Меню

Все глаголы с приставками на русском языке



Значения глагольных приставок

В- ( во— , въ— ). Соотносится с предлогом «в» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия внутрь чего-н.: вбежать в комнату, внести вещи в вагон (противоп. вы- в 1-м знач.).

Вы- . 1. Обозначает движение изнутри наружу (глаголы с этой приставкой употребляются обычно в сочетании с существительным в родительном падеже с предлогом «из»): выбежать из комнаты, вынести вещи из вагона (противоп. в-). 2. Служит для образования глаголов совершенного вида: гладить — выгладить, красить — выкрасить, мыть — вымыть, учить — выучить.

До- . Соотносится с предлогом «до» и обозначает движение до какого-н. предмета: добежать до дверей, донести чемодан до вокзала, или доведение действия до конца, до какого-н. момента: дописать письмо, дочитать книгу до середины.

За- . 1. Соотносится с предлогом «за» и обозначает движение за предмет: забежать за угол, заползти за дерево; попутное движение, действие: заехать за товарищем, занести письмо знакомым; действие, движение, направленное куда-н. далеко, за пределы чего-н.: забросить мяч дальше всех. 2. Обозначает начало действия: задрожать, закричать, запрыгать (ср. по- в 1-м знач.). Глаголы с приставкой за- в начинательном значении не имеют несовершенного вида.

Из- ( изо —, изъ- , ис- ). Образует глаголы со значением предельной полноты, исчерпанности действия: избить (сильно побить), исписать (весь карандаш). В некоторых случаях глаголы с из- (ис-) приобретают лишь грамматическое значение совершенного вида: печь — испечь, пугать — испугать, тратить — истратить.

На- . 1. Соотносится с предлогом «на» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия на предмет: наехать на камень, набросить платок на плечи, надвинуть шляпу на лоб. 2. Обозначает распространение действия на многие предметы: набрать грибов, нажарить котлет, наносить воды (существительное — прямое дополнение в этом случае ставится обычно в родительном падеже множественного числа). 3. С помощью приставки на- и частицы -ся образуются глаголы со значением полной удовлетворённости действием: наговориться (поговорить вдоволь), наесться, напиться, наработаться.

От- ( ото- , отъ- ). Соотносится с предлогом «от» и обозначает движение, действие, направленное от предмета, в сторону: отбежать от дерева, отодвинуть стул от окна, отъехать от города (в большинствеупотреблений противоп. под-; ср. v-).

Пере- . 1. Обозначает направление движения, действия через что-н.: перебежать дорогу (через дорогу), перевести ребёнка через улицу, перешагнуть порог. 2. Обозначает повторение действия (совершение его заново или по-другому): переделать работу, переписать статьи, переспросить (спросить ещё раз), перечитать книгу. 3. Обозначает распространение действия на все, на многие предметы: перемыть всю посуду, переломать все игрушки, перечитать много книг.

По- . 1. Обозначает начало движения: побежать, повезти, повести, понести, поползти (ср. за- во 2-м знач.). 2. Обозначает непродолжительность действия: побегать (бегать некоторое время), поговорить, поработать, почитать (ср. про- в 3-м знач.). Глаголы с приставкой по- в 1-м и 2-м знач. несовершенного вида не имеют. 3. Служит для образования глаголов совершенного вида: гасить — погасить, завтракать — позавтракать.

Под- ( подо- , подъ- ). Обозначает движение, действие, направленное к предмету или под предмет: подбежать к окну, подойти к товарищу, подложить подушку под голову (в большинстве употреблений
противоп. от-; ср. при-).

При- . Обозначает доведение движения до конечной цели: приехать на Север, прийти в библиотеку, принести (книгу) домой (противоп. у-).
Приставка при- близка по значению к приставке под-, но под- указывает на видимое приближение к кому-, чему-н., а при- подчёркивает окончательный результат приближения, ср.: подъехать к театру —
приехать в театр
.

Про- . 1. Обозначает движение мимо кого-, чего-н.: пробежать мимо окон, проехать около дома, пролететь над морем. 2. Обозначает действие, направленное сквозь предмет; действие, в результате которого образуется отверстие в чём-н.: прорубить окно в стене, проделать отверстие. 3. Обозначает заполнение действием определённого промежутка времени (всего целиком): пробегать (весь день), проговорить (целый час), продежурить (двое суток) (ср. по- во 2-м знач.). Глаголы с приставкой про- в этом значении несовершенного вида не имеют. 4. Служит для образования глаголов совершенного вида: читать — прочитать, шептать — прошептать.

Раз- ( разо- , разъ- , рас- ). 1. Обозначает деление на части, распределение по частям, по поверхности: разбить, разорвать, раздать (всем карандаши), разложить (книги по полкам). 2. С помощью приставки раз- и частицы -ся образуются глаголы, обозначающие движение в разные стороны: разбежаться, разойтись, разъехаться (противоп. с- во 2-м знач.).

Читайте также:  Какое время у глагола становилось

С- ( со- , съ- ). 1. Соотносится с предлогом «с» (с род. пад.) и обозначает движение сверху вниз: сбежать (с крыльца), сбросить (снег с крыши), скатиться (с горы). 2. С помощью приставки с- и частицы
-ся образуются глаголы, обозначающие движение с разных сторон к одной точке: сбежаться, слететься, съехаться (противоп. раз- во 2-м знач.). 3. Служит для образования глаголов совершенного вида:
варить — сварить, делать — сделать, мять — смять.

У- . Обозначает удаление от кого-, чего-н., откуда-н.: убежать из дому, уйти от товарища (противоп. при-).
Приставка у- близка по значению к приставке от-, но от- указывает на видимое увеличение расстояния между движущимся предметом и исходной точкой, а у- обозначает движение, результатом которого
является полное удаление откуда-н., ср.: отъехать от города (далеко, недалеко, на несколько километров) — уехать из города (совсем).

Источник

Глаголы движения

В русском языке выделяется особая группа глаголов для обозначения движения — глаголы движения.

Глаголы движения — это 17 пар глаголов несовершенного вида, каждая пара которых обозначает одно и тоже действие. В каждой паре один из глаголов называет однонаправленное движение (движение в определённом направлении), а второй ненаправленное или разнонаправленное движение.

Движение
однонаправленное ненаправленное
бежать бегать
брести бродить
везти возить
вести водить
гнать гонять
гнаться гоняться
ехать ездить
идти ходить
катить катать
катиться кататься
лезть лазить (и лазать)
лететь летать
нести носить
нестись носиться
плыть плавать
ползти ползать
тащить таскать

Указывая способ движения, следует обратить внимание на то, как это движение совершается:

  1. С обозначением направления или без обозначения направления.
  2. В одном направлении, в разных направлениях или без указания направления.

Употребление глаголов движения

Глаголы однонаправленного движения употребляются:

    Если движение совершается в одном направлении:

Я иду в магазин. Мы е́дем в гости.

Если задаётся вопрос о движении в тот момент, когда движение совершается:

Куда ты идёшь? К кому вы е́дете?

При регулярно повторяющемся движении в одном направлении:

Я каждый день в школу иду пешком, а обратно е́ду на маршрутке.

При указании, приказе или совете совершить однократно направленное движение:

Лезь на дерево! Беги в школу! Тащи к столу!

Глаголы ненаправленного или разнонаправленного движения употребляются:

    Если движение не имеет направления или совершается в различных направлениях:

Воробьи летают над кустами. Мы ходим по магазинам.

Если задаётся вопрос о движении, как о чём-то обычном, повторяющемся:

Читайте также:  Состав слова глаголы повелительно наклонения

Вам нравится бегать по утрам?

Если говорится о повторяющемся движении:

Она каждую зиму катается на коньках.

Или об однократном движении, совершённом в двух направлениях:

Они вчера ходили в кино.

Если речь идёт об умении, способности или обычном способе передвижения:

Я отлично катаюсь (бегаю, летаю, плаваю, ползаю и тд.).

Глаголы движения с приставками

Глаголы движения часто употребляются с приставками и предлогами для более точного обозначения направления.

Источник

Глаголы с приставками (префиксами)

Всем привет! Сегодня я хочу рассказать вам о глаголах с приставками. О глаголах движения с приставками (приходить, уходить, заходить и т.д.) я уже рассказывала. Если вам интересно, вы можете прочитать об этом тут. А в этой статье я расскажу о приставках для всех остальных глаголов. Посмотрите на картинку и прочитайте диалог этой пары. Попробуйте понять из контекста значение подчёркнутых слов.

А: Тут такая статья интересная! Я хочу зачитать тебе. Хочешь послушать?
Б: Не сейчас. Мне нужно дописать имейл по работе.

Б: Всё! Я дописал письмо. Давай зачитывай свою статью.
А: Я не буду читать всю статью. Я выписала самые интересные моменты. Я зачитаю их.

Как вы поняли из контекста приставка ЗА- означает «сделать что-то по-быстрому». Например,

  • Можно записать ваш номер телефона? (Т.е. быстро написать короткий текст. Поэтому у нас есть такие слова, как « за писка» (a note), за писная книга (address book).
  • Я читаю интересную книгу, я хочу вам вслух зачитать интересный абзац. Послушайте меня.
  • Я испачкала свою блузку. Я застираю пятно и вернусь (Т.е. я не буду стирать всю блузку, а только пятно быстро застираю и вернусь).
  • Ребёнок нарисовал на стене. Нам нужно закрасить это.

Приставка ДО означает закончить делать что-то, совершить недостающее действие. Например,

  • А: Ужин готов! Иди кушать!
    Б: Сейчас, мам! Я дочитаю страницу до конца и приду.
  • Дайте мне договорить! Я ещё не всё сказал! (Т.е. дайте мне закончить мою речь).
  • Мне нужно доделать презентацию сегодня, потому что завтра я должен её принести на работу.

Приставка ВЫ- означает «достать маленький кусочек из большого целого». Например,

  • Дети прочитайте текст и выпишите все новые слова.
  • Где ты это вычитал ? (Т.е. ты прочитал книги и нашёл оттуда этот кусок информации).
  • Я хочу вырезать красивые картинки из журнала и поместить их тут.

Также вы можете встретить и другие приставки. Вы всегда будете понимать их значение из контекста, если вы знаете значение глагола, к которому они прибавляются. Вот ещё несколько примеров с другими приставками.

  • В-
    Дети. Выполните упражнение. Вам нужно в писать в текст пропущенные слова
    (В данном случае по-английски это звучит как «fill in». Т.е. приставка в- говорит от том, что действие направлено вовнутрь чего-либо, например «вклеить фотографии в альбом»).
  • ПРО-
    Пропись — это тетрадь, в которой люди много раз про писывают аккуратно каждую букву, чтобы научиться красиво писать
    (Т.е. приставка про- может означать доведение действия до нужного предела. Например, «прочитать книгу», «прописать каждую букву», «подумать каждую деталь»).
  • ОТ-
    Этот префикс означает завершение и прекращение действия. Например: Он от работал своё, больше он работать не хочет. Или оно может означать отделение части от целого. Например: Я хочу от дать вам это. Идея в том, что это было моё, а я отдаю (отделяю это от себя). Или вот ещё интересный пример: Бабушка от писала ему большой дом (В этом значение глагол «отписать» означает написать документ, по которому человек дарит что-то другому человеку. Например «оставить в наследство» = «отписать»).
  • РАС-
    Мне нравится моя новая комната, но я хочу рас писать вот эту стену
    (т.е. я собираюсь нанести рисунок по всей стене. Именно поэтому есть слово «распродажа», т.е магазин распродаёт всё, что у него осталось. Т.е. префикс рас- может означать распределение действия в разные стороны, увеличение площади охвата. Также приставка рас- может означать усиление интенсивности действия. Например: моя ручка не пишет. Мне надо рас писать её.
  • НА-
    Я хочу на писать тут текст.
    (Префикс на- означает действие направленное на поверхность (горизонтальную или вертикальную). Например, « наклеит ь картинки на бумагу», « нарисовать картину», «налить воду на пол»).
  • ПОД-
    Вы можете под писать этот документ?
    «Подписать» значит «поставить подпись». Префикс под- означает действие, направленное снизу вверх или под предмет. Например, «подбросить монетку». Обычно подпись ставится после основного текста (под ним). Также этот префикс может означать совершение действия скрытно, незаметно. Например: «Он под слушал , когда мы говорили с тобой по телефону» или «Он под смотрел правильные ответы на экзамене». Или этот префикс может означать «добавочные действия для достижения идеального результата: «Мне нравится ваша статья, но ее нужно под редактировать » или «Это красивое платье! Но вот здесь надо чуть-чуть под править , и оно будет смотреться идеально!»
  • НЕДО-
    Этот префикс означает неполноту, незаконченность действия. Например, Ты недо писал свою книгу. Почему ты не хочешь закончить её? или «Почему ты недо делал работу?»
  • ПЕРЕ-
    Этот перфикс может означать выполнение действия ещё раз. Например, я написал письмо с ошибками. Мне нужно пере писать его. Или он может означать доведение до излишнего предела: « Я пере ела. Теперь у меня болит живот» .
  • ПО-
    Этот префикс может означать выполнение действие в течение короткого промежутка времени. Например: «Я по читаю чуть-чуть и пойду спать», «Я по живу 2 недели у мамы, а потом поеду домой» или «Я хочу по рисовать « (т.е. я буду рисовать недолго, чуть-чуть по времени).
  • ПРИ-
    Выражает добавленное действие в конце. Например: «Он уже написал письмо, хотел отправить его и в последнюю минуту решил при писать ещё несколкьо фраз» или «Ты так красиво рисуешь! У тебя получилась такая интересная собака! Но мне кажется, что будет лучше, если ты при рисуешь ей ноги«.
  • С-
    Выражает направление действия сверху внизу: «Сейчас зима. Все деревья с бросили листья». Или доведение действия до результата « с делать работу» или « с ыграть роль». Также эта приставка означает создание копии. Например: «Миша не сделал домашнюю работу, а с писал её у своего друга» или «Ты не придумал сам эту картину, а с рисовал её у Леонардо да Винчи».
  • У-
    Это префикс выражает удаление от объекта ( у бегать, у летать, у ползать), изменение качества другого объекта « у лучшить», « у красить», « у худшить» . И также он может означать доведение действия до результата «услышать», «увидеть», «узнать».
Читайте также:  Урок упражнения в изменении глаголов по временам

11 thoughts on “ Глаголы с приставками (префиксами) ”

You are the best Russian teacher on the Internet.

Источник