Меню

выпешите все существительные обозначен окончание



Выпешите все существительные обозначен окончание

Выпиши из предложения 18 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

Прочитай текст и выполни задания 6—14

(1)В прошлом году отпуск мне выпал зимой и я поехал в деревню к деду. (2)Дом у него небольшой, рубленый. (3)Вблизи за рекой старая берёзовая роща. (4)Дни стояли сухие, морозные, без ветра. (5)С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. (6)Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на пенёк поправить крепления. (7)Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.

(8)Вдруг над моей головой кто-то мяукнул — откуда кот взялся? (9)Неужели плут Тишка за мной увязался? (10)Быть того не может! (11)Когда из дому выходил, он на печке дремал. (12)А вверху снова — «мяу!». (13)Затем в роще скворец засвистел — ну и чудеса! (14)Ведь скворцы давно на юг улетели. (15)Потом желтокрылая иволга прокричала.

(16)Сперва я растерялся: уж больно диковинно звучал в конце декабря её приглушённый летний разлив. (17)Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. (18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» (19)Я покачал головой. (20)Вроде не первый день в лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!

(18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!»

Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

Основная мысль текста:

Даже знатока птичьих голосов может обмануть птица сойка.

Источник

Русский язык 5 класс .

Урок №22. Имя существительное.

Основные цели урока:

— повторение изученного в начальной школе о существительном;

— повторение правописания падежных и родовых окончаний имён существительных;

— мягкий знак после шипящих на конце существительных.

В русском языке слова, обозначающие предметы, (т.е. имена существительные) изменяются. Они склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чём?). Вопросы кто? кого? кому? кого? кем? о ком? задаются к одушевлённым существительным, а вопросы что? чего? чему? что? чем? о чём? – неодушевлённым.

Также у имён существительных три склонения. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я. Например: книга, тетя, папа, дядя и др.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием: день, стол, берег и др.

и среднего рода с окончаниями -о, -е: море, поле, окно и др.

В третье склонение входят существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа: печь, дочь, ночь и др.

В единственном числе у существительных первого склонения в родительном падеже пишется окончание -ы или -и, а в дательном и предложном падеже –е.

Безударное окончание у существительных можно проверить другим существительным того же склонения, числа и падежа, но с ударным окончанием:

— первое склонение (проверка словами вода, земля): от вишни (от земли); к деревне (к воде); о дедушке (о воде); о картине (о земле);

— второе склонение (проверка словами село, конь): на месте (на селе); о диване (о коне);

— третье склонение (проверка словами степь, рожь): у тетради (у степи, у ржи).

Только это правило не относится к существительным, оканчивающимся на -ие, -ия, -ий (например, здание, станция, квитанция, санаторий).

Таблица окончаний имён существительных в единственном числе.

Источник

§ 20. Имя существительное —


94. Почему каждому падежу относятся 2 падежных вопроса? Приведите по по два — три примера существительных, отвечающих на вопросы кто? И что?



Каждому падежу относятся два падежных вопроса, потому что есть одушевлённые предметы и неодушевлённые. Кто? — человек, мама, Лев. Что? — стол, машина, кабинет.


95. Спишите, раскрывая скобки. Над выделенными существительными надпишите их падеж и число.

1. Судья о л юдях (о — предлог) не по словам, а по д е лам (д е ло) (д. п., мн. ч.). 2.Не за с вое (за — предлог) дела (в. п., ед. ч.) не б ерись (не с глаг.), а за своим (за — предлог) делом (т. п., ед. ч.) не л енись (не с глаголом). 3. Почин дороже дела (р. п., ед. ч.). 4. Устал, не от д ела (от- предлог) (пр.п., ед. ч.), а от б е зделья (приставка -без, всегда е). 5. Не с п е ши (не с глаголом) языком, тор о пись (тор о пится) делом (т. п., ед. ч.). 6. Пошло дело на лад, и сам тому рад.
Устал — глагол. уставать, 1 спр., ед.ч., прош.в.,муж.р.


96. Рассмотрите таблицу. Расскажите по ней о том, Какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению. Приведите примеры.

К 1 — ому склонению относятся существительные жен. и муж. рода с окончаниями в имен. п. ед. ч. на -а, -я. Сетка, пакля, юноша, дядя.
Ко 2 — ому склонению относятся существительные муж. р. с окончаниями в имен. п. ед. ч. на согласную и среднего рода с окончаниями на — о, — е. Поле, окно, яблоко, домишко.
К 3 — ему склонению относятся существительные жен. рода с окончаниями в имен.м п. ед. ч. на согласный с — ъ . Радость, мышь, ночь, день.

Дом (2) ст о ял (ст о й) в г лухом(предло+прил.), заброшенном саду (2) . К аждую ночь (3) нас будил стук (2) диких яблок(2), падавших с веток (1) на его т е совую (т ё с) крышу (1) . Д ом (2) был завален удочками (1), дробью (3), яблоками (2) и сухими листьями (2) .
М ы в нём только н о чевали (н о чь) . В се дни (2), от рассвета (2) до т е мноты (т ё мный), мы проводили на б е регах (б е рег) (2) бесчисленных озер (2) . Т ам мы ловили рыбу (1).
Будил — глагол, 2 спр.; пр.вр., ед.ч., муж.р.

Текст можно разбить на две части. В первой части автор описывает дом. Во 2 части автор рассказывает о том, как и где они ловили рыбу.


98. Выпишите в левый столбик существительные 3 — го склонения, а в правый — не 3 — го склонение. Поставьте ь там, где он необходим. Составьте предложения с выделенными словами.

Существительные 3 -го склонения Существительные не 3 — го склонения
Вещ ь ,
ноч ь ,
молодёж ь ,
дрож ь ,
помощ ь ,
реч ь ,
рож ь ,
доч ь ,
лож ь ,
дич ь ,
полноч ь ,
мощ ь ,
глушь.
Шалаш,
товарищ,
(сушка) груши,
сторож,
этаж,
ключ,
врач,
(постройка) дач,
(много) луж,
плащ,
лещ,
обруч,
ёжик,
(из-за) туч,
(много) задач,
богач,
чертеж,
малыш,
кирпич,
луч.

Молодежь нашей страны уделяет много времени и занятием спортом. Его речь была отрывистой непонятной. Поле колосится золотая рожь. Мы долго шли по лесу и зашли в его самую глушь. Его товарищ работал сталеваром. Луч солнца пробился из-за серых туч.

99. Рассмотрите таблицу » Окончание — е и — и у существительных в единственном числе «. Почему в неё включены только три падежа: родительный, дательный и предложный? Какое правило вы вспомнили? Это правило не относится к существительным с окончаниями на — ия, — ие, — ий!

В таблицу включены только три падежи: родительный, дательный и предложный, потому что только в этих падежах у существительных в единственном числе бывает окончания — е и — и. Мы вспомнили правила » Буквы — е и — и в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе «.


100. Выпишите имена существительные недописанными окончаниями вместе с теми словами, от которых задается падежный вопрос. Укажите склонение и падеж.

1. Выйти (1-ое скл., д.п.) к опушк е . 2. Расположились (1-ое скл., п.п.) на полян е . 3. Край (1-ое скл., р.п.) рощ и . 4. Нет (3-е скл., р.п.) тен и . 5. Скрываться (3-е скл.,р.п.) в поросл и . 6. Запах (3-е скл.,р.п.) полын и . 7. Играют (3-е скл.,п.п.) в зелен и . 8. Купается (2-ое скл.,п.п.) в блеск е . 9. Радостно (2-ое скл.,п.п.) на сердц е .

Играют — глагол, 1 спр.; наст.вр., 3-е л., ед.ч.


101. Допишите падежные окончания существительных. Обозначьте их склонение и падеж.

Ездили к тетк е (1-ое скл, д.п.),
К тетк е (1-ое скл.,д.п.) чечетк е (1-ое скл.,д.п.)
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж на оглобл е (1-ое скл.,п.п.)
Чиж на дуг е .(1-ое скл.,п.п.)
Чиж на трамвае,
Чиж на машин е (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на телег е (1-ое скл.,п.п.),
Чиж на возу .
(С.Маршак и Д.Хармс)

Источник

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

2012 – 2013 учебный год

Максимальный балл – 73

1. Выпишите только одушевлённые существительные:

дочь, народ, герой, отряд, листва, русалка, дракон, толпа, стая, насекомое. (10 баллов)

2. Выпишите слова, в которых есть звук [й]. Подчеркните букву (буквы), которая (-ые) его обозначают. (10 баллов)

Дюйм, жюри, скорее, подъезд, яркий, бюро, пюре, юнга, жёлтый, ещё.

3. Разберите слова по составу:

оленёнок, подосиновик, капля, цапля, словарь, подголовник.(6 баллов)

4. Выпишите из данного ряда исторически родственные слова. (5 баллов)

Акватория, квартира, акваланг, актриса, аккорд, акварель. Обоснуйте свой выбор.

5. Что означает выражение азы да буки? Как оно произошло? Как называются такие выражения? (4 балла)

6. Какое из слов обозначает домашний халат? (2 балла)

Кушак, корсаж, аксельбант, бешмет, душегрейка, шлафрок.

7. Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на и и имеющие окончание и. (10 баллов)

Мастерски, легки, Сочи, огоньки, гренки, по-французски, помоги, мюсли, открыли, колибри.

8. Какое слово является лишним в каждом ряду? Объясните свой выбор. (6 баллов)

Уверенный (взгляд), блестящий (доклад), воздвигнутый (на вершине). Вследствие (дождя), в течение (суток), в продолжении (книги). Тот, другой, оба.

9. Выпишите переходные глаголы. Укажите многозначный глагол, который в зависимости от значения может быть то переходным, то непереходным, обоснуйте свой ответ с помощью примеров. (6 баллов)

Плыть, переплывать, сооружать, идти, кататься, заботиться, читать.

10. В данных строках из произведений Константина Скворцова найдите лексические средства выразительности. Укажите их название. (14 баллов)

1. Говорите слова, говорите России. Говорите России: «Да будет Россия жива!» 2. Не спеши, друг-товарищ, постой, дай вдохнуть этот древний настой. 3. Пусть будет Слово и в Конце, как было Слово и в Начале…4. Встречал приветливый Эльбрус, ласкал снегами Эверест. Но нам с тобою, брат Ильдус, дороже нет родимых мест.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по

2012 – 2013 учебный год

Максимальный балл –73

11. Одушевлённые существительные: дочь, герой, русалка, дракон, насекомое.

Максимальная оценка — 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

12. Выпишите слова, в которых есть звук [й]. Подчеркните букву (буквы), которая (-ые) его обозначают.

Максимальная оценка — 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

13. Состав слов: олен-ёнок, под-осин-овик, капл-я, цапл-я, слов-арь, под-голов-ник. (Во всех словах, кроме цапля и капля, есть нулевое окончание)

Оценка – 6 баллов.

14. Исторически родственные слова: акватория, акваланг, акварель. Они объединены лат. корнем «аква» — «вода».

Оценка – 5 баллов: по 1 баллу за каждое правильно подобранное слово, 2 балла – за верное обоснование.

15. Что означает выражение азы да буки? Как оно произошло? Как называются такие выражения?

Азы да буки – первоначальная грамота. Произошло от названия первых букв в кириллице. Это фразеологизм.

Оценка – 4 балла: 1 балл – за значение, 2 балла – за происхождение, 1 балл — за указание фразеологизма.

16. Какое из слов обозначает домашний халат? (2 балла)

17. Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на и и имеющие окончание и. (10 баллов)

Оканчиваются на –и: мастерски, Сочи, по-французски, помоги, мюсли, колибри.

Имеют окончание и: легки, огоньки, гренки, открыли.

18. Какое слово является лишним в каждом ряду? Объясните свой выбор. (6 баллов)

Воздвигнутый (на вершине) – причастие, остальные слова – прилагательные. В продолжении (книги) – существительное с предлогом, остальные слова – предлоги. Оба –числительное, остальные слова — местоимения.

19. Выпишите переходные глаголы. Укажите многозначный глагол, который в зависимости от значения может быть то переходным, то непереходным, обоснуйте свой ответ с помощью примеров. (6 баллов)

Переходные глаголы: переплывать, сооружать, читать. Глагол читать является переходным в словосочетании читать книгу (воспринимать написанное), непереходным – уметь читать (обладать определенным умением).

20. В данных строках из произведений Константина Скворцова найдите лексические средства выразительности. Укажите их название. (14 баллов)

1). Говорите слова, говорите России. Говорите России: «Да будет Россия жива!» (Лексический повтор) 2) Не спеши, друг-товарищ, постой, дай вдохнуть этот древний настой. (Синонимы) 3) Пусть будет Слово и в Конце, как было Слово и в Начале… (Лексический повтор и антонимы) 4) Встречал приветливый Эльбрус, ласкал снегами Эверест. Но нам с тобою, брат Ильдус, дороже нет родимых мест. (Эпитеты). За каждое изобразительно-выразительное средство – 2 балла.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2012 – 2013 учебный год

Максимальный балл – 60

1. Поставьте существительные в форму множественного числа, обозначьте ударение. (10 баллов)

Отпуск, профессор, полис, герб, бант, кран, язык, зубы (машины), колено (бамбука), колено (реки).

2. Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? Древней Руси? Какое значение имеют эти выражения? (3 балла)

3. Распределите данные выражения по группам в зависимости от значения. Определите эти значения. Как называются такие выражения? (12 баллов)

С три короба, одного поля ягоды, лезть в бутылку, пуститься наутёк, как на Маланьину свадьбу, закусить удила, пятое колесо в телеге, как рыбе зонтик, выйти из себя, рвать подмётки, одним лыком шиты, как мёртвому припарки.

4. Найдите среди данных слов этимологически родственные. Свой ответ аргументируйте. (5 баллов)

Портмоне, портал, портупея, портьера, портрет, портфель, порт, портсигар.

5. В некоторых русских словах, начинающихся на «об + гласная», после об- раньше был звук в, впоследствии исчезнувший: об-вернуть ® обернуть (ср. повернуть). В каком из этих слов звука в после об- никогда не было? (2 балла)

(А) оболочка; (Б) облако; (В) обод, (Г) обет; (Д) обед; (Е) обонять; (Ж) обоз.

6. Какое слово является лишним в каждом ряду? Объясните свой выбор. (6 баллов)

Рассеянный (взгляд), блестящий (ответ), расколотый (орех). Вокруг (леса), по истечении (суток), в заключении (врача). Несколько, сколько, полтора.

7. В русском языке мужские и женские имена имеют множество уменьшительно-ласкательных форм. Так, в «Словаре русских личных имён» к имени Александр приведено 126 производных, к имени Мария – 186. Подберите к имени Надежда возможные уменьшительно-ласкательные формы. (6 баллов)

8. Соотнесите название денежной единицы с её значением. (5 баллов)

А) Серебряная монета достоинством в один рубль.

Б) В Древней Греции — «чаша весов», самая крупная единица массы и денежно-счетная единица.

В) Русская золотая монета достоинством в 10 рублей с 1755г.,а после 1897 — в 15 рублей.

Г) Монета достоинством в 10 копеек.

Д) Старинная русская монета достоинством в 3 копейки.

9. Разберите слова по составу. (6 баллов)

Танцевать, тренироваться, привезите, бабочка, банка, полночный.

10. Благодаря какому фонетическому приему Кондратию Рылееву удаётся добиться особой звуковой выразительности в стихотворении? (5 баллов)

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии блистали,

И беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали….

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2012 – 2013 учебный год

Максимальный балл – 60

11. Поставьте существительные в форму множественного числа, обозначьте ударение. (10 баллов)

Отпуска, профессора, полисы, гербы, банты, краны, языки, зубья (машины), коленья (бамбука), колена (реки).

12. Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? Древней Руси? Какое значение имеют эти выражения? (3 балла)

В Древней Греции – от альфы до омеги, в Древней Руси – от аза до ижицы. Эти выражения имеют значение «досконально, в полном объёме»

13. Распределите данные выражения по группам в зависимости от значения. Определите эти значения. Как называются такие выражения? (12 баллов)

Одного поля ягоды

Лезть в бутылку

Пятое колесо в телеге

Как на Маланьину свадьбу

Одним лыком шиты

Как рыбе зонтик

Как мёртвому припарки

За определение значений – 5 баллов, за правильное распределение – по 0,5 балла за каждый пример, за правильное указание термина (фразеологические выражения, фразеологизмы) – 1 балл.

14. Найдите среди данных слов этимологически родственные. Свой ответ аргументируйте. (5 баллов)

Портмоне, портупея, портфель, портсигар, т. к. эти слова образованы от франц. porter – носить.

За каждое правильно указанное слово по 1 баллу, за аргументацию – 1 балл.

15. В некоторых русских словах, начинающихся на «об + гласная», после об- раньше был звук в, впоследствии исчезнувший: об-вернуть ® обернуть (ср. повернуть). В каком из этих слов звука в после об- никогда не было? (2 балла)

16. Какое слово является лишним в каждом ряду? Объясните свой выбор. (6 баллов)

Рассеянный (взгляд)- прилагательное, блестящий (ответ) — прилагательное, расколотый (орех) — причастие. Вокруг (леса) — предлог, по истечении (суток) предлог, в заключении (врача) – существительное с предлогом. Несколько — местоимение, сколько — местоимение, полтора — числительное.

17. Подберите к имени Надежда возможные уменьшительно-ласкательные формы. (6 баллов). Надя, Надюша, Надюшка, Надеждушка, Надёна, Надёха, Надея, Надина, Надиша, Надюня, Надюра, Надюся, Надюха. По 0,5 балла за каждое слово.

18. Соотнесите название денежной единицы с её значением (5 баллов)

Д) Старинная русская монета достоинством в 3 копейки.

Г) Монета достоинством в 10 копеек.

В) Русская золотая монета достоинством в 10 рублей с 1755г., а после 1897 — в 15 рублей.

Б) В Древней Греции — «чаша весов», самая крупная единица массы и денежно-счетная единица.

А) Серебряная монета достоинством в один рубль.

19. Разберите слова по составу. (6 баллов)

Танц-ева-ть, трен-ирова-ть-ся, при-вез-и-те, бабочк-а, банк-а, пол-ноч-н-ый.

20. Благодаря какому фонетическому приему Кондратию Рылееву удаётся добиться особой звуковой выразительности в стихотворении? (5 баллов)

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии блистали,

И беспрерывно гром гремел,

И ветры в дебрях бушевали….

Аллитерация (повтор звуков [р, л, ш]) – 2 балла. Школьники должны пояснить роль этих звуков в данном тексте – 3 балла.

по русскому языку

Максимальный балл — 77

1. Поставьте ударение в словах и словоформах. (7 баллов)

Звонкий, звонок, звонка, звонко, звонки. Тёплый, тепел, тепла, тепло, теплы. Лёгкий, легок, легка, легки.

2. Выпишите имена существительные, которые по происхождению восходят к собственным именам. (10 баллов)

Кольт, коллаж, бермуды, иезуит, бикини, бойкот, сэндвич, мансарда, мантия, марафон, батик, бойфренд, панама, содом, пудинг, смокинг, макинтош, шрапнель.

3. Определите значение выделенных слов. (5 баллов)

1) А надсмотрщикам сидеть подле лавок и смотреть, чтобы не было содому, ни давежа, ни погрому. (П. Ершов)

2) Русские батареи открыли огонь, осыпая атакующих шрапнелью, но турецкие солдаты, закаленные штурмами и железной дисциплиной, сегодня не замечали ни пуль, ни снарядов. (Б. Васильев)

3) На ужин подали кашу из шрапнели.

4) Товарищи объявили ему бойкот.

5) На торжественный приём нужно было прийти в смокинге.

4. Образуйте формы сравнительной степени прилагательных (если это возможно). (6 баллов)

Бесконечный, близкий, ближний, бурный, бойкий, гордый, громкий, глухой (о человеке), хмурый, странный

5. Соотнесите название головного убора с лексическим значением слова. (5 баллов)

А) Мужской головной убор с жёстким козырьком

Б) Широкополая шляпа — по фамилии борца за освобождение Южной Америки от испанских колонизаторов

В) Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины

Г) Маленькая круглая шапочка без околыша из мягкой материи, плотно облегающая голову

Д) Суконный остроконечный колпак, закрывающий всю голову до плеч

6. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова. (6 баллов)

1) Полна коробочка.

2) Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь.

3) Эта вещь устроена очень просто.

4) Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности.

5) Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане.

6) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки.

7. :Выпишите слова, в которых нет удвоенных согласных. (6 баллов)

Импрес..арио, ип..одром, интермец..о, импрес..ионизм, кал..амбур, глос..арий, геен..а, буф..онада, гигиен..а, бюл..етень, бум..еранг, анфил..ада, бар..ельеф

8. Соотнесите названия словарей из первой колонки с фамилиями их составителей из второй колонки (одна из фамилий останется лишней). (6 баллов)

1. «Этимологический словарь русского
языка»

2. «Орфографический словарь русского
языка»

3. «Словарь синонимов русского языка»

4. «Словарь ударений для работников радио
и телевидения»

5. «Школьный словообразовательный словарь»

6. «Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов русского языка»

9. Распределите данные выражения по группам в зависимости от значения. Определите эти значения. Подберите примеры к каждой группе. Как называются такие выражения? (11 баллов)

Видимо-невидимо, одним миром мазаны, метать громы и молнии, хоть мосты мости, иметь сердце (на кого-то), пятое колесо в телеге, как рыбе зонтик, задать стречка, на одну колодку, давай Бог ноги.

10. Приведите 2-3 высказывания русских писателей о русском языке. Выберите одно из них, напишите, как вы его понимаете (8-10 предложений). Приведите примеры из прочитанных вами произведений, подтверждающие ваши мысли, наблюдения. (15 баллов)

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

Максимальный балл – 77

1. Поставьте ударение в словах и словоформах. (7 баллов)

Звонкий, звонок, звонка, звонко, звонки. Тёплый, тёпел, тепла, тепло, теплы. Лёгкий, лёгок, легка, легки.

7. Выпишите имена существительные, которые по происхождению восходят к собственным именам. (10 баллов)

Кольт, бермуды, бикини, бойкот, сэндвич, мансарда, марафон, шрапнель, панама, макинтош.

8. Определите значение выделенных слов в данном контексте. (5 баллов)

1) Содом – шум, беспорядок, суматоха.

2) Шрапнель – артиллерийский снаряд, начинённый круглыми пулями.

3) Шрапнель – перловка, перловая каша (перен., прост.).

4)Бойкот – прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чьего-либо поведения, поступка.

5)Смокинг – чёрный пиджак с открытой грудью и длинными, обшитыми шёлком лацканами.

9. Образуйте формы сравнительной степени прилагательных (если это возможно). (6 баллов)

Близкий – ближе, более (менее) близкий, бойкий – бойче (бойчее), более (менее) бойкий, громкий – громче, более (менее) громкий.

10. Соотнесите название головного убора с лексическим значением слова (5 баллов)

Д) Суконный остроконечный колпак, закрывающий всю голову до плеч

Б) Широкополая шляпа — по фамилии борца за освобождение Южной Америки от испанских колонизаторов

Г) Маленькая круглая шапочка без околыша из мягкой материи, плотно облегающая голову

А) Мужской головной убор с жёстким козырьком

В) Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины

11. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова. (6 баллов)

1) Полна коробочка. Краткое прилагательное

2) Полно, хватит горевать – слезами горю не поможешь. Междометие.

3) Эта вещь устроена очень просто. Наречие.

4) Я не пойду к директору – просто не хочу нарываться на неприятности. Частица

5) Жарко, печка обогрела избу, и было как в бане. Слово категории состояния.

6) Друзья жарко обнялись и никак не могли поверить в неожиданную встречу после долгих лет разлуки. Наречие

12. Выпишите слова, в которых нет удвоенных согласных. (6 баллов)

Импресарио, каламбур, гигиена, бумеранг, анфилада, барельеф

13. Соотнесите названия словарей из первой колонки с фамилиями их составителей из второй колонки (одна из фамилий останется лишней). (6 баллов)

1. «Этимологический словарь русского языка»

2. «Орфографический словарь русского языка»

3. «Словарь синонимов русского языка»

4. «Словарь ударений для работников радио и телевидения»

5. «Школьный словообразовательный словарь»

6. «Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов русского языка»

14. Распределите данные выражения по группам в зависимости от значения. Охарактеризуйте эти значения. Подберите примеры к каждой группе. Как называются такие выражения? (11 баллов)

Одним миром мазаны

Метать громы и молнии

Пятое колесо в телеге

хоть мосты мости

На одну колодку

Иметь сердце (на кого-то)

Как рыбе зонтик

15. Приведите 2-3 высказывания русских писателей о русском языке. Выберите одно из них, напишите, как вы его понимаете (8-10 предложений). Приведите примеры из прочитанных вами произведений, подтверждающие ваши мысли, наблюдения (15 баллов)

За каждое приведенное высказывание – по 1 баллу. Оценка сочинения проводится по следующим критериям:

1) обоснованность суждений – 2 балла,

2) наличие примеров-аргументов – 3 балла,

3) смысловая цельность высказывания – 2 балла,

4) композиционная стройность – 2 балла,

5) грамотность – 3 балла (за каждую правописную ошибку снимается 1 балл).

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2012 – 2013 учебный год

Максимальный балл – 63

1. Вставьте пропущенные слова. (5 баллов)

Славянская азбука названа так в честь своего создателя —______________. Он участвовал в разработке и распространении своей азбуки вместе со старшим братом _______________. Их иногда называют _______________ братьями, потому что родом они из греческого города Салоники.

Братья в __________ году отправляются с важным поручением (его называют миссией) в Великое княжество Моравское (территория современной Чехии). Миссия их состояла в том, что они должны были растолковать местным славянам христианское вероучение на их родном языке. А для этого нужно было перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Перевести и записать. Вот для этого и была придумана азбука, названная впоследствии ___________________ (вернее, целых две азбуки, однако вторая — ______________ — была впоследствии забыта).

2. О каком словаре идёт речь? Укажите автора(-ов) словаря. (3 балла)

Заголовочное слово в этом словаре всегда существительное. А за ним следуют подходящие к нему по смыслу прилагательные. К примеру, в статье, посвящённой любви, есть безбрежная, безграничная, безгрешная, беззаветная, безмерная, безмолвная, безнадёжная, безоглядная, безответная, безотрадная, безраздельная, безумная, бескорыстная, беспечная, беспокойная, беспредельная, бессловесная, болезненная, большая, братская, бесконечная, бессмертная, быстротечная.

3. Некоторые слова в языке так похожи, что их легко можно перепутать. К примеру, часто смешивают существительные эмигрант и иммигрант, обоняние и обаяние, прилагательные эффектный и эффективный и др. Как называются такие слова? Составьте словарную статью, в которой объясняется этот термин. Объясните происхождение термина. Приведите по 2 пары примеров таких слов. (6 баллов)

4. От слов орден, соболь, хлеб образуйте все возможные формы множественного числа. Объясните наличие разных форм. (6 баллов)

5. Определите значение выделенных слов. (5 баллов)

1) Уланы с пёстрыми значками, драгуны с конскими хвостами, все промелькнули перед нами, все побывали тут (М. Лермонтов)

2) Расстрига, беглый инок на нас ведёт злодейские дружины… (А. Пушкин)

3) Ах! Боже мой! Он карбонари! (А. Грибоедов)

6. Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте. (2 балла)

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

7. Какими членами предложения являются выделенные слова? Обоснуйте ответ. (10 баллов)

1) Дай знать, как приедешь.

3) Дай руку, я помогу.

8. Вы нашли клад. В нём было 3 катеринки, 2 целковых, 1 пятиалтынный, 3 двугривенных, 4 полушки. Сколько вы нашли рублей и копеек? (5 баллов)

9. Из приведенного ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены. Как обозначена мягкость каждого из этих согласных? (6 баллов)

Вот мчится тройка удалая

Вдоль по дороге столбовой,

И колокольчик, дар Валдая,

Гудит уныло под дугой.

10. Приведите 2-3 высказывания русских писателей о русском языке. Выберите одно из них, напишите, как вы его понимаете (8-10 предложений). Приведите примеры из прочитанных вами произведений, подтверждающие ваши мысли, наблюдения. (15 баллов)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2012 – 2013 учебный год

Максимальный балл – 63

1. Вставьте пропущенные слова. (5 баллов)

Славянская азбука названа так в честь своего создателя — Кирилла. Он участвовал в разработке и распространении своей азбуки вместе со старшим братом Мефодием. Их иногда называют солунскими братьями, потому что родом они из греческого города Салоники.

Братья в 863 году отправляются с важным поручением (его называют миссией) в Великое княжество Моравское (территория современной Чехии). Миссия их состояла в том, что они должны были растолковать местным славянам христианское вероучение на их родном языке. А для этого нужно было перевести богослужебные книги с греческого языка на славянский. Перевести и записать. Вот для этого и была придумана азбука, названная впоследствии кириллицей (вернее, целых две азбуки, однако вторая — глаголица — была впоследствии забыта).

2. , Хабло эпитетов русского литературного языка. Oценка – 3 балла (1 балл за название словаря, 2 балла за указание автора (авторов).

3. Паронимы — слова, близкие по звучанию и написанию, но различные по значению (от греч. para – возле и onyma – имя).

Оценка — 6 баллов (1б.-название, 2б.-определение, 1 б. — этимология, по 1б.- каждая пара примеров)

4. ОрденА (знаки отличия) — орденЫ (рыцарские и монашеские общества), соболИ (животные) — соболЯ (меха), хлебА (злаки на корню) — хлебЫ (выпеченные из муки изделия). 6 баллов

5. 1) Уланы – офицеры-кавалеристы, драгуны – воины кавалерийской части, использовались как в пешем, так и в конном бою; 2) расстрига – духовное лицо, лишённое сана, инок – монах; 3) карбонари – вольнодумец, бунтарь. 5 баллов

6. Это слово «окно». 2 балла

7. Учащиеся не только определяют синтаксическую роль слова, но и обосновывают своё решение. (10 баллов, по 2 балла за каждое слово при наличии пояснений)

1) Простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом.

2) Глагол дать в данном случае имеет значение ‘предоставить возможность, позволить, допустить сделать что-л., совершиться, произойти чему-л.’ Субъекты действий, названных инфинитивом и глаголом дать, различные, поэтому инфинитив является дополнением.

3) Глагол дать в данном случае употреблен в своем основном значении. Это переходный глагол, он выполняет роль простого глагольного сказуемого, при котором стоит прямое дополнение.

4) Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме 1 л. ед. ч. императива и частицей дай. (Осложненное простое глагольное сказуемое).

5) Простое глагольное сказуемое, выраженное устойчивым сочетанием.

8. 302 рубля 76 копеек. Катеринка – 100 рублей, целковый – 1 рубль, пятиалтынный – 15 копеек, двугривенный -20 копеек, полушка – одна четвёртая копейки. 5 баллов

9. Мчится: обозначение мягкости не требуется, так как звук [ч’] не имеет пары по твердости, тройка: обозначение мягкости не требуется, так как звук [й] не имеет пары по твердости, удалая: обозначение мягкости не требуется, так как звук [й] обозначен буквой я, вдоль: при помощи мягкого знака, дороге: при помощи буквы е, столбовой: (см. тройка), колокольчик, ч (см. вдоль, мчится), Валдая (см. удалая), гудит: при помощи буквы и, дугой: см.тройка. 6 баллов

10. За каждое приведенное высказывание – по 1 баллу. Оценка сочинения проводится по следующим критериям:

1) обоснованность суждений – 2 балла,

2) наличие примеров-аргументов – 3 балла,

3) Смысловая цельность высказывания – 2 балла,

4) Композиционная стройность – 2 балла.

5) Грамотность – 3 балла (за каждую правописную ошибку снимается 1 балл)

Итого 15 баллов

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2012 – 2013 учебный год

Максимальный балл – 73

1. О каком словаре идёт речь? Укажите автора(-ов) словаря. (3 балла)

В этом словаре-справочнике по алфавиту расположены главным образом существительные и глаголы. И о каждом сообщается, с какими предлогами и падежами они сочетаются. Например, партнёр (по чему?) – по танцам, по бизнесу, по утреннему бегу. А вот предлог в здесь неуместен. Благодаря этому словарю мы знаем, что утверждать можно только что, а говорить и рассказывать – и что, и о чём. Аннотация бывает на что и чего, отзыв – на что и о чём, рецензия же – только на что.

2. Соотнесите название лица по роду деятельности с лексическим значением слова. (5 баллов)

Лицо по роду деятельности

А) Охотник, наблюдавший за гончими собаками

Б) Музыкант, игравший за плату на танцевальных вечерах

В) Офицерский чин в кавалерии

Г) Торговец тканями

Д) Специалист, объезжающий верховых лошадей и обучающий верховой езде

3. Даны русские слова, восходящие к латинским или построенные из латинских корней, суффиксов и приставок:

традиция — ‘обычай, передаваемый из поколения в поколение’

контракция — ‘сжатие (например, жидкости)’

контрадикция — ‘противоречивое высказывание’

экстрадиция — ‘выдача иностранному государству лица, нарушившего его законы’

акция — ‘действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели’

экстракция — ‘удаление, извлечение (например, зуба)’

дикция — ‘манера произношения’

Определите, какие из этих слов являются однокоренными и каково значение тех приставок, которыми однокоренные слова отличаются друг от друга. (4 балла)

4. Какой грамматический признак утратили в современном русском языке краткие прилагательные? Ответ на этот вопрос поможет вам найти определение, а точнее, «восстановление» пути образования следующих слов: издалека, допоздна, снова, смолоду, засветло. (2 балла)

5. Какими членами предложения являются выделенные слова? Обоснуйте ответ. (10 баллов)

1) Дай знать, как приедешь.

3) Дай руку, я помогу.

6. В толковом словаре зафиксированы слова, обозначающие разные виды дождя. Укажите отличительные признаки каждого вида дождя, отражённые в названии. (6 баллов)

Ситничек, морось, ливень, подстега, сеногной, грозный дождь.

7. Укажите производящее слово для каждого из данных слов. Вы­пишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. (14 баллов)

Переплавка, обогреватель, совладелец, созвучие, заинтере­сованно, пододеяльник, прорубь, осчастливить, подмастерье, завоеватель.

8. Подберите к предложенным фразеологизмам 1 -2 фразеологических антонима. (6 баллов)

Хоть отбавляй, за тридевять земель, смотреть сквозь пальцы

9. Назовите средства художественной выразительности и фигуры речи, которые используются в приведённых отрывках из произведений Константина Скворцова. По каким произведениям вам знакомо имя этого поэта? (8 баллов)

1) И, склоняясь, как угодливый почерк, улыбался счастливый доносчик. 2) А ветки нагие кричали, кричали, кричали, но только грачи, словно чёрные листья, летали. 3) В них гляделись святые дерев освящённые лики, а теперь только пни да ольхи развороченной пики. 4) С тобою – вечность. Без тебя – мгновенье. 5) Острой наледи нож больно сердце моё полоснул.

10. Приведите 2-3 высказывания русских писателей о русском языке. Выберите одно из них, напишите, как вы его понимаете (8-10 предложений). Приведите примеры из прочитанных вами произведений, подтверждающие ваши мысли, наблюдения (15 баллов)

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2012 – 2013 учебный год

Максимальный балл – 73

1. Розенталь в русском языке (3 балла)

2. Соотнесите название лица по роду деятельности с лексическим значением слова (5 баллов)

Лицо по роду деятельности

Г) Торговец тканями

Д) Специалист, объезжающий верховых лошадей и обучающий верховой езде

А) Охотник, наблюдавший за гончими собаками

В) Офицерский чин в кавалерии

Б) Музыкант, игравший за плату на танцевальных вечерах

3. Однокоренные слова – традиция — экстрадиция, лат. extra — приставка, соответствующая русским «вне-«, «сверх-+ traditio — передача, слово имееи значение «выдача иностранному государству лица, нарушившего законы этого государства»; контрадикция-дикция, лат. contra – против, слово «контрадикция» [лат. contra против +-dictio высказывание] — противоречивое суждение, высказывание, нарушающее законы формальной логики.

4 балла (2 балла – за выявление однокоренных слов, 2 балла – за происхождение).

4. Прилагательные в краткой форме утратили способность к склонению. (2 балла)

5. Учащиеся не только определяют синтаксическую роль слова, но и обосновывают своё решение. (10 баллов, по 2 балла за каждое слово при наличии пояснений)

1) Простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологическим оборотом..

2) Глагол дать в данном случае имеет значение ‘предоставить возможность, позволить, допустить сделать что-л., совершиться, произойти чему-л.’ Субъекты действий, названных инфинитивом и глаголом дать, различные, поэтому инфинитив является дополнением.

3) Глагол дать в данном случае употреблен в своем основном значении. Это переходный глагол, он выполняет роль простого глагольного сказуемого, при котором стоит прямое дополнение.

4) Простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в форме 1 л. ед. ч. императива и частицей дай. (Осложненное простое глагольное сказуемое).

5) Простое глагольное сказуемое, выраженное устойчивым сочетанием.

6. В толковом словаре зафиксированы слова, обозначающие разные виды дождя. Укажите отличительные признаки каждого вида дождя, отражённые вназвании. (6 баллов)

Cитничек – мелкий дождь; морось – самый мелкий дождь, почти туман, ливень – сильный проливной дождь, подстега – косой дождь с ветром, сеногной – дождь во время сенокоса, грозный – дождь с грозой.

7. Укажите производящее слово для каждого из данных слов. Выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. (14 баллов)

Источник

Читайте также:  существительные женского рода во множественном числе немецкого языка