Меню

Время и число глагола не знаю



Времена глаголов

Что такое время глагола?

Время глагола – это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошедшего (ходил, смеялся), будущего (запишу, буду читать) и настоящего времени (верю, стоите) и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения.

В каком времени может употребляться глагол?

Существует три времени глагола в русском языке:

  • Прошедшее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи (вчера вы вернулись из отпуска, весь год он работал над проектом).
  • Настоящее время глагола показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи (я сейчас делаю уроки, они сейчас идут в кино). Также формы настоящего времени могут указывать на типичные или постоянные действия, которые не связаны непосредственно с моментом речи (она всегда обедает в кафе, газета выходит по четвергам).
  • Будущее время глагола указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем (завтра я весь день буду работать, через неделю они посетят музей).

От вида глагола напрямую зависит то, какие времена имеет глагол: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, тогда как глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени.

Как определить время глагола?

Формы времени глаголов образуются при помощи ряда словообразующих суффиксов и изменяются по числам, лицам в настоящем и будущем времени, по числам и родам в прошедшем времени. По представленной таблице вы можете ознакомиться с особенностями изменения глаголов по временам и понять, как определить время глагола по его форме.

Источник

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам .

Общие правила

Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.

Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:

  1. Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
  2. Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.

Вопросы и окончания

Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.

Настоящее время

Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что делаю? -у,-ю что делаем? -ем/-им
2 что делаешь? -ешь/-ишь что делаете? -ете/-ите
3 что делает? -ет/-ит что делают? -ут,-ют/-ат,-ят

Будущее время

Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.

Лицо Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
1 что сделаю? -у,-ю что сделаем? -ем/-им
2 что сделаешь? -ешь/-ишь что сделаете? -ете/-ите
3 что сделает? -ет/-ит что сделают? -ут,-ют/-ат,-ят

Прошедшее время

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал?
что сделал?
нулевое окончание что делала?
что сделала?
что делало?
что сделало?
что делали?
что сделали?

Повелительное наклонение

Единственное число Множественное число
Вопрос Окончание Вопрос Окончание
что делай? что сделай? -й/-и/-ь что делайте? что сделайте? -йте/-ите/-ьте

Условное наклонение

Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.

Единственное число Множественное число
М.р. Ж.р. Ср.р.
что делал бы?
что сделал бы?
нулевое окончание + бы что делала бы?
что сделала бы?
-а бы что делало бы?
что сделало бы?
-о бы что делали бы?
что сделали бы?
-и бы

Спряжения

Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на , относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.

I спряжение II спряжение
Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
Примеры берёшь, шьёт, пишет спешишь, спит, звонят

Глаголы-исключения

Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:

  • все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
  • 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).

Соответственно к 1 спряжению относят:

  • все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
  • брить, стелить.

Разноспрягаемые глаголы

Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.

Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:

  • ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
  • дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
  • создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.

Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.

Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:

  • брызгать — брызжешь, брызгаешь;
  • мучить — мучаешь, мучишь;
  • махать — машешь, махаешь;
  • мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
  • полоскать — полощешь, полоскаешь.

Источник

Урок русского языка в 3 классе по теме «Времена глаголов». УМК «Школа России»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка «Времена глаголов» . Урок олзнакомления с новым материалом.

Скачать:

Вложение Размер
urok_3_klass_vremena_glagolov_2.docx 42.48 КБ
kartochki_glagoly.docx 10.97 КБ
neopredelennaya_forma.docx 10.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе (УМК «Школа России»)

Тема: Времена глагола.

Тип урока: формирования новых знаний

Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.

Задачи:
1. Образовательный аспект : способствовать формированию понятия о временных формах глагола.
2. Развивающий аспект : содействовать развитию у детей умений определять время глагола, находить сходство и различие в изучаемой части, сравнивать и обобщать.
3. Воспитательный аспект : создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы, воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки.

Предметные: знать понятие о глаголе; имеют представление о об изменении глаголов по временам; формировать навык; умеют находить глаголов в тексте и употребление в речи.
Метапредметные :
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное о глаголе; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Выполнять правила работы в паре.
Личностные результаты : актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Основные понятия: Глагол. Изменение глаголов по временам. Настоящее, прошедшее, будущее время.

Оборудование: учебник Русский язык. 3 класс. Часть 2. Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г. тетради, мультимедийная аппаратура, презентация, карточки для рефлексии, карточки для домашнего задания.

I. Мотивация к деятельности

У- Сейчас начнется урок русского языка, на котором мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, мнения, делать выводы и многое другое. Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

У. Послушайте загадку

Интересная часть речи в русском языке живет

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Все расскажет нам… (глагол)

У. С какой буквы начинается слово? Дайте характеристику звуку , который обозначается буквой Г.
Д.(Звук согласный, обозначает два звука [г] и [г‘] …….)

У. Скажите, знаем ли мы словарные слова на эту букву?

Давайте их запишем. (гв о здика, г е рой, гор о д, г о рох). Подчеркиваем и проговариваем орфограмму.

У. Вспомните, что вам известно о глаголе, давайте составим кластер

глагол

часть речи

обозначает действие

что делать? что сделать и др.

н. ф. ть чь ти

сказуемое

У. Хорошо! Вспомнили всю известную нам информацию о глаголе.

III. Постановка проблемы.

— Миша получил письмо от своего друга Джека из Канады, с которым он подружился в международном летнем лагере:

Писать тебе Джек. Помнишь, как мы погуляем в лесу. Ты увидеть белку, а я кормить её. Я прислал тебе фотографии.

Прочитав письмо, Миша растерялся, потому что не понял текст письма, но стал искать фотографии.

(Учитель предлагает школьникам посмотреть содержание письма)

Почему, получив письмо друга, Миша расстроился?

Школьники высказывали разные версии, но дискуссия показала, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить и обосновать свою позицию.

Есть ли у вас желание научить Джека использовать в речи глаголы так, чтобы они с Мишей понимали друг друга и не огорчались?

Какова же тема урока: Времена глаголов

Задачи: научится определять времена глаголов

Правильно употреблять глаголы в речи

IV. Самоопределение к деятельности

У. Прочитайте предложения

Сегодня в классе дежурит Таня.

Вчера в классе дежурила Лена.

Завтра в классе будет дежурить Нина.

У. Найдите в предложениях глаголы. Почему вы считаете, что это глаголы?

Д. Обозначают действия и отвечают на вопросы что делает? Что делала? Что будет делать?

Запишите глаголы в тетрадь. (Дежурит, дежурила, будет дежурить)

Сравните их. Чем они отличаются? Одинаковы ли эти глаголы по способу действия?

Д. Действие происходит как бы в разное время

У. Посмотрите внимательно на слайд.

— Что общего между часами и глаголами? Назовите тему урока.

V. Работа по теме урока

У. Найдите глагол, который обозначают действие, происходящее сейчас, в настоящий момент говорения. (Дежурит)

У. Поставьте вопрос к глаголу.

У.Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? Запишите в листок памятку – настоящее время

У. Назовите глагол, который обозначает действие, которое уже произошло или происходили до момента речи.

Какой вопрос можно задать? Предположите, как будет называться форма времени этого глагола? (Дежурила)

Запишите в памятку – прошедшее время

У. Какой глагол называет действие, которое еще не произошло, а произойдет в будущем, после момента речи? (будет дежурить) Какой вопрос можем задать?

У. Как будет называться форма времени этого глагола? ( Будущее время – записываем в памятку)

У. Какие формы времени вы открыли? (Настоящее, прошедшее и будущее время глаголов)

Мы с вами уже знаем, что глаголы изменяются по числам, давайте запишем в памятку вопросы для множественного числа.

Источник

Читайте также:  Образовать деепричастие от глагола дышать