Меню

Все вопросы имен прилагательных



На какие вопросы отвечает имя прилагательное

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак любого предмета, то есть со всех возможных сторон описывает его. Как член предложения чаще всего является определением, но может быть и сказуемым. По правилам русского языка оно также имеет свойство изменяться: по числам, падежам и родам, а еще сокращаться, переходя в краткую форму. В контексте будет всегда связано с существительным, которое описывает, то есть стоять в таком же числе, роде и падеже.

Вопросы, на которые отвечает имя прилагательное, делятся на три вида:

Углубляясь в характеристику данной части речи, можно сразу заметить, что у нее есть и разряды, делящиеся на:

  1. Качественный.
  2. Притяжательный.
  3. Относительный.

Именно от них зависит, какой задается вопрос, потому их подразделяют на такое же количество типов.

Качественный разряд — описывает различные свойства предмета, включая какую-либо степень: большую или меньшую. Из признаков следует перечислить:

  1. Сочетание с такими наречиями, как очень и слишком. (Небо сегодня было очень пасмурное; Этот торт слишком сладкий для меня).
  2. Образование сложных прилагательных с помощью повторения. (Этот яркий-яркий воздушный шар мне сразу приглянулся).
  3. Образование однокоренных прилагательных при использовании отрицательной частицы не- (Мой друг неслабый и нестранный, отстаньте от него!)
  4. Возможность иметь антонимы — противоположные по значению слова, и гиперонимы — обозначающее большую степень. (Хороший день — плохой день; Большой велосипед — гигантский велосипед).

Качественные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какие? К примеру: Сегодня у нас было хорошее настроение? (Настроение было какое? — Хорошее).

У большей части кратких прилагательных существует две формы: полная и краткая. Полная форма — обычное прилагательное, которое обозначается определением. Пример: Мой одноклассник очень умный.
Краткая форма — это укороченное прилагательное с вопросами: Каков? Какова? Каковы? Пример: Мой одноклассник очень умен. В данных случаях имя прилагательное как член предложения становится сказуемым. Однако у всего есть исключения, и некоторые качественные прилагательные не могут быть краткими или полными. (Дружеская вечеринка; Я горд за тебя, сын).

К данному разряду относятся и степени сравнения.

  • Положительная — обычный признак. (Сложное уравнение)
  • Сравнительная — когда признак у одного сильнее, чем у другого. (Данный пример сложнее, чем предыдущий)
  • Превосходная — когда признак предмета сильнее, чем у всех остальных. (Это сложнейший/самый сложный пример в моей жизни)

Если степень сравнения пишется несколькими словами, как было показано в третьем примере, то она будет иметь составную форму, а если одним, как в первых двух — простую.

Относительный разряд — описывает предмет, относительно к чему-то другому: материалу, числу, предназначению, месту. Он не имеет степени, краткой формы и всех признаков предыдущего разряда. Относительные прилагательные отвечают на вопрос: Какой? К примеру: Золотой слиток, Московский проспект, Пятиэтажный дом.

Притяжательный разряд — описывает предмет, который принадлежит кому-то. Качества такие же, как у предыдущего, только может быть как относительным прилагательным, так и качественным, притяжательным. К притяжательным прилагательным в русском языке относятся вопросы: Чей? Чья? Чьё? Чьи? К примеру: Лисья шуба (Шуба чья? — Лисья.).

Источник

Вопросы, на которые отвечает прилагательное в полной и краткой форме

Изучающим русский язык трудно дается правописание слов, что на слух воспринимаются одинаково, а написание их регулируется разными правилами, потому что относятся они к разным частям речи. Но иногда и внутри части речи возникают трудности: слова делятся на разряды, образуют полную или краткую форму. Все это влияет на правописание, синтаксическую роль, словообразовательный анализ.

Читайте также:  Текст поздравления в которое нужно вставлять прилагательные

К таким группам относится прилагательное: отглагольное или именное, полное или краткое, качественное, относительное или притяжательное.

Почему важно правильно поставить вопрос

Группа образова…а стихийно – Девушка мила и достаточно образова…а. Одинаково ли пишется выделенное слово в примерах? Чтобы применить правило о количестве Н в суффиксах, сначала разбирают, к какой части речи анализируемое слово относится. А для этого задают к слову вопрос. Правильно поставленный, он помогает определить, имя прилагательное (ИП) в примере или другая часть речи.

Знакомство с ИП начинается с вопроса, на который отвечает начальная форма прилагательного.

Дочитав статью до конца, ученик разберется, на какие вопросы, включая падежные, отвечают прилагательные разных разрядов.

Вопросы к качественным и относительным прилагательным

  • размер – крупный, мелкий;
  • цвет – черный, светлый;
  • вкус – сладкий, пресный;
  • форму – извилистый, кривой;
  • свойства – острый, липкий;
  • вес – неподъемный, легкий;
    и другие признаки.
  • материал – земляной, шоколадный;
  • пространственные отношения – пришкольный, загородный;
  • временные характеристики – поздний, позавчерашний;
    и другие признаки.

Все ИП, входящие в указанные разряды,отвечают на вопрос: какой?

Таблица падежных вопросов с примерами

По образцу из таблицы можно изменять по падежам любое качественное или относительное ИП.

Вопросы к притяжательным прилагательным

Разряд ИП, обозначающих принадлежность (чей?):

  • лицу – отцовский рюкзак, шефский автобус, директорский кабинет, бабушкина комната;
  • животному – олений след, орлиное гнездо, рыбий плавник.

Притяжательные могут переходить другие разряды, если обозначают не принадлежность, а качество или другой признак (какой?):

  • лисий воротник (относит.);
  • лисий взгляд (у хитрого человека – качеств.).

Изменяются притяжательные мужского рода иначе, чем остальные: Им./Вин. падежи имеют нулевое окончание, как в существительных 2 скл. В остальных падежных формах у притяжательных обычные для этой части речи окончания.

Таблица падежных вопросов с примерами

Вопросы к краткой форме прилагательных

Краткую форму (КФ) с усеченным окончанием имеют только слова из разряда качественных прилагательных:

  1. КАКОВ? – ребенок доверчив (ср. доверчивЫЙ), дуб могуч (могучИЙ). Окончание нулевое, т.е. по сравнению с полной формой (ПФ) оно полностью сокращается.
  2. КАКОВА? – сделка сомнительнА (ср. сомнительнАЯ), каша горячА (горячАЯ), улыбка спокойнА (спокойнАЯ).
  3. КАКОВО? – предложение непривлекательнО (непривлекательноеОЕ), здание невзрачнО (невзрачное).
  4. КАКОВЫ? – движения порывистЫ (порывистЫЕ), слова насмешливЫ (насмешливЫЕ).

КФ не изменяется по падежам, а только по родам (в ед. ч.), числам:

  • Монолог актера убедителен (м.р.).
  • Просьба рабочего убедительна (ж.р.)
  • Доказательство убедительно (ср.р.)
  • Результаты испытаний убедительны (мн.ч)

Краткая форма отыменных прилагательных сохраняет правописание основы:

Нескладный подросток – подросток нескладен (НЕ слитно)

Традиционные соревнования – соревнования традиционны (количество Н).

Как отличить прилагательное от причастия и местоимения

Слова со значением признака, образованные от имен существительных, перепутать с другими частями речи в русском языке трудно. Младшим школьникам иногда трудно отличить притяжательные ИП от местоимений того же разряда. Старшие путают слова, образованные от глаголов.

Читайте также:  Обозначение орфограммы в окончаниях прилагательных

Притяжательные местоимения и прилагательные

ИП – знаменательная часть речи – называет «носителя» признака:

  • рыбацкий поселок – поселок рыбаков;
  • щенячий визг – визг щенка.

Местоимение только указывает на принадлежность, но не называет конкретное лицо или животное:

Ваши вещи (чьи?) – без контекста невозможно узнать, кому вещи принадлежат.

Слова, образованные от глаголов

В таблице – отличия слов, обозначающих признак, образованный от глаголов.

Вернувшись к началу статьи, теперь без труда можно решить задачу со словом «образова…а»:

Группа образоваНа (как?) стихийно. Есть зависимое слово – это краткое причастие.

Девушка (какова?) мила и достаточно образоваННа – КФ прилаг. «образованный».

Источник

На какие вопросы отвечает прилагательное?

Прилагательное — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

Узнаем, на какие вопро­сы отве­ча­ет при­ла­га­тель­ное в рус­ском язы­ке, если преж­де выяс­ним, какие сло­ва при­над­ле­жат к этой части, что они обо­зна­ча­ют в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка.

Прилагательное — самостоятельная часть речи

Среди мно­же­ство назва­ний, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет (дом, охот­ник), дей­ствие (гулять, при­е­хать), суще­ству­ют сло­ва, кото­рые харак­те­ри­зу­ют пред­мет с точ­ки зре­ния его каче­ства:

Эти сло­ва назы­ва­ют име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми. Как и вся­кая часть речи в рус­ском язы­ке, имя при­ла­га­тель­ное име­ет харак­тер­ное для него общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (ОГЗ). Имя при­ла­га­тель­ное выра­жа­ет при­знак или каче­ство пред­ме­та и чаще все­го харак­те­ри­зу­ет суще­стви­тель­ное.

Чтобы опре­де­лить, что иссле­ду­е­мое сло­во явля­ет­ся име­нем при­ла­га­тель­ным, кро­ме выяс­не­ния обще­го грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния, важ­но задать к нему соот­вет­ству­ю­щие вопро­сы. Вопросы к при­ла­га­тель­но­му зави­сят от раз­ря­да по зна­че­нию.

Вопросы к прилагательному

Чтобы пра­виль­но поста­вить вопро­сы к при­ла­га­тель­но­му, выяс­ним его раз­ряд по зна­че­нию. В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка при­ла­га­тель­ные делят на три раз­ря­да:

Рассмотрим подроб­нее, как пра­виль­но задать вопрос к при­ла­га­тель­но­му в зави­си­мо­сти от его смыс­ло­во­го раз­ря­да.

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та, кото­рый может про­яв­лять­ся в нём с раз­ной сте­пе­нью интен­сив­но­сти. Эти сло­ва име­ют сте­пе­ни срав­не­ния:

  • доб­рый — доб­рее, доб­рей­ший, самый доб­рый;
  • груст­ный — груст­нее, груст­ней­ший, самый груст­ный.

Относительные при­ла­га­тель­ные выра­жа­ют при­знак через отно­ше­ние к дру­го­му пред­ме­ту:

  • осен­няя пора — пора осе­ни (вре­мен­ной пери­од);
  • пяти­лет­няя дочь — дочь пяти лет (воз­раст);
  • сти­раль­ный поро­шокпоро­шок для стир­ки (назна­че­ние) и т. д.

Поясняя име­на суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам:

В соот­вет­ствии с родо­вой при­над­леж­но­стью и кате­го­ри­ей чис­ла име­ни суще­стви­тель­но­го каче­ствен­ные и отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы:

Понаблюдаем:

Притяжательные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют при­над­леж­ность пред­ме­ту, лицу или живот­но­му. Прилагательные это­го раз­ря­да отве­ча­ют на вопро­сы: чей? чья? чьё? чьи?

В пред­ло­же­нии имя при­ла­га­тель­ное, пояс­ня­ю­щее суще­стви­тель­ное, чаще все­го явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и под­чёр­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой лини­ей.

Примеры

Наступило (какое?) зной­ное июль­ское утро .

В чащу нас заве­ла (какая?) лес­ная т ропа.

Цветы съё­жи­лись от пер­вых (каких?) сен­тябрь­ских замо­роз­ков .

Охотник Матвей пока­зал нам (чью?) лисью нору .

В кустах раз­да­ёт­ся (чьё?) соло­вьи­ное пение .

Источник

Теория по теме «Имя прилагательное»
материал по русскому языку на тему

Данная теория по русскому языку предусмотренная прграммой для начальной школы.Теория по теме «Имя прилагательное» поможет обучающимся быстро и прочно усвоить учебный материал.

Читайте также:  Подобрать прилагательные к существительным атташе

Скачать:

Вложение Размер
teoriya_po_teme_-imya_prilagatelnoe.doc 52 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное – это часть речи , которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? Например: весёлый, лисья.

  1. Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым они связаны.
  1. Имена прилагательные делают нашу речь более точной и выразительной.
  1. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
  2. По родам имена прилагательные изменяются только в единственном числе.

Больш ой , вязан ый , син ий

Вязан ая , син яя

Вязан ое , син ее

ЗАПОМНИ! Прилагательное во множественном числе по родам не изменяются.

У прилагательных множественного числа род определить нельзя.

  1. Имена прилагательные изменяются по числам.

единственное число (ед.ч.)

множественное число (мн.ч.)

обозначает признак одного предмета

Обозначает признак двух или нескольких предметов

Например: дружный класс, интересная игра, доброе сердце

Например: тёплые дни, дальние страны, общие дела

  1. Склонение имён прилагательных.

ЗАПОМНИ! Окончания имён прилагательных проверяют с помощью вопросов.

Алгоритм написания безударного окончания имени прилагательного.

  1. Найти в предложении имя существительное, к которому относится данное имя прилагательное, определить падеж.
  2. Вспомнить окончание имени прилагательного в этом роде и падеже.
  3. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

На солнечн… лужайке расцвели ромашки.

Расцвели (на чём?) на лужайк е – женский род, предложный падеж.

На лужайке (как ой ?) солнечн ой – женский род, предложный падеж.

  1. В предложении прилагательное чаще всего бывает ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.
  1. Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор)

2.Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р. )

Например:1. Мы шли по глубокому снегу.

По глубокому (снегу) –прилаг.,Н.ф.- глубокий, Д.п., ед.ч., м.р., определение.

2.На тонких ветках берёзки сверкал иней.

На тонких (ветках) – прилаг., Н.ф.- тонкий , П.п., мн.ч. определение.

9. Краткие имена прилагательные.

Многие прилагательные имеют полную и краткую формы:

(свежий ветер – ветер свеж.)

Краткие имена прилагательные ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ:

(зелен –зелена –зелено –зелены.)

Краткие имена прилагательные НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ПАДЕЖАМ.

В предложении краткие имена прилагательные ВСЕГДА БЫВАЮТ СКАЗУЕМЫМИ. ( Он весел и улыбчив .)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. В с.

В работе представлен материал по теории волшебной сказки для обучающихся 4 классов. Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения.

Учебное пособие Теория и практика проблемного обучения с решением открытых задач.

Основные правила развивающего обучения, сформулированные А. Дистервегом:Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.Правила обучения .

Индивидуализация и дифференциация начального обучения. .

Цель программы — сформировать способности к исследовательской, продуктивной деятельности, к преобразованию объектов мира. Обучить детей пользоваться специальными инструментами для получения и преобраз.

Подборка материала теоритического и практического по использованию игр в дошколном и младшем школьном возрасте.

Источник