Меню

выпишите из текста имена прилагательные вместе с теми существительными



Выпишите из текста имена прилагательные вместе с теми существительными

Задание № 13. Имя прилагательное.

Образец задания № 13.

Задание 13.

Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Ответ.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников.

Необычных памятников, удивительных памятников.

Удивительных (памятников) – мн.ч.;род. падеж.

Как выполнить задание № 13?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё об имени прилагательном.

Имя прилагательное.

Что обозначает? Признак предмета. Красивый
На какие вопросы отвечает? Какой?

Какая?

Какое?

Какие? Красивый (какой?)

Красивые (какие?) Изменяется по родам

(во множественном числе род не определяется) Мужской род.

Женский род.

Средний род. Красивый (он).

Красивое (оно). Изменяется по падежам. Именительный — кто? что?

Родительный – кого? чего?

Дательный — кому? чему?

Винительный – кого? что?

Творительный – кем? чем?

Предложный – о ком? о чём? Красивая (картина).

О красивой (картине) Изменяются по числам. Единственное число (признак одного предмета

Множественно число (признаки нескольких предметов) Красивая (картина) – ед.ч.

Красивые (картины) – мн.ч.

  • Внимательно прочитайте указанное предложение.
  • Найдите в нём слова, которые отвечают на вопросы имени прилагательного (какой? какая? какое? какие?) и обозначают признак предмета.
  • Выпишите эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Запишите их через запятую в той форме, в которой они даны в предложении.
  • На новой строчке запишите любое из этих прилагательных, существительное возьмите в скобки, укажите число, род (если есть, род можно определить только в единственном числе).
  • Проверьте ответ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

С! 1)выписать из текста имена прилагательные вместе с существительными к которым они относятся. обозначь окончание имён прилагательных. в скобках указать число, род, падеж. зима завалила деревню пушистым снегом. веточки берёз украсил белый иней. снег белой бахрамой осел на тонких веточках сирени. 2)подчеркните качественные имена прилагательные как члены предложения. определить род, число, падеж этих прилагательных. протянулся через дорогу и скрылся в тёмном ельнике заячий след. тонкий лисий след вьётся вдоль дороги. шустрая белка махнула пушистым хвостиком и прыгнула на ёлку.

Ответы

смех всегда неподкупен, велик и страшен для всех без различья, смех честный — живой проводник прогресса, любви и величья. наивно-прямой, как дитя, как мать — многолюбящий, нежный, он мудрости учит шутя, смягчает удел безнадежный. струясь, как по камням вода, как чистый фонтан водоема, торжественный смех иногда доходит до грохота грома, сливаясь в густых облаках в немолчное, грозное эхо, и тот, кто забыл всякий страх, дрожал от подобного смеха. смиряя рыданья порыв и гордую скорбь гражданина под маской шута затаив, запрятав под плащ арлекина, стремление к лучшей судьбе родят он в груди всего мира и с гидрой пороков в борьбе сверкает и бьет, как секира,

прописные гласные буквы – это ударные:

красивый сухуми, прекрасный баку, интересное интервью, маленький и маленькая кенгуру, спальное купе, далекий арагви, новое пианино, густонаселенный осло, ежедневное меню, многоводная янцзы, африканская замбези, большая миссисипи (река), южный миссисипи (штат в сша)

обрядилась | (что сделала? ) обрядилась → глагол начальная форма: обрядиться || постоянные признаки: 2 спряжение, совершенный вид, возвратный, непереходной. непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, женский род, единственное число. ||| (что сделала? ) обрядилась (сказуемое,=)

| (чтоделает? ) шепчет → глагол начальная форма: шептать || постоянные признаки: 1 спряжение, несовершенный вид, невозвратный, переходной. непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 3 лицо, единственное число. ||| (что делает? ) шепчет (сказуемое,=)

Источник

Выпишите из текста имена прилагательные вместе с теми существительными

Выпиши из предложения 8 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они

относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Прочитай текст и выполни задания 6-14.

(1)В сумерки я возвращался из леса и увидел на дороге ёжика. (2)Посадил я его в кепку, принёс домой и назвал Фомкой. (3)В комнате Фомка нашёл за печкой старый подшитый валенок и забрался в него. (4)А на том валенке любил дремать рыжий кот Васька. (5)Всю ночь до рассвета он где-то бродил, а затем прыгнул в форточку. (6)Лёг он на своё любимое место за печкой, но тут же выгнул спину дугой и выскочил на середину комнаты. (7)Васька не на шутку перепугался: старый дедов валенок чихал, кашлял, фыркал.

(8)Я подумал, что теперь рыжему Ваське спокойной жизни не будет, но ошибся. (9)День за днём кот и еж приглядывались друг к другу, а потом привыкли и подружились, даже молоко стали пить из одного блюдца. (10)Как-то еж поймал в сенях мышонка и показал его коту. (11)Пристыженный кот заурчал и предпочел удалиться во двор. (12)Васька был толст, ленив и на мышей не обращал внимания.

(13)Осенью я пустил Фомку под дом, но почти каждый вечер еж прибегал к крыльцу, стучал по блюдцу лапами и требовал молока. (14)На зов колючего друга являлся кот. (15)Но самое удивительное, что с тех пор и Васька начал ловить мышей. (16)Ведь недаром говорится, что с кем поведешься, от того и наберёшься!

(8)Я подумал, что теперь рыжему Ваське спокойной жизни не будет, но ошибся.

Источник

§ 15. Части речи —

71. Используя слова (словосочетания), дайте определения имени существительного, имени прилогательного и глагола.

Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имя прилогательное означает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Имена существительные Местоимения Глаголы Наречия
Табурет
Гвозди
Мама
Минута
Ножки
Молоток
Брат
Мы
Нам
Я
Чинили
Дала
Пилил
Работал
Рано
Подряд

Склоняются имена существительные, местоимения. Спрягаются глаголы. Наречия не изменяются.
Стихотворение создаёт весёлое настроение.


74. Прочитайте стихотворение О.Высотской. Какие части речи в нём названы? Выпишите их название в столбик и приведите на каждую часть речи по 2-3 своих примера. Откройте оглавление вашего учебника. Сколько разднлов в нём посвящено частям речи?

Существительное — школа, учитель, ученик.
Глагол — просыпается, смотрит, будет петь.
Прилагательное — весёлый, быстрый, короткие.
Местоимение — мы, ты, я, вы.
Числительное — семь, двадцать пять, сто, два.
Наречие — отлично, рано, вверх.
Частицы — не, ни, то, ли, бы.
Междометия — ох, ах, гав-гав, ой.
В учебнике посвящено три раздела частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол).


75. Озоглавьте рассказ словами из текста. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся, задайте вопросы. Выделенные слова — это наречия. Они не изменяются, т.е. не склоняются и не спрягаются. Подчеркните наречия по образцу.

Страшный зверь
Хотел кинуть (куда?) назад . Сжимая (как?) крепко . Шагнул (как?) твёрдо . Прыгнуло (как?) вдруг . Убегать (как?) страшней .


76. Подготовьтесь к игре «Я пересказываю, ты слушаешь». Вспомните приёмы слушания. Разделитесь на трри команды. Ученик из первой команды пересказывает текст упр. 75, а другие слушают и оценивают пересказ (точность, соответствие стилю, интонационную выразительность, жесты и т.д.). Затем ученик из второй команды пересказывает этот же текст; его пересказ оценивают члены команд — соперниц. Выигрывает та команда, которая лучше других перескает текст и убедительнее оценить пересказ.

Задание для самостоятельного выполнения.


77. Разбейте текст на три абзаца. Спишите любые два абзаца, подчеркивая наречия, относящиеся к выделенным глаголам. Какое правило вы применяли, Вставляя пропущенные буквы? Укажите во втором предложении главные члены.

Быстро, но осторожно Владик и Толька перебегали дорожки (у дорожек), ныряли в чащу (ча — ща) кустарника, ползли вверх, спускались вниз, ничего не сотавляя на своём пути незамеченным. Вскоре они очутились (чу — щу) высоко над берегом моря.
Слева громоздились изрезанные ущельями (разделит. ь, перед я) горы. Справа торчали (ча-ща) остатки невысокой крепости. Ребята остановились. Было очень жарко. Торжественно гремел из-за пыльного кустарника мощный хор невидимых цикад.
Внизу плескалось море. А кругом не было ни души (жи-ши). Потихоньку ощупывая каждый камушек, они прошли метров пять. Здесь ход круто сворачивал направо. (А.Гайдар)

Цыкада — хоботное прыгающее насекомое, издающее характерное стрекотание.
Мы применили правило: проверяемая согласная в корне слова; буква а, и, у после шипящих; разделительный ь.

78. Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря. Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, внизу). Подчеркните в тексте наречия.

Я стою на высоком берегу озера. Вокруг меня я слышу тихий шелест деревьев, приятный звук тихого, спокойного ветра, который обдувает моё лицо. Я виже, как летают разные птицы вдали . Вот они сели на воду, вот они уже летают вблизи меня, справа и слева ; их очень много. По озеру идут небольшие волны от ветра — это прекрасное зрелище. Внизу у воды цветут красивые цветы.

Источник

выпишите из текста имена прилагательные вместе с теми существительными к которым они относятся поставьте вопрос от существительного к прилагательному

В далекой Африке, на реке Замбези, есть настоящее чудо природы- грандиозный водопад Виктория. Река низвергается с отвесных скал. В брызгах воды играет разноцветная радуга. Шум от мощного водопада слышен за двадцать пять километров, а высокое облако водяной пыли видно за сорок километров. Местные жители называют этот водопад «дым, который гремит».

Подумайте. как образовалась слово водопад.

в далёкой Африке (в какой ?),настоящее чудо(какое?),грандиозный водопад(какой?), с отвесных скал(с каких ?), разноцветная радуга(какая ?), от мощного водопада (от какого ?), высокое облако(какое ?), водяной пыли(какой ?), местные жители (какие?).

далёкой Африке (какой?)настоящее чудо (какое?)грандиозный водопод (какой?)разноцветная радуга (какая?)мощного водопада (какого?)высокое облако (какое?)водяной пыли (какой?) Местные жители (какие?)

Другие вопросы из категории

Читайте также

шли сосновыми лесами . Кричали медведки . Пахло сосновой корой и земляникой . Над верхушками сосен неподвижно висел ястреб . Лес был накалён от зноя . Мы отдыхали в густых чащах осин и берёз . Там дышали запахом трывы и корней . К вечеру мы вышли к озеру . На небе блестели звёзды . Утки с тяжёлым свистом летели на ночлег.

Выпиши из текста два прилагательных, пять существительных и три глагола с безударными гласными в корне , рядом напиши проверочные слова .

Спиши выделенное предложение. Подчеркни основу и выпиши словосочитания.

Запиши подчёркнутое слово в начальной форме , сделай его звукобуквенный разбор.

2.Последнее предложение разберите по членам предложения.
3.Выпишите из текста два слова которые нельзя переносить.
Эта птица всем знакома.У ворон сильные ноги,крупный клюв.Перья обычно у неё серые или чёрные.Вороны живут повсюду:в лесах,горах,пустынях.Много ворон живёт в горах.Вороны поедают вредных насекомых и грызунов.

поглубже,рябчик бросается с дерева вниз головой. Даже хитрой лисице трудно разыскать рябчикову спальню.Следа-то нет- одна лишь дырочка на снегу. Выбери заголовок и выпиши из текста только ту часть,в которой раскрывается информация к нему.

От улыбки хмурый день светлей. От улыбки в небе радуга проснется. поделись улыбкою своей, и она еще не раз к тебе вернется. И тогда наверняка вдруг запляшут облака и кузнечик запиликает на скрипке. С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки.

Прочитайте предложения .Выпишите выделенные существительные с теми словами от которых они зависят поставьте вопрос к существительному и определите его
склонение,падеж и число.
Тропинка бежала вдоль ручья,вилась по отвесной круч.. Я спустился с круч. Стоял он красивый и рослый на круч. у горной реки.У опушк. дремлют кони,подпирая боком ели . И на опушк. и в глубине леса слышались птичьи г..лоса.

Источник

Читайте также:  существительное от глагола обнаружить

Выпишите из текста имена прилагательные вместе с теми существительными



Выпишите из текста имена прилагательные вместе с теми существительными

Задание № 13. Имя прилагательное.

Образец задания № 13.

Задание 13.

Выпиши из 1-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).

Ответ.

(1)В мире существует много необычных, удивительных памятников.

Необычных памятников, удивительных памятников.

Удивительных (памятников) – мн.ч.;род. падеж.

Как выполнить задание № 13?

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Сначала вспомним всё об имени прилагательном.

Имя прилагательное.

Что обозначает? Признак предмета. Красивый
На какие вопросы отвечает? Какой?

Какая?

Какое?

Какие? Красивый (какой?)

Красивые (какие?) Изменяется по родам

(во множественном числе род не определяется) Мужской род.

Женский род.

Средний род. Красивый (он).

Красивое (оно). Изменяется по падежам. Именительный — кто? что?

Родительный – кого? чего?

Дательный — кому? чему?

Винительный – кого? что?

Творительный – кем? чем?

Предложный – о ком? о чём? Красивая (картина).

О красивой (картине) Изменяются по числам. Единственное число (признак одного предмета

Множественно число (признаки нескольких предметов) Красивая (картина) – ед.ч.

Красивые (картины) – мн.ч.

  • Внимательно прочитайте указанное предложение.
  • Найдите в нём слова, которые отвечают на вопросы имени прилагательного (какой? какая? какое? какие?) и обозначают признак предмета.
  • Выпишите эти прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. Запишите их через запятую в той форме, в которой они даны в предложении.
  • На новой строчке запишите любое из этих прилагательных, существительное возьмите в скобки, укажите число, род (если есть, род можно определить только в единственном числе).
  • Проверьте ответ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

выпишите из текста имена прилагательные вместе с теми существительными к которым они относятся поставьте вопрос от существительного к прилагательному

В далекой Африке, на реке Замбези, есть настоящее чудо природы- грандиозный водопад Виктория. Река низвергается с отвесных скал. В брызгах воды играет разноцветная радуга. Шум от мощного водопада слышен за двадцать пять километров, а высокое облако водяной пыли видно за сорок километров. Местные жители называют этот водопад «дым, который гремит».

Подумайте. как образовалась слово водопад.

парашют — слово из 3 слогов: па-ра-шют. Ударение падает на 3-й слог.
Транскрипция слова: [парашут]

п — [п] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
ш — [ш] — согласный, парный глухой, непарный твёрдый, шипящий
ю — [у] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, парный глухой, парный твёрдый

В слове 7 букв и 7 звуков.

юный — слово из 2 слогов: ю-ный. Ударение падает на 1-й слог.

Транскрипция слова: [й’уный’]

ю — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

[у] — гласный, ударный

н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

ы — [ы] — гласный, безударный

й — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

В слове 4 буквы и 5 звуков.

расчет — слово из 2 слогов: ра-счет. Ударение падает на 1-й слог.

Транскрипция слова: [ращ’ит]

р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый

а — [а] — гласный, ударный

с — [щ’] — согласный, непарный глухой, непарный мягкий, шипящий

ч — не образует звука в данном слове

е — [и] — гласный, безударный

т — [т] — согласный, парный глухой, парный твёрдый

Источник

Учимся дома 1-11 классы

Заметки о семейном образовании

Диктанты на тему «Осень» для 5 класса

Здесь собраны диктанты на тему «Осень» для 5 класса. Традиционно они расположены по возрастанию количества слов. К каждому диктанту имеется грамматическое задание.

Подобны диктанты очень хорошо использовать для тренировки. При этом совсем не обязательно заставлять ребёнка писать этот диктант. Оставьте контролирующую роль школе. Прочитайте текст орфографически, чётко проговаривая ошибкоопасные места, разбирая орфограммы. Поверьте, от такой работы будет гораздо больше пользы!

А теперь — сами диктанты. Все они взяты из открытых источников.

Диктант № 1 «Осенняя пора» (82 слова)

Октябрь – осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из первого абзаца три словосочетания и сделайте их разбор.
  2. Подчеркните грамматические основы в 8 и 9 предложениях.
  3. Сделайте морфемный разбор слов «вкусные», «улетают».

Диктант № 2 «Сентябрь» (83 слова)

Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На болотном старом пне жмутся друг к дружке опенки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите два слова с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова.
  2. Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв.
  3. Выполните морфемный разбор слова «заревел».

Диктант № 3 «Сентябрь» (89 слов)

Найти гриб в сентябре в пёстром ковре из опавших листьев трудная задача. В эту позднюю пору съедобных грибов осталось очень мало. В тишине я медленно бродил по пустым полянкам, щурился на солнце и заглядывал под пеньки. Только к середине дня я нашёл семью весёлых опят. Они радостно толпились возле двух корней и были похожи на озорных ребят. Я начал осторожно их срезать и положил в свою корзинку. А из-за берёзки на меня глядел настоящий груздь! Скоро корзинка уже не могла вместить всю мою добычу. Я был самым удачливым человеком!

Грамматическое задание:

  1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова».
  2. Выделите морфемы в слове «корзинка».
  3. Запишите слова-исключения из орфограммы «Буквы и, у, а после шипящих».

Диктант № 4 «Лето кончается» (92 слова)

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождём пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста два глагола первого спряжения, проведите морфологический разбор.
  2. Выпишите два глагола второго спряжения.
  3. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, проведите их морфемный разбор.

Диктант № 5 «Лес» (99 слов)

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, они уже улетели в дальние тёплые страны.

Прекрасен лес в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветках деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не пройдёшь!

Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы и мхи, чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор прилагательного «зелёным».
  2. Выполните фонетический разбор слова «листья».
  3. Разберите по составу слово «белоствольную».

Диктант № 6 «Звуки осеннего леса» (99 слов)

Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит кроной., птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не ополи листья. Они вспыхивают на солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме. В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из второго абзаца три словосочетания и сделайте их разбор.
  2. Подчеркните грамматические основы в 11 и 12 предложениях.
  3. Сделайте морфемный разбор слов «слышится», «молоденькие».

Диктант № 7 «Осенний дождь» (100 слов)

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», — проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматическое задание:

  1. Выполните синтаксический разбор второго предложения.
  2. Выделите все приставки, обведите все предлоги.
  3. Выпишите два собственных имени существительных. Разберите их по составу.

Диктант № 8 «Поздняя осень» (109 слов)

У каждого времени года свое очарование. Живая природа чутко реагирует на любые изменения. Так и поздняя осень радует взор небывалыми красками и упоительными ароматами мокрой листвы.

Тишина. Только слышно, как шелестят опавшие листья. На голых сучьях деревьев повисли крупные капли дождя. Вот одна капля сорвалась с ветки и звонко разбилась о землю. Веселые брызги радостно засверкали в лучах солнца.

Мокрая листва окутала сады и парки. Идешь по дорожке и слышишь, как таинственно шуршат листья под ногами. В маленькой кучке листьев притаилась серая мышь. Она вылезли из уютной норки в поисках припасов.

Скоро наступят холода. Лужи подернутся тонким льдом, а деревья окутает снежная пелена. Дыхание зимы уже ощущается в воздухе.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите слова с мягким знаком. Укажите часть речи.
  2. Определите части речи во втором предложении.
  3. Выпишите из текста однокоренные слова.

Диктант № 9 «Осень в лесу» (112 слов)

Как красив осенний лес. Воздух свеж и наполнен ароматами опавшей листвы. Желтые, багровые, пурпурные и оранжевые листья тихо кружат в воздухе и падают на землю. Скоро ковер из опавших листьев укутает поляну и тропинки в лесу.

На ветках рябины полыхают гроздья ягод. Это любимое лакомство птиц. Воробьи и вороны слетаются к рябине и склевывают сочные, наливные ягодки.

Но птиц не слышно в лесу. Многие улетели на юг, в теплые страны. Вслед за солнышком потянулись утки и грачи. Журавлиная стая острым клином устремилась вдаль.

Тихо в лесу. Только слышно, как в кустах валежника трещит сучьями медведь. Он ищет оставшиеся на кустах ягоды. Очень скоро медведь заляжет в берлогу и заснет до самой весны.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните главные члены в третьем предложении.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «воробьи».
  3. Сделайте морфологический разбор слова «солнышком».

Диктант № 10 «Осень в лесу» (112 слов)

Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.

Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.

Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.

Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба.

Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните основу в первом и втором предложениях.
  2. Выпишите однокоренные слова с корнем -вод-, разберите их по составу.
  3. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Диктант № 11 «Ежи готовятся к зиме» (114 слов)

Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.

Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.

В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.

Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежу жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните орфограмму ЧК-ЧН.
  2. Выпишите однокоренные слова с корнем -ёж-, разберите их по составу.
  3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Диктант № 12 «Белки в лесу» (116 слов)

С утра до самого позднего вечера хлопочут в лесу весёлые, шустрые белочки. Совершенно не успеваешь следить за их передвижениями.

«Мама, я вижу белок!» — воскликнул радостный малыш. А белок уже и след простыл.

Поднимутся озорные белочки на вершину огромной сосны, перемахнут с ветки на ветку. Затем спустятся вниз за съестными припасами: вкусными грибками, отборными орешками, засохшими ягодками.

В лесных кладовых эти чудесные хозяюшки спрячут то, что нашли.

В уютном домике-дупле сделают они тёплые гнёзда, расселятся в них, и скоро в новых квартирках появятся маленькие бельчата. Они будут быстро подрастать и воспитываться заботливыми родителями.

А лютой зимой счастливые семьи белок будут спасаться от сильных морозов, резких, холодных ветров и обильных снегопадов. Надёжно жить в тёплых, уютных гнёздах.

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор существительных: «снегопадов», «хозяюшки».
  2. Выпишите из текста два имени существительных с безударными окончаниями, определить их склонение и падеж.
  3. Выпишите из первого предложения словосочетание, определите в нём роль имени существительного.

Диктант № 13 «Белки» (119 слов)

Идёшь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь резкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку. Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, жёлуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушёные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят. Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без корма.

Грамматическое задание:

  1. Выполните морфологический разбор существительных: «зверьки», «подвижный».
  2. Выпишите из текста имена существительные с безударными окончаниями, определите их склонение и падеж.
  3. Выпишите из первого предложения словосочетание, определите роль имени существительного в словосочетании.

Диктант № 14 «Лунная ночь» (119 слов)

Хороша осенняя лунная ночь в окрестностях села Ильинского! По сторонам проезжей дороги застыли молодые деревья: берёзки, ели, сосны, осинки.

Редкие снежинки падают на спящую землю, и ярко-жёлтая луна освещает избушку лесника, которая расположилась около узкой речки Любани. Мрачное небо пестрит частыми звёздами и свысока рассматривает ночную землю.

Кругом стоит необыкновенная тишина. Но вдруг слева послышался какой-то лёгкий шелест листвы. «Да это же белочка!» — прокричал я. На меня посыпались листочки, когда она перепрыгнула с одной веточки на другую.

Уже чувствуется приближение зимы. Скоро лёд скуёт речку, пушистым ковром закроются её берега, и избушку лесника накроет огромный сугроб.

Луч бросает свет на поляну, и деревья горят всеми цветами радуги: оранжевыми, золотыми, багряными. Вокруг багровые огни поздней осени. Здравствуй, лунная ночь!

Грамматическое задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
  2. Сделайте морфологический разбор прилагательного «лунная».
  3. Определите род и падеж двух имен прилагательных, употребленных в единственном числе.

Диктант № 15 «Предзимье» (124 слова)

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности. Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами и съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой. Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка. Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

Грамматическое задание:

  1. Найдите и выпишите несколько слов с орфограммой «Разделительные ъ и ь». Орфограммы графически обозначьте.
  2. Выделите морфемы в слове «животные».
  3. Вспомните и запишите 5 слов с непроверяемыми гласными и согласными.

Диктант № 16 «Туман» (131 слово)

Догорала вечерняя заря. Последние лучи солнца выхватывали из темноты стволы деревьев. Под ногами мягко шуршала опавшая листва.

Вдали виднелась громада леса. Мрачные деревья, казалось, простирают голые ветки навстречу мне. На пожухлой траве засверкали капельки вечерней росы.

Я вышел на опушку леса и пошел по узкой тропинке через огромное поле. Идти было трудно. Трава цеплялась за ноги и спутывала следы. Колосья спелой пшеницы тихо звенели в темноте. Ночная птица промчалась мимо и коснулась крылом моей щеки.

С земли стал подниматься туман. Густые клубы молочного цвета укутали все вокруг. Не видно даже вытянутой руки. Как найти дорогу домой?

Я продолжал идти вперед, стараясь не сбиться с протоптанной тропинки. Скоро тропа вывела меня к окраине села. Сквозь пелену тумана я разглядел на небе узкий серп месяца. Теперь я узнал дорогу. Скоро я буду дома.

Грамматическое задание:

  1. Сделайте синтаксический разбор второго предложения.
  2. Выпишите два слова с чередующимися гласными в корне слова.
  3. Разберите слова по составу: догорала, протоптанной.

Диктант № 17 «Рябина» (135 слов)

Рябина – настоящая осенняя красавица. С наступлением осени деревья стараются избавиться от ненужной листвы и спелых плодов. А рябина только начинает украшать свои ветки россыпью багровых и алых плодов. Горько-сладкие ягоды рябины –любимое лакомство птиц.

Рябина растет везде: на окраине леса, на опушке, на поляне. Вырастает она и возле домов. Нередко встретишь раскидистую крону рябины в парке или в саду.

Рябине нравится уединение. Она не любит густые заросли. Вот и стоит рябина гордая, величественная и одинокая. Хотя дружить с рябиной хотят многие деревья. Все дело в птицах. Привлеченные ароматными ягодами, птицы целыми стаями слетают к дереву. Месте с ягодами, птицы склевывают и многочисленных вредителей.

Гнуться тонкие ветки рябины под порывами ветра. Но рябина не сдается. Ее упругий ствол выдерживает и самый сильный ветер.

До поздней осени прелестный наряд рябины очаровывает нас. «Какая красавица!» – невольно восклицаем мы.

Источник

Читайте также:  формы множественного числа существительных в русском языке таблица