.
2) Есть неизменяемые существительные (заимствованные). О таких существительных послушаем песенку из передачи «Радионяня».
3) Есть разносклоняемые существительные на -мя и слово путь. И о них вы услышите песенку.
4) Считаемые и несчитаемые существительные, среди которых выделяют: отвлеченные, собирательные, вещественные, собственные и нарицательные. Об именах собственных тоже слушаем песенку.

II. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

После работы расскажите, над какой орфограммой трудились и насколько успешно.
(Каждый ученик получает свою карточку.)

Читайте также:  когда мы определяем склонение у существительных

1. Безударные гласные в корне слова

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

2. Безударные гласные в окончаниях прилагательных и существительных
(орфограммы № 37–41, 51–52)

Задание 2. Заполните таблицу.

Задание 3. Восстановите Х в пропорции.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных и прилагательных по образцу.

С большим удовольстви_; на тепл_ мор_; по узк_ тропк_; в красив_ скворечник_; вдоль песчан_ насып_; в ясн_ неб_; на крыш_ беседк_; встал ранн_ весенн_ утр_; поверхность маленьк_ лесн_ озера.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

Отбушевав, лето перел_валось в ум_ротворенный август. Пл_ды отяж_лили земл_, и это было ее торжеством. Она тотчас усп_каивалась, как мать, р_дившая д_тя, и погружалась в сон, чтобы с_мой себе присниться маленьк_й девочк_й. Сон этот всякий раз оборачивался явью. И все начиналось зано_во: оттаивать, расти, цв_сти и р_дить с_му себя. В этой вечн_й перем_нчивости и была заключена незыблемость мира – опора жизни человеку. (По В.Бахревскому)

3. Правописание сомнительных (парных звонких и глухих) и непроизносимых согласных
(орфограммы № 17 и 19)

известность – весть; грядка – гряда.

Запомните: лестница, чувство.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.

Со_нце; мес_ность; препя_ствие; рекор_смен; ги-ган_ский; трос_ник; зы_кий; ро_кий; прекрас_ный; чудес_ный; ужас_ный; сверс_ник; ровес_ник; доро_ка; сте_ка; мы_ка; поду_ка; игру_ка; коври_ка; ватру_ка; прису_ствовать; перево_чик; бере_ка; тра_ка; шля_ка; звез_ный; грус_ный; влас_ный; проез_ной; чес_ный.

4. Правописание разделительных мягкого и твердого знаков
(орфограмма № 31)

Задание 7. Вставьте пропущенные ъ и ь по образцу.

С_ем; под_ем; в_езд; лист_я; руж_е; скам_я; об_единение; в_ется; б_ется; с_ежиться; б_ет; пред_явление; п_еса; бул_он; батал_он; необ_ятный; колос_я; с_ездить; почтал_он; с_естное; пер_я; пол_ю; груд_ю.

Задание 8. Сочините с некоторыми из этих слов рассказ.

5. Правописание гласных после шипящих в корне слова под ударением (орфограмма № 7)

черный – чернеть;
желтый – желтеть,
Но: шов, крыжовник, шорох.

обжора (сущ.), ожог (сущ.),
Он ожег (глагол) руку.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, подобрав, где возможно, проверочные слова.

Реш_тка, ж_рдочка, беч_вка, расч_ска, ч_лка, капюш_н, щ_лка, прож_ванный, ш_лковый, щ_лкать, ш_пот, ш_рох, трещ_тка, ш_рник.

Задание 10. Сочините с этими словами предложения. Если не знаете значения слов, справляйтесь в словаре.

6. Правописание и–ы после ц
(орфограммы № 11–13)

Окончание

Правило И

Исключение Ы

цирк
лекция
медицина

цыц
цыган
цыпочки
цыпленок
цыкнуть

сестрицын

огурцы
лестницы

Задание 11. Вставьте пропущенные буквы.

Внезапный антиц_клон, ч_ткая дикц_я, тонкие пальц_, ц_рк на гастролях, народная медиц_на, ворчливый пац_ент, мощ_ный мотоц_кл, малосольные огурц_, страшный ц_клоп, авиац_онный институт, злобно ц_кнул, принц_пиальный ответ, пушистый ц_пленок, хорошенькие близнец_, шустрые синиц_, ловкий ц_ркач, ц_фровой монитор, плетеная ц_новка, встал на ц_почки, сок из ц_трусовых, станц_я Цариц_но.

Задание 12. Сочините с этими сочетаниями предложения или связный рассказ.

Задание 13, контрольное. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Если хоч_ш_ понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся берегом. Я иду берегом руч_я. Вижу я, как на мелком месте вода встр_чает преграду в корнях елей. Новые и новые препя_ствия встречает вода, и ничего ей от этого не делает_ся, только собирает_ся вода, будто сжима_т мускулы в неизбежной борьбе. Водная дрож_ от со_нца бросает_ся тен_ю на ствол елк_, на травы, и ч_дит_ся, будто травы растут под музыку, и вид_ш_ согласие теней.

III. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Проанализируем начало рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Прочитайте выразительно.

Я пошел в пятый класс в сорок седьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь.

Читайте также:  отглагольное существительное standard of living

Задание. Найдите все имена существительные, определите их синтаксическую роль и выпишите вместе с главными или зависимыми словами. Если же существительное выполняет функцию подлежащего, тогда – вместе со сказуемым.

Итак, мы пришли к выводу: имя существительное может выполнять роль подлежащего, дополнения, обстоятельства. Но мы знаем еще о том, что оно может быть и сказуемым, а позже узнаем, что оно бывает еще и несогласованным определением.

IV. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

По учебнику прочитайте § 46–55. Выберите тему для сообщения: род, число или падеж у имени существительного. Сделайте по одному упражнению к каждому параграфу.

Источник

Повторение по теме «Имя Существительное»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Скачать:

Вложение Размер
povtorenie_sushch_6_kl.docx 27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Имя Существительное»

Работа по теме урока.

— Скажите, ребята, а какой частью речи является слово доброта ?

Подберите однокоренные слова с корнем добр- ( устно ). (добрый,добряк, добропорядочность, добродеятель, добродушный, одобрить, удобрять. )

— Что же мы знаем об имени существительном?

— Постоянные ( Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Относятся к трем родам: мужскому, женскому, среднему, и трем склонениям: 1, 2, 3.)

— Изменяемые (Изменяются по числам и падежам.)

— Что может обозначать имя существительное, кроме предмета? ( признак предмета и действие предмет) Приведите пример (синева, бег, ходьба)

Образуйте и запишите существительные от глаголов:

бежать, кричать, прыгать;

вкусный, сильный, добрый.

— Приведите несколько существительных, которые называют явления природы (снег, метель, вьюга, дождь)

— Молодцы, ребята, теоретическую часть вы хорошо знаете. Давайте теперь вспомним с вами что же нового об имени существительном мы узнали в этом году? (- не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные бывают только единственного числа, а другие только множественного)

Распределите существительные по группам:

Чернила, брюки, облако, радость, каникулы, детвора, деньги, ворота, кубик, народ, солнце, листва, пшено, человек.

Задание № 3 . «Третий лишний»

Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

1 вариант: Заморозки, тьма, ружье. (ружье)

2 вариант: Вьюга, спортсмен, сутки. ( спортсмен )

— Ребята, давайте вспомним у каких существительных пишется Ь на конце. ( У сущ. 3 скл.)

Прослушайте стихотворение и найдите форму одного и того же слова

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте!

— Формы какого одного и того же слова вы услышали?

Сколько склонений имеет имя существительное?

— А знаете ли вы падежи? Назовите их с вопросами

Просклонять существительное нора.

— Слово нора какое существительное: одушевлённое или неодушевлённое. Какие существительные относятся к одуш. и неодуш?

( одуш. Р.п. мн.ч =В.п. мн.ч,

неодуш. И.п. мн.ч. = В.п. мн.ч)

  1. Работа с текстом. (Слайд № 7)

А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.

  1. Сообщение учителя об авторе рассказа

Прежде чем начать знакомство с текстом, мне хотелось бы немного рассказать вам о его авторе.

У Ивана Сергеевича Соколова – Микитова много рассказов о природе, он много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой. И сейчас мы убедимся в этом , прочитав его небольшой текст.

  1. Выразительное чтение текста подготовленным учеником.

Очень хорош и красив чистый с..сновый бор. Идёш.. , и, точно огромные свечи, возвышают..ся над г..ловой ств..лы старых дерев..ев, чуть не касаются неба своими в..ршинами. Седым мя..ким мхом поросли невысокие кочки. Зеленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины дерев..ев пробиваются лучи солнца. Светлые з..лотистые зайчики загораются на ств..лах.

Тихо в соснов..м лесу. Пахнет см..лой и з..млёй. Сказочными великанами ст..ят старые сосны среди молодого подр..стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п..крытые зелёной хвоей молодые сосенки. Ранней весной здесь р..стут сморчки, а летом кр..суются жёлтые рыжики.

На болотистых местах располагается низкая болотная осина. Идёшь по сосновому болоту, и нет конца мягким моховым кочкам с дозревающей клюквой.

(По И.С. Соколову – Микитову)

— Докажите, что это текст.

— О чём он? Озаглавьте. (О сосновом боре. «Сосновый бор»)

Бор,-а, предл. о боре, в бору, мн. боры, м. Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.

— Ребята, кто – то из вас был в сосновом бору? Если были, то текст, с которым мы познакомились, напомнил вам о тех ощущениях, которые вы получили во время прогулки по такому замечательному месту. Если же вы ещё не были в сосновом бору, после сегодняшнего урока вы обязательно захотите там побывать.

— К какому стилю речи относится данный текст? Обоснуйте своё мнение. (К художественному. В тексте ярко выражена авторская оценка увиденного при помощи различных средств выразительности. Тексту присуща образность.)

— К какому типу речи отнесём текст? (Это описание, т.к. в нём изображается природа.)

— Какие изобразительно – выразительные средства языка делают это описание ярким? (Эпитеты : чистый бор, седым мхом, блестящие листья, золотистые зайчики, сказочными великанами, мягким кочкам ; сравнение: точно огромные свечи; олицетворение: пробиваются лучи, зайчики загораются, жмутся сосенки, красуются рыжики).

— Какую роль в тексте выполняют художественные средства выразительности? (Они служат для усиления выразительности речи, делая её яркой, образной.)

— Выполните морфологический разбор существительных

I вар. – неба (2-е предл.)

II вар. – мхом (3-е предл.)

I. Неба – сущ, (чего?)

II. Н.ф. –небо; нариц., неодуш., II скл., в род. п., в ед. ч.

III. Не касаются (чего?) неба

I. Мхом – сущ. (чем?)

II. Н.ф. – мох; нариц., неодуш., м. Р., II скл. в твор. п., в ед. ч.

III. Поросли (чем?) мхом.

— Найдите в тексте существительные, которые могут иметь только форму единственного числа. Запишите их. ( Брусники, клюквой названия ягод; солнца – светило; смолой – название вещества; хвоя – собирательное значение) . Эти существительные обладают значением, не допускающем множественности, считаемости.)

— Выпишите по 3 существительных 1 скл., 2 скл., 3 скл.. Существительных какого склонения не оказалось в тексте? (3 скл.)

— Какие сущ. Относятся к 3 склонению? Приведите примеры.

— А сейчас выясним, как вы научились определять род существительного. Найдите в тексте по 2 сущ. Мужского, женского и среднего рода.

— С этим заданием вы справились хорошо. Молодцы.

Подберите синоним и антоним к существительному великанами (гигантами, карликами)

— Произведите морфемный разбор слов:

I вар. – вершинами, мхом, зайчики

II вар. – сосенки, бор, хвоей

— Найдите в тексте слова с чередующейся гласной в корне. Выпишите. Объясните их правописание (подрастающего, растут).

— И, наконец, последнее задание к тексту. Произведите фонетический разбор существительных

3)О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, И-Е в падежных окончаниях существительных в единственном числе(слайд№8)

Репортаж…м, мельниц…й, беглец…м, стриж…м, луч…м, крыш…й, скрипач…м, поется в песн…, подошел к избушк…, встречаются в жизн. находиться в здани…, присутствовать на лекци… .

  1. Тестовая работа по теме «Имя существительное».

1. Какого признака нет у существительного:

А) рода Б) числа В) падежа Г) времени

2. Имя существительное изменяется по:

А) родам Б) числам В) падежам Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью Б) полотенцем В) в революции Г) семьей

4. Укажите существительные женского рода:

А) мозоль Б) тюль В) кофе Г) какао

5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А) вермишель Б) такси В) фальшь Г) пальцы

6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) о песн.. Б) о професси… В) об отношени… Г) у дорог…

7. В окончании каких существительных пишется О:

А) борщ..м Б)ковш..м В) дач.й Г) гордец..м

8. В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш.. Б) мощ.. В) камыш… Г) полноч…

9. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении Березы украшают леса

А)подлежащим; Б)дополнением; В) обстоятельством

10. Сделайте морфологический разбор существительного леса

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

VII. Домашнее задание .

Ответить на вопросы на стр. 212 учебника.

Выполнить упр. 562 (письм.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок разработан для повторения в 6классе.

Урок-путешествие по русскому языку, проводимый в рамках повторения темы «Имя существительное» в 5 классе. Данный материал помогает закрепить знания учащихся об имене существительном как части речи, а .

Данный урок закрепляет знания обучающихся об имени существительном. Использование игрового материала помогает развивать познавательную акти.

презентация направлена на повторение основных знаний по пройденному разделу «Имя существительное». 6 класс.

Обобщение знаний по теме: «Имя существительное», отработка навыка морфологического разбора имени существительного.

Цель: обобщение знаний обучающихся об имени существительном как части речи, отработка орфографических и пунктуационных навыков. Задачи: 1) развивать лингвистическ.

Заключительный урок русского языка в 6 классе по теме «Повторение по теме «Имя существительное» Дидактическая цель: обобщение и систематизация теоретических знаний об имени с.

Источник