Меню

выпишите два существительных обозначающих вещество



§ 87. Что обозначает имя существительное

1. На какие вопросы отвечает имя существительное?

2. Что обозначает имя существительное?

3. Какие грамматические (морфологические) признаки имеет имя существительное? Как оно изменяется?

4. По какой морфеме можно определить морфологические признаки имени существительного?

5. Каким членом предложения может быть эта часть речи?

693 1. Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложений. Найдите имена существительные, подчеркните их как члены предложения.

1) Капля камень долби́т. 2) Из песни слова (не) вык..н..шь. 3) (По) одёжке встр..чают, (по) уму пров..жают. 4) Друзья позн..ют(?)ся в беде. 5) Книга (в) счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает. 6) Азбука — (к) мудрости ступенька. 7) Краткость — с..стра таланта. 8) Правда (в) воде (не) тон..т, (в) огне (не) горит.

2. Докажите на двух-трёх примерах, что найденные вами слова являются именами существительными.

3. Расскажите, какие орфографические правила вам пришлось вспомнить, чтобы правильно написать слова с пропущенными буквами и со скобками. Объясните постановку тире в предложениях.

4. Произведите синтаксический разбор пятого предложения.

5. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.

694. Учимся читать и понимать лингвистический текст

1. Внимательно прочитайте текст. Выпишите названия лексических групп имён существительных. К каждой группе подберите пять-шесть собственных примеров.

Образец записи: Явления природы: град, . .

1. Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи: существительным является почти каждое второе слово.

2. Существительные обозначают конкретные предметы окружающего мира (дом, картина, телевизор), живые существа и растения (юноша, кошка, ворона, сосна), явления природы (вьюга, радуга), общественные явления (восстание, парад, забастовка), вещества (золото, нефть, газ), географические названия (Россия, Байкал, Урал) и др.

3. Слова, которые обозначают свойства, качества, действия или состояние , тоже могут быть именами существительными. Например: синева, доброта, глупость (свойства, качества); бег, решение, толкотня (действия); сон, лень, волнение (состояние). Эти слова не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос что? и имеют значение предметности.

4. Следовательно, имя существительное — самостоятельная часть речи, которая: а) обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что? ; б) имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж и др.; в) изменяется по падежам и числам; г) в предложении обычно является подлежащим, дополнением или обстоятельством.

2. Составьте вопросы к абзацам, обозначенным цифрами. Используя эти вопросы в качестве плана, перескажите текст.

695 1. Сначала познакомьтесь с группами существительных, а затем спишите данные ниже слова, распределяя их по этим группам и заменяя указанные звуки буквами. Дополните каждую группу своими примерами.

Образец записи: Олень, медведь, лиса — животные.

1) Космические тела и явления: . 2) Земля и её недра: . 3) Растения: . 4) Животные: . 5) Явления природы: . 6) Вещества: . 7) Факты, события: .

Ур[а]ган, к[а]мета, зм[и э ]я, м[а]роз, ок[и э ]ан, р[а]дник, р[а]внина, р[ас]вет, пл[а]нета, пр[и э ]дгорье, р[и э ]ка, к[а]никулы, ж[ы э ]лезо, м[и э ]дведь, м[и э ]тель, д[а]рога, в[а]рона, пра[з’н’]ик, смер[ч’], ол[и]мпиада, м[и э ]талл, пш[ы э ]ница, з[а]тмение.

2. Составьте и запишите распространённые предложения с именами существительными одной из групп.

696 1. Перед вами группы однокоренных слов. Прочитайте их и определите, в каком случае общим для группы слов является значение признака, в каком — действия.

1) Смелый, смелость, осмелеть; чёрный, чернеть, чернить, чернота; синий, синеют, синева, синь.

2) Толкаться, толкотня; бегут, беготня, бегство, пробежка; решать, решение, решимость.

2. Выпишите все существительные, обозначьте морфемы.

3. Выберите из каждой группы по одному существительному, постройте доказательство по образцу.

Читайте также:  нормы грамматического рода имен существительных

Образец рассуждения: Слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бе́га, бе́гу и т. д.). Все эти признаки указывают на то, что перед нами имя существительное.

Источник

Вещественные имена существительные

Вещественные суще­стви­тель­ные — это сло­ва, назы­ва­ю­щие одно­род­ные по соста­ву неис­чис­ли­мые пред­ме­ты, кото­рые под­ле­жат толь­ко изме­ре­нию по объ­е­му или мас­се или деле­нию на части (тесто, вазе­лин, бара­ни­на, хло­пья).

Узнаем, что такое веще­ствен­ные име­на суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке, опре­де­лим их грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти и при­ве­дем при­ме­ры.

Что такое вещественные существительные?

Существительное как само­сто­я­тель­ная часть речи обла­да­ет спо­соб­но­стью назы­вать пред­мет. Предметность суще­стви­тель­ных выра­жа­ет­ся в обо­зна­че­нии раз­ных объ­ек­тов реаль­ной дей­стви­тель­но­сти. В зави­си­мо­сти от того, какой пред­мет назы­ва­ют сло­ва этой части речи, раз­ли­ча­ют суще­стви­тель­ные:

Рассмотрим подроб­нее, что такое веще­ствен­ные суще­стви­тель­ные.

Уже само назва­ние сооб­ща­ет нам, что речь пой­дет о веще­ствах. К веще­ствен­ным суще­стви­тель­ным при­над­ле­жат сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие одно­род­ные по соста­ву веще­ства, кото­рые не пере­счи­ты­ва­ют­ся, а делят­ся на части и сохра­ня­ют все свой­ства цело­го.

По зна­че­нию веще­ствен­ные суще­стви­тель­ные мож­но раз­де­лить на семан­ти­че­ские груп­пы:

  • назва­ния хими­че­ских эле­мен­тов (мар­га­нец, бор, водо­род, кис­ло­род, калий);
  • назва­ния лекарств (вали­дол, спаз­мал­гон, нит­ро­гли­це­ин);
  • назва­ния полез­ных иско­па­е­мых (газ, нефть, руда, золо­то);
  • назва­ния про­дук­тов (сме­та­на, кефир, кофе, сви­ни­на);
  • назва­ния ягод, пло­дов, рас­те­ний (чер­ни­ка, овёс, рожь, мята);
  • назва­ния стро­и­тель­ных мате­ри­а­лов (бетон, асфальт, гипс, обои);
  • назва­ние тка­ней (шёлк, шерсть, хло­пок, сатин, ситец, бязь) и пр.

Кроме этих зна­че­ний, веще­ствен­ные суще­стви­тель­ные име­ют неко­то­рые грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, по кото­рым их мож­но отли­чить от дру­гих слов этой части речи.

Грамматические особенности вещественных существительных

1. Вещественные суще­стви­тель­ные име­ют грам­ма­ти­че­скую фор­му

  • толь­ко един­ствен­но­го чис­ла (чай, мёд, пше­но);
  • толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла (отру­би, румя­на, бели­ла, дрож­жи, духи).

2. Эти суще­стви­тель­ные не изме­ня­ют­ся по чис­лам.

Но неко­то­рые име­на суще­стви­тель­ные в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла могут обра­зо­вать фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла, если обо­зна­ча­ют

1) сплош­ную мас­су веще­ства, зани­ма­ю­щую огром­ную пло­щадь:

2) сор­та, виды одно­род­ных веществ:

3. Вещественные суще­стви­тель­ные не под­ле­жат пере­счи­ты­ва­нию, поэто­му не соче­та­ют­ся с коли­че­ствен­ны­ми чис­ли­тель­ны­ми. Их мож­но толь­ко изме­рить, опре­де­лив их объ­ем или мас­су с помо­щью слов, обо­зна­ча­ю­щих меру:

4. Некоторые суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода в раз­го­вор­ной речи упо­треб­ля­ют­ся в коли­че­ствен­ном зна­че­нии в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла с окон­ча­ни­ем -у/-ю.

Сравним:

  • чаш­ка креп­ко­го чая — попьем чаю;
  • бан­ка мёда — попро­буй­те мёду;
  • литр керо­си­на — налей­те керо­си­ну;
  • пол­ки­ло­грам­ма риса — купить рису;
  • голов­ка сыра — наре­жем сыру;
  • связ­ка чес­но­ка — добавь­те чес­но­ку.

Источник

Выпишите два существительных обозначающих вещество

Алевтина, Укажите в предложениях профессионализмы, профессионально-жаргонные и просторечные слова (за справками обращайтесь к толковым словарям русского языка). Сделайте стилистическую правку предложений, при необходимости используйте слова в скобках.

1. Остаточные карбонаты возникли в результате окарбоначивания почв.
(отложения солей угольной кислоты в почве).
2. Это показывает относительную обедненность структур водородом, высокое содержание ароматики (высокое содержание ароматических углеводородов).
3. Лишь увеличение надоев молока на 5,3% позволит нам ликвидировать минус и взять хороший разбег (выйти из числа отстающих).
4. Выполнены работы по зачистке, затарке и погрузке капусты.
5. Нами решено сделать строймонтажа на 36 тысяч рублей.
6. Перед ним возникал даже такой вопрос: на глянец или на мат клеить пленку?
7. Двигатель-пускач трактора подлежит замене.

Алевтина, Добрый вечер!Будте так сказачно любезны,помочь разобрать мне задачку!)

3 задание
Определите функционально-стилевую принадлежность текста, покажите его лексические, морфологические и синтаксические особенности.
Метонимия – троп или механизм речи, состоящий в регулярном или окказиональном переносе имени с одного класса объектов или единичного объекта на другой класс или отдельный предмет, ассоциируемый с данным по смежности, сопредельности, вовлеченности в одну ситуацию.
Основой метонимии могут служить пространственные, событийные, понятийные, синтагматические и логические отношения между различными категориями, принадлежащими действительности и ее отражению в человеческом сознании, закрепленному значениями слов, – между предметами, лицами, действиями, процессами, явлениями, социальными институтами и событиями, местом и временем.

Читайте также:  имя существительное изменяется по родам числам лицам и падежам

Источник

ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО:
конкретные, отвлечённые, собирательные, вещественные

Здравствуйте, студенты вуза Аргемоны! Добрались и до этой лекции? Рада вас всех видеть!

Сегодня тема нашего урока, возможно, для некоторых окажется достаточно сложной, потому что про собственные и нарицательные имена существительные все часто слышат, а вот про тех, о которых мы будем говорить сегодня, слышат очень редко и, в конце концов, про них забывают. А ведь магия использования конкретных слов напрямую зависит от имеющихся знаний об этих словах. Поэтому давайте запасёмся терпением и приступим к совместному изучению имён существительных конкретных, отвлечённых, собирательных, вещественных. На самом деле тема не такая уж и сложная.

Конкретными именами существительными являются такие, которые могут сочетаться с количественными (собирательныи) и порядковыми числительными. Надеюсь, все помнят, что это такое? Количественные числительные — это количество предметов: один, два, двести, сотня и т.д. Собирательные — двое, трое. Порядковые — первый, второй. Поэтому конкретными именами существительными являются названия предметов (лист, дерево, стол), конкретных действий (прыжок, полёт), факты и явления действительности (урок, поединок). В большинстве своём эти существительные имеют формы обоих чисел. Исключение составляют лишь названия парных предметов: брюки, ножницы.

Отвлечённые (абстрактные) существительные — это названия отвлечённых понятий — свойств, качеств, действий, состояний: ум, радость, мудрость, сострадание.Такие существительные, как правило, не образуют формы множественного числа и не могут сочетаться с количественными числительными. Однако некоторые из них обладают способностью сочетаться с неопределённо-количественными словами: много радости, мало мудрости, немного счастья.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных в каком-то отношении лиц (молодёжь), предметов (мебель), животных (молодняк), насекомых (мошкара), растений (листва, малинник) и т.п., представленных как единое целое. Употребляются они только в форме единственного числа и не могут сочетаться с количественными числительными, но возможно их употребление с неопределённо-количественными словами (мало листвы) и с дробными числительными (одна треть молодёжи).

Не являются собирательными похожие на них по семантике существительные типа «полк», «стая», «роща», «груда».

Задание 1. Какими существительными являются «полк», «стая», «роща», «груда»? Докажите это.

На признак собирательности указывают суффиксы: -й- (бельё), -ств- (богатство), -ник- (ельник), -няк- (березняк), -ур- (профессура), -итет- (генералитет), -в- (листва), -н- (родня), -от- (беднота), -ёжь (молодёжь).

Вещественные существительные включают наименования однородных по составу веществ: пищевых продуктов (мука), материалов (цемент, ситец), полезных ископаемых (уголь, золото), химических элементов (уран), лекарств (аспирин), растений (пшеница, картофель), ягод (малина) и других однородных делимых масс.
Они могут употребляться либо в форме единственного числа (вода, капуста), либо в форме множественного (чернила, макароны, духи).
Не могут сочетаться с количественными числительными, но зато могут сочетаться со словами, обозначающими меру количества: литр воды, грамм золота, грядка капусты, пачка макарон, флакон духов.
При изменении лексического значения вещественные существительные могут иметь форму множественного числа. Например, минеральные воды (подразумевается, разные виды воды), пески, снега (занимаемое пространство).

Задание 2. Чтобы понять, насколько вы разобрались с этими существительными, приведите по 3 примера к каждому виду. Составьте с ними предложения, проиллюстрировав применение полученных знаний.

А теперь давайте попробуем разобраться с магией этих существительных. Вот вам текст:

Шлем, да панцирь, да седло, бинт, бальзам, примочка.
Есть такое ремесло — рыцарь одиночка.
Путешествуй там да сям, выручай кого-то.
И всё время действуй сам — вот и вся работа.

Читайте также:  склонение разносклоняемых существительных семян

Право, если рассудить — это сумасбродство,
Плетью обух колотить, что за донкихотство
Смертным потом изойдёшь — никакого толка.
Только сгинешь ни за грош — вот и вся недолга.

Задание 3. (обязательное) Найдите в этом тексте существительные и определите, какие они. Какую роль в тексте играют конкретные существительные? Какие строчки напоминают фразеологизмы? Напишите оригиналы этих фразеологизмов.

Существительные в художественном тексте, кроме того, что могут называть предметы, участвуют в создании метафор, сравнений, устойчивых выражений, которые ещё сильнее позволяют оживить текст.

Метафора (от древне-греческого «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Этот термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.
Метафора позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т.д.

Примеры метафор:
заход солнца, вой ветра, пробуждение надежды — олицетворяющие метафоры;
острота ума, теплота улыбки, подошва горы, кладезь премудрости — овеществляющие метафоры.

А вот следующие выражения являются сравнениями: ноги дугой, волосы копной, хвост трубой. Сравнения тоже играют большую роль в оживлении сказанного. Пока рассматриваем конструирование таких оборотов из имён существительных.

Задание 4. (обязательное) Разберите приведённые метафоры (хотя бы по 1 из каждой группы). Какие прямые значения слов, какие переносные. Что помогает создать сочетания совершенно с другим смыслом? Сконструируйте свои подобные сочетания. Составьте небольшой текст с их использованием.

А вот ещё один текст:

Я отсюда вижу низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всего дома, чтобы можно было во время грома и града затворить ставни окон, не замочась дождём. За ним душистая черёмуха, целые ряды низеньких фруктовых дерев, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клён, в тени которого разостлан для отдыха ковёр; перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; длинношейный гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешанный связками сушёных груш и яблок и проветривающимися коврами; воз с дынями, стоящий возле амбара; отпряжённый вол, лениво лежащий возле него, — всё это для меня имеет неизъяснимую прелесть.

А теперь задание по этому тексту. Оно будет большим.

Задание 5. (обязательное) Выберите из текста существительные и укажите те, которые помогают нарисовать картину. К какому разряду они относятся?
Затем выпишите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какова их роль в тексте?
Найдите метафоры и сравнения. Какой частью речи они создаются?
А теперь укажите существительные, которые раскрашивают картину. Помните, что существительные могут явно называть цвет, а могут просто ассоциироваться с ним.

Ну и напоследок вот такая мысль, завершающая нашу тему:

«Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке: ведь ничего этого отдельно не существует».

Задание 6. О какой категории существительного тут говорится? Согласны вы с этим? Немного ваших размышлений по этому поводу.

Три задания обязательные. Из оставшихся трёх можно выбрать какой-то один вопрос.

Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 17.11.2015

Источник