Значения глагольных приставок
В- ( во— , въ— ). Соотносится с предлогом «в» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия внутрь чего-н.: вбежать в комнату, внести вещи в вагон (противоп. вы- в 1-м знач.).
Вы- . 1. Обозначает движение изнутри наружу (глаголы с этой приставкой употребляются обычно в сочетании с существительным в родительном падеже с предлогом «из»): выбежать из комнаты, вынести вещи из вагона (противоп. в-). 2. Служит для образования глаголов совершенного вида: гладить — выгладить, красить — выкрасить, мыть — вымыть, учить — выучить.
До- . Соотносится с предлогом «до» и обозначает движение до какого-н. предмета: добежать до дверей, донести чемодан до вокзала, или доведение действия до конца, до какого-н. момента: дописать письмо, дочитать книгу до середины.
За- . 1. Соотносится с предлогом «за» и обозначает движение за предмет: забежать за угол, заползти за дерево; попутное движение, действие: заехать за товарищем, занести письмо знакомым; действие, движение, направленное куда-н. далеко, за пределы чего-н.: забросить мяч дальше всех. 2. Обозначает начало действия: задрожать, закричать, запрыгать (ср. по- в 1-м знач.). Глаголы с приставкой за- в начинательном значении не имеют несовершенного вида.
Из- ( изо —, изъ- , ис- ). Образует глаголы со значением предельной полноты, исчерпанности действия: избить (сильно побить), исписать (весь карандаш). В некоторых случаях глаголы с из- (ис-) приобретают лишь грамматическое значение совершенного вида: печь — испечь, пугать — испугать, тратить — истратить.
На- . 1. Соотносится с предлогом «на» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия на предмет: наехать на камень, набросить платок на плечи, надвинуть шляпу на лоб. 2. Обозначает распространение действия на многие предметы: набрать грибов, нажарить котлет, наносить воды (существительное — прямое дополнение в этом случае ставится обычно в родительном падеже множественного числа). 3. С помощью приставки на- и частицы -ся образуются глаголы со значением полной удовлетворённости действием: наговориться (поговорить вдоволь), наесться, напиться, наработаться.
От- ( ото- , отъ- ). Соотносится с предлогом «от» и обозначает движение, действие, направленное от предмета, в сторону: отбежать от дерева, отодвинуть стул от окна, отъехать от города (в большинствеупотреблений противоп. под-; ср. v-).
Пере- . 1. Обозначает направление движения, действия через что-н.: перебежать дорогу (через дорогу), перевести ребёнка через улицу, перешагнуть порог. 2. Обозначает повторение действия (совершение его заново или по-другому): переделать работу, переписать статьи, переспросить (спросить ещё раз), перечитать книгу. 3. Обозначает распространение действия на все, на многие предметы: перемыть всю посуду, переломать все игрушки, перечитать много книг.
По- . 1. Обозначает начало движения: побежать, повезти, повести, понести, поползти (ср. за- во 2-м знач.). 2. Обозначает непродолжительность действия: побегать (бегать некоторое время), поговорить, поработать, почитать (ср. про- в 3-м знач.). Глаголы с приставкой по- в 1-м и 2-м знач. несовершенного вида не имеют. 3. Служит для образования глаголов совершенного вида: гасить — погасить, завтракать — позавтракать.
Под- ( подо- , подъ- ). Обозначает движение, действие, направленное к предмету или под предмет: подбежать к окну, подойти к товарищу, подложить подушку под голову (в большинстве употреблений
противоп. от-; ср. при-).
При- . Обозначает доведение движения до конечной цели: приехать на Север, прийти в библиотеку, принести (книгу) домой (противоп. у-).
Приставка при- близка по значению к приставке под-, но под- указывает на видимое приближение к кому-, чему-н., а при- подчёркивает окончательный результат приближения, ср.: подъехать к театру —
приехать в театр.
Про- . 1. Обозначает движение мимо кого-, чего-н.: пробежать мимо окон, проехать около дома, пролететь над морем. 2. Обозначает действие, направленное сквозь предмет; действие, в результате которого образуется отверстие в чём-н.: прорубить окно в стене, проделать отверстие. 3. Обозначает заполнение действием определённого промежутка времени (всего целиком): пробегать (весь день), проговорить (целый час), продежурить (двое суток) (ср. по- во 2-м знач.). Глаголы с приставкой про- в этом значении несовершенного вида не имеют. 4. Служит для образования глаголов совершенного вида: читать — прочитать, шептать — прошептать.
Раз- ( разо- , разъ- , рас- ). 1. Обозначает деление на части, распределение по частям, по поверхности: разбить, разорвать, раздать (всем карандаши), разложить (книги по полкам). 2. С помощью приставки раз- и частицы -ся образуются глаголы, обозначающие движение в разные стороны: разбежаться, разойтись, разъехаться (противоп. с- во 2-м знач.).
С- ( со- , съ- ). 1. Соотносится с предлогом «с» (с род. пад.) и обозначает движение сверху вниз: сбежать (с крыльца), сбросить (снег с крыши), скатиться (с горы). 2. С помощью приставки с- и частицы
-ся образуются глаголы, обозначающие движение с разных сторон к одной точке: сбежаться, слететься, съехаться (противоп. раз- во 2-м знач.). 3. Служит для образования глаголов совершенного вида:
варить — сварить, делать — сделать, мять — смять.
У- . Обозначает удаление от кого-, чего-н., откуда-н.: убежать из дому, уйти от товарища (противоп. при-).
Приставка у- близка по значению к приставке от-, но от- указывает на видимое увеличение расстояния между движущимся предметом и исходной точкой, а у- обозначает движение, результатом которого
является полное удаление откуда-н., ср.: отъехать от города (далеко, недалеко, на несколько километров) — уехать из города (совсем).
Источник
Глаголы движения
В русском языке выделяется особая группа глаголов для обозначения движения — глаголы движения.
Глаголы движения — это 17 пар глаголов несовершенного вида, каждая пара которых обозначает одно и тоже действие. В каждой паре один из глаголов называет однонаправленное движение (движение в определённом направлении), а второй ненаправленное или разнонаправленное движение.
Движение | |
---|---|
однонаправленное | ненаправленное |
бежать | бегать |
брести | бродить |
везти | возить |
вести | водить |
гнать | гонять |
гнаться | гоняться |
ехать | ездить |
идти | ходить |
катить | катать |
катиться | кататься |
лезть | лазить (и лазать) |
лететь | летать |
нести | носить |
нестись | носиться |
плыть | плавать |
ползти | ползать |
тащить | таскать |
Указывая способ движения, следует обратить внимание на то, как это движение совершается:
- С обозначением направления или без обозначения направления.
- В одном направлении, в разных направлениях или без указания направления.
Употребление глаголов движения
Глаголы однонаправленного движения употребляются:
- Если движение совершается в одном направлении:
Я иду в магазин. Мы е́дем в гости.
Если задаётся вопрос о движении в тот момент, когда движение совершается:
Куда ты идёшь? К кому вы е́дете?
При регулярно повторяющемся движении в одном направлении:
Я каждый день в школу иду пешком, а обратно е́ду на маршрутке.
При указании, приказе или совете совершить однократно направленное движение:
Лезь на дерево! Беги в школу! Тащи к столу!
Глаголы ненаправленного или разнонаправленного движения употребляются:
- Если движение не имеет направления или совершается в различных направлениях:
Воробьи летают над кустами. Мы ходим по магазинам.
Если задаётся вопрос о движении, как о чём-то обычном, повторяющемся:
Вам нравится бегать по утрам?
Если говорится о повторяющемся движении:
Она каждую зиму катается на коньках.
Или об однократном движении, совершённом в двух направлениях:
Они вчера ходили в кино.
Если речь идёт об умении, способности или обычном способе передвижения:
Я отлично катаюсь (бегаю, летаю, плаваю, ползаю и тд.).
Глаголы движения с приставками
Глаголы движения часто употребляются с приставками и предлогами для более точного обозначения направления.
Источник
Глаголы с приставками (префиксами)
Всем привет! Сегодня я хочу рассказать вам о глаголах с приставками. О глаголах движения с приставками (приходить, уходить, заходить и т.д.) я уже рассказывала. Если вам интересно, вы можете прочитать об этом тут. А в этой статье я расскажу о приставках для всех остальных глаголов. Посмотрите на картинку и прочитайте диалог этой пары. Попробуйте понять из контекста значение подчёркнутых слов.
А: Тут такая статья интересная! Я хочу зачитать тебе. Хочешь послушать?
Б: Не сейчас. Мне нужно дописать имейл по работе.
Б: Всё! Я дописал письмо. Давай зачитывай свою статью.
А: Я не буду читать всю статью. Я выписала самые интересные моменты. Я зачитаю их.
Как вы поняли из контекста приставка ЗА- означает «сделать что-то по-быстрому». Например,
- Можно записать ваш номер телефона? (Т.е. быстро написать короткий текст. Поэтому у нас есть такие слова, как « за писка» (a note), за писная книга (address book).
- Я читаю интересную книгу, я хочу вам вслух зачитать интересный абзац. Послушайте меня.
- Я испачкала свою блузку. Я застираю пятно и вернусь (Т.е. я не буду стирать всю блузку, а только пятно быстро застираю и вернусь).
- Ребёнок нарисовал на стене. Нам нужно закрасить это.
Приставка ДО— означает закончить делать что-то, совершить недостающее действие. Например,
- А: Ужин готов! Иди кушать!
Б: Сейчас, мам! Я дочитаю страницу до конца и приду. - Дайте мне договорить! Я ещё не всё сказал! (Т.е. дайте мне закончить мою речь).
- Мне нужно доделать презентацию сегодня, потому что завтра я должен её принести на работу.
Приставка ВЫ- означает «достать маленький кусочек из большого целого». Например,
- Дети прочитайте текст и выпишите все новые слова.
- Где ты это вычитал ? (Т.е. ты прочитал книги и нашёл оттуда этот кусок информации).
- Я хочу вырезать красивые картинки из журнала и поместить их тут.
Также вы можете встретить и другие приставки. Вы всегда будете понимать их значение из контекста, если вы знаете значение глагола, к которому они прибавляются. Вот ещё несколько примеров с другими приставками.
- В-
Дети. Выполните упражнение. Вам нужно в писать в текст пропущенные слова (В данном случае по-английски это звучит как «fill in». Т.е. приставка в- говорит от том, что действие направлено вовнутрь чего-либо, например «вклеить фотографии в альбом»).
- ПРО-
Пропись — это тетрадь, в которой люди много раз про писывают аккуратно каждую букву, чтобы научиться красиво писать (Т.е. приставка про- может означать доведение действия до нужного предела. Например, «прочитать книгу», «прописать каждую букву», «подумать каждую деталь»).
- ОТ-
Этот префикс означает завершение и прекращение действия. Например: Он от работал своё, больше он работать не хочет. Или оно может означать отделение части от целого. Например: Я хочу от дать вам это. Идея в том, что это было моё, а я отдаю (отделяю это от себя). Или вот ещё интересный пример: Бабушка от писала ему большой дом (В этом значение глагол «отписать» означает написать документ, по которому человек дарит что-то другому человеку. Например «оставить в наследство» = «отписать»).
- РАС-
Мне нравится моя новая комната, но я хочу рас писать вот эту стену (т.е. я собираюсь нанести рисунок по всей стене. Именно поэтому есть слово «распродажа», т.е магазин распродаёт всё, что у него осталось. Т.е. префикс рас- может означать распределение действия в разные стороны, увеличение площади охвата. Также приставка рас- может означать усиление интенсивности действия. Например: моя ручка не пишет. Мне надо рас писать её.
- НА-
Я хочу на писать тут текст.
(Префикс на- означает действие направленное на поверхность (горизонтальную или вертикальную). Например, « наклеит ь картинки на бумагу», « нарисовать картину», «налить воду на пол»).
- ПОД-
Вы можете под писать этот документ? «Подписать» значит «поставить подпись». Префикс под- означает действие, направленное снизу вверх или под предмет. Например, «подбросить монетку». Обычно подпись ставится после основного текста (под ним). Также этот префикс может означать совершение действия скрытно, незаметно. Например: «Он под слушал , когда мы говорили с тобой по телефону» или «Он под смотрел правильные ответы на экзамене». Или этот префикс может означать «добавочные действия для достижения идеального результата: «Мне нравится ваша статья, но ее нужно под редактировать » или «Это красивое платье! Но вот здесь надо чуть-чуть под править , и оно будет смотреться идеально!»
- НЕДО-
Этот префикс означает неполноту, незаконченность действия. Например, Ты недо писал свою книгу. Почему ты не хочешь закончить её? или «Почему ты недо делал работу?»
- ПЕРЕ-
Этот перфикс может означать выполнение действия ещё раз. Например, я написал письмо с ошибками. Мне нужно пере писать его. Или он может означать доведение до излишнего предела: « Я пере ела. Теперь у меня болит живот» .
- ПО-
Этот префикс может означать выполнение действие в течение короткого промежутка времени. Например: «Я по читаю чуть-чуть и пойду спать», «Я по живу 2 недели у мамы, а потом поеду домой» или «Я хочу по рисовать « (т.е. я буду рисовать недолго, чуть-чуть по времени).
- ПРИ-
Выражает добавленное действие в конце. Например: «Он уже написал письмо, хотел отправить его и в последнюю минуту решил при писать ещё несколкьо фраз» или «Ты так красиво рисуешь! У тебя получилась такая интересная собака! Но мне кажется, что будет лучше, если ты при рисуешь ей ноги«.
- С-
Выражает направление действия сверху внизу: «Сейчас зима. Все деревья с бросили листья». Или доведение действия до результата « с делать работу» или « с ыграть роль». Также эта приставка означает создание копии. Например: «Миша не сделал домашнюю работу, а с писал её у своего друга» или «Ты не придумал сам эту картину, а с рисовал её у Леонардо да Винчи».
- У-
Это префикс выражает удаление от объекта ( у бегать, у летать, у ползать), изменение качества другого объекта « у лучшить», « у красить», « у худшить» . И также он может означать доведение действия до результата «услышать», «увидеть», «узнать».
11 thoughts on “ Глаголы с приставками (префиксами) ”
You are the best Russian teacher on the Internet.
Источник