Меню

Выделите личные окончания глаголов поспешишь людей насмешишь



урок по русскому языку для 4 класса»Спряжение глагола»
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Дать первоначальное понятие о спряжении(разграничить два типа спряжения); важно, чтобы ученик самостоятельно вслух повторил определение спряжения глагола, сказал о двух типах спряжения и назвал отличительные признаки первого и второго спряжений по окончаниям настоящего и будущего времени.

Урок по русскому языку для 4 класса.

Тема: Спряжение глагола.

Цель урока: дать первоначальное понятие о спряжение (разграничить два типа спряжения);

важно, чтобы ученик самостоятельно вслух повторил определение спряжения глагола, сказал о двух типах спряжения и назвал отличительные признаки первого и второго спряжений по окончаниям настоящего и будущего времени.

Наглядный материал:таблица личных окончаний глагола I и II спряжения.

Ход урока:

1. Организационный момент

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол)

2.Вступление:

— Сегодня на уроке мы будем проходить спряжение глагола. Я расскажу о том, что такое спряжение глагола, мы запишем определение спряжения, затем рассмотрим два типа спряжения, выявим основные различия между ними.

3.На доске слова

Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует

— Задайте вопрос к каждому слову.

— Что вы можете сказать об этих глаголах.

Слова можно распределить на три группы:

(настоящее время, прошедшее время, будущее время)

-Попробуем определить лицо и число этих глаголов

4. Определить спряжение глагола(указать число и лицо глагола)

люди ходят

долбят дерево дятлы

снег лежит

барометр падает

прилетает старый скворец и поет

5.Объяснение нового материала:

Спряжение глагола — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Необходимо помнить, что в прошедшем времени глагол изменяется по родам и числам.

Бывает два типа спряжения. А вот какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие – ко второму, вам поможет сказка.(чтение сказки)

(работа с таблицей).

-Тип спряжения определяется по личным окончаниям глаголов в настоящем и будущем времени (необходимо постоянно акцентировать внимание ученика на времени глагола). Рассмотрим личные окончания глаголов I спряжения. кстати, личные окончания так называются потому, что глагол изменяется по лицам: лицо — личные.

— Чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола, надо знать спряжение глагола. В окончания глаголов 1 спряжения напишем гласную Е, а в окончаниях глаголов 2 спряжения — И.

6.Запись пословицы под диктовку:

Поспешишь — людей насмешишь.

-Выделите личные окончания глаголов, определите их лицо, число, время

-Почему у глаголов одинаковые окончания?

7.Запись предложения под диктовку:

Звенят весенние ручейки, цветут подснежники, жужжат над цветами пчелы.

— Определите спряжения, лица и числа глаголов

8. Закрепление.

1)- Если услышите глагол 1 спряжения, то хлопаем, а 2 спряжения — топаем.

Платить, ужинать, сеять, ловить, играть, летать, спешить, тянуть, рыть, учить, сеять.

.2) — Прочитать тексты. Выписать глаголы, вставляя пропущенные гласные. Указать спряжение глаголов. Образец: бродит — бродить- 2 спр.

КАБАН-СЕКАЧ. Кабан- это дикая свинья. Он брод..т по лесам и похрюкива..т. Дубовые жёлуди подбира..т. Своим длинным рылом землю ро.. т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива..т. Это он пищу ищ.. т.

ЖУРАВЛИ. В степи между пучками чая танцу..т журавль-красавка. На висках у него косицы. Ветер глад..т и трепл..т их. Но журавлиха танцора не замеча..т. Брод.т и нагиба..тся. Смотр..т по сторонам и охорашива.. тся.

9. Итог урока:

— В чем отличие личных окончаний глаголов I и II спряжений?

10. Домашнее задание.

Источник

Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 176, с. 86

Мар 19

Канакина. 4 класс. Учебник №2, упр. 176, с. 86

176. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

Читайте также:  Эквивалент модального глагола что это такое

1. Поспеш[ишь] — людей насмеш[ишь]. 2. Пожив[ём] — увид[им]. 3. Слезами горю не помож[ешь]. 4. Соловья баснями не корм[ят]. 5. Маслом кашу не испорт[ишь]. 6. И сокол выше солнца не лета[ет].

  • Спишите. Выделите личные окончания глаголов.

Поспешишь — людей насмешишь. Говорится как совет действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха и не вызвать насмешек.

Поживём — увидим. Будущее покажет. Говорится тогда, когда не хотят высказываться о том, что в данный момент не ясно, что станет ясным лишь со временем.

Слезами горю не поможешь. В беде нельзя опускать руки, плачем или сетованиями ситуацию к лучшему не изменить. Не стоит сильно горевать над тем, что уже случилось и над тем, что не в силах исправить. Используют когда хотят подбодрить расстроенного человека.

Соловья баснями не кормят. Разговорами не накормишь того, кто хочет есть, ему надо предложить еду. Говорят обычно хозяева дома, когда они, прекращая беседу, приглашают гостя к столу.

Маслом кашу не испортишь. Необходимое, полезное не приносит вреда даже в очень большом количестве. Говорится с одобрением или в оправдание, когда дано, получено, сказано или сделано сверх необходимого.

И сокол выше солнца не летает. Это выражение употребляется тогда, когда кто-то замахивается на что-то, чего явно не сможет осуществить. Нельзя сделать невозможное. Не нужно пытаться сделать то, чего невозможно осуществить.

  • Устно определите время, лицо и число каждого глагола.

1. Поспешишь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.) — людей насмешишь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.) .

2. Поживём (буд. вр., 1-е л., мн. ч.) — увидим (буд. вр., 1-е л., мн. ч.) .

3. Слезами горю не поможешь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.) .

4. Соловья баснями не кормят (наст. вр., 3-е л., мн. ч.) .

5. Маслом кашу не испортишь (буд. вр., 2-е л., ед. ч.) .

6. И сокол выше солнца не летает (наст. вр., 3-е л., ед. ч.) .

Источник

Как правильно пишется слово поспешишь?

Правильный вариант написания слова: поспешишь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Читайте также:  Склонение глагола будет в русском языке

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова поспешишь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: поспешить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

О том, что тише едешь, дальше будешь, что маленькая рыбка лучше, чем большой таракан, что поспешишь — людей насмешишь и т.п. А всего больше о том, что уши выше лба не растут. — Ах, воблушка! как ты скучно на бобах…

«Вяленая вобла» — Салтыков-Щедрин Михаил

— Риоль, — сказал Жип, — ты, конечно, поспешишь к Мери? Передай ей, что я озабочен ее участью не менее, чем своей. Всем нам грозит смерть.

«Циклон в Равнине Дождей» — Грин Александр

Драматическая хроника в пяти действиях, с эпилогом, в стихах [1-я редакция]. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. [25 августа 1611 года] ЛИЦА: Козьма Захарьин Минин, Сухорук, земский староста [1] Нижнего посада. Иван Иванович Биркин…

Источник

Читайте также:  Вопросы что делаешь что сделаешь время глагола

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

171. Прочитайте.

  • Определите лицо и число глаголов. Что общего в написании личных окончаний в вопросах и в глаголах?
  • Почему написание мягкого знака (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа надо запомнить?

Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа имеют личные окончания >-ешь, -ёшь, -ишь.

На конце глаголов 2-го лица пишется мягкий знак (ь): слушаешь, учишь.

172. Прочитайте текст.

Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас всё равно не забудешь.

Увидишь голубое небо весной, — нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озерцо, — нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые, — опять нас вспомнишь. Мы ведь — незабудки.

(Э. Шим)

  • Выпишите выделенные глаголы. Определите их время, лицо, число. Выделите личные окончания.

Мягкий знак в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа — это орфограмма.

173. Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.

Звонить — звон[ишь], спать — . цвести — . стучать — . плыть — . лететь — . .

174. Прочитайте диалог выразительно.

— Сизов, почему ты молчишь?
— Я слушаю тишь.
— Разве можно слышать тишь?
— Можно, если ты помолчишь.

(О. Григорьев)

  • Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников?
  • Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложениях. Спишите диалог.
  • Определите «работу» мягкого знака (ь) в словах диалога.

175. Прочитайте.

Помо[щ’], товари[щ’], изучае[ш], ланды[ш], помни[ш], смер[ч’], бага[ш], грусти[ш], мело[ч’], бере[ч’], мы[ш], ве[щ’], полно[ч’], бро[ш].

  • Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов.

176. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

1. Поспешишь — людей насмешишь. 2. Поживём — увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.

  • Спишите. Выделите личные окончания глаголов.
  • Устно определите время, лицо и число каждого глагола.

177. Прочитайте текст Г. Скребицкого. Озаглавьте его.

Вес..ло пускат.. по в..сенн. руч..ям белые бумажные к..раблики. Пустиш.. его на воду и любуеш..ся, как мутные воды весенн. руч..йка подхватят твоё судёнышко и пон..сут. Скол..ко радост. Беж..ш.. рядом по гряз. стараеш..ся не отстат.. от к..раблика.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Над другими глаголами укажите время. Выделите окончания глаголов, стоящих во 2-м лице единственного числа.

178. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Исаак Ильич Левитан одну из своих к..ртин назвал «Весна. Большая вода». На ней художник изобразил в..сенний разлив. Ш..роко разлилась вешняя вода. Смотриш.. на к..ртину и думаеш. что половодье и на земле, и на небе. Всё зат..пила эта тёмно-голубая, и светло-голубая, и голубовато-серая вода. В прозрачной воде стоят тонкие дер..вца и отражаются в её чистом зерк..ле. И чудится, что дерев..я растут сразу и вверх, и вниз. Лёгкое прикосновение вет..рка чуть покачивает отражение б..резок.

(В. Порудоминский)

  • Что вы представили, читая текст? Что обозначает слово половодье? Объясните значение четвёртого предложения.
  • Сколько частей можно выделить в тексте? Запишите данный текст, выделяя в нём части и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие знакомые вам орфограммы.

179. Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» в «Картинной галерее» учебника.

  • Составьте свой текст по картине. Запишите его.

Источник