Меню

Впиши глаголы в начальной форме



Урок русского языка «Поговорим о начальной форме глагола»

Тип урока: урок — исследование

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо (Стратегия: «Знаем — хотим узнать — узнали»)

Класс: 3, возраст учащихся 9-10 лет

Учебник: Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. » К тайнам нашего языка. Русский язык 3 класс» и «Тетрадь-задачник № 2. 3 класс»

Цель: познакомить с понятием «неопределённая форма глагола», с её опознавательными признаками и смысловыми различиями видовых пар (без определения, на уровне понимания и различения).

Время: 8 — 10 минут

Цель: актуализировать знания учащихся по теме

Приём: постановка проблемного вопроса

Форма работы: групповая

Запись темы на доске:

Начальная форма глагола, неопределённая форма глагола

Учитель: Определите тему нашего урока. Послушайте стихотворение и запишите глаголы, которые встретятся в нём. (1 ученик делает записи за доской.)

— Маленькая-маленькая речка, куда бежишь?

— Страшно бежать далечко, маленькая речка!

(Дети выписывают слова: «бежишь» и «бежать»)

Учитель: Обозначьте время, число, лицо первого глагола. (Проверка с помощью сигнального блокнота.) попробуем выполнить такое же задание с другой формой этого же глагола, которую также записали в тетрадь.) ( возникшие затруднения определяют проблемную ситуацию.)

Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор о начальной форме глагола. Давайте сначала попробуем собрать всё, что мы знаем об этом, и записать в таблицу: (таблица на доске)

Детям даётся 3 минуты на подготовку ответов по группам.

У глаголов есть начальная форма

В начальной форме глаголы отвечают на вопросы: что делать? или что сделать?

Учитель: Заполним вторую колонку, в ней напишем, что хотим сегодня на уроке ещё узнать.

Предполагаемые ответы:

  • Что такое неопределённая форма глагола?
  • Как её найти?
  • Почему она так называется?

Учитель: В ходе урока мы попробуем ответить на вопросы и тогда сможем заполнить и третью колонку.

Время: 25 — 30 минут

Цель: получение новой информации и первичная систематизация

Приём: чтение текста с пометами, выполнение тренировочных упражнений

Форма работы: индивидуальная, групповая

Учитель: Возьмите на столах листы с текстом и, читая его, сделайте обозначения для каждого предложения условными значками:

V это я уже знаю

+ это я узнал(а) сейчас

? это мне непонятно, хочу спросить

Все обозначения записаны на доске.

Текст для чтения:

Неопределённая форма глагола

Начальная форма глагола всегда отвечает на один из двух вопросов:

Её особенность в том, что ни время, ни число, ни род, ни лицо у неё

не определяются. Вот учёные и дали ей название — неопределённая форма глагола.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, — это разные слова, даже если они и однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Вот почему при поиске неопределённой формы, при образовании от неё других форм важно не ошибиться, не перейти с одного глагола на другой. Для этого нужно следить за приставкой в вопросе.

Для чтения с пометами даётся 6-7 минут.

Учитель: Давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что подтвердилось «V» (из того, что знали ранее). То, что хотели узнать и узнали, отмечаем «+», то, что пока не узнали — отметим «-«.

Учащиеся дают индивидуальные ответы.

Учитель: Возьмите листы с таблицей и заполните колонки, вписывая кратко уже известные сведения, вопросы и новые знания. Работайте вместе с членами своей группы.

На заполнение маркировочной таблицы даётся 5-6 минут.

Неопределённая форма глагола

V +
У глаголов есть :

Вопросы начальной формы:

начальная форма глагола называется:

У неё не определяются ни :

При поиске неопределённой формы, при образовании от неё других форм нужно следить за :

Обсуждение заполнения таблицы.

Учитель: Приготовьтесь в группах ответить на вопросы и выполнить задания. Для этого достаньте из конвертов листочки с вопросами. Обсудите ответы и определите, кто будет отвечать.

На подготовку ответов даётся 5 минут.

Как называют начальную форму глагола? Почему?

На какие вопросы может отвечать начальная или неопределённая форма глагола?

Как правильно находить неопределённую форму глагола? За чем важно следить? Почему?

Как, зная неопределённую форму глагола, находить другие его формы?

По каким приметам в самом слове можно отличить начальную форму глагола от других?

Как вы думаете, а зачем надо уметь ставить слова в начальную форму?

Учитель организует обсуждение выполненных заданий. Ответы даются по группам. Ученики сигнализируют о правильности ответа с помощью сигнального блокнота.

Цель: систематизация информации

Приём: постановка проблемного вопроса, составление кластера

Форма работы: групповая

Учитель: Давайте наши новые знания попробуем показать на схеме. На обороте таблицы расположите все этапы действий, чтобы найти неопределённую форму глагола.

Кластер дети составляют на листах, а затем на доске вместе с учителем.

Итог урока: учитель отмечает группы, которые наиболее успешно работали, поощряя всех учащихся класса.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Формы глагола. Неопределённая форма глагола, с. 78

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Формы глагола. Неопределённая форма глагола

Ответы к стр. 78

1. Прочитай. Впиши в определение пропущенные вслова.

Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать? и оканчивается на -ть, -ти, -чь .

2 ∗ . Прочитай. Отметь V , в каком ряду все глаголы употреблены в начальной (неопределённой) форме.

V нести, сеять, стричь

  • Подчеркни в глаголах неопределённой формы ту часть, по которой можно распознать эту форму глагола.

3. Прочитай. Определи, что обозначает глагол ВЕСТИ в каждом выражении. Покажи линией.

вести больного под руку → помогать идти
вести машину → управлять
вести огонь → производить

4 ∗ . Прочитай. Распредели и запиши глаголы по вопросам.
Блестеть, сиять, испечь, нарисовать, сказать, сверкать, заснуть, идти.

Что делать? блестеть , сиять , сверкать , идти.
Что сделать? испечь, нарисовать, сказать, заснуть.

  • Найди и подчеркни глаголы-синонимы.

Источник

Что такое начальная форма глагола? Как её определить?

Начальная форма глагола — это… (определение)

Начальная, исход­ная фор­ма гла­го­ла — это неопре­де­лен­ная фор­ма, или инфи­ни­тив, кото­рая в зави­си­мо­сти от грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида гла­го­ла отве­ча­ет на вопрос: что делать? или что сде­лать?

Повторим, какие сло­ва в рус­ском язы­ке назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

В опре­де­ле­нии слов рас­смат­ри­ва­е­мой части речи про­зву­ча­ли вопро­сы:

Эти вопро­сы зада­дим к любой фор­ме гла­го­ла, если хотим уста­но­вить его началь­ную фор­му, кото­рая назы­ва­ет­ся неопре­де­лен­ной фор­мой, или латин­ским тер­ми­ном — «инфи­ни­тив».

Глагол изме­ня­ет­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ет­ся), по вре­ме­нам и накло­не­ни­ям.

Начальная фор­ма назы­ва­ет­ся неопре­де­лен­ной, пото­му что у слов в этой фор­ме невоз­мож­но опре­де­лить мно­гие грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии гла­го­ла: лицо, чис­ло, накло­не­ние, вре­мя, род.

Как определить начальную форму глагола?

У каж­до­го гла­го­ла, обо­зна­ча­ю­ще­го дей­ствие или состо­я­ние, суще­ству­ет началь­ная фор­ма, напри­мер:

  • (что дела­ет?) гуля­ет — (что делать?) гулять,
  • (что дела­ешь?) пишешь — (что делать?) писать,
  • (что сде­лаю?) собе­русь — (что сде­лать?) собрать­ся,
  • (что сде­ла­ем?) отпра­вим­ся — (что сде­лать?) отпра­вить­ся.

«Узнать» началь­ную фор­му гла­го­ла мож­но, задав уже про­зву­чав­шие вопро­сы к сло­вам этой части речи, и по окон­ча­ни­ям -ть, -ти, напри­мер:

Некоторые гла­го­лы, корень кото­рых закан­чи­ва­ет­ся на -чь, не име­ют это­го окон­ча­ния, напри­мер:

  • беречь — корень/нулевое окон­ча­ние,
  • пре­не­бречь — корень/нулевое окон­ча­ние,
  • при влечь — приставка/корень/нулевое окон­ча­ние,
  • за печь ся — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

Запомним напи­са­ние неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла «прий­ти» с бук­вой «й» в его корне. Сравним:

Для чего используется неопределенная форма глагола?

Во-первых, у мно­гих сло­во­форм гла­го­лов лич­ные окон­ча­ния явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Например, воз­ни­ка­ют сомне­ния в напи­са­нии букв «е» или «и» в фор­мах слов:

  • стро и шь или стро е шь,
  • кле и т или кле е т,
  • выздо­ро­ве е м или выздо­ров и м .

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва в подоб­ной ситу­а­ции, необ­хо­ди­мо уста­но­вить спря­же­ние гла­го­ла по его неопре­де­лен­ной фор­ме. Алгоритм это­го подроб­но объ­яс­ня­ет­ся в этой ста­тье.

Во-вторых, в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни мно­гих гла­го­лов явля­ет­ся без­удар­ным суф­фикс, напри­мер:

  • кле́ и -ть — кле́ и -л,
  • посе́ я -ть — посе́ я -л,
  • ненави́д е -ть — ненави́д е -л.

От осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы обра­зу­ют­ся мно­гие гла­голь­ные фор­мы, напри­мер:

посе я -ть — посе я -л, посе я -вш-ий, посе- я -нн-ый, посе я -в, посе я -вши.

Поэтому важ­но пра­виль­но опре­де­лить неопре­де­лен­ную фор­му, а в ней без­удар­ный гла­голь­ный суф­фикс, зна­ние кото­ро­го помо­жет в напи­са­нии гла­голь­ных форм про­шед­ше­го вре­ме­ни, дей­стви­тель­но­го и стра­да­тель­но­го при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни, форм дее­при­ча­стий.

Морфологические признаки неопределенной формы глагола

Начальная фор­ма гла­го­ла обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та, но при этом не обла­да­ет непо­сто­ян­ны­ми гла­голь­ны­ми при­зна­ка­ми лица, чис­ла, накло­не­ния, вре­ме­ни и рода. Инфинитив име­ет толь­ко посто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

Укажем мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки сло­ва «гас­нуть».

I. Гаснуть (что делать?)

  • гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие;
  • неопре­де­лен­ная фор­ма
  • несо­вер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние.

II . Синтаксическая роль — часть состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го «нача­ли гас­нуть».

Мечта вырвать­ся из пле­на домаш­них забот была в ней силь­на.

I. Вырваться (что сде­лать?)

  • гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие;
  • неопре­де­лён­ная фор­ма
  • совер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный,
  • воз­врат­ный
  • I спря­же­ние.

II . Синтаксическая роль — несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Видеоурок «Неопределенная форма глагола»

Источник

Методический материал. Глагол. Начальная форма глагола.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Методический материал составлен по УМК «Перспективная начальная школа»- 3 класс

Скачать:

Вложение Размер
hod_uroka.docx 22.15 КБ
model_znaniy-_russkiy_yazyk.ppt 915 КБ
zadaniya_po_trudnosti.docx 15.8 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи.
  2. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.
  3. Воспитание правильного отношения к читательской деятельности, внимания, трудолюбия.
  1. Орг момент. Приветствие гостей города.

Учитель : наш урок мы начнем со словарного диктанта: пассажир, экскурсия, ребята, русский, класс, однажды, магазин. (Обмен тетрадями для проверки в парах).

Учитель: н овое словарное слово вы узнаете через «Блок – схему» сложного высказывания, при Х:= 12 (Слайд 1)

Учитель — Итак, какое словарное слово нашли в блок-схеме?

Учитель Вспомним, какие слова называются синонимами?

Дети: Слова, которые пишутся, звучат по — разному, но лексическое значение одинаковое- называются синонимам.

Учитель — Подберите синоним к новому словарному слову.

  1. Работа над новым материалом

1. Обобщение и оценивание раннее полученных знаний

Учитель — Предлагаю вернуться к нашей модели «Знаний», которую построили ещё в 1 классе, прочитайте её. (Слайд 2)

Дети: Речь делится на две группы: устная и письменная. Состоит из предложений. Предложения состоят из слов, которые обозначают: предмет (Им.существительное), признак предмета (Им. прилагательное), действие предмета (глагол) и служебные слова. Слова состоят из букв и звуков. Две группы: согласные и гласные.

Учитель — Как вы думаете, зачем опять вернулись к модели?

Дети : Значит новая тема урока. Каждую новую тему урока мы находим в модели «Знаний». Это говорит о том, что в русском языке всё взаимосвязано.

Учитель — Молодцы. Найдите блок, о частях речи. Покажите.

Учитель — Какие части речи вы уже хорошо изучили?

Дети : Имена существительное, прилагательное.

Учитель — Тема нашего урока: «Глагол. Начальная форма глагола». В начале третьего класса вы начали заполнять модель «Глагол». Вспомним, что знаем о глаголе. (Слайд 3)

Дети: Самостоятельная часть речи, обозначающий действие предмета, отвечающий на вопросы: что делать, что сделать- называется глаголом. Грамматические значения глагола- изменяется по числу и по временам. Имеет начальную форму, которая отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?. В начальной форме имеет суффикс –ТЬ.

Учитель :-Как вы думаете, почему авторы учебника предлагают нам вернуться к уже знакомой теме?

Дети : Может для повторения? Наверное, что-то новое узнаем? Мы, сегодня будем что-то исследовать?

Учитель — Появилась проблема, точного ответа нет. Вернемся к ней к концу урока?!

Учитель -Хорошо, я называю вам слова, вы превращаете их в глагол начальной формы с суффиксом –ТЬ: пила, мыло, завтрак, коса, худой, красный, синий.

Учитель — Молодцы. Предлагаю оценить свои знания — прогнозирующая оценка. (Слай 4)

Учитель — Прочитайте предложения и ответьте на вопрос- что это? (Слайд 5)

Дети :- Пословицы и поговорки.

Учитель — Выпишите в столбик глаголы начальной формы с суффиксом –ТЬ.

( самоконтроль, проведенный на интерактивной доске, ретроспективная оценка знаний)

Учитель: — Сравните свою прогнозирующую оценку с ретроспективной. (Анализ оценок).

  1. Решение проблемной задачи

Учитель: -Выпишите во второй столбик оставшиеся глаголы. Что вы заметили?

Дети: -Глаголы в начальной форме.

Учитель: -Но, в них нет суффикса –ТЬ.

Дети: -Значит нужно дополнить нашу модель суффиксом –ТИ (дополнение модели Слайд 6)

Учитель: -Откройте «Обратный» словарь на Ь (ЧЬ). Выпишите пять глаголов на –ЧЬ. Что можно сказать про выписанные глаголы?

Дети: -Они тоже в начальной форме.

Учитель: -Да, ребята. Вернемся к модели. Дополните!

Учитель: — Прочитайте в учебнике, какая тема урока предлагалась авторами.

Дети: «Глагол. Начальная форма. Суффиксы –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ».

Учитель: — Как вы думаете, почему я вас сразу не познакомила с темой урока?

Дети: — Мы были исследователями, сами добывали знания.

Учитель: — Я хочу вам открыть ещё два секрета: начальная форма глагола имеет другие названия: неопределенная форма- объясните почему? Другое название- инфинитив, расшифровку вы узнаете на уроках английского языка. Второй секрет: существуют две школы (Московская и Ленинградская) по изучению фонемы. Одна школа утверждает, что –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ – это суффиксы. Другая- это окончания! В учебнике русского языка в 5 классе под редакцией Бабайцевой –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ- суффиксы. В нашем учебнике тоже концовка начальной формы это суффиксы. Но вы, ребята, знайте, что иногда может встречаться –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ как окончание.

  1. Отработка полученных знаний

Предлагаю с данной проблемой разобраться на наших занятиях научного клуба младших школьников «Ключ и заря». А, сейчас, перед вами листочки с заданиями по выбору трудности. За 5 минут вы должны правильно выполнить выбранные задания. За 6 баллов вы получите оценку 5!. За 4-5 баллов- 4! За 3 балла- 3! Остальное… Приступаем.

(Самостоятельная работа учеников)

Учитель: -Вернемся к нашей проблеме, которая появилась в начале урока. Ваше мнение.

Дети: — Сегодня на уроке мы повторили все, что знаем о глаголе, проверили свои знания.

Узнали новое о суффиксах начальной формы глагола. На уроке мы были исследователями и нам понравилось!

Источник

Читайте также:  Порядок разбора слов по морфологическому разбору глаголов