Меню

Выписать имя прилагательное стоящее в форме творительного падежа



Падежи прилагательных

Как определить падеж прилагательного?

В русском языке полные формы прилагательных изменяются по падежам, родам и числам и имеют особую систему падежных окончаний. Краткие прилагательные по падежам не изменяются.

Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо выполнить несколько несложных шагов:

  • Определить, с каким существительным согласуется прилагательное, и в каком падеже употребляется данное существительное (падеж прилагательного будет таким же);
  • Выделить в прилагательном падежное окончание и найти его в таблице падежных окончаний прилагательных (предварительно определив род и число прилагательного).

Как изменяются имена прилагательные по падежам?

Особенности склонения имен прилагательных в таблице с примерами:

Падеж Единственное число Множественное число
Мужской род Средний род Женский род
И. п. Золотой,

Круглый,

Горячий,

Утренний Золотое,

Круглое,

Горячее,

Утреннее Золотая,

Круглая,

Горячая,

Утренняя Золотые,

Круглые,

Горячие,

Утренние Р. п. Золотого,

Круглого,

Горячего,

Утреннего Золотого,

Круглого,

Горячего,

Утреннего Золотой,

Круглой,

Горячей,

Утренней Золотых,

Круглых,

Горячих,

Утренних Д. п. Золотому,

Круглому,

Горячему,

Утреннему Золотому,

Круглому,

Горячему,

Утреннему Золотой,

Круглой,

Горячей,

Утренней Золотым,

Круглым,

Горячим,

Утренним В. п. Золотой/ золотого,

Круглый/ круглого,

Горячий/ горячего

Утренний/ утреннего Золотое,

Круглое,

Горячее,

Утреннее Золотую,

Круглую,

Горячую,

Утреннюю Золотые/ золотых,

Круглые/ круглых,

Горячие/ горячих,

Утренние/ утренних Т. п. Золотым,

Круглым,

Горячим,

Утренним Золотым,

Круглым,

Горячим,

Утренним Золотой/ золотою,

Круглой/ круглою,

Горячей/ горячею

Источник

Выписать имя прилагательное стоящее в форме творительного падежа

Выпиши из предложения 4 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Прочитай текст и выполни задания 6—14

(1)В прошлом году отпуск мне выпал зимой и я поехал в деревню к деду. (2)Дом у него небольшой, рубленый. (3)Вблизи за рекой старая берёзовая роща. (4)Дни стояли сухие, морозные, без ветра. (5)С утра до сумерек я бродил на лыжах и старался не вспоминать городские заботы. (6)Я окинул взглядом заснеженную поляну и присел на пенёк поправить крепления. (7)Сижу и разглядываю свежие следы: тут заячья тропа, а там рыжая плутовка пробежала.

(8)Вдруг над моей головой кто-то мяукнул — откуда кот взялся? (9)Неужели плут Тишка за мной увязался? (10)Быть того не может! (11)Когда из дому выходил, он на печке дремал. (12)А вверху снова — «мяу!». (13)Затем в роще скворец засвистел — ну и чудеса! (14)Ведь скворцы давно на юг улетели. (15)Потом желтокрылая иволга прокричала.

(16)Сперва я растерялся: уж больно диковинно звучал в конце декабря её приглушённый летний разлив. (17)Вскочил, с опаской оглядел ближние деревья. (18)И вдруг вижу, что на берёзе сидит востроглазая сойка с рыжим хохолком и надо мной посмеивается: «Ловко я тебя провела!» (19)Я покачал головой. (20)Вроде не первый день в лесу брожу, по голосам и повадкам осторожных птиц узнаю, а на сойкину удочку попался!

Источник

Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. 4-й класс

Класс: 4

Цели урока.

  • Учить детей распознавать творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
  • Формировать умение обосновывать написание окончаний имен прилагательных в данных падежах и правильно их писать.
  • Развивать умение учащихся думать, рассуждать, делать выводы и обобщения.
  • 1) Таблицы “Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода”(2).

    2) Падежные окончания имен прилагательных (веер).

    3) Жетоны за ответы.

    4) Рисунок дерева для подведения итогов (у каждого ученика иллюстрации: яблоко, цветок, зелёный листок и жёлтый цветочек).

    5) Рисунки хоккейных ворот (3).

    6) 3 задания для игры “Забей гол”.

    7) Графики – 30 штук с заданиями.

    8) Языковая карта (30 штук, состав слова).

    9) Таблица гласных букв, обозначающих мягкость согласных.

    Рисунки для проведения урока. (Приложение)

    1. Организационный момент.

    Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: “Мы будем помнить каждый миг. Наш лучший друг – родной язык!” (Написано на доске. Читаем хором)

    2. Запись числа, классной работы.

    Вспоминаем правила посадки при письме.

    Обращаем внимание на орфограммы в записи числа и классной работы.

    Прежде чем приступить к изучению новой темы, сделаем грамматическую зарядку.

    Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных (е, е, и, ю, я). Какая буква лишняя и почему? – и — (обозначает один звук).

    Назовите ей парную гласную, которая обозначает твердость согласной (ы); 1-ю гласную по алфавиту, обозначающую мягкость — е-

    Запишем эти буквы: и, ы, е и букву о, обозначающую твердость согласных звуков до середины, а потом соединение с ними с буквой “м” — им, ым, ем, ом.

    На доске в 2 столбика записаны словосочетания.

    Чтение словосочетаний, запись их в тетрадь, выделение окончаний у прилагательных:

    за синим морем о синем небе
    с верным другом о сильном морозе

    — Посмотрите на доску ещё раз и определите, в каком роде и в каком падеже стоят имена прилагательные 1 в. – в 1 столбике, 2 в. – во 2 столбике. (Дети отвечают)

    Попробуйте сформулировать тему нашего урока, исходя из данных словосочетаний. (Дети называют тему)

    4. Сообщение учителем темы и цели урока (обобщение ответов учащихся).

    Сегодня мы продолжим путешествие по удивительной стране “Речь” и одной из ее областей – “Прилагательное” (на стенде карта путешествия, где я отмечаю станции). На этом уроке мы будем знакомиться с особенностями Т.п. и П.п. имен прилагательных мужского и среднего рода.

    Наша задача – учиться сопоставлять вопросы и безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и в предложном падежах, учиться различать их и правильно писать.

    5. Работа по теме урока. 1-я станция, где мы сделаем остановку “Рассуждай-ка”.

    а) Вступительная беседа.

    — А как вы думаете, почему мы будем сопоставлять эти падежные формы имен прилагательных?

    Дети. В безударных окончаниях имён прилагательных творительного и предложного падежей можно допустить ошибки, спутать эти падежи.

    б) Работа с таблицей.

    — Посмотрите на таблицу и скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в Т. п. и какие у них могут быть окончания? Почему?

    Дети. Имена прилагательные мужского и среднего рода в Т. п. отвечают на вопрос, каким? После твердой основы пишется – ым — голубым, а после мягкой основы пишется – им — синим.

    — На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в Т.п., какие окончания у них могут быть? Почему? Приведите примеры.

    Дети. Имена прилагательные мужского и среднего рода в П. п. отвечают на вопрос, о каком? После твёрдой основы пишется – ом — о жёлтом, а после мягкой основы пишется – ем — о летнем.

    в) Вывешиваю вторую таблицу.

    Т.п. П.п.
    горячим солнцем о горячем солнце
    свежим утром о свежем утре
    лучшим другом о лучшем друге
    блестящим шаром о блестящем шаре

    — Посмотрите на словосочетания, данные в таблице и скажите, что общего у всех прилагательных?

    Дети. Все имена прилагательные с основой на шипящую.

    — Установите закономерность в написании безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т. и П. падеже с основой на шипящую. Сформулируйте правило.

    Дети. У имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на шипящую в Т.п. пишется – им, а в П.п. – ем.

    — Каким образом мы будем проверять безударные окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в Т.п. и П.п.?

    Дети. Задаём вопрос от существительного к прилагательному, с которым оно связано и по ударному окончанию вопроса выбираем нужное окончание прилагательных в зависимости от основы. Например: цветком, каким? душистым.

    6. Первичная проверка понимания нового материала (работа с сигнальными карточками – веером окончаний имён прилагательных).

    Следующая станция “Угадай-ка”

    — Проверим, как вы поняли новый материал. Я называю словосочетания, а вы показываете окончания, которые напишите в именах прилагательных.

    колючим кустарником хорошим другом
    о любимом городе о далёком селе
    рыжим котом о пахучем ландыше
    перед дальним путешествием

    — Молодцы! Мы готовы к выполнению письменной работы и следующая станция “Учебная”

    7. Работа с учебником.

    — Списали 1-е предложение из №2 и сделали полный разбор по членам предложения. Взаимопроверка выполненной работы.

    — Комментированное выполнение задания на доске (выписать словосочетания существительное + прилагательное, определить падеж и окончания у прилагательных).

    (У доски работают 2 ученика)

    8. Физкультминутка. Станция “Отдыхай-ка”

    9. Выборочный диктант. (1 ученик работает у доски)

    — Выписать словосочетания: существительное+прилагательное, связанное с ним, выделить окончание имен прилагательных

    — Чтобы не ошибиться в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Т. п. и П.п., что нужно делать? (Ответы детей)

    Речка покрыта толстым льдом. Вес тыквы на тёплом юге достигает 90 кг. На скользком камне сидела ящерица. Со звонким шумом бежал ручей. Ребята наблюдали за шустрым зверьком. Поздним вечером мы возвращались в лагерь.

    Толстым льдом, на тёплом юге, на скользком камне, со звонким шумом, за шустрым зверьком, поздним вечером.

    Морфологический разбор слова “толстым”.

    1. Толстым – имя прил. (каким?)
    2. Н.ф. – толстый
    3. В м.р., в Т.п., в ед.ч.
    4. Второстепенный член – определение.

    10. Следующая станция “Поиграй-ка”.

    Игра “Забей гол” (прилагается)

    Задание: вставить пропущенные окончания у имён прилагательных (за определённое время). За каждый верный ответ в ворота прикрепляется магнит. 3 команды работают с судьями.

    11. После игры пора и поработать, и следующая станция “Соображай-ка”

    Очень важно быстро и верно определять падеж, чтобы верно написать окончание имен существительных и имен прилагательных в диктанте, в изложении… Вашему вниманию предлагается упражнение “График”. За 1 минуту определить падеж прилагательных и построить график (у доски работает 1 ученик).

    Дети выполняют задание на карточках (задание прилагается).

    Самопроверка по выполненному на доске заданию. Подведение итогов выполненного задания.

    12. Задание на дом (по выбору).

    1 в. – выполняется по заданию.

    2 в. – распределить на 2 группы.

    13. Работа с языковой картой (состав слова). Аукцион “Кто больше?” За 1-2 минуты напишите как можно больше прилагательных в том же падеже к данному в языковой карте прилагательному. (Языковая карта прилагается)

    — В каком падеже стоят все эти прилагательные?

    — Какие окончания у этих прилагательных? Почему они разные?

    14. Подведение итогов урока. Станция “Итоговая”

    — Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?

    — Что было трудным?

    — А что интересным?

    — Что вы узнали о написании безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Т. п. и П.п.?

    — Сегодняшнее путешествие по удивительной стране “Речь” заканчивается. За урок у нас выросло волшебное дерево (на доске прикреплена таблица с иллюстрацией дерева). Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

    1) Если урок прошел плодотворно, и вы много из него усвоили и остались довольны, то прикрепите к дереву (или покажите) яблоки.

    2) Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите к дереву цветы (или покажите).

    3) Если урок ничего нового вам не принес, прикрепите зелёные листочки (или покажите).

    4) А если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то прикрепите, (или покажите) жёлтые листочки.

    — Мы говорили с вами на уроке о написании слов. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить урок словами Сергея Островского:

    Вслушайся! Вникни! Не позабудь! У слова есть норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть, — слово тебе сотворит добро.

    Источник

    Читайте также:  Морфологические нормы ошибки употребления у имен прилагательных