Меню

Времена глаголов 4 класс слова



Времена глаголов

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Как определить время глагола?

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями изменения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его форме.

Источник

Время глагола
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Время глагола (4 класс)

Скачать:

Вложение Размер
vremya_glagola.docx 19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Время глагола»

— способствовать формированию умения выделять и формулировать тему урока и познавательную цель урока, а также отдельных заданий;

-познакомить с глагольным временем путём наблюдения над употреблением глаголов в речи и путём применения знаний через совместную деятельность.

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— выполнять учебные действия в речевой и умственной форме;

— использовать во внешней речи планирование действий при определении времени глагола;

— оценивать правильность выполненного задания.

— формировать способность к самооценке на основе критериев;

— выражать эмоциональное отношение к уроку.

— отрабатывать приёмы работы в парах и группах;

— развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Формы работы: работа в группах, парах, индивидуальная.

Прозвенел уже звонок

Урок у нас необычный-к нам пришли гости. Улыбнитесь им и пожелайте доброго дня. Желаю вам на уроке светлого настроения, такого же, как ваши улыбки. Пусть наш урок будет плодотворным и достигнет поставленной цели.

-С каким настроением сегодня вы пришли на урок? Кто готов работать и открывать новые знания по русскому языку? (покажите цветом)

Запрещается лениться Не болтать и не крутиться А трудиться и учиться В жизни это пригодится.

— Какую часть речи мы подробно изучаем на протяжении нескольких уроков?

ГЛАГОЛ- одна из самых больших частей речи в русском языке. Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.

Начнём урок с проверки знаний о глаголе.

Берёшь берут поют

— Что могут обозначать сочетания букв в первой строке? (Окончания глаголов)

— В какую группу можно объединить все эти окончания? (1спр.)

— Запишите строки с доски.

— Какова цель данного задания? (красивое письмо)

РАБОТА В ГРУППАХ.(ответить на вопросы о глаголе и выбрать представителя для ответа)

  1. Что такое глагол? Чем является в предложении?
  2. Как определить вид глагола?
  3. Объясните правописание приставок в глаголах и частицы НЕ с глаголами.
  4. Что такое спряжение? Как определить спряжение у глагола в личной форме по ударному окончанию?
  5. Как определить спряжение у глагола в личной форме, если окончание безударное?

— Для чего я предложила вам задания в группах?

Можно ли определить, как писать безударное личное окончание глагола, если известно к какому спряжению относится глагол? 1спр.-е, 2спр.-и

Проверим, как вы обладаете данным знанием.

На слайде: налад..м, молв..шь, он слыш..т, скаж..шь, он увид..т, рису..м, он мёрзн..т, запута..м.

На доске написано слово время .

— Что это такое? Как вы это понимаете? Это слово может быть как-то связано с глаголом?

— А вот как объясняет это слово Даль в своем словаре: «Время- это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками,века за веками.»

3. Постановка проблемы.

Прочитайте стих. Что не так?

Рыженький котик сидеть на окошке,
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть,
На неё глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать.
Пойдем,котичек, на улицу гулять
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.

— Исправьте глаголы так, чтобы стихотворение звучало красиво.

Рыженький котик сидел на окошке,
И увидел он знакомую кошку.
Он ей песню спел,
А потом поел.
Вот теперь сидит,
На неё глядит.
Кисонька мурлычет,
Кота к себе кличет.
Пойдем, котичек, на улицу гулять
Курочек соседских попугать.
Будем вместе по улице ходить
И о разном с тобой будем говорить.

4. «Открытие нового знания»

— Изменённые глаголы поделены на 3 группы. Что заметили? Что объединяет глаголы в 1 группе?

Сидел сидит будем ходить увидел глядит будем говорить спел кличет поел

Поставьте вопросы к словам 1-ой группы, 2-ой, 3-ей.

Вернёмся к слову ВРЕМЯ. Какое изменение глаголов мы наблюдаем?

Сформулируйте ТЕМУ урока.

Цель какова? Научиться чему? (определять время глагола) Что можем исследовать? Какие времена глагола существуют? ВЫВОД: Вернёмся к глаголам первой группы. Когда происходит действие? До момента речи время прошло-прошедшее)

2-ая группа глаголов-когда происходит действие? (в момент речи, сейчас-настоящее) 3-я (совершится в будущем-будущее время)

Подтвердим наши выводы по учебнику. Стр.152

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Упр.1 (выписать глаголы в форме настоящего времени)

  1. Самостоятельная работа с проверкой.

Задание: какому цвету соответствует группа глаголов.

  1. Играл, думала, вёл, рисовали, светило.
  2. Сижу, пою, идём, трещит.
  3. Споёт, напишет, раскрасят, будут учиться.

Красный цвет: будущее время Зелёный – настоящее время Жёлтый – прошедшее время

— Выпишите глаголы одной строки на выбор.

(Выборочно спросить глаголы какого времени выписали)

Задание: сгруппируйте слова по теме урока:

Чернеет,выпьет,съела,убегает,посеял,сошьет,поджарила,взлетает,будет лить,
выпрямляют,насчитали,сольют,скользит,залаяли,совьют,побьет,обмерил.

Задание: (на столе у каждого карточка с написанным глаголом) Падает, учит, ведёт, кормит, владеет, ищет, дышит, играет, Бегал, терпел, строил, грело, искали, забыла, говорил, шептали, пели, буду петь, станцую, построю, буду гулять, заработаю, буду учить, буду запоминать, буду поздравлять.

-Выйдите те дети, у кого глагол употреблён в настоящем времени. Проверим. …

6. Рефлексия деятельности

Какова была тема? Что наблюдали? Чему удалось научиться? Какие качества и знания помогли открыть новое знание о глаголе?

Прикрепите магнит на те строки, которые подходят именно вашей работе на уроке.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 60. Времена глаголов.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • вопросы, по которым можно определить время глагола.
  • распознавать время глаголов по окончанию;
  • изменять глаголы по временам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Глагол в форме настоящего времени обозначает действие, которое совершается в момент речи, сейчас. Отвечает на вопросы что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие предмета до момента речи, которое совершалось в прошлом. Отвечает на вопросы что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

Глагол в форме будущего времени обозначает действие предметов после момента речи, в будущем. Отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают? что буду делать? что будешь делать? что будет делать? что будем делать? что будете делать? что будут делать?

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Русский язык 70. Времена глаголов в русском языке — Шишкина школа

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы постоянно пользуемся глаголами в речи. Рассмотрите рисунок и схему. Момент речи обозначим зелёной точкой. В момент речи обычно Вы употребляете глаголы в настоящем времени:

– Привет! Что делаешь?

– Привет, иду к бабушке, с тобой разговариваю.

ДО момента речи

ПОСЛЕ момента речи

Глаголы прошедшего времени Вы употребляете, когда говорите о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи):

– Я вчера тебе звонил, но ты не брала трубку.

– Извини, я была в бассейне, плавала, пока добежала, вызов закончился.

А когда Вам надо рассказать о действиях, которые только будут происходить (после момента речи), Вы используете глаголы в будущем времени:

– А завтра в бассейн пойдёшь? Можно, я с тобой пойду?

– Отличная идея! Будем учиться плавать вместе!

Рассмотрите таблицу, расскажите, на какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

что буду делать?

что будешь делать?

что будет делать?

что будем делать?

что будете делать?

что будут делать?

Глагол изменяется по временам:

разговаривал – разговариваю – буду разговаривать

плавал – плаваю – буду плавать

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Дополните таблицу недостающими глаголами.

собирал, играю, буду стучать, слышу, слышал, буду играть

Проверьте себя по эталону:

  1. Прочитайте фрагмент стихотворения К. Чуковского «Телефон». Подчеркните глаголы в прошедшем времени.

А недавно две газели
Позвонили и запели:
– Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?

– Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе

Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
– Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!

Проверьте себя по эталону:

А недавно две газели
Позвонили и запели:
– Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?

– Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе

Прискакали бы и сели
На качели-карусели!

Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
– Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!

  1. Образуйте от глаголов настоящего времени глаголы будущего времени того же лица и числа. Запишите их.

Образец: звоню – буду звонить.

рассказываешь – ______________________, клеим – ____________________, пишу – _______________________, размышляем – _____________________, рассуждаете – _________________, читают – __________________________, чищу – _____________________, стоим – _____________________________.

Проверьте себя по эталону:

Рассказываешь – будешь рассказывать, клеим – будем клеить, пишу – буду писать, размышляем – будем размышлять, рассуждаете – будете рассуждать, читают – будут читать, чищу – буду чистить, стоим – будем стоять.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Отметьте верное высказывание:

А) Глаголы не изменяются по временам.

Б) Глаголы изменяются по временам.

В) Глаголы в единственном числе изменяются по временам.

2. Прочитайте фрагмент стихотворения К. Чуковского. Сколько в нём глаголов в настоящем времени и сколько в прошедшем?

«Отчего ты плачешь,

Глупый ты Медведь?» —

«Как же мне, Медведю,

Не плакать, не реветь?

Бедный я, несчастный

Я на свет родился

Даже у кудлатых,

У глупых собачат

За спиной весёлые

Только я, несчастный

В этом стихотворении …

А) 4 глагола в настоящем времени и 1 глагол в прошедшем времени;

Б) 6 глаголов в настоящем времени и 1 глагол в прошедшем времени;

В) 5 глаголов в настоящем времени и 2 глагола в прошедшем времени.

3. На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

А) что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали?

Б) что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

В) что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают? что буду делать? что будешь делать? что будет делать? что будем делать? что будете делать? что будут делать?

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам определите время.

У меня живёт (______) пёс Ник. Я зову (______) его Ник, или Николас. Николас – когда он шкодит (______). Ник появился (______) у меня два года назад. Это очень умная и весёлая собака. Он понимает (______) все слова, которые я ему говорю (______).

Однажды я уехал (______) на один день, Ника оставил (______) с соседом Алёшей. Звонит (______) мне сосед и возмущается (______): «Твой Ник подушки рвёт (______), меня не слушает (______)! Что делать?» Я попросил (______) приложить телефон к уху Ника. Твёрдым уверенным голосом сказал (______): «Сидеть! Николас, ты что творишь (______)? Приеду (______) – устрою (______) тебе порку!»

Ник успокоился (______). А когда хотел (______) шалить, Алёша показывал (______) ему телефон, и Ник тут же успокаивался (______).

Проверьте себя по эталону:

У меня живёт (наст. вр.) пёс Ник. Я зову (наст. вр.) его Ник, или Николас. Николас – когда он шкодит (наст. вр.). Ник появился (пр. вр.) у меня два года назад. Это очень умная и весёлая собака. Он понимает (наст. вр.) все слова, которые я ему говорю (наст. вр.).

Однажды я уехал (пр. вр.) на один день, Ника оставил (пр. вр.) с соседом Алёшей. Звонит (наст. вр.) мне сосед и возмущается (наст. вр.): «Твой Ник подушки рвёт (наст. вр.), меня не слушает (наст. вр.)! Что делать?» Я попросил (пр. вр.) приложить телефон к уху Ника. Твёрдым уверенным голосом сказал (пр. вр.): «Сидеть! Николас, ты что творишь (наст.вр.)? Приеду (буд. вр.) – устрою (буд. вр.) тебе порку!»

Ник успокоился (пр. вр.). А когда хотел (пр. вр.) шалить, Алёша показывал (пр. вр.) ему телефон, и Ник тут же успокаивался (пр. вр.).

Источник

Читайте также:  Что такое возвратные глаголы в русском языке 4 класс таблица