Меню

Вставь пропущенные буквы найди прилагательные с безударным гласным



3 класс. Русский язык. Канакина, Щёголева. Проверочные работы. Страницы 20, 21, 22, 23

Ответы к страницам 20, 21, 22 и 23

Слово и слог. Звуки и буквы

1. Прочитай. Раздели слова вертикальной чертой (|) на слоги. Подчеркни слово, которое нельзя перенести по слогам с одной строки на другую.
В ма | е бы | ла чу | де | сна | я по | го | да.

2*. Прочитай. Распредели слова по количеству в них звуков и букв. Запиши каждую группу слов.
Ёрш, льдина, баян, вьюга, олень, чай, ель.

Звуков больше, чем букв: ёрш, баян .
Звуков меньше, чем букв: льдина, олень .
Одинаковое количество звуков и букв: вьюга, чай, ель .

3*. Прочитай. Найди в предложениях слова, которые начинаются с гласного звука. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.
Самые большие реки в России — э то О бь, А мур, Лена, Е нисей, И ртыш, Волга, У рал.

• Запиши названия рек в алфавитном порядке.
Амур, Волга, Енисей, Иртыш, Лена, Обь, Урал.

4*. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова.
Л е сная ст о рожка, ст а льное к о лечко, м о рская в о да, гн е здо стр и жа, н о ра кр о та, пч е линый мёд.

• Выпиши любое слово с данной орфограммой, а перед ним в скобках напиши проверочное слово.
(сталь) стальное

5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни непроверяемые орфограммы в корне слов.
Ч е тыре, л е сник, меб е ль, о рех, тр о пинка, пт е нец, в о сток, а льбом, п о н е дельник, тр а кторист, с е стричка.

6*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни буквосочетания, написание которых нужно запомнить.
ре чк а, щ а вель, ж и знь, щ у ка.
V ци рк, ш и шка, ж и р, пло щ а дка
ч у гун, пте нч ик, н о чн ой, пер ч а тки

• Отметь √ ряд слов, начинающихся с твёрдого согласного звука.

7. Прочитай. Найди в предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.
Из травы глядит б е л е н ь к и й глазок земляники.

• Подчеркни грамматическую основу предложения.

8*. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах только глухие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
отец, камыш, поэт
V капуста, степь, шкаф
кирпич, суп, копейка

9. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова. В скобках напиши проверочные слова.

10*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в словах разделительный мягкий знак (ь).
Пал ь то, об е з ь яна, сосул ь ка, восем ь , в ь южный.

• Выпиши выделенное слово. Составь его звуковую модель. Укажи количество звуков и букв в этом слове.
вьюжный [ в’й’ýжный’ ] 7 зв., 7 букв.

11*. Прочитай. Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнеси его. Сделай его звуковое обозначение. Подчеркни признаки (характеристики) этого звука.
ЧУДЕСНЫЙ
[ч’] — согласный , гласный, ударный, безударный, непарный , парный звонкий, глухой , парный, непарный мягкий , твёрдый.
[э́] — согласный, гласный , ударный , безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.
[й’] — согласный , гласный, ударный, безударный, непарный , парный звонкий , глухой, парный, непарный мягкий , твёрдый.

12*. Прочитай. Произнеси слова. Распредели слова в группы соответственно данным схемам. Запиши каждую группу. Обозначь в словах ударение.
Позвоним, километры, жаворонок, понял, щавель, повторим, портфель, клеить, шофёр, краны, гусеница, баловаться.

13*. Прочитай диалог. Отметь √ ответ Ёжика.
Заяц и ёжик
— Ёжик , все звери весной линяют — и барсуки, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик , в старой шубе ходишь!
V — Глупый ты, Заяц … Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!

• Объясни значения слов.
Линяют — постепенно меняют шерсть, перьевой или иной покров.
Надобны — нужны, необходимы.

• Подчеркни в предложениях обращения.

• Найди в диалоге слова — названия животных и запиши их.
Ёжик, барсуки, белки, зайцы.

• Выпиши каждое выделенное слово и укажи в нём количество звуков и букв.
ёжик — 5 зв., 4 б.
осенью — 6 зв., 6 б.

• Найди в диалоге два двусложных слова, перенести которые с одной строки на другую нельзя. Подчеркни эти слова .

Источник

§24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных — учебник Бунеева Пронина 3 класс часть 2

322. Работа в паре (группе). Выдели окончания имен прилагательных. Как вы будете действовать?

Поставь ударение в именах прилагательных. Ударные или безударные у них окончания? Какой вопрос возникает?

Чтобы выделить окончания имен прилагательных, нужно проследить, как они изменяются по родам, падежам и числам. Для этого надо задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Окончание прилагательного будет соответствовать окончанию вопроса.

Окончания у прилагательных безударные.

Вопрос. Как определить окончания у имен прилагательных?

323. Спиши, выдели окончания. Понаблюдай за окончаниями имен прилагательных. Из скольких букв они могут состоять?


Окончания прилагательных состоят из двух или трех букв.

324. Прочитай столбики. Какие окончания у имен прилагательных мужского, женского, среднего рода?

325. Прочитай. Поставь ударение в словах. Какие окончания под ударением, а какие – без ударения? Как ты думаешь, можно ли допустить ошибки в написании окончаний имен прилагательных? В каком случае?

Читайте также:  Вставьте вместо точек прилагательное или наречие

Можно ошибиться в окончании имен прилагательных, если гласные в нем безударные.

326. Прочитай. Поставь ударение в именах прилагательных. Сравни окончания слов – вопросов и имен прилагательных. Что ты заметил? Попробуй сформулировать правило.

Окончания слов – вопросов и прилагательных совпадают.

Чтобы правильно написать окончание прилагательных нужно поставить к ним вопрос, потому что у слов – вопросов всегда ударное окончание.

327. Прочитай. Найди имена прилагательные. Выпиши пары слов прил. + сущ. Обозначь орфограмму в окончании имен прилагательных.

328. Прочитай стихотворение. В каких строках автор сам определяет его главную мысль? Прочитай. Какие два слова чаще всего повторяются в этом стихотворении? Как ты думаешь почему? Чем интересны эти слова?

Выпиши прилагательные с безударными окончаниями, обозначь орфограмму в окончаниях. Выпиши два прилагательных с противоположным значением. Найди и выпиши однокоренные слова, обозначь корень.

Автор, пытаясь объяснить, что человек может быть разным в разных обстоятельствах, выражает главную мысль стихотворения в последних строчках:

Она была хорошая,
Когда была послушная.
Когда она не слушалась,
Она была плохая.

Чаще всего повторяются два слова: хорошая и плохая.

Эти слова противоположны по значению, могут характеризовать одушевленные и неодушевленные предметы с разных сторон. Автор пользуется ими для сравнения и противопоставления, чтобы определить какой же и когда была девочка.

329. Прочитай. Почему одно и то же яблоко показалось котенку кислым, а червячку – сладким? Спиши. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы в словах и между словами.

Сколько здесь разных орфограмм?
Подбери и запиши однокоренные слова к слову бочок, выдели корень. Какое явление ты наблюдаешь в корнях этих слов? Найди и подчеркни местоимения. Какие имена существительные они заменяют?

330. Прочитай стихотворение Олега Григорьева. Оно построено на антонимах. Назови антонимы. Какие это части речи?

Вдоль – поперек. Это наречия. Сухой – мокрый (промок, стал мокрым). Это прилагательные.

331. Подбери и запиши антонимы к данным именам прилагательным. Допиши безударные окончания прилагательных, обозначь орфограмму. Не забудь, что вопросу какой?

Соответствуют окончания –ой, -ый, -ий в мужском роде.

Выбери любую пару прилагательных – антонимов и составь с ними предложения. Сколько значений имеют прилагательные свежий и мелкий – одно или больше? Как ты догадался?

Петь сильным голосом – слабым голосом
С новым другом – со старым другом
За большими деревьями – за маленькими деревьями
На высоком заборе – на низком заборе
Свежий огурец – старый огурец
Свежий хлеб – сухой хлеб
Из – за мелкого дождика – из-за крупного дождика
Через мелкий ручей – через глубокий ручей
Мне дали сдачу мелкими монетами.
После утреннего дождя на дороге остались мелкие лужи.
Мама выбрала для меня самое крупное яблоко.
В зоопарке я люблю наблюдать за крупными животными.

Из предложенных словосочетаний становится понятно, что у слов свежий и мелкий несколько разных значений.
У слова свежий: 1) недавно добытый, приготовленный, не испортившийся; 2) идущий в пищу в своем натуральном виде (например, фрукт); 3) прохладный и чистый (воздух); 4) холодный (ветер); 5) не утративший яркости, ясности (краска); 6) не бывший еще в употреблении, не испачкавшийся (рубашка); 7) недавно возникший, новый или обновленный (мысль)

Читайте также:  Как отличить разряды прилагательных

У слова мелкий также несколько значений: 1) состоящий из небольших по величине частиц (песок); 2) небольшой по величине, стоимости, размеру (монета); 3) небольшой по положению (хозяйство); 4) не имеющий большого значения (неприятность); 5) незначительный, ничтожный, низменный (интерес); 6) неглубокий, небольшой во величине (залив).

332. Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы. Есть ли в этом тексте антонимы?

Как называется страна, где живут итальянцы? А в какой стране живут испанцы? На каких языках говорят эти народы? Запиши по образцу.

333. Спиши пословицы, вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни имена прилагательные. Есть ли в этих пословицах антонимы?

Выпиши и разбери как часть речи слова: собака, ранняя (пташка).

334. Письмо от памяти. Прочитай. От чьего лица написано стихотворение? Чем интересны выделенные имена прилагательные? Подчеркни простым карандашом все известные тебе орфограммы, объясни написание.

Закрой учебник. Запиши по памяти. Обозначь орфограммы.

335. Диктант с подготовкой. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков? Почему? Объясни. Вставь буквы простым карандашом.

Закрой учебник. Напиши предложения под диктовку. Обозначь орфограммы. Проверь написанное по учебнику.

336. Выборочный диктант. Прочитай текст. Как изменилось значение прилагательного красный? Послушай текст еще раз. Запиши только пары слов прил. + сущ. Из 2-го абзаца.

Выдели окончания у прилагательных. Покажи графически, от какого слова к какому ставится вопрос. Разбери два любых прилагательных как часть речи.

Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень. Как называется группа слов в рамке? Какие оттенки красного цвета называют эти имена прилагательные?

337. Письмо по памяти. Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл? Что означает в них слово красный (красна)? Подчеркни орфограммы, объясни написание. Напиши пословицы по памяти.

Красна река берегами, а обед – пирогами.
Красна птица пером, а человек умом.

Орфограмма проверяемая безударная гласная в корне слова: обед – обедами, человек – человеку.

Орфограмма словарные слова: обед, пирогами, человек.

В первой части пословиц красна река и птица значит, что река красива своими берегами, а птица украшена перьями. Во второй части пословиц говорится н7е о внешней красоте, а о содержании, достоинстве предметов – обед украшают вкусные, красивые пироги, человек ценен умом.

Источник