Меню

Выпишите глаголы с выделенными словами в начале глаголы



§ 88. Повторение изученного в 5 классе —

507. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Буквами н. (несовершенный) и с. (совершенный) обозначьте вид глаголов. Какого они спряжения?

Растаял (с., 1) в поле снег, леса повеселели (с., 1),
Даль заливных лугов лазурна и ясна;
Стыдливо белая береза зеленеет (н., 1),
Проходят (н., 2) облака все выше и нежней,
А ветер сушит (н., 2) сад и мягко в окна веет (н., 1)
Теплом апрельских дней.

508. Выпишите глаголы и распределите их на две группы: а) стоящие в неопределённой форме; б) употреблённые в форме 3-го лица. Обозначьте окончание -ть (-ти) в неопределённой форме и окончания глаголов 3-го лица. Где стоит суффикс -ся в этих формах-до или после окончания?

509. Прочитайте стихотворение. Как бы вы его озаглавили? Выпишите две формы глаголов будущего времени — простую и сложную. Укажите вид этих глаголов.

Название «Посадим дерево».

Простая форма (сов.в.): посадим, вырастет, зашуршит, загорится, проснутся;
Сложная форма (несов.в.): будут вить, будут светиться, будут шелестеть.

510. Расскажите по данной таблице о правописании букв е и и в безударных окончаниях глаголов.

511. Проспрягайте глаголы увидеть, просить, вырастить, вырастать, вырасти, услышать.

512. Все глаголы из стихотворения запишите в неопределённой форме и в 3-м лице в единственном числе. Укажите спряжение глаголов.

513. Вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме. Объясните условия выбора букв е и и в безударных окончаниях глаголов.

Цветет ива. Вокруг нее летают (на — ать, 1) шмели, порахют (на — ать, 1) бабочки, суетятся (на -ить, 2) бестолковые мухи. Над лужами вьются (1) комары.

Перелетные птицы торопятся (на — ить, 2) на родину, к своим гнездам. Позже других вовращаются (на -ать, 1) самые яркие и пестрые птицы. Зимородок прилетает (на -ать, 1) из Египта, а иволга — из Южной Африки.

514. Спишите. Как изменится текст, если в предложениях использовать форму глаголов прошедшего времени? Графически объясните правописание гласных в корнях с чередованием. Относятся ли глаголы примерять и примирять к словам с чередующимися гласными в корне? Расскажите, как вы наводите порядок в своей комнате.

С утра я начинают убирать комнату. Вначале скатываю ковер и снимаю с подоконника цветы. Я тщательно протираю каждый листочек и обильно поливаю растения.

Потом отжимаю тряпку и вытираю до блеска оконные стекла и зеркало.

Теперь надо положить на место игрушки моей младшей сестры. К письменному столу отца я не прикасаюсь: папа сам всегда приводит его в порядок.

515. К данным словам подберите и запишите однокоренные глаголы, имеющие в своём составе указанные части слова. Какими способами образованы записанные слова?

516. Прочитайте и озаглавьте текст. Укажите элементы разговорного стиля. Выпишите глаголы, распределяя их по видам — совершенный или несовершенный.

517. Сочинение-рассказ на тему «Стёпа дрова колет».

В своём рассказе используйте:
один из текстов в качестве вступления (см. с. 105);
содержание рисунков;
в заключении одну из пословиц (см. упр. 508).

Читайте также:  У второго глагола из пункта в

I. Вы не знаете нашего Стёпу?4 Хвастун он страшный.
— Я вчера за полчаса все дрова переколол, — сказал Стёпа однажды.
— Когда ты2 научился? — спрашиваем мы.
— А я давно умею, — отвечает он.
— Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается.

II. Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: «Ия смогу. Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором — раз! — и готово!»
И вот однажды.

518. Сгруппируйте глаголы, образованные: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом.

1) Перечитать — читать, входить — ходить, приклеить — клеить, перелетать — летать (прист.)

2) Мечтать — мечта, светлеть — светлый, краснеть — красный, мчаться — мчать, завтракать — завтрак, ужинать — ужин, бледнеть — бледный, формировать — форма, премирвать — премия.

519. Обозначьте способ образования глаголов и их состав. От какой части речи образован последний глагол? Подберите однокоренные слова к выделенному слову и запишите их по образцу (см. упр. 158).

520. Запишите глаголы с суффиксом -нича-, однокоренные с данными существительными. Укажите спряжение записанных глаголов.

слесарничать
лентяйничать
попрошайничать
кустарничать
рукодельничать
сапожничать
сотрудничать
полдничать
плотничать
огородничать

521. Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Яковлева. Спишите, раскрывая скобки. Над какой орфограммой вы работали? Какую пословицу использует автор? К чему призывает?

Помните, ребята
Правило одно:
Сам барабан
Не з абарабанит,
Медная труба
Сама трубить не с танет!
И если огонька
Нет, как говорится,
Сам по себе
Костер не з агорится.
Не т ечет вода
Под лежажий камень,
Чтоб она текла
Камень сдвинь руками.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №2, упр. 678, с. 125

678. Выпишите глаголы с выделенными словами: вначале глаголы несовершенного вида, затем — совершенного. Как выделенные слова помогают определять вид глагола? Определите время глаголов.

Найдите в четвёртом предложении слова, совпадающие по звучанию. Являются ли они омонимами?

1. Солнце день-деньской печёт. 4 (Е. Трутнева) 2. Целый день оно стоит на страже, бережёт сады, поля, дубравы. (Е. Трутнева) 3. Вдруг по крышам, по листам, редкие вначале, тут и там и тут и там капли застучали. Да как сразу грянет гром! (Е. Трутнева) 4. В полях, не кошенных косой, всё утро дождик 2 шёл косой. (Л. Степанов)

1) Словосочетания с глаголами несовершенного вида:

день-деньской печёт (наст. вр.); целый день стоит (наст. вр.); всё утро шёл (пр. вр.).

2) Словосочетания с глаголами совершенного вида:

вдруг застучали (пр. вр.), да как сразу грянет (буд. вр.).

Слова, зависящие от глаголов, помогают определить их вид. От глаголов несовершенного вида зависят слова, обозначающие продолжительность действия; от глаголов совершенного вида — слова, обозначающие внезапность действия.

В предложении В полях, не кошенных косой, всё утро дождик шёл косой есть слова одинаковые по написанию и звучанию. Но это не омонимы, это слова с совпадающими формами — омоформы. Начальные формы этих слов разные: существительное коса и прилагательное косой.

дожд/ик 2 (дожд- — корень, -ик- — суффикс, нулевое окончание, дождик- — основа слова)

Солнце день-деньской печёт .
–·–·–·–·–·–·–·–·–·–

(повеств., невоскл., распр., двусост., не осложнено)

Источник

§ 111. Виды глагола

Под какой картинкой вы напишете «Дети решали задачу», а под какой — «Дети решили задачу!»?

Какова разница в значении выделенных глаголов? На какие вопросы они отвечают?

Первый глагол — решал — несовершенного вида; второй — решил — совершенного вида. Какой из этих глаголов подчёркивает достижение результата действий, а какой обозначает процесс самого действия?

Рассмотрите таблицу. Поставьте вопросы к выделенным глаголам.

В каком столбике выделенные глаголы — совершенного вида, а в каком — несовершенного? У глаголов какого вида есть только два времени? Как вы думаете почему?

Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делал? что делаю? что буду делать?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделал? что сделаю?

638. Запишите выделенные глаголы парами. Поставьте к ним вопросы, определите их вид.

Образец. Умею (что делаю?) — несов. вид; сумею (что сделаю?) — сов. вид.

Однажды правая рука сказала левой:

— Стыдись, ведь мы одинаково устроены природой, а между тем я всё умею делать, а ты ничего. Я и жну, и кошу, и сею, и огород поливаю, и пишу, и рисую, и черчу — словом, всё делаю. А ты бездельничаешь.

На что левая рука ответила:

— Чем же я виновата, что мой господин меня не упражняет? Пусть он только начнёт меня упражнять — и я всё сделаю: и сожну, и накошу, и посею, и огород полью, и напишу, и нарисую, и начерчу не хуже тебя.

(По А. Пешковскому)

639. Выпишите глаголы с выделенными словами: вначале глаголы несовершенного вида, затем — совершенного. Как выделенные слова помогают определять вид глагола? Определите время глаголов.

Найдите в четвёртом предложении слова, совпадающие по звучанию. Являются ли они омонимами?

1. Солнце день-деньской печёт. 4 (Е. Трутнева) 2. Целый день оно стоит на страже, бережёт сады, поля, дубравы. (Е. Трутнева) 3. Вдруг по крышам, по листам, редкие вначале, тут и там и тут и там капли застучали. Да как сразу грянет гром! (Е. Трутнева) 4. В полях, не кошенных косой, всё утро дождик 2 шёл косой. (Л. Степанов)

640. Подберите или выпишите из орфографического словаря 6 глаголов с приставкой раз- (рас-); составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов, склонение и падеж существительных. Обозначьте орфограммы.

641. Подберите к данным глаголам глаголы другого вида. Выделите суффиксы.

Шагнуть, толкать, мелькать, ка́пнуть, ка́шлянуть, чихну́ть, зевать, глотать, кивать.

Об(?)единить, включить, вычерчивать, прогуляться, ра(с, сс)тупаться, выкрикнуть, во(с, сс)тавать.

642. Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида по образцу. С помощью каких морфем вы будете это делать?

643. Какие из данных ниже глаголов обозначают действие, которое происходит один раз, в один момент? С помощью какого суффикса выражается значение однократности действия?

644. Рассмотрите рисунки. Расскажите, что на них изображено.

Что делал каждый из ребят? Глаголы какого вида вы использовали, когда обозначали их действия? Подумайте: что же могло произойти потом?

Запишите 6-8 глаголов, которые вы употребили в ответах на вопросы. Определите их вид.

645. Составьте и запишите с глаголами, помещёнными в рамке, 3 предложения. Обозначьте вид и время глаголов.

Источник

Русский язык. 6 класс

Вид глагола

Укажите строку, в которой все глаголы совершенного вида.

мыслим, болтаю, сходи

купаться, внедряешь, читай

налей, улетит, вылить

кричит, отвернётся, споём

Безличный глагол

Выберите из списка правильный ответ.

В каком словосочетании употреблён безличный глагол?

Морфологический разбор глагола

Вставьте пропущенные характеристики глагола: его постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Радуется (ручеёк) – глагол

I. Ручеёк (что делает?) радуется

Н. ф. – радоваться

II. Постоянные морфологические признаки:

4) первое спряжение

Непостоянные морфологические признаки:

употреблён в форме

III. В предложении выступает в роли сказуемого.

Найдите верные характеристики глагола

Подчеркните правильные утверждения.

Глагол – самостоятельная часть речи .

Глагол «дружить» – I спряжения.

Начальная форма глагола – инфинитив.

Глагол в начальной форме отвечает на вопрос «что сделает»?

Глагол «расскажи» использован в повелительном наклонении.

Глагол «читает» безличный.

Возвратные глаголы всегда переходные.

Глаголы «гнать, держать» – глаголы-исключения.

Морфологические характеристики глагола

Установите соответствия между глаголом и морфологической характеристикой.

прош. вр., ед. ч., ж. р.

безличн. гл., ед. ч.

изъяв. накл., наст. вр., 1 л.

Лексическое значение

Подберите подписи к изображениям.

Окончания глагола

Выделите цветом глаголы 2 спряжения.

Смотр. т, стел. тся , броса. т , отыскива. т ,

гон…т , держ. тся , охот. тся , кол. т , пропада. т .

Совершенный и несовершенный вид глагола

Рассортируйте глаголы по категориям.

Совершенный вид

Несовершенный вид

Переходные и непереходные глаголы

Восстановите текст о переходности глаголов.

прямым дополнением, выраженным чаще всего формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения, например,

те глаголы, которые управляют или способны управлять

например, расти в лесу, улететь на юг, грозить неприятелю.

читать журнал, любить оперу, отправить телеграмму, привезти газеты. Все остальные глаголы –

Глаголы бывают переходные и непереходные. Переходными являются

Источник