Меню

выписать из текста существительные с притяжательными прилагательными



Притяжательные местоимения-прилагательные (ОС «Школа-2100»)

  • Знать о грамматических свойствах притяжательных местоимениий-прилагательных;
  • отличать личные местоимения его, ее, их от притяжательных его, ее, их;
  • употреблять притяжательные местоимения-прилагательные в речи;
  • находить и исправлять характерные ошибки, связанные с употреблением местоимения “свой”.

Ход урока

Зачитываем словосочетания с местоимениями — прилагательными и задаем вопросы от существительных к местоимениям:

  • Каком?
  • Ни о каком катанье
  • Какими?
  • Ни с какими доводами
  • Чьи?
  • Никакие жалобы
  • Чьи?
  • Ничьи уверения
  • Чей?
  • Свой план
  • Каком?
  • Ни о каком безделье
  1. Почему эти местоимения называются местоимениями-прилагательными? (Отвечают на вопросы прилагательных; указывают на признак предмета, но не называют его)
  2. Только ли вопрос КАКОЙ? задали вы к данным местоимениям? (Еще Чей? Свой план)
  3. Вспомните, какие прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ? (Притяжательные)
  1. Выборочный диктант.Запишите в столбик только словосочетания с притяжательными прилагательными

Птичьи голоса, чудесный день, охотничье ружье, мамина шаль, вишневый сад, верблюжий горб, узкий коридор.

  1. Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность чего-либо лицу или животному)
  2. Замените данные прилагательные подходящими по смыслу местоимениями.
  • Птичьи голоса (чьи?) – их голоса
  • Охотничье ружье (чье?) – его
  • Мамина шаль (чья?) – ее
  • Верблюжий горб (чей?) – его
  1. С помощью каких местоимений можно еще обозначить принадлежность предмета лицу или животному? (Моя шаль, мой голос, мое ружье, твоя…, твой…, твое…, наш…, ваш…)
  2. Сделаем вывод. Эти местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет (так же как и притяжательные прилагательные). Следовательно, эти местоимения будут называться притяжательными.
  3. Какая же тема сегодняшнего урока? Притяжательные местоимения-прилагательные. (Делаем запись темы на доске и в тетрадях).
  1. Чтение правила по учебнику (стр.197)
  2. Упр.460 (устно).
  3. Составление таблицы (или таблица заранее написана на доске и учащиеся ее только комментируют) и работа по ней.
Лицо Местоимениия
Личные Притяжательные
1 Я, мы Мой, наш свой
2 Ты, вы Твой, ваш
3 Он, она, оно, они Его, ее, их
  • На что указывает местоимение мой? (На то, что предмет принадлежит самому говорящему). Приведите примеры, изменяя местоимение по падежам
  • На что указывает местоимение твой? (На то, что предмет принадлежит лицу, с которым мы беседуем). Примеры.
  • На что указывают местоимения его, ее, их? ( На то, что предмет принадлежит третьему лицу). Примеры. Его брат, его брата, его брату…; ее брат, ее брата, к ее брату

Вывод. Местоимения его, ее, их не изменяются по падежам, в отличие от местоимений мой, твой, ваш, наш. Изменяется только падеж существительного, с которым оно сочетается.

  • Каким членом предложения являются притяжательные местоимения-прилагательные? (определением) Примеры.
  • Что мы можем еще сказать о местоимениях его, ее, их?
  • Сравним:

Я встретился с его братом.
Я встретил его вчера.

Вывод. Притяжательные местоимения его, ее, их являются омонимами личных местоимений 3-го лица в форме род. падежа:

  • Кого? его (н.ф. – он);
  • кого? ее (н.ф. — она);
  • кого? их (н.ф. – они)
  1. Упр.462 (письменно).
  • Найти в данных предложениях личные местоимения его, ее, их и притяжательные местоимения его, ее, их
  • Определить синтаксическую роль этих местоимений – омонимов.
  1. Запись предложений на доске с тем же заданием.
  1. Их слова могут задеть, их же они просто забавляют.
  2. Его неудачи расстраивали родителей, но не его.
  3. Ее вкус изумляет всех, только не ее саму.

Вывод. Личные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос кого?. В предложении являются дополнением. Притяжательные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос чей? чья? чьи?. В предложении являются определением.

  • Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются по падежам и числам.
  • Притяжательные местоимения ваш. Ваш (как личные местоимения ты, вы) составляют основу речевого этикета, принятого в русском языке.
  1. Объясните выбор местоимений. (Предложения записаны на доске заранее)
  • Учительница вошла в класс и, улыбаясь, сказала: “Ребята, мне было интересно читать (ваши, Ваши) сочинения”.
  • Писателю задали вопрос: “Сколько частей будет в (вашей, Вашей) книге?”
  1. Посмотрите на таблицу (задание 5) и скажите, о каком местоимении мы ничего не сказали? (Свой). Почему оно помещено особняком?
  1. Материал для наблюдения за местоимением свой

Как изменяется смысл высказывания, если местоимения ее, их заменить местоимением свой в нужной форме?

  • Девочка отдала подруге ее книгу
  • Вожатая взяла у ребят их рисунки.

Укажите слово, которое называет действующее лицо в каждом предложении. Какое местоимение обозначает принадлежность предмета действующему лицу? (Местоимение свой)

Вывод. Следовательно, притяжательное местоимение свой употребляется с соблюдением следующего условия: оно по смыслу должно соотноситься с тем лицом, которое в предложении обозначено подлежащим. Значит, употреблять местоимение свой надо очень вдумчиво, иначе мы получим предложения с неясным, или двузначным, или смешным смыслом

  1. Работа с раздаточным материалом. Исправить ошибки.
  1. Мать дала сыну свои игрушки.
  2. Он вернул (мне) свою книгу.
  3. Комендант велел, чтобы дворник отнес к нему свои вещи.

-однозначный или двузначный смысл

  1. Я застал помощника в своем кабинете.
  2. Старшая сестра просила младшую подать ей свою кружку.(чью?)
  3. Учитель попросил ученика учесть его прежние ошибки.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. Правило на стр.197, упр.464

Источник

Выпишите из текста существительные с притяжательными прилагательными. задайте вопросы к прилагательным. выполните их морфемный разбор. иду я по лесу, а навстречу . увидели мой раздутый рюкзак, спрашивают: — грибов нет, ягоды не поспели, чего вы насобирали? прищуриваюсь загадочно. — зверя,— отвечаю,— поймал! вы такого в глаза не видели! переглядываются, не верят. — мы,— говорят,— всех зверей знаем. — так угадайте! — дразню . — и угадаем! только какую-нибудь примету скажите, хоть самую маленькую. — ,— говорю,— не жалко. ухо у медвежье. задумались. у какого зверя медвежье ухо? у медведя, понятно. но не медведя же я в рюкзак посадил! медведь не поместится. да и попробуй посади-ка его в рюкзак. — а глаз у вороний! — подсказываю.— а гусиные. тут все рассмеялись и загалдели. решили, что я их разыгрываю. а я ещё : — не нравятся вам гусиные, приставьте лапки кошачьи. и лисий хвост! обиделись, отвернулись. молчат. — ну так как? — спрашиваю.— сами угадаете или сказать? — сдаёмся! — выдохнули . не спеша снимаю рюкзак, развязываю завязки и охапку лесной травы! а в траве и вороний глаз, и медвежье ухо, гусиные и кошачьи лапки, и лисий хвост, и львиный зев. и другие травы: мышехвостник, лягушечник, показываю каждое растение и рассказываю: это от насморка, это от кашля. это от синяков и царапин. это красивое, это ядовитое, это душистое. это от комаров и мошек. это— чтоб живот не болел, а это — чтоб голова была свежая. вот какой «зверь» в рюкзаке.

Ответы

когда я вырасту большая:

я буду сама себе указ. буду целоваться с кем кто мне нравится. буду делать всё одна. и смотреть tv по ночам. ходить одна в кино. слушать музыку во всю громкость. ходить на митинги одна. и маму,папу не слушаться. ездить на метро одна. буду одеваться скак хочу, и жить в своей квартире. покупать то на что денег хватит. буду до полночи веселиться с друзьями. и засиживаться до позна у компа. и сидеть в конктакте.

ед.ч. р.п.лунной дорожки

мн.ч. т.п. лунной дорожкой

ед.ч. д.п. раздолью

мн.ч. п.п. о раздолье

ранним утром (т.п., ед.ч., ср. весной (т.п, ед.ч., ж. белыми снежинками (т.п., мн. в глубоком море (п.п., ед.ч., ср. со светлым весенним праздником (т.п.,ед.ч., м. весенней порой (т.п., ед.ч., ж. у нового доброго друга (р.п, ед.ч., м. холодными осенними ночами (т.п., мн.

Источник

Притяжательные прилагательные в русском языке. Примеры

Притяжательные при­ла­га­тель­ные — это сло­ва, кото­рые выра­жа­ют при­знак при­над­леж­но­сти пред­ме­ту (бели­чий хвост, мате­рин голос).

Рассмотрим, что обо­зна­ча­ют при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные и как они изме­ня­ют­ся. Отметим, как пишут­ся при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные. Приведем при­ме­ры при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных.

  • ста­рый чемо­дан;
  • зим­нее солн­це;
  • холод­ная пого­да;
  • турист­ский рюк­зак;
  • бабуш­ки­на шаль;
  • пас­ту­ший рожок.

Слова этой части речи могут обо­зна­чать непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та, а так­же при­знак, кото­рый соот­но­сит­ся с дру­гим пред­ме­том и, нако­нец, при­знак при­над­леж­но­сти. В свя­зи с лексико-грамматическим зна­че­ни­ем при­ла­га­тель­ные делят­ся на три раз­ря­да:

Узнаем, что такое при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные, по каким лек­си­че­ским и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам их мож­но узнать сре­ди слов этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Что такое притяжательные прилагательные

Чтобы понять, что при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся при­тя­жа­тель­ным, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

Из дале­ко­го уще­лья послы­шал­ся мед­ве­жий рёв (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Прилагательное «мед­ве­жий» не про­сто обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, а ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность рева имен­но мед­ве­дю, а не дру­го­му лес­но­му зве­рю. Прилагательное «мед­ве­жий» назо­вем при­тя­жа­тель­ным.

Рассмотрим еще один при­мер:

Кое-где на кустах висе­ли длин­ные рыба­чьи сети (А. И. Куприн. Одиночество).

Прилагательное «рыба­чьи» обо­зна­ча­ет при­над­леж­ность сетей рыба­кам, то есть лицам с опре­де­лен­ным заня­ти­ем.

Понаблюдав за упо­треб­ле­ни­ем и зна­че­ни­ем рас­смот­рен­ных при­ла­га­тель­ных, сде­ла­ем вывод:

Например:

Суффиксы притяжательных прилагательных

Притяжательные при­ла­га­тель­ные отли­ча­ют­ся от каче­ствен­ных и отно­си­тель­ных не толь­ко зна­че­ни­ем, но и нали­чи­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов, с помо­щью кото­рых они обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных суще­стви­тель­ных:

  • отец → отц ов пиджак;
  • брат → брат ов теле­фон;
  • мама → мамин голос;
  • лев → льв ин ый рык;
  • яще­ри­ца → яще­риц ын хвост;
  • сест­ри­ца → сест­риц ын плащ;
  • раз­бой­ник → раз­бой­нич ий свист;
  • лиса → лис ий хвост.

Как изменяются притяжательные прилагательные?

Притяжательные при­ла­га­тель­ные изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам, напри­мер:

  • оле­ний мох;
  • олень я упряж­ка;
  • олень е копы­то;
  • олень и рога.

Изменим при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное «кош­кин» по паде­жам и чис­лам:

  • и. п. (чей?) кош­кин (дом); (чьи?) кош­кин ы (ког­ти)
  • р. п. (чье­го?) кош­кин ого (дома); (чьих?) кош­кин ых (ког­тей)
  • д. п. (чье­му?) кош­кин ому (дому); (чьим?) кош­кин ым (ког­тям)
  • в. п. (чей?) кош­кин (дом); (чьи?) кош­кин ы (ког­ти)
  • т. п. (чьим?) кош­кин ым (домом); (чьи­ми?) кош­кин ыми (ког­тя­ми)
  • п. п. (о чьём?) о кош­кин ом (доме); (о чьих?) о кош­кин ых (ког­тях)

Правописание притяжательных прилагательных

Отметим осо­бен­ность скло­не­ния при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом ий , при изме­не­нии кото­рых по родам, паде­жам и чис­лам появ­ля­ет­ся раз­де­ли­тель­ный мяг­кий знак, напри­мер:

Понаблюдаем:

  • и. п. пти­чий (базар), птичь и (база­ры)
  • р. п. птичь его (база­ра), птичь их (база­ров)
  • д. п. пти­чье му (база­ру), птичь им (база­рам)
  • в. п. пти­чий (базар), птичь и (база­ры)
  • т. п. птичь им (база­ром), птичь ими (база­ра­ми)
  • п. п. о птичь ем (база­ре), о птичь их (база­рах)

Притяжательные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов -ин-, -ов-/-ев от имен соб­ствен­ных. В таком слу­чае при­ла­га­тель­ное пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, напри­мер:

  • Таня — Танин мячик;
  • Серёжа — Серёжины конь­ки;
  • Чингизхан — Чингизханово вой­ско;
  • Игорь — Игорева дру­жи­на;
  • Даль — Далев сло­варь.

Во фра­зео­ло­ги­че­ских обо­ро­тах при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные пишут­ся со строч­ной бук­вы:

Видеоурок

Источник

Выписать из текста существительные с притяжательными прилагательными

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность какого-либо предмета определенному лицу или (реже) животному: отцов, сестрин, Лизин, кошкин и др. Семантической основой притяжательных прилагательных является указание на обладателя — индивидуума.

Как правило, притяжательные прилагательные образуются от существительных, обозначающих одушевленные предметы, при помощи суффиксов -ин, -нин, -н-ий, -ов, -ев, -ск-ий. Например: Лиза — Лизин; брат — братнин; дочь — дочернин, дочерний; отец — отцов; Владислав — Владиславлев; Пушкин — пушкинский (пушкинская квартира).

Притяжательные прилагательные, образованные от существительных, обозначающих неодушевленные предметы, очень редки. Их употребление характерно для индивидуального стиля отдельных авторов, например у В.В. Маяковского: ребровы дуги, стеганье одеялово; у Н.С. Тихонова: черемухины скаты.

Употребление притяжательных прилагательных с суффиксами -ин, -нин, -ов (-ев) в составе свободных словосочетаний ограничено разговорными стилями языка.

В других стилях языка притяжательные прилагательные употребляются обычно как элементы отдельных фразеологических оборотов (прокрустово ложе, геркулесовы столпы, танталовы муки, крокодиловы слезы и т.д.) или элементы сложных научных терминов (вольтова дуга, кесарево сечение, антонов огонь, архимедов винт, базедова болезнь и т.д.).

В истории русского литературного языка притяжательные прилагательные явились основой образования многих фамилий, имен, географических наименований (Петров, Царицын, Киев, Александров, Иваново и т.п.).

Притяжательными являются и прилагательные на -ий, -ья, -ье: олений, лисья, козье (с суффиксом -j-). В отличие от притяжательных прилагательных на -ин, -нин, -ов (-ев) они обозначают общую родовую принадлежность, а не принадлежность одному лицу или животному.

К этой же группе прилагательных относятся и прилагательные на -иный (куриный, утиный, ослиный и т.п.). Прилагательные на -ий, -иный в современном русском языке обозначают обычно свойство, присущее тому или иному живому существу. Эта семантическая особенность позволяет данным прилагательным сравнительно легко переходить в разряд относительных и даже качественных прилагательных. Например: медвежья берлога, волчий хвост — притяжательные прилагательные; медвежья услуга, волчий аппетит — качественные прилагательные и т.д.

Источник

Читайте также:  конспект урока 6 класс русский язык повторение изученного имя существительное

Выписать из текста существительные с притяжательными прилагательными



Притяжательные местоимения-прилагательные (ОС «Школа-2100»)

  • Знать о грамматических свойствах притяжательных местоимениий-прилагательных;
  • отличать личные местоимения его, ее, их от притяжательных его, ее, их;
  • употреблять притяжательные местоимения-прилагательные в речи;
  • находить и исправлять характерные ошибки, связанные с употреблением местоимения “свой”.

Ход урока

Зачитываем словосочетания с местоимениями — прилагательными и задаем вопросы от существительных к местоимениям:

  • Каком?
  • Ни о каком катанье
  • Какими?
  • Ни с какими доводами
  • Чьи?
  • Никакие жалобы
  • Чьи?
  • Ничьи уверения
  • Чей?
  • Свой план
  • Каком?
  • Ни о каком безделье
  1. Почему эти местоимения называются местоимениями-прилагательными? (Отвечают на вопросы прилагательных; указывают на признак предмета, но не называют его)
  2. Только ли вопрос КАКОЙ? задали вы к данным местоимениям? (Еще Чей? Свой план)
  3. Вспомните, какие прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ? (Притяжательные)
  1. Выборочный диктант.Запишите в столбик только словосочетания с притяжательными прилагательными

Птичьи голоса, чудесный день, охотничье ружье, мамина шаль, вишневый сад, верблюжий горб, узкий коридор.

  1. Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность чего-либо лицу или животному)
  2. Замените данные прилагательные подходящими по смыслу местоимениями.
  • Птичьи голоса (чьи?) – их голоса
  • Охотничье ружье (чье?) – его
  • Мамина шаль (чья?) – ее
  • Верблюжий горб (чей?) – его
  1. С помощью каких местоимений можно еще обозначить принадлежность предмета лицу или животному? (Моя шаль, мой голос, мое ружье, твоя…, твой…, твое…, наш…, ваш…)
  2. Сделаем вывод. Эти местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет (так же как и притяжательные прилагательные). Следовательно, эти местоимения будут называться притяжательными.
  3. Какая же тема сегодняшнего урока? Притяжательные местоимения-прилагательные. (Делаем запись темы на доске и в тетрадях).
  1. Чтение правила по учебнику (стр.197)
  2. Упр.460 (устно).
  3. Составление таблицы (или таблица заранее написана на доске и учащиеся ее только комментируют) и работа по ней.
Лицо Местоимениия
Личные Притяжательные
1 Я, мы Мой, наш свой
2 Ты, вы Твой, ваш
3 Он, она, оно, они Его, ее, их
  • На что указывает местоимение мой? (На то, что предмет принадлежит самому говорящему). Приведите примеры, изменяя местоимение по падежам
  • На что указывает местоимение твой? (На то, что предмет принадлежит лицу, с которым мы беседуем). Примеры.
  • На что указывают местоимения его, ее, их? ( На то, что предмет принадлежит третьему лицу). Примеры. Его брат, его брата, его брату…; ее брат, ее брата, к ее брату

Вывод. Местоимения его, ее, их не изменяются по падежам, в отличие от местоимений мой, твой, ваш, наш. Изменяется только падеж существительного, с которым оно сочетается.

  • Каким членом предложения являются притяжательные местоимения-прилагательные? (определением) Примеры.
  • Что мы можем еще сказать о местоимениях его, ее, их?
  • Сравним:

Я встретился с его братом.
Я встретил его вчера.

Вывод. Притяжательные местоимения его, ее, их являются омонимами личных местоимений 3-го лица в форме род. падежа:

  • Кого? его (н.ф. – он);
  • кого? ее (н.ф. — она);
  • кого? их (н.ф. – они)
  1. Упр.462 (письменно).
  • Найти в данных предложениях личные местоимения его, ее, их и притяжательные местоимения его, ее, их
  • Определить синтаксическую роль этих местоимений – омонимов.
  1. Запись предложений на доске с тем же заданием.
  1. Их слова могут задеть, их же они просто забавляют.
  2. Его неудачи расстраивали родителей, но не его.
  3. Ее вкус изумляет всех, только не ее саму.

Вывод. Личные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос кого?. В предложении являются дополнением. Притяжательные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос чей? чья? чьи?. В предложении являются определением.

  • Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются по падежам и числам.
  • Притяжательные местоимения ваш. Ваш (как личные местоимения ты, вы) составляют основу речевого этикета, принятого в русском языке.
  1. Объясните выбор местоимений. (Предложения записаны на доске заранее)
  • Учительница вошла в класс и, улыбаясь, сказала: “Ребята, мне было интересно читать (ваши, Ваши) сочинения”.
  • Писателю задали вопрос: “Сколько частей будет в (вашей, Вашей) книге?”
  1. Посмотрите на таблицу (задание 5) и скажите, о каком местоимении мы ничего не сказали? (Свой). Почему оно помещено особняком?
  1. Материал для наблюдения за местоимением свой

Как изменяется смысл высказывания, если местоимения ее, их заменить местоимением свой в нужной форме?

  • Девочка отдала подруге ее книгу
  • Вожатая взяла у ребят их рисунки.

Укажите слово, которое называет действующее лицо в каждом предложении. Какое местоимение обозначает принадлежность предмета действующему лицу? (Местоимение свой)

Вывод. Следовательно, притяжательное местоимение свой употребляется с соблюдением следующего условия: оно по смыслу должно соотноситься с тем лицом, которое в предложении обозначено подлежащим. Значит, употреблять местоимение свой надо очень вдумчиво, иначе мы получим предложения с неясным, или двузначным, или смешным смыслом

  1. Работа с раздаточным материалом. Исправить ошибки.
  1. Мать дала сыну свои игрушки.
  2. Он вернул (мне) свою книгу.
  3. Комендант велел, чтобы дворник отнес к нему свои вещи.

-однозначный или двузначный смысл

  1. Я застал помощника в своем кабинете.
  2. Старшая сестра просила младшую подать ей свою кружку.(чью?)
  3. Учитель попросил ученика учесть его прежние ошибки.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. Правило на стр.197, упр.464

Источник

ТЕМА: «ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

ТЕМА:«ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ».

ЦЕЛИ:Учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные от существительных,

включать их в предложения, закрепить места обитания животных.

Развивать память, внимание, мышление.

Скачать:

Вложение Размер
prityazhatelnye_prilagatelnye-_bondarenko.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Бондаренко Светлана Викторовна, учитель-логопед 1 квалификационной категории ДОУ № 4 «Сказка» г.Заозерск Мурманской области

ТЕМА: «ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ».

ЦЕЛИ: Учить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные от существительных, включать их в предложения, закрепить места обитания животных.

Развивать память, внимание, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: ширма; игрушки (заяц, лиса, белка, медведь). Картинки на образование притяжательных прилагательных; конструктивная картинка; волшебный зверь.

  1. Оргмомент. (Пришли в лес, послушали тишину, чьи голоса можно услышать, вдохнули запах хвои).
  1. Сегодня в гости к нам пришли разные звери, они будут загадывать вам загадки и появятся перед вами только тогда, когда вы их отгадаете. (За ширмой).

— Чей хвост? Беличий.

— Чья лапа? Медвежья.

  1. Слушайте¸ думайте, отвечайте, зверей представляйте.

— Чьи лапы самые сильные?

— Чей хвост самый короткий?

— Чей хвост самый пушистый?

— Чьи уши самые длинные?

  1. Давайте вспомним, кто, где живет и с кем.

Медведь – в берлоге с медвежатами.

Волк — в логове с волчатами.

Лиса — в норе с лисятами.

Белка — в дупле с бельчатами.

Птица — в гнезде с птенцами.

Мышка — в норке с мышатами.

Бобры — в хатке с бобрятами.

  1. Образование притяжательных прилагательных.

Под деревом берлога чья? Медвежья.

На дереве гнездо чье? Птичье.

В лесу логово чье? Волчье.

В земле нора чья? Лисья.

А норка чья? Мышиная.

На дубе дупло чье? Беличье.

  1. Помогите распутать следы (кому они принадлежат?).

Весь лес засыпан снегом, он как лесная книга, можно прочитать, кто куда пробежал, по каким делам. А может быть, кто-то за кем-то гнался?

— Дети распутывают следы зверей.

  1. ФИЗМИНУТКА. «Есть у каждого свой дом».
  1. Работа по индивидуальным картинкам «Скажи правильно».
  1. Давайте посмотрим картину, на ней мы никого не увидим. Звери спрятались. Давайте догадаемся, кто и где спрятался?
  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Что мы делали на занятии?

Зверушки оставили свои портреты. Возьмите их домой и разукрасьте. Разукрашивать их нужно, приговаривая: «Я разукрасил лисий хвост, лисье туловище, лисью морду» и т.д.

Вырезать, приклеить на альбомный лист, дорисовать картинку и придумать рассказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи и обучение грамоте на тему: «Придумывания сказки на предложенную тему» ( В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ) ВОСПИТАТЕЛЬ:За.

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной .

Особенности формирования математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в процессе игровой деятельности.Конспект комбинированного заня.

Конспект занятия по ОПК на тему «О мире».

Конспект занятия по ОПК на тему «О мире».

Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление.

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень).

Источник

Разряды имен прилагательных. Притяжательные прилагательные

Используйте разработку данного урока вместе с презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Разряды имен прилагательных. Притяжательные прилагательные»

Тема: « Разряды имен прилагательных. Притяжательные прилагательные» (слайд)

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, их образованием и правописанием; повторить все виды разрядов прилагательных

обучающие: познакомить обучающихся с притяжательными прилагательными,

сформировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять их грамматические признаки;

сформировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера;

развивающие: развить речь, внимание, мышление, память обучающихся;

сформировать универсальные учебные действия по обобщению, сравнению и классификации;

сформировать информационную компетенцию;

воспитать культуру общения, уважения к собеседнику и учителям;

воспитать уважение к природе и живым существам

знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;

уметь различать прилагательные по значению.

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

извлекать информацию из различных источников;

приводить примеры в качестве доказательства;

определять и формулировать цель деятельности;

прогнозировать, корректировать свою деятельность;

выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

уметь сотрудничать в группе и в паре;

учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;

высказывать и отстаивать свою точку зрения;

договариваться,задавать вопросы по теме;

выступать перед аудиторией.

выражать положительное , осознанное отношение к учению;

оценивать собственную учебную деятельность;

применять правила сотрудничества в группе.

Оборудование: учебник, карточки, презентация, мультимедийный экран

(учащиеся записывают дату, а для темы оставляют пустую строчку)

Проверка домашнего задания

Синквейн к слову «Прилагательное»

-Что такое имя прилагательное?

-Какие степени сравнения есть у имени прилагательного?

-Какие разряды имеет имя прилагательное?

-Назовите признаки качественных имен прилагательных. Приведите примеры.

-Назовите признаки относительных имен прилагательных. Приведите примеры.

-Как вы думаете, почему у разрядов такие названия?

Объясните для чего мы изучаем разряды прилагательных?

3.Задание на повторение (работа с карточками) ( изображение барсука-слайд)

Выборочный (выписать из текста прилагательные : сильные ученики — выписывают качественные прилагательные, слабые (Тетерин, Воронин, Богданова, Стегура, Костеева) — относительные)

Из корзинки показалась барсучья мордочка с чёрным носиком, любопытными глазками и маленькими стоячими ушками. Барсучонок выбрался из корзинки на диван. Какой же он забавный! Шёрстка светлая, серебристая, а ножки тёмные. Словно барсук нарядился в чёрные сапожки и чёрные варежки. «Хвост он поджал или у него нет хвоста?» — заинтересовался я. «Короткий хвостик есть», — ответила мама. Малыш смешно принялся разгуливать по кожаному дивану. (По Г.Скребицкому.)

Прилагательных какого разряда было больше всего? (качественных)

Какое прилагательное не вошло в таблицу? (барсучья)

Как вы думаете почему? (т.к. оно притяжательное)

Источник

Читайте также:  признаки морфологического разбора имени существительного