прочитайте стихотворение А. Барто. Выпишите из него в одну колонку глаголы несовершенного вида, а в другую — глаголы совершенного вида.
Вы видали штукатура?
Приходил он к нам во двор,
И, поглядывая хмуро,
Он размешивал раствор.
Что-то сеял через сито,
Головой качал сердито,
Был он чем-то озабочен,
В ящик воду подливал,
В пиджаке своем рабочем
Над раствором колдовал.
Наконец повеселел он,
Подмигнул: — Займемся делом.
Мы не курим, не халтурим,
Мы на совесть штукатурим.
1 Несовершенные: видали, приходил, размешивал, сеял, качал, был, подливал, колдовал, не курим, не халтурим, штукатурим.
2 Совершенные: повеселел, подмигнул, займемся.
Другие вопросы из категории
доску,пр*подняться со стула,пр*открыть дверцу,пр*плыть вовремя,пр*градить дорогу.Пожалуйста помагите!
Читайте также
День был весенний, солнечный, но Наташа , шедшая из школы , ничего вокруг не замечала. Ни солнечных лучей, ни молодой листвы, зелёным дымом окутавшей деревья.
Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран.
В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете.
Г. Проплывают мимо зеленое лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.
А1 В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А2 Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, с однородными членами.
А3 У какого слова неправильно определены морфологические признаки?
1 ) Земле — существительное, собственное, 1 -го склонения.
2) Летим — глагол, несовершенного вида, 1-го спряжения.
3) Мы — личное местоимение, 1-гб лица, множественного числа.
4) (На) огромной — прилагательное, в полной форме, относительное.
А4 Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А5 В каком ряду во всех словах пишется буква о?
1) к. саться, наг. р, р. стов
2) неприк.. .сновенность, сг.. .ранив, р.. .стовщик
3) разг.. .реться, подр.. .стающий, к.. .сательная
4) дог.. .рать, к.. .снуться, р.. .стение
А6 Найдите слово с орфографической ошибкой.
А7 В каком ряду пропущена одна и та же буква?
1) пр. балтика, пр. тензия, пр. чуда
2) пр. лестный, пр. града, пр. одолевать
3) пр.. .вычка, пр.. .рода, пр.. .людия
4) прекратить, пр. вязать, пр. готовить
А8 В каком слове пишется буква е?
3) увл.. .кательный
А9 Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек с очень плохой памятью».
1) ветреная голова
2) голова садовая
3) дырявая голова
4) голова соломой набита
А10 Укажите слово с нулевым окончанием.
А11 В каком ряду все слова профессионализмы?
1) художник, пилотирование, ангар
2) кризис, финансы, декларация
3) ландшафт, рельеф, равнина
4) этимология, лингвистика, слово
А12 В каком ряду все слова однокоренные?
1) беседа, бес, беседовать
2) гора, горевать, гористый
3) вода, водяной, водянистый
4) знаменитый, знамя, знаменитость
А13 В каком слове пишется непроизносимая согласная буква?
А14 В каком словосочетании слово употреблено в прямом значении?
1) широкий кругозор
2) широкая общественность
3) широкая улица
4) широкая известность
А15 В какой строчке во всех словах пишется буква е?
1) в ярост. о времен. завис. шь, узна. шь
2) в ине. к свобод. тян. т, расцвета. т
3) по тревог. на машин. гуля. т, пен. тся
4) о нежност. в семен. обгон. шь, тревож.. .т
А16 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Около санатория есть озеро, и из него вытекает ручей.
2) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.
3) Сплеча, да сгоряча ничего не делай.
4) Солнце теплое ходит высоко и душистого ландыша ждет.
А17 Укажите предложение, в котором нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены).
1) Ночь тиха и безлунна.
2) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
4) Кузнец Архип сказал теперь все ладно, хорошо горит.
А18 Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
1) Я говорил вам что нынче будет непогода.
2) Вы переведены сюда из города.
3) Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моем коне.
4) Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.
Прочитайте текст и выполните задания А19 – А21, В1— В5, С
(1) Я сидел на террасе и смотрел вниз на голубое море, расстилавшееся до горизонта живой пеленой.
(2) Пышное летнее солнце садилось за горами, но тени ложились только внизу.
(3) Безлюдное море, на котором только изредка медленно проходил черный морской пароход, казалось мне безжизненным и пустынным, вечные вздохи прибоя отзывались в сердце надрывной, тоскливой болью.
(4) Над головой высились скалистые, серые, лишенные растительности горы, давили душу каменной тяжестью своей. (5) Мне казалось, что судьба загнала меня на край земли, на котором сижу я, свесивши ноги в море, и вот-вот брошусь туда в необъяснимой тоске.
(6) Блекло золото солнечных красок. (7) Быстрее расползались тени под горой, падая на мерно вздыхающее, опечаленное море, темнела его яркая лазурь. (8) Весь берег охватила мягкими объятиями своими предвечерняя тонкая печаль
А19 Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1) Море казалось безжизненным.
2) Над головой высились черные уступы.
3) Золото красок меркло.
4) Море мерно вздыхало.
А20 Укажите, чем является словосочетание «тонкая печаль» (предложение 8).
А21 Определите стиль и тип речи.
1) публицистический, рассуждение
2) художественный, рассуждение
3) художественный, описание
4) публицистический, описание
Часть 2
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словом (-ами)
В1 Назовите часть речи, к которой принадлежит слово блекло (предложение 6).
В2 Из предложения 5 выпишите относительное местоимение.
В3 Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
Ответы к заданиям 64 — В5 запишите цифрами
В4 Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми.
В5 Сколько грамматических основ в предложении 3?
Часть 3
(С)_ Напишите сочинение, опираясь на данный текст. Как при наблюдении за природой изменилось ваше настроение?
Майский день. Обедневшая усадьба. Во дворе,под кустом буйно цветущей сирени, тихо дремлетстарая женщина. Это помещица. В глубине заброшенного сада виднеется помещичий дом с облупившимися колоннами и наглухо заколоченными окнами и дверьми. Женщина сидит в старинном кружевном чепце и бархатной чёрной накидке, вытянув ноги, откинув назад голову и прикрыв глаза. По её изжелта-бледному лицу длуждает слабая старческая улыбка. Быть может, ей видится былое , быть может, слышатся тихие звуки полонеза или мазурки, молодые голоса,весёлый смех.
два друга оттянулось на середину порта.Ждали ветра.Солнце зашло,а жара не спадала.Матросы стояли у борта и курили.в порту зажглись огоньки,и красным глазом вспыхнул на рейде маяк.красной змеёй извивалось его отрожение в воде.
Лесной домик стоял в стороне от дороги. Тропинка, которая вела к нему, давно заросла травой. Соломин и сам чуть не заблудился, а не бывавшему тут человеку ни за что бы сюда не добраться.
2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Коля вскочил, подбежал к окну и, встав на ящик, высунул голову. Высоко над землей стремительно неслись облака. Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю.
3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Храпящие лошади потащили повозки через пни, валежник и корни. Машины обдирали бока о стволы деревьев, сосновые ветки срывали брезенты с телег и грузовиков.
4. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Холм круто обрывался, дорога шла вниз. Коля и Лена остановились. Лесистую равнину пересекала серебряная река. На берегу реки раскинулся Запольск. Среди зеленых крон деревьев виднелись крыши. Разноцветные домики стояли шеренгой вдоль берега.
5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:
Погреб давно собирались сломать, но пока он служил ребятам отличным местом для игр. Это была наша пещера. Иногда мы превращали погреб в корабельную каюту. Правда, хозяева дома нередко выгоняли нас из погреба, но мы тайком снова проникали туда.
Источник
ГЛАГОЛ ПОЭЗИИ
7 класс
Тема урока: «Роль глагола в тексте (на материале поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета). Семантические группы глаголов» (2 часа).
Тип урока: обобщающее повторение по теме «Глагол» в 7-м классе.
1) Выявить роль глагола в тексте на материале поэзии Тютчева;
2) ввести понятия динамики, статики;
3) познакомить с наиболее употребительными семантическими группами глаголов:
а) глагол движения, действия;
б) глагол звучания;
в) глагол цвета;
г) глагол состояния;
д) глагол чувства.
1) тексты (у каждого):
– «Весенние воды»,
– «Весенняя гроза»,
– «Осенний вечер»,
– «Полдень»,
– «Как неожиданно и ярко. »;
2) каркас таблицы на доске;
3) словари: мифологический, С.И. Ожегова, синонимов.
Ход урока
I. слово учителя.
– Ребята, какое время года вы любите? (Называют.)
– Какие ассоциации возникают у вас с таким временем года, как весна? (Бегут ручьи, тает снег, чирикают воробьи.)
– А как вы охарактеризуете осень? (Падают желтые листья, улетают птицы.)
– Вот мы с вами и погрузились в мир природы. Сегодня на уроке мы обратимся к поэзии Тютчева. Этот поэт любил природу во всех ее проявлениях, одушевлял природу, наделял способностью чувствовать, дышать. Как называется такой прием в художественном тексте? (Олицетворение.)
– Но у Тютчева это не просто художественный прием, а особое понимание мира природы. По мысли поэта, природа действительно живет, дышит, подобно человеку. Русский поэт сумел показать это в красочных поэтических зарисовках, которые мы будем читать и анализировать. Много стихотворений Тютчев посвятил весне. Н.А. Некрасов: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе».
– Каким образом достигается это ощущение? У Тютчева природа полна движения и шума. А часть речи, обозначающая движение, – глагол. Поэтому роль глагола мы будем рассматривать именно на материале поэзии этого поэта.
II. Введение понятий «динамика» и «статика».
Обратимся к двум стихотворениям: «Весенние воды», «Осенний вечер».
Задание. Определить преобладающую часть речи в стихотворениях.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою.
Беседа
– Что объединяет два стихотворения? (Тема: обращение к миру природы, но в первом – приход весны, во втором – описание осеннего вечера.)
– Определите тип речи. (1 – повествование, 2 – описание.)
– Что позволяет показать движение в стихотворении «Весенние воды»? (Насыщенность глаголами: из
44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов.)
– Такое повествование, наполненное действием, движением, называется динамичным. Антонимичным понятием является определение «статики», т.е. покоя, неподвижности, отсутствия всякого действия.
Динамика (греч. dynamikos – «сильный») – движение, действие.
Статика (греч. statos – «стоящий) – покой, неподвижность.
– Почему именно глагол помог создать динамичное описание? (Глагол обозначает действие.)
Вывод. От насыщенности текста глаголами зависит его динамика.
III. Выделение семантических групп. Заполнение таблицы.
– Итак, динамику в тексте создают глаголы, но все ли глаголы в равной мере участвуют в создании динамичных картин? Для ответа на этот вопрос мы обратимся к двум стихотворениям Тютчева: «Весенние воды» и «Полдень».
Задание. Подумайте, почему я читаю эти стихотворения в разном темпе. Обратите внимание на количество глаголов. (Учитель еще раз читает «Весенние воды», потом «Полдень». Перед чтением объясняет значение слов нимфа, Пан, твердь.)
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет;
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
(В обоих стихотворениях есть глаголы, в первом (без повторяющихся) – 9, во втором – 5.)
– Почему же мы читаем эти стихи в разном темпе? (В стихотворении «Весенние воды» больше движения, динамики, быстрый темп; стихотворение «Полдень» читаем медленно, распевно, нет активного движения, хотя глаголов почти столько же.)
– Значит, дело не только в количестве. В чем же дело? Нам предстоит решить этот вопрос.
Задание к стихотворению «Весенние воды»
На доске каркас таблицы:
Глагол движения, действия
Глагол звучания
Глагол цвета
Глагол состояния
Глагол чувства