Меню

Все многозначные глаголы в русском языке



Многозначность глаголов в русском языке

Дидактические задачи 3-х предлагаемых игр

1. Знакомство с многозначностью глаголов в русском языке.

2. Усвоение детьми 2 наиболее употребительных лексических значений 24 глаголов.

3. Упражнение в подборе и употреблении в речи глаголов, имеющих различие в смысло­вых оттенках, а также замена их по смыслу синонимами.

4. Развитие зрительной и вербальной памяти, объема и точности запоминания.

5. Составление предложений по сюжетным картинкам.

В комплект входят:

1). 24 карточки с зеленой полосой внизу и 24 — с желтой.

2). Мини-словарик (извлечение из толковых словарей) для подсказки взрослым. Подготовка к игре

1. Разрежьте листы по пунктирным линиям — и вы получите 48 карточек (24 с зеленой и 24 с желтой полосой).

2. Раздайте детям карточки с зеленой полосой (по 2, 4, 6 или даже 8 штук в зависимости от количества участников игры и уровня речевой подготовки детей).

3. Карточки с желтой полосой перемешайте и положите на стол перед собой картинками вниз.

Игра I. «Подбери пары»

Щ

Ведущий (чаще взрослый) по очереди открывает карточки на столе, называет (читает) глаголы (действия) и спрашивает, у кого подходящая картинка на желтой карточке.

Если парная картинка подобрана ребенком правильно, он получает к своей «желтой» карточке парную «зеленую» и составляет 2 предложения по обеим сюжетным картин­кам.

Образец: Дятел сидит на дубе и стучит клювом по стволу. — Мальчик стучит н закрытую дверь.

Игра II. «Скажи то же самое иначе» (продолжение игры I)

Играющие после подбора парных карточек не только называют действия по этим кар­тинкам и составляют с ними предложения, но и ЗАМЕНЯЮТ эти действия подходящими

но смыслу другими словами (синонимами).

Образец: Малыш топает по ковру. — Малыш мелленно идет по ковру. Девочка топает ногой. — Девочка стучитногой.

Игра III. «Запомни, назови»

Когда все пары подобраны, составлены и преобразованы предложения, детям дается установка еще раз рассмотреть и запомнить «свои» пары.

Затем карточки закрываются или переворачиваются картинками вниз.

Каждый участник игры должен вспомнить и назвать, не подглядывая, «свои» пары.

Количество парных картинок для запоминания зависит от состояния внимания и па­мяти детей (увеличивается от 2 до 8, даже 12).

Мини-словарик

1. Болеют — переносят болезнь (больны);

переживают за чьи-то успехи или неудачи.

вытекает с силой;

3. Варит — Приготавливает пищу (с водой);

соединяет детали из металла.

5. Ведет — помогает идти;

управляет движением транспортного сродства.

6. Забивает — загоняет мяч, шайбу в ворота;

ударяет но предмету, заставляет войти внутрь.

7. Заводит — приводит в движение механизм;

помещает, вводит куда-нибудь внутрь.

8. Заворачивает — направляется в другую сторону (меняет направление);

упаковывает, помещает внутрь.

9. Играют — проводят время в игре (детской, спортивной);

исполняют музыкальное произведение.

10. Идет — едет, двигается, перемещается транспорт;

падает (выпадает, льется).

11. Идут — двигаются, переступают ногами;

находятся в действии (исправны).

12. Катает — возит кого-то на чем-то;

двигает что-нибудь по поверхности.

13. Клюет — ест (хватает клювом);

попадается па удочку.

14 Лежит — находится в горизонтальном положении;

находится на поверхности чего-то.

15. Лезет — карабкается, поднимается вверх;

проникает куда-нибудь, во что-нибудь.

старается схватить движущийся предмет.

17. Метет — очищает от сора веником, метлой;

18 Переливает-наливает сверх меры, через край,

выливает из одной посуды в другую.

19. Поливает — моет улицу, очищает от грязи;

20. Скачет — быстро бежит, мчится;

22. Топает — идет, передвигается;

стучит, бьет ногой (ногами).

23. Учит — обучает других, передает знания;

учится сам, изучает.

24. Хлопает — ударяет, стучит чем-то;

Серия «Дидактические материалы для ДОУ»

Вилена Васильевна КОНОВАЛЕНКО Светлана Владимировна КОНОВАЛЕНКО

Многозначность глаголов в русском языке

48 цветных карточек для дидактических игр на формирование представлений о многозначности значений 24 глаголов (действий ) в русском языке

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ответственный за выпуск — А Казаков Художник— W. Кулакова

Работа печатается в авторской редакции

Отпечатано с готовых диапозитивов но заказу ООО «Полюс» в ОАО * Домодедовская типография».

142001, г. Домодедово, Каширское шч д. 4, корн, I

Источник

Примеры многозначных слов в русском языке

Для начала разберемся, какие слова являются многозначными?

Многозначным является слово , имеющее несколько лексических значений. Одно значение является прямым, остальные — переносными. Яркий пример многозначного слова — ключ (гаечный, скрипичный, родник, ключ от замка).

Многозначным может быть любая самостоятельная часть речи: существительное, прилагательное, глагол и т.д., кроме числительных.

Многозначные слова в русском языке|Словарь

Многозначные слова существительные:

  1. Соль — приправа, нота
  2. Побег — из тюрьмы, росток
  3. Лист — бумаги, лист дерева
  4. Язык — орган, международный
  5. Лук — овощ, стрелковое оружие
  6. Ручка — дверная, шариковая, рука
  7. Рукав — деталь одежды, рукав реки
  8. Кран — водопроводный, подъемный
  9. Билет — проездной, экзаменационный
  10. Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
  11. Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
  12. Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
  13. Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
  14. Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
  15. Труба — музыкальный инструмент, печная труба
  16. Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
  17. Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда

Многозначные прилагательные| Примеры

  1. Глубокое — озеро, чувство
  2. Добрые — руки, слова, люди
  3. Тяжелый — чемодан, характер
  4. Кислое — яблоко, выражение лица
  5. Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат
  6. Железная — решетка, дисциплина, воля
  7. Золотые — руки, украшения, золотое сердце
  8. Черный — цвет,черный день, черная пятница
  9. Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина

Многозначные слова глаголы | Примеры

  1. Пилить — доску, пилить мужа
  2. Родилась — мысль, дочь, идея
  3. Забить — гвоздь, гол, «забить болт»
  4. Хлопать — дверью, в ладоши, по спине
  5. Сойти — с поезда, с ума, сойти за своего
  6. Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить
  7. Собрать — урожай, доказательства, мысли, вещи
  8. Попасть — на мероприятие, на деньги, попасть в точку
  9. Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан
  10. Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках

Share this:

Понравилось это:

19 комментарий

ключ — родник и ключ дверной — это ОМОНИМЫ. зачем вы путаете людей? Омонимы и многозначные слова — это не одно тоже!!

ручка-наша ручка ручка мы пишем дверная ручка

да. ручка уже была)

ручка-шариковая там была

У слова может быть не одно прямое значение. Значение гаечного ключа и ключа дверного одинаково прямое. Переносное значение ведь происходит глагола «переносить», то есть мы наделяем какой-то объект качествами, ему не свойственными буквально. Хочу подобрать пример из списка слов в посте, но боюсь ошибиться. Кажется, в переносном значении используется «рукав реки». У реки нет рукавов, это перенос детали одежды на ландшафт. Поправьте, если допустила ошибку.
А ещё в посте действительно много омонимов. Слова-омонимы не имеют между собой ничего общего. Стрелковый лук и лук из салата — омонимы. Бокс, коса, кисть (?). Думаю, статья нуждается в доработке.
Также не совсем уместно для детского сайта словосочетание «пилить мужа» — слишком…просторечиво…

Читайте также:  Пословицы с глаголом не груби

Примеры неверны. Спутаны омонимы и многозначные слова!

А метр,спутник,доклад, норка,клуб,лев и корень

Если честно, мне этот сайт вообще никак не помог… Думала, что многозначных слов будет как-то … побольше … Извините, если обидела кого-то! Я просто говорю как есть.

Мало слов и сайт не помог!

Выпишите многозначные слова: шелк, шляпка, бархат, шерсть, ботинки, сапоги,варежки, лапти, платье, брюки, блузка, тарелка,чай, чайник,стакан.
Например:шляпка, шерсть,тарелка,чайник.

Сайт не много помог. Но большая часть слов это омонимы. Прошу исправится) Всего хорошего.

Источник

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ИХ
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Б.И.МАТВЕЕВ

Слова бывают однозначные и многозначные. Однозначные называют какое-нибудь одно понятие, явление действительности, действие и т.п. Так, лишь единственное значение имеют существительные азот, бетон, троллейбус, прилагательное криминальный, глагол сердиться и т.п. Таких слов сравнительно немного. Обычно это термины: катод, ладан, метафора, метонимия, суффикс.
Большинство слов в русском языке имеет несколько значений. Например, в 4-томном «Словаре русского языка» приводятся 35 значений глагола идти, 20 – глагола держаться.
Способность слова иметь одновременно несколько значений называется полисемией (из греческого poly – много, sema – знак). Явление полисемии обусловлено природой самого языка и закономерностями процесса познания. Семантическая структура многозначного слова отражает сложный процесс познания окружающей действительности. Так, слово спутник первоначально обозначало попутчика (мой спутник), а также того, кто совершает вместе с кем-либо свой жизненный путь (спутник жизни), а потом приобрело дополнительное значение: «небесное тело, движущееся вокруг планеты, звезды» (Луна – спутник Земли).
В связи с изменением жизни происходит утрата прежних значений некоторых слов и появление новых. В частности, существительное бригадир в XVIII веке обозначало военный чин, средний между полковником и генералом, а теперь это руководитель производственной группы, бригады; слово анекдот еще во времена А.С. Пушкина означало необычайный случай, небольшой занимательный рассказ, а ныне – это маленький рассказ смешного содержания с неожиданным острым окончанием; современники Евгения Онегина приобретали щепетильный товар, т.е. галантерейные изделия, в наше время щепетильным называют человека деликатного, скрупулезно, до мелочей соблюдающего установленные правила поведения.
Прежние значения, как правило, не до конца ясны многим учащимся и нуждаются в комментировании. Например, в романе А.Н. Толстого «Петр Первый» читаем: «Допрошено было много всякого народу, иные сами приносили изветы и давали сказки. », «Как пушки, лопались бураки. », «Петр умело вложил картуз пороху. », где слова сказка, бурак, картуз употреблены в значениях, типичных для петровского времени, но не характерных теперь (сказка – «официальное показание о чем-либо», бурак – «цилиндрический сосуд из бересты с деревянным дном и крышкою», картуз – «мешок для артиллерийского порохового заряда»).
Существует зависимость между употребительностью слова и количеством его значений: чем реже в литературном языке употребляется слово, тем меньше значений оно имеет. Самые многозначные слова характеризуются наиболее высоким коэффициентом частотности.
У разных типов слов русского языка многозначность развита в разной степени. Если сравнить степень развития полисемии у разных частей речи, то на первом месте стоят глаголы, затем существительные и прилагательные, за ними следуют наречия, междометия, числительные, союзы и частицы.
Русские глаголы, как правило, многозначны. Разные по происхождению, они отличаются друг от друга и по количеству значений. Исконно русские глаголы (бежать, бить, делать и т.д.) имеют самое большое количество значений. Заимствованные глаголы чаще всего однозначны: аккредитовать, активизировать, гармонизировать, гипертрофировать и др.
Подобно глаголам, существительные в зависимости от происхождения характеризуются разной степенью развития полисемии. Наибольшее количество значений имеют исконно русские существительные, называющие жизненно необходимые предметы: голова, рука, язык, дом, огонь, жар и т.д. Менее развита полисемия у отглагольных существительных, в частности, с суффиксами -аниj(е), -ениj(е): восстание, вразумление, доверие, заседание и т.п.
Полисемия слова органически связана с явлениями антонимии и синонимии. Многозначное слово в разных значениях может иметь разные синонимы и антонимы. Так, прилагательное старый в значении «достигший старости» имеет антоним молодой, а синоним пожилой; в значении «давний, существующий с давних времен» антоним новый (старое время – новое время), синоним прежний (старое время – прежнее время). Органическая связь полисемии с антонимией и синонимией – свидетельство системности лексических единиц, их взаимозависимости и взаимообусловленности.
Далеко не все значения многозначного слова способны вступать в синонимические и антонимические отношения. У одних классов слов, в частности, у существительных, это свойство развито слабее, у других, например, у прилагательных, – сильнее.
Основное, исходное значение слова называется прямым, другие значения того же слова – переносными. Так, прямое значение прилагательного крепкий – «такой, который трудно сломать, разбить, порвать и т.п.» (крепкий орех), переносное – «надежный, верный» (крепкая дружба).
В полисемии заложены возможности образности речи: перенос названия одного предмета на другой сообщает высказыванию живость, оригинальность, свежесть. Поэтому полисемия широко используется в художественной литературе в качестве изобразительного средства. Многие названия художественных произведений построены на полисемии, что придает им особую значимость: романы «Дворянское гнездо», «Дым», «Новь» И.С. Тургенева, «Обрыв» И.А. Гончарова, пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы», «Пучина» А.Н. Островского, рассказы «Стена», «Бездна» Л.Андреева, «Нижегородский откос» Б.Пильняка, комедии «Клоп», «Баня» В.Маяковского и др.
Постараемся показать это на заглавии романа М.Горького «Дело Артамоновых». Существительное дело – ключевое слово в романе. Оно определяет развитие темы и идеи произведения. Это прежде всего «предприятие» – ткацкая фабрика, основателем которой стал бывший крепостной Илья Артамонов.
Одновременно в слове дело с самого начала романа начинает высвечиваться и другое значение: «документ, заведенный следователем в связи с преступлением». Преступниками, убийцами являются чуть ли не все Артамоновы.
Проблема преступления Артамоновых не исчерпывается их личной причастностью к уголовным поступкам. Горький трактует вопрос гораздо шире и глубже. Преступным оказывается само дело Артамоновых: фабрика испортила, обезобразила окружающую среду и духовный мир людей. Описанию фабрики неизменно сопутствует красный цвет, цвет крови, пожара, чего-то недоброго.

Читайте также:  Раскройте скобки и поставьте глагол в правильную форму

Мастера художественной литературы в своих произведениях раскрывают семантические оттенки многозначных слов, часто незаметные в повседневном употреблении. Чтобы убедиться в этом, достаточно проследить хотя бы использование многозначных слов дорога, дело, хватать и других в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», дело, земля в «Василии Теркине» А.Твардовского. Так, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголь только на одной странице слово дело употребляет в значении «собрание документов», «административное разбирательство», «работа» и в составе фразеологизма, означающего «все в порядке»: «Но ждет проситель день, другой, не приносят дело на дом, на третий тоже. Он в канцелярию, дело и не начиналось; он к драгоценному алмазу. “Ах, извините! – говорил Чичиков очень учтиво, схвативши его за обе руки, – у нас было столько дел, но завтра же все будет сделано, завтра непременно, право, мне даже совестно!” Прежде было знаешь по крайней мере, что делать: принес правителю дел красную, да и дело в шляпе. ».
Тот же прием широко используется и в поэзии для повышения экспрессивности стиха: «Я вечности не приемлю, зачем меня погребли? Мне так не хотелось в землю с любимой моей земли. » (М.Цветаева). В первом случае слово земля употреблено здесь в значении «почва», во втором – «место жизни и деятельности людей».

Для того чтобы ученик мог овладеть техникой употребления многозначных слов в речи, он должен обращать внимание на использование их в художественных текстах, а также выполнять специальные упражнения на подбор антонимов, синонимов, фразеологических оборотов к разным значениям одного и того же слова и др.
Прежде всего надо научить учащихся отличать однозначные слова от многозначных, находить в многозначном слове его основное значение. Этой цели служат
упражнения такого типа:

Упражнения на изучение семантики слова

1. Укажите однозначные и многозначные слова:

аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.

2. Выпишите в два столбика глаголы однозначные и многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях:

автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать.

3. Определите признак, который лег в основу названий дней недели:

4. Назовите признак, который положен в основу фамилий персонажей литературных произведений:

Простаков, Тугоуховский, Кабаниха, Угрюм-Бурчеев, Оболт-Оболдуев, Снегина.

Вспомните авторов произведений, в которых действуют эти персонажи.

Для раскрытия полисемии важны упражнения на уровне словосочетаний, ибо именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово. Ср.: Привести машину в действие. План действий. Место действия. Вредное действие. В каждом из приведенных предложений существительное действие выступает в разных значениях.

Упражнения на дифференциацию значений слова

1. Определите, в каких значениях употреблены выделенные существительные в данных словосочетаниях.

Образец: проездной билет – документ, удостоверяющий право пользоваться чем-либо; экзаменационный билет – листок с указанием вопросов, на которые нужно ответить.

1. Пришить вешалку, вешалка на первом этаже. 2. Время обеда, в наше время. 3. Домашний адрес, теплый адрес. 4. Холодный вечер, торжественный вечер. 5. Прокладывать дорогу, дать дорогу. 6. Идея романа, осуществить идею.

Ключи: 1. Петля, пришиваемая к платью, за которую его вешают. Разг. Помещение, оборудованное для хранения верхней одежды, гардероб. 2. Определенный момент, в который происходит что-либо. Период, эпоха в жизни человечества, государства, общества. 3. Надпись на почтовом конверте с указанием места назначения и получателя. Письменное приветствие. 4. Время суток. Вечернее собрание, посвященное чему-либо. 5. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Место для прохода, проезда. 6. Основная, главная мысль. Намерение, план.

2. Выпишите словосочетания, в которых прилагательные сначала употреблены в прямом значении, а затем – в переносном.

Железная решетка, железная дисциплина; глубокая река, глубокое чувство; черный день, черный карандаш; кислое яблоко, кислый вид; малиновый цвет, малиновый звон.

3. Определите, в каких значениях употреблены глаголы.

Образец: время бежит (быстро проходит), бегут слезы (текут, льются).

1. Везти вещи, ему везет. 2. Жить долго, жить в деревне. 3. Бросить билет, бросить курить, бросить войска в бой. 4. Дать книгу, дать задание. 5. Нести чемодан, нести ответственность.

Ключи: 1. Доставлять с помощью средств передвижения. Об удаче в чем-либо. 2. Существовать, находиться в процессе жизни. Пребывать, обитать где-либо.
3. Выкинуть. Прекратить. Направить. 4. Вручить. Поручить сделать что-либо. 5. Взяв в руки или нагрузив на себя, перемещать, доставлять куда-либо. Отвечать за что-либо.

4. Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Придумайте с данными словосочетаниями 4 предложения.

Образец: близкое расстояние – дальнее расстояние. Для хороших друзей дальнее расстояние не преграда.

1. Легкое упражнение, легкий труд. 2. Мелкий дождь, мелкая река. 3. Полный человек, полный стакан. 4. Свежая газета, свежий хлеб.

Ключи: 1. Трудный, тяжелый. 2. Крупный, глубокий. 3. Худой, пустой. 4. Старый, черствый.

5. Замените глаголы близкими по значению.

1. Достать тетрадь из портфеля, достать билеты в театр. 2. Завести мотор, завести собаку. 3. Идет автобус, идти на работу. 4. Открыть дверь, открыть собрание.
5. Передать письмо, передать содержание рассказа.

Ключи: 1. Вынуть, купить. 2. Привести в движение, приобрести. 3. Двигается, перемещается; отправляться.
4. Отпереть, начать. 5. Вручить, изложить.

6. Замените данные фразеологизмы синонимами.

1. Сидеть сложа руки. 2. Припереть к стене. 3. Первым делом. 4. На самом деле. 5. То и дело. 6. Мое дело сторона.

Ключи: 1. Бездельничать. 2. Разоблачить. 3. Прежде всего. 4. В действительности. 5. Беспрерывно. 6. Меня это не касается.

Свое конкретное значение слово приобретает лишь в определенном контексте – предложении, абзаце, где нейтрализуются одни стороны его семантики и, наоборот, активизируются другие. Поэтому особенно важны упражнения на уровне предложений и связных текстов, в которых наиболее ярко раскрываются явление полисемии и связанные с нею изобразительные возможности слова. Приводим некоторые из таких упражнений.

Упражнения на изучение многозначности в контексте

1. Определите значение слова дорога в «Губернских очерках» Салтыкова-Щедрина.

«И вот опять передо мною дорога – дорога с ее березовыми аллеями, с ее раскинутыми по сторонам равнинами, бог весть куда тянущимися».
«. а я так устал уж, так разбит жизнью, как разбита почтовая лошадь ежечасною ездою по каменистой твердой дороге!»

Ключи: ландшафт; полоса земли, предназначенная для передвижения.

2. Объясните, какие значения слов исторический, история использует Н.В. Гоголь для создания комического эффекта в поэме «Мертвые души».

«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

Ключи: исторический – важный для истории, вошедший в историю; история – скандал, неприятность; происшествие.

3. Определите значение прилагательного красный в произведениях Н.В. Гоголя.

1. На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка («Сорочинская ярмарка»). 2. Хохот поднялся со всех сторон; но разряженной сожительнице медленно выступавшего супруга не слишком показалось такое приветствие: красные щеки ее превратились в огненные, и треск отборных слов посыпался на голову разгульного парубка. (там же) 3. Ковалев догадался и, схватив со стола красную ассигнацию, сунул в руки надзирателю, который, расшаркавшись, вышел за дверь. («Нос»). 4. Чем же ваша жизнь не красна? – сказал председатель («Мертвые души»). 5. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица (там же). 6. У него нет достаточной земли, – ну, он и захватил чужую пустошь, то есть он рассчитывал, что она не нужна и о ней хозяева забыли, а у нас как нарочно уже испокон века собираются крестьяне праздновать там красную горку (там же). 7. Правда, что красные девушки немного призадумались, принимая подарки: бог знает, может, в самом деле перешли они через нечистые руки («Вечер накануне Ивана Купала»).

Ключи: 1. Цвета крови. 2. Покрасневший от прилива крови к коже. 3. 10-рублевая ассигнация. 4. Хороша. 5. Дерево, идущее на тонкие столярные поделки. 6. Первая неделя после пасхальной, время свадеб в старину. 7. Красивый.

4. Определите значение прилагательного черный в произведениях А.С. Пушкина.

1. Гляжу, как безумный, на черную шаль, / И хладную душу терзает печаль («Черная шаль»). 2. Редеет облаков летучая гряда. / Звезда печальная, вечерняя звезда! / Твой луч осеребрил увядшие равнины, / И дремлющий залив, и черных скал вершины («Редеет облаков летучая гряда. »). 3. Слушай, брат Сальери, / Как мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро» («Моцарт и Сальери»). 4. Делать нечего. Она, / Черный зависти полна, / Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к себе Чернавку. («Сказка о мертвой царевне. ») 5. Весь черный народ был за Пугачева («История Пугачева»).

Ключи: 1. Цвета сажи. 2. Темный, отличающийся относительной темнотой окраски. 3. Мрачный, безотрадный. 4. Злобный, преступный. 5. Принадлежащий к низшим слоям населения.

5. Определите значение выделенных слов.

1. Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, / Господний раб и бригадир, / Под камнем сим вкушает мир (А.Пушкин). Зимой он был послан от колхоза на лесозаготовки бригадиром по вывозке (В.Тендряков). 2. Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение (А.Пушкин). Туркин знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить (А.Чехов). 3. Всем, чем для прихоти обильной / Торгует Лондон щепетильный / И по Балтическим волнам / За лес и сало возит нам. (А.Пушкин) Тарас Петрович был очень щепетилен во всем, что касалось выполнения приказов старших начальников (Э.Казакевич). 4. Но между тем какой позор / Являет Киев осажденный? (А.Пушкин) Страх перед позором, которым он покрыл бы себя, если бы все здесь, в зале суда, узнали его поступок, заглушил происходившую в нем внутреннюю работу (Л.Толстой). 5. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель (Н.Гоголь). На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба (В.Гаршин). 6. В зубах – циграка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! (А.Блок) Он (табак. – Б.М.) был в разных видах: в картузах, и в табашнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе (Н.Гоголь).

Ключи: 1. Военный чин, средний между полковником и генералом. Руководитель производственной группы, бригады. 2. История, происшествие необычайного характера. Маленький рассказ смешного содержания с неожиданным острым окончанием. 3. Галантерейный и парфюмерный. Строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к чему-либо. 4. Зрелище. Бесчестье. 5. Ангина. Сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей. 6. Мужской головной убор с жестким козырьком. Плотный бумажный мешок.

6. Замените в тексте выделенные словосочетания синонимами. Используйте текст при рассказе о картине Ф.Решетникова «Опять двойка».

Петя – ученик четвертого класса. Учится он плохо, очень часто получает двойки. Главное для него – игры. Придя домой из школы, он прежде всего бросает свой портфель куда попало и бежит на улицу кататься на коньках, возиться с собакой. Уроки делает кое-как и не занимается с младшим братом.
По-другому ведет себя его сестра. Она привыкла трудиться: помогает маме по хозяйству, каждый день старательно делает уроки. Она не скажет: «Меня это не касается», когда видит, как мать убирает квартиру, и охотно помогает ей. Зина сильно волнуется, когда брат получает двойки, понимая, что по заслугам.

Ключи: то и дело, первым делом, спустя рукава, мое дело сторона, вне себя, за дело.

7. Отредактируйте текст, избегая повторения одних и тех же слов.

Читайте также:  Что такое второе лицо глагола в русском языке

Почему я не стал артистом

Когда мне было 7 лет, мама решила, что я должен стать артистом. Ей нравился балет. Она часто бывала на спектаклях, на концертах, где выступали артисты балета. Однажды мама заявила: «Ты будешь заниматься в балетной школе». Мне нравилось танцевать, поэтому я с удовольствием начал заниматься в этой школе.
Первыми словами учительницы танцев были: «Здравствуйте, дети! Внимательно слушайте музыку и повторяйте мои движения. Вы поняли меня? Начинайте».
Я все хорошо понял и начал танцевать. Я думал, что прекрасно танцую, и очень хотел быть артистом. Но учительница часто говорила, что я не слушаю музыку, когда танцую. А я думал, что это неважно, слушаю я музыку или нет.
Однажды в школу пришла мама. Учительница долго с ней о чем-то говорила. Через несколько дней мама сказала, что будет лучше, если я буду учиться не в балетной, а в обычной школе.

Ключи: однажды – как-то, мне нравилось – я любил; понял – усвоил, начал – стал, принялся, думал – считал, говорила – беседовала.

Работа над многозначными словами расширяет и углубляет представление учащихся о семантике и сфере употребления изучаемой лексики, способствует совершенствованию их устной и письменной речи.

Источник