Меню

Выпишете сначала прилагательные у которых в суффиксе одно н



§ 64. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных —

365. Образуйте прилагательные от данных слов с помощью суффикса -ин- и запишите их в алфавитном порядке. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле). • Определите разряд записанных прилагательных. • С 2-3 прилагательными составьте словосочетания.


366. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора н и нн в суффиксах прилагательных.


367. Запишите однокоренные прилагательные, образованные от данных существительных. • В каких словах наблюдается чередование гласных в
корне?


368. Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях. • Составьте и запишите 2 предложения со словами ветреный и ветряной.


369. Образуйте прилагательные. Сгруппируйте полученные слова: а) прилагательные, образованные от существительных с н на конце основы; б) прилагательные с суффиксом -ан-(-ян-), в) прилагательные с суффиксом -енн-. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.


370. Выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одно н, затем прилагательные с двумя н в суффиксе. Обозначьте условия выбора вставленных букв. Какие слова вы не выписали? Почему?

1) Орлиный, овсяный, кожаный, звериный, торфяной, песчаный, костяной, осиный, багряный.
2) революционный, восторженный, обеденный, оловянный (искл.), деревянный (искл.), экскурсионный, письменный, стеклянный (искл.), авиационный, обыкновенный.

Юный и румяный — нет суффикса вообще, Н в корне.
Способы образования: прист., прист.-суф.


371. Образуйте краткие прилагательные мужского и женского рода (см. образцы). Обозначьте условия выбора букв н и нн в суффиксах прилагательных.


372. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок. • В каком значении употреблено слово бархатный?


373. Диктант. Обозначьте части слов, в которых находятся вставленные орфограммы. Объясните постановку запятых между однородными членами.


374. Прочитайте слова в таблице. Правильно ли их расположение в соответствии с написанием н и нн в суффиксах прилагательных? Спишите, делая необходимые исправления. • Составьте 1-2 предложения со словосочетаниями из таблицы.


375. Опишите игрушку: куклу, петрушку, солдатика, динозавра и др. Расскажите, из чего сделана игрушка и её одежда, как она раскрашена, как ею играют дети. Какие прилагательные вы употребили в своём описании? Какие из них качественные, какие относительные? Образец рассуждения. Черкес..кий. Краткой формы это прилагательное не имеет. Определим, от какого существительного оно образовано: черкес..кий ← черкес. Основа существительного черкес не оканчивается ни на к, ни на ч, ни на ц. Следовательно, в прилагательном черкесский пишется суффикс -ск-.

Источник

Выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одно н, затем прилагательные с двумя н в суффиксе. обозначьте условия выбора вставленных букв. какие слова вы не выписали? и почему? ​

Ответы

а)он и пашет,и строит,и рубит,и добывает

б)с этим настроением,и ехал путешественник и день,и два,и три.

в)и тогда торопится оттаятьи расцвести распустится и зазеленеть всё вокруг

каждое время года для меня окрашено в свой цвет: зима-в серебристо-синий,весна-в грязно-розовый цвет,лето-в жёлто-оранжевый,но только осень представляет собой целую гамму цветов-от бежевого до коричневого.осень окрашивается для меня.а как приятно идти по лесу,когда золотой осенью деревья как будто готовятся к празднику.и королева-сама осень-наряжает их в дорогие наряды.она,как хозяйка,украшает лес,стелит разноцветные ковры.ну вот,кажется всё готовок листьев. наступает поздняя осень.в завершении золотой осени верный слуга-ветер объявляет весёлый праздник.начинается вальс листьев.ветер срывает золотые монетки с деревьев и кружит их в небе.шурша осенними коврами,ветер дарит всем

сдержать свое слово удается не всегда. а когда не сдержишь его, на душе становиться совестно и как-то неспокойно.вобще обещания надо давать по своим и моральным возможностям. бывает дал другу слово пррийти сегодня на каток,не спросив предворительно у мамы,а она не пустила или бывает так: договорились с другом пойти в кино в кино. выходишь зарание. а тут раз и пробка. и в кино не попал,друга расстроил, и сам удовольствия не получил.

Источник

Русский язык

Выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одно н, затем пригогательные с двумя н в суффиксе. Обозначая усорвия выбора вставленных букв. Какие слова вы не выписали? почему?

    Правописание Н и НН в прилагательных

Количество букв Н в именах прилагательных зависит от того, с помощью какого суффикса образовалось слово.

Если слово образуется с помощью суффикса –Н-, удвоение согласных получается лишь в том случае, когда основа производящего слова оканчивается на Н. Например: СОН-Н-ЫЙ, БАРАБАН-Н-ЫЙ.

Если при образовании слова использовались суффиксы
–АН-, -ЯН-, -ИН-, то писать надо одну букву Н. Например: ГУС-ИН-ЫЙ, СЕРЕБР-ЯН-ЫЙ, КОЖ-АН-ЫЙ.

Если же суффиксы -ОНН- или –ЕНН-, то пишется две Н. Например: АВИАЦИ-ОНН-ЫЙ, СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ.

Запомните несколько исключений: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ. В этих словах пишется удвоенная Н, несмотря на то что они образовались с помощью суффикса –ЯН-.

Обратите внимание также на слово ВЕТРЕНЫЙ. В нем нет удвоенных согласных, так как это прилагательное образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с помощью суффикса Н.

Есть также несколько прилагательных, для которых нельзя применить это правило, например: ЮН-ЫЙ, РУМЯН-ЫЙ. Дело в том, что эти слова образовались вообще без суффиксов. В них пишется одна Н, которая находится в корне.

  • ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН ВО ВСЕХ ЧАСТЯХ РЕЧИ
    ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ ОТЫМЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ( образованных от имени существительного) :
    НН Н 1)на стыке двух морфем (корня и 1) в суффиксах -ан-, -ян- суффикса, суффикса и суффикса) (в значении «сделанный туманный, старинный ; из чего-либо) 2)в суффиксах -енн- , -онн- серебряный, песчаный; революционный, соломенный искл. оловянный, исключение ветреный, но деревянный, стеклянный; безветренный (по правилу) ; 2) в суффиксе -ин- гостиная.
    Необходимо запомнить прилагательные, в которых пишется только Н: пряный, рдяный, свиной, синий, зеленый, румяный, дельфиний, юный (юннат – юный натуралист) .
    Необходимо различать написание, зависящее от значения: 1)масляный (в значении « сделанный из масла, на масле, для масла») , то есть образованное от существительного масло: масляное пятно, масляный выключатель, масляная лампа, масляная краска; 2)масленый (в значении « смазанный маслом, пропитанный маслом, запачканный») , то есть образованное от глагола «маслить» несовершенного вида: масленые глазки, масленый блин, масленица; 3)ветреный ( день, человек, погода ); 4)ветряной ( двигатель, мельница, оспа) . В краткой форме прилагательных пишется столько же Н, сколько было в полной ( дорога длинная – дорога длинна) .
    ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЯХ
    В суффиксах отглаг. прил. и причастий пишется НН, если есть: 1)приставка, кроме НЕ- (нагруженная баржа) ; 2)суффиксы –ова-, -ева-, -ирова- (газированная вода) ; 3)зависимые слова (груженная кирпичом) ; 4)образованы от глагола совершенного вида (лишенный) , кроме слова раненый, которое является искл. , т. к. образовано от двувидового глагола ранить (что делать? что сделать?) , но в остальных случаях подчиняется правилу (раненный легко, израненный) . В краткой форме причастий пишется только одна Н ( погруженная баржа – баржа погружена ). В краткой форме отглагольных прилаг. пишется столько Н, сколько было в полной: общественность взволнована – игра актера взволнованна, фавориты возвышены –идеалы возвышенны, волосы запутаны – сюжеты запутанны, избалованы судьбой – дети капризны и избалованны, выводы не обоснованы – требования произвольны и необоснованны.
    ПРИМЕЧАНИЕ: 1) исключения: отглагольные прилагательные, которые пишутся с НН: медленный, священный, желанный, невиданный, неслыханный, негаданный, нечаянный, нежданный, окаянный, деланный, штукатуренный, 3)слова, имеющие одну Н только в этом значении: посаженый отец, названый брат, приданое, верченый парень (легкомысленный) , конченый человек, писаная красавица, прощеное воскресенье, смышленый мальчик; 4)в составе сложных слов второй корень не влияет на написание: златокованый, свежемороженый; 5)в сочетаниях во второй части пишется Н, т. к. это прилагательные: глаженые-переглаженые, штопаные-перештопаные и т. д.
    ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
    Если существительное образовано от прилагательного, то будет столько Н, сколько было у прилагательного: гостиная – гостиница; ветреный – ветреник; пудреница от пудреный, а пудреный от гл. несов. вида пудрить; масленый – масленица; нефтяник, конопляник, песчаник, серебреник (монета) , серебряник (мастер) , бессребреник, буденовка. Здесь сущ. образуются с помощью суфф. -ик-(м. р. ) и -иц- (ж. р.) . Если сущ. образуются от другого сущ. , то с помощью суфф. –ник-(м. р. ) и –ниц- (ж. р.) : дружина – дружинник; мошна – мошенник; гривенник, малинник, сторонник, конница, лиственница, рябинник.
    ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ НАРЕЧИЙ
    В суффиксах наречий пишется столько Н, сколько было у прилагательного, от которого оно образовано: взволнованный – взволнованно; бешеный – бешено.
  • Читайте также:  Прилагательное от слова крупа

    Источник

    УЗ «Одна и две н в суффиксах прилагательных»
    учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

    Материал предназначен для учащихся 6 класса. 1. Цели:

    1. Показать актуальность изучения темы

    2. Научить учащихся правильно писать одну и две н в суффиксах прилагательных.

    2. Задачи

    1. Совместно с учащимися разработать алгоритм на данное правило

    2. Добиться понимания алгоритма выбора одной и две н в суффиксах

    3. Формировать коммуникативные навыки работы в группе.

    Скачать:

    Вложение Размер
    uz_n-nn_v_suffiksah_prilagatelnyh.doc 117 КБ
    didaktika.rar 383.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Возраст учеников: 6 класс
    2. Тема УЗ: Одна и две н в суффиксах прилагательных
    3. Тип урока: комбинированный
    4. Время, необходимое для реализации учебного занятия – 2урока
    5. Цели :
    1. Показать актуальность изучения темы
    2. Научить учащихся правильно писать одну и две н в суффиксах прилагательных.
    1. Задачи
    1. Совместно с учащимися разработать алгоритм на данное правило
    2. Добиться понимания алгоритма выбора одной и две н в суффиксах
    1. Формировать коммуникативные навыки работы в группе.
    1. Дидактические материалы: учебник « Русский язык» 6 класс, под ред. Баранова М.Т. раздаточный материал, презентация «Одна и две н в суффиксах прилагательных», буклет-шпаргалка «Одна и две н в суффиксах прилагательных», Толковый словарь русского языка, Фразеологический словарь.
    2. Место УЗ в изучаемой теме

    По тематическому планированию -2 часа. Поэтому УЗ построено как комбинированный тип урока

    Проектор — 1, компьютер 5 шт., экран, учебник «Русского языка» под ред.

    Баранова М.Т., раздаточный материал, презентация

    2. Актуализация знаний, побуждение интереса к учению

    1. Работа с текстом с целью подведения учащихся к теме урока .

    Учитель раздает тексты, 1 на пару и пара начинает работу под руководством учителя .

    Определите по названию тему текста.

    О чем пойдёт речь в тексте?

    Рассуждения учащихся (если возникли трудности, учитель подсказывает)

    Снег падает, мелькает, вьётся,

    Ложится белой пеленой.

    Вот солнце в облаках мигает,

    И иней на снегу сверкает.

    Ты посмотри – какая красота!

    Вечерний снег мелькает еле-еле.

    Поляна лунным светом залита

    Вокруг немой заиндевелой ели. С.Смирнов

    2. Учитель раздает тексты. Работа в парах.

    Выразительно прочитайте текст. Найдите прилагательные, подчеркните их и выделите суффиксы.

    Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.

    В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.

    Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.

    Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.

    Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.

    А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

    3. Учитель задает вопросы

    Подтвердились ваши гипотезы? (Если учащиеся не знают слово «гипотеза», провести разъяснительную работу).

    Какова основная мысль текста?

    Какие художественные средства вы увидели?

    Какие прилагательные подчеркнули?

    Докажите, что это прилагательные.

    Почему в одних прилагательных суффикс –н , а в других- -нн-?

    4. Объявление темы урока учителем « Одна и две н в суффиксах прилагательных» (Слайд №1 – 2)

    3.Объяснение нового материала ( презентация Слайд №3-6 )

    Выпишите из текста «Серебряная сказка» в два столбика прилагательные, соответствующие данным схемам.

    Корень + суффикс -ин-

    Корень + суффикс -янн-

    Корень + суффикс -ян-

    корень на -н- + суффикс -н-

    корень + суффикс -енн-

    Проверка ( слайд №7 )

    Анализ выписанных слов. (Учитель задает вопросы)

    От каких слов образованы эти слова (от существительных).

    Какие суффиксы вы выделили?

    Что обозначают суффиксы в существительных?

    Что объединяет слова первой и второй групп? (учащихся смущает слово стеклянный).

    Прочитайте стихотворение (у каждого ученика на парте)

    Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.

    А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.

    Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече

    Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.

    Для прилагательных давно записано в учёных книжках:

    Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.

    Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –

    Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.

    А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,

    Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.

    Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,

    В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.

    Учитель: Добавьте прилагательные из этого стихотворения на это правило в таблицу

    (румяный, оловянный, деревянный, туманный). ( Слайд №7 )

    Учитель: «Переведите» стихотворение на научный язык.

    ЕЩЕ раз сформулируйте тему нашего урока, чему должны научиться?

    Познакомьтесь с правилом в учебнике (Русский язык. 6 класс.М., Просвещение, 2004).

    Какая информация не встретилась в стихотворении?

    Прочитайте ещё одно стихотворение.

    Вам скажет каждый джентльмен:

    Две буквы -Н- любой порой пиши в словах, где -ОНН- и -ЕНН-,

    И только ветреный с одною.

    Ему в ответ абориген: на -Н- кончается основа, к ней прибавляешь суффикс –Н- —

    С двумя -НН- получишь слово!

    А в суффиксах -ИН-, -АН- и -ЯН- пишите Н одно, друзья.

    Лишь оловянный, деревянный и стеклянный всегда с двумя!

    Учитель: Запишите в таблицу ещё одно слово в таблицу –ветреный .

    Учитель раздает детям буклет- шпаргалка

    4. Закрепление изученного материала

    1. Учитель: Составьте синквейн «Зима», записав в первой строчке прилагательные на изученную орфограмму. (План синквейна у каждого ученика).

    ФИЗМИНУТКА слайд №8

    2. РАБОТА В ПАРАХ

    Учитель: Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.

    Примеры из стихотворения 3

    Основа существительных + -ан-, -ян- Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

    Основа существительных + -онн-, -енн- Исключение: ветреный

    Основа существительных + -ин-

    Основа существительных на -н-+ -н-

    1. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

    Как месяца луч в углубленье дупла.

    Ему заменяли овчи…ую шкуру

    Осли…ые губы и ноздри вола.

    2. И стоит берёза в со…ой тишине,

    И горят снежинки в золотом огне. С.Есенин

    3. Ты любишь ледя…ой январь,

    Безветрье, стужу зверскую.

    А я – лютующий февраль,

    Метель, позёмку дерзкую.

    4. Свет луны, таинств…ый и дли…ый.

    Плачут вербы, шепчут тополя.

    Но никто под окрик журавл…ых

    Не разлюбит отчие поля.

    5. – Что же за всем этим будет? – А будет январь!

    – Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю,

    Я ведь давно эту белую книгу читаю,

    Этот с картинками вьюги стари….ый букварь.

    6. Я по первому снегу бреду,

    В сердце ландыши вспыхнувших сил.

    Вечер синею свечкой звезду

    Над дорогой моей засветил.

    Я не знаю, то свет или мрак?

    В чаще ветер поёт иль петух?

    Может, вместо зимы на полях

    Это лебеди сели на луг?

    ПРОВЕРКА: СЛАЙД №9

    Учитель: В каком стихотворении нет прилагательных на изученное правило? (текст № 6) ( СЛАЙД №10) Образуйте от двух существительных ПЕТУХ и ЛЕБЕДЬ из этого стихотворения прилагательные с суффиксом -ин-.(петушиный, лебединый)

    Как вы понимаете две последние строчки этого стихотворения?

    Каково лексическое значение слова лебедь? (Работа с Толковым словарём)

    Какого рода это слово? (Как птица из семейства утиных, это существительное муж.рода: чудесный лебедь. В поэзии, фольклоре – женского рода)

    В состав каких фразеологических оборотов входит прилагательное, образованное при помощи суффикса –ин- ? (лебединая песня; лебединая верность) (Возможна работа со словарём фразеологизмов) СЛАЙД №11

    5. Применение изученного

    Учитель: Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»:

    Слова на слайде № 12 , учащиеся с места говорят ответ

    Учащиеся делятся на3 группы по уровню знаний

    1. 1 группа учащихся получает задание, выполняют задание индивидуально, затем образуют малую группу и проверяют по ключу .

    Вам необходимо помочь другу выполнить домашнее задание по теме «Одна и две н в суффиксах прилагательных».

    Используя приведенное ниже правило, заполните таблицу.

    От данных имен существительных образуйте и запишите имена прилагательные с суффиксами -н-, -ин-, -ан-(-ян-), -енн-, -онн-.

    Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на –н; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн- Исключение : ветреный.

    Одна буква н пишется: 1) в суффиксе –ин-; 2) в суффиксе –ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных.

    Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.

    В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

    2. 2 группа учащихся получает задание, работают в парах.

    Представь, что ты репетитор и тебе нужно подготовить ученика к диктанту по теме «Одна и две н в суффиксах прилагательных».

    Объясни соседу, как правильно написать одну и две н в суффиксах прилагательных, приведи 4 примера, 2 – с одной Н, и 2 – с двумя НН, назови слова-исключения.

    Если возникли проблемы, обратитесь к учебнику.

    Вставьте Н или НН в слова.

    1. Дли__ая клюкве__ая плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень.

    2. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утре__ем свете им открылось болото, как море.

    3. У нас в Блудовом болоте эти холмы песча__ые, покрытые высоким бором, называются боринами.

    4. Митраша выучился у отца делать деревя__ую посуду.

    5. Но кроме бондарства, на нем [Митраше] лежит и все мужское хозяйство, и обществе__ое дело.

    6. Еще с первых дней Отечестве__ой войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего — торфа.

    1. Дли нн ая клюкв енн ая плеть, цепляясь за стебельки трав и неровности, оплела черный теплый пень.

    2. И когда кустарники перестали заслонять вид впереди, при первом утре нн ем свете им открылось болото, как море.

    3. У нас в Блудовом болоте эти холмы песча н ые, покрытые высоким бором, называются боринами.

    4. Митраша выучился у отца делать деревя нн ую посуду.

    5. Но кроме бондарства, на нем [Митраше] лежит и все мужское хозяйство, и обществе нн ое дело.

    6. Еще с первых дней Отечестве нн ой войны работали над подготовкой болота для добывания в нем горючего — торфа.

    3. 3 группа учащихся получает задание, работают индивидуально 20 минут,

    после чего читают свою работу, комментируя написание слов с изучаемой орфограммой.

    • Представь, что завтра у вас дома будет торжество по поводу юбилея отца, к вам придут гости. Мама задерживается на работе до позднего вечера, и кроме тебя некому подготовить поздравление.

    Используя данные прилагательные, а также информацию из текста «Поздравление», напиши поздравление для папы.

    Обыкнове. ый, бесце. ый, мужестве…ый, еди. ый, очарова. ый, увере. ы, натренирова. ый, торжестве…ый, единстве…ый ( можно использовать и другие прилагательные с одной и двумя н в суффиксах).

    Поздравление – это, прежде всего, пожелания здоровья, о чем свидетельствует корень -здрав-. Во все времена главной ценностью для людей было здоровье, так и родилось слово поздравление. Приставка по в поздравлениях указывала на пожелание человеку еще большего здоровья, чем было. В поздравление закладывалось огромная сила. Каждый, кто произносил поздравления, явно желал здоровья и всех благ. Естественно, если поздравления в стихах, то говорилось от души.

    . Письмо-поздравление . Его обычно пишут на открытке и могут, как вручить лично, так и отправить по почте. Письмо-поздравление состоит из трех частей:

    2) основная часть и

    Обращение можно начинать со слов «Уважаемый(ая)» (если оно обращено к старшему), «Дорогой(ая)» (если оно обращено другу или родственнику). Вторая часть письма содержит указание на событие, по поводу которого даются поздравления (например, «Поздравляю тебя с днем рождения» или «Поздравляю Вас с Новым годом») и добрые пожелания человеку, которому обращено поздравление. Завершает письмо подпись, перед которой часто ставят небольшую формулу вежливости, например, «С уважением, Петр» или «Всего наилучшего, Мария». Обычно письма-поздравления бывают не очень длинными

    Критерии оценивания КОЗ:

    1.В поздравлении присутствует обращение; обращение написано на отдельной строке; присутствует подпись; в подписи используется формула вежливости

    2. В работе используются предложенные имена прилагательные, а также свои собственные; работа отличается разнообразием используемых синтаксических конструкций.

    3. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста, работа соответствует жанру.

    Допущены 1-2 орфографические ошибки и/или 1-2 пунктуационные ошибки.

    Не соблюдено одно или два условия (см. 2 балла)

    Допущены 3-4 орфографические ошибки и/или 3-4 пунктуационные ошибки.

    Не соблюдено более двух условий

    Допущено более 4 орфографических ошибок и/или 4 пунктуационных ошибок

    2балла — оценка 5

    1 балл – оценка 4

    0 баллов — оценка 3

    6. Контроль и самоконтроль

    Учащиеся выполняют тест «Н и НН — диск «1С: Школа. Русский язык 6 кл. Морфология. Орфография

    7 Информация о домашнем задании (Слайд № 13)

    1. игровая форма

    Составить презентацию или кроссворд по теме

    «Одна и две буквы –н- в суффиксах прилагательных»

    2. Стр. 129 упр. 321. Задание: выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одно –н-, а потом прилагательные с двумя –н- в суффиксе. Обозначьте условия выбора букв –н- и –нн- в суффиксах прилагательных.

    8. Подведение итогов учебного занятия (Слайд №14)

    Какие трудности в усвоении материала встретил каждый из вас?

    Давайте сделаем вывод о правописании –н- в прилагательных.

    УЧИТЕЛЬ ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ ЗА УРОК (Слайд №15)

    9. Рефлексия (Слайд №16)

    Полезным ли для вас был этот урок?

    Что нового узнали?

    Что способствовало добиться нужного результата?

    Предварительный просмотр:

    Вам необходимо помочь другу выполнить домашнее задание по теме «Одна и две н в суффиксах прилагательных».

    Используя приведенное ниже правило, заполните таблицу.

    От данных имен существительных образуйте и запишите имена прилагательные с суффиксами -н-, -ин-, -ан-(-ян-), -енн-, -онн-.

    Две буквы н пишутся: 1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на –н; 2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –онн-, -енн- Исключение : ветреный.

    Одна буква н пишется: 1) в суффиксе –ин-; 2) в суффиксе –ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных.

    Исключения: оловянный, стеклянный, деревянный.

    В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных.

    Источник