Меню

Выпишите из текста притяжательные прилагательные



Притяжательные местоимения-прилагательные (ОС «Школа-2100»)

  • Знать о грамматических свойствах притяжательных местоимениий-прилагательных;
  • отличать личные местоимения его, ее, их от притяжательных его, ее, их;
  • употреблять притяжательные местоимения-прилагательные в речи;
  • находить и исправлять характерные ошибки, связанные с употреблением местоимения “свой”.

Ход урока

Зачитываем словосочетания с местоимениями — прилагательными и задаем вопросы от существительных к местоимениям:

  • Каком?
  • Ни о каком катанье
  • Какими?
  • Ни с какими доводами
  • Чьи?
  • Никакие жалобы
  • Чьи?
  • Ничьи уверения
  • Чей?
  • Свой план
  • Каком?
  • Ни о каком безделье
  1. Почему эти местоимения называются местоимениями-прилагательными? (Отвечают на вопросы прилагательных; указывают на признак предмета, но не называют его)
  2. Только ли вопрос КАКОЙ? задали вы к данным местоимениям? (Еще Чей? Свой план)
  3. Вспомните, какие прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? ЧЬИ? (Притяжательные)
  1. Выборочный диктант.Запишите в столбик только словосочетания с притяжательными прилагательными

Птичьи голоса, чудесный день, охотничье ружье, мамина шаль, вишневый сад, верблюжий горб, узкий коридор.

  1. Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность чего-либо лицу или животному)
  2. Замените данные прилагательные подходящими по смыслу местоимениями.
  • Птичьи голоса (чьи?) – их голоса
  • Охотничье ружье (чье?) – его
  • Мамина шаль (чья?) – ее
  • Верблюжий горб (чей?) – его
  1. С помощью каких местоимений можно еще обозначить принадлежность предмета лицу или животному? (Моя шаль, мой голос, мое ружье, твоя…, твой…, твое…, наш…, ваш…)
  2. Сделаем вывод. Эти местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет (так же как и притяжательные прилагательные). Следовательно, эти местоимения будут называться притяжательными.
  3. Какая же тема сегодняшнего урока? Притяжательные местоимения-прилагательные. (Делаем запись темы на доске и в тетрадях).
  1. Чтение правила по учебнику (стр.197)
  2. Упр.460 (устно).
  3. Составление таблицы (или таблица заранее написана на доске и учащиеся ее только комментируют) и работа по ней.
Лицо Местоимениия
Личные Притяжательные
1 Я, мы Мой, наш свой
2 Ты, вы Твой, ваш
3 Он, она, оно, они Его, ее, их
  • На что указывает местоимение мой? (На то, что предмет принадлежит самому говорящему). Приведите примеры, изменяя местоимение по падежам
  • На что указывает местоимение твой? (На то, что предмет принадлежит лицу, с которым мы беседуем). Примеры.
  • На что указывают местоимения его, ее, их? ( На то, что предмет принадлежит третьему лицу). Примеры. Его брат, его брата, его брату…; ее брат, ее брата, к ее брату

Вывод. Местоимения его, ее, их не изменяются по падежам, в отличие от местоимений мой, твой, ваш, наш. Изменяется только падеж существительного, с которым оно сочетается.

  • Каким членом предложения являются притяжательные местоимения-прилагательные? (определением) Примеры.
  • Что мы можем еще сказать о местоимениях его, ее, их?
  • Сравним:

Я встретился с его братом.
Я встретил его вчера.

Вывод. Притяжательные местоимения его, ее, их являются омонимами личных местоимений 3-го лица в форме род. падежа:

  • Кого? его (н.ф. – он);
  • кого? ее (н.ф. — она);
  • кого? их (н.ф. – они)
  1. Упр.462 (письменно).
  • Найти в данных предложениях личные местоимения его, ее, их и притяжательные местоимения его, ее, их
  • Определить синтаксическую роль этих местоимений – омонимов.
  1. Запись предложений на доске с тем же заданием.
  1. Их слова могут задеть, их же они просто забавляют.
  2. Его неудачи расстраивали родителей, но не его.
  3. Ее вкус изумляет всех, только не ее саму.

Вывод. Личные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос кого?. В предложении являются дополнением. Притяжательные местоимения его, ее, их отвечают на вопрос чей? чья? чьи?. В предложении являются определением.

  • Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются по падежам и числам.
  • Притяжательные местоимения ваш. Ваш (как личные местоимения ты, вы) составляют основу речевого этикета, принятого в русском языке.
  1. Объясните выбор местоимений. (Предложения записаны на доске заранее)
  • Учительница вошла в класс и, улыбаясь, сказала: “Ребята, мне было интересно читать (ваши, Ваши) сочинения”.
  • Писателю задали вопрос: “Сколько частей будет в (вашей, Вашей) книге?”
  1. Посмотрите на таблицу (задание 5) и скажите, о каком местоимении мы ничего не сказали? (Свой). Почему оно помещено особняком?
  1. Материал для наблюдения за местоимением свой

Как изменяется смысл высказывания, если местоимения ее, их заменить местоимением свой в нужной форме?

  • Девочка отдала подруге ее книгу
  • Вожатая взяла у ребят их рисунки.

Укажите слово, которое называет действующее лицо в каждом предложении. Какое местоимение обозначает принадлежность предмета действующему лицу? (Местоимение свой)

Вывод. Следовательно, притяжательное местоимение свой употребляется с соблюдением следующего условия: оно по смыслу должно соотноситься с тем лицом, которое в предложении обозначено подлежащим. Значит, употреблять местоимение свой надо очень вдумчиво, иначе мы получим предложения с неясным, или двузначным, или смешным смыслом

  1. Работа с раздаточным материалом. Исправить ошибки.
  1. Мать дала сыну свои игрушки.
  2. Он вернул (мне) свою книгу.
  3. Комендант велел, чтобы дворник отнес к нему свои вещи.

-однозначный или двузначный смысл

  1. Я застал помощника в своем кабинете.
  2. Старшая сестра просила младшую подать ей свою кружку.(чью?)
  3. Учитель попросил ученика учесть его прежние ошибки.
  1. Подведение итогов урока.
  2. Домашнее задание. Правило на стр.197, упр.464

Источник

Выборочный диктант «Притяжательные прилагательные»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Данный диктант поможет систематизировать и обобщить знания по теме «Притяжательные прилагательные».

Скачать:

Вложение Размер
prityazhatelnye_prilagatelnye.pptx 771.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выборочный диктант 6 класс Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные Задание . Замените форму Р.п . существительных притяжательными прилагательными . Образец: молоко козы – козье молоко. Дом отца – Крик журавля – Платок мамы – Дом пастуха – Полёт сокола – Проверь себя!

Проверь себя! Образец: молоко козы – козье молоко. Дом отца – отцовский дом Крик журавля – журавлиный крик Платок мамы – мамин платок Дом пастуха – пастуший дом Полёт сокола – соколиный полёт

Притяжательные прилагательные Задание Из диктуемых слов запишите в тетрадь словосочетания, в которых есть притяжательные прилагательные . Проверь себя!

Материал для учителя Сердечная мышца, сердечный друг, заячий след, заячий характер, беличий воротник, беличий хвост, бараний рог, баранье жаркое, волчий аппетит, гусиное перо, вишнёвый сад, утиное яйцо, снежная лавина, узкий коридор, дедушкины очки, солнечная энергия, пассажирский поезд, волчье логово.

Проверь себя! Заячий след, заячий характер, беличий воротник, беличий хвост, бараний рог, волчий аппетит, гусиное перо, утиное яйцо, дедушкины очки, волчье логово. Оцени себя!

Источники: https://school-assistant.ru/? predmet=russian&theme=prtiajatelnie_prilagatelnie https:// media.cdnandroid.com/af/33/34/cd/imagen-elektronnyj-dnevnik-spb-0big.jpg https:// banner2.kisspng.com/20180402/goq/kisspng-professor-teacher-school-student-teacher-5ac2dee39213f1.9356412815227204835983.jpg НФИ КемГУ , факультет филологии, группа РЛ-15-01 , Первухиной Е.А.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: Научить отбирать материал на заданную тему;Развивать умение анализировать и систематизировать отобранный материал;Учить создавать текст, используя авторские речевые средства и собстве.

Тексты для выборочных диктантов в 10-11 классах.

Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию «В гостях у Некрасова».

При разработке диктанта использован учебник М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской Русский язык, 6 класс.- 26-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 239 с.

Презентация «Выборочный диктант по теме «НН и Н в суффиксах имен прилагательных»&quot.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Источник

Конспект урока русского языка Тема: «Притяжательные прилагательные»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

МУ «Комитет по образованию г. Улан – Удэ»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42 г. Улан- Удэ»

Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Комсомольская, 3

Конспект урока русского языка

Тема: «Притяжательные прилагательные»,

Крылова Оксана Геннадьевна,

учитель МАОУ СОШ №42 г. Улан-Удэ

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Притяжательные прилагательные»

УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В.Загоровская,

Цели деятельности учителя: Познакомить обучающихся с притяжательными прилагательные. Указать на смысловые и грамматические отличия притяжательных прилагательных. Правильное написа ние и употребление в речи прилагательных разных разрядов

Тип урока : урок «открытия» нового знания

Метод: исследовательский, частично — поисковый

Цели деятельности ученика :

-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Предметные : Знать определение притяжательных прилагательных; особенности склонения; употребление разделительного Ь в притяжательных прилагательных; об условиях перехода притяжательных прилагательных в качественные.

Уметь находить притяжательные прилагательные в тексте; составлять предложения с притяжательными прилагательными; разбирать их по составу; употреблять разделительный Ь и графически обозначать условия его выбора; различать омонимичные качественные, относительные и притяжательные прилагательные, составлять с ними предложения; употреблять в речи.

Познавательные УУД — самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные — формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные — учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

1.Мотивирование к учебной деятельности

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Изучение новой темы урока.

6.Усвоение новых понятий с первичным закреплением.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

8.Рефлексия. Итоги урока.

9.Д/з, комментарии к д/з.

1. Мотивирование к учебной деятельности

Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту(слайд).

Возможные варианты заданий:

Укажите и объясните изученные орфограммы ипунктограммы.

Найдите прилагательные, укажите разряды.

Выпишите из данного текста в одну колонкукачественные прилагательные, в другую-относительные и в третью — притяжательные

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, из охотничьего домика в лес на лыжах- дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея тонкие стволы молодых берез.

Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые звуки. Где-то застучал неугомонный дятел, белка теребит у вершины ели спелую шишку.

Лесную тишину нарушают вдруг веселые негромкие птичьи голоса. Это стайка красногрудых клестов пронеслась над головой. Удивительно красивы эти птицы, оживляющие тишину зимнего леса.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Беседа на повторение:

Восстановите текст (слайд)

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает

_____________________________, отвечает на вопросы:_____________? ___________?___________?

Имена прилагательные изменяются по__________________________________.

В предложении прилагательное чаще всего бывает___________________В,
а в краткой форме -______________________.

Начальная форма имени прилагательного —

-Вспомните, какие трудности по теме «Имя прилагательное» вы для себя выделили на прошлом уроке?

3. Выявление места и причины затруднения

Стратегия З Х У ( ЗНАЮ / ХОЧУ УЗНАТЬ / УЗНАЛ ) ( на доске фиксирую ответы детей)

— С какими разрядами прилагательных вы познакомились?

-Какие признаки характерны для качественных прилагательных?

-Какие признаки характерны для относительных прилагательных?

-Что мы хотим узнать?

-Какими же признаками обладают притяжательные прилагательные? (слайд) (ученики отвечают на вопросы, я фиксирую их ответы на доске)

4. Изучение новой темы урока.

Следующий этап урока — работа по новой теме: «Притяжательные прилагательные ».

Исследовательское задание классу:

— Сегодня, ребята, вы познакомитесь с ещё одним разрядом имён прилагательных – это притяжательные прилагательные.

— ИТАК, что же такое притяжательное прилагательное и как оно образуется?

Давайте подберём однокоренные слова к слову “притяжательные”(слайд):

тянуть
тяга
притянуть
притяжение, т.е. то, что притягивает к чему-то, то, что кому-то принадлежит. Исходя из этого, делаем вывод:

Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: чей? Чья? Чьё? Например: отцов дом, бабушкины очки, лисий хвост.

Притяжательные прилагательные образуются от одушевлённых существительных с помощью суффиксов –ий, -ов(-ев), -овск(-евск), -ин(-ын),

-инск (-ынск).: лисий, отцов, мамин, курицын, отцовский, материнский.

— Какими же признаками обладают притяжательные прилагательные?

Имеют ли краткую форму? Образуют ли степень сравнения? Сочетаются ли со словом очень ? Можно ли подобрать антонимы? слайд

Ну а теперь, ребята, давайте откроем ваши учебники на стр.92 и закрепим определение притяжательного прилагательного.

6.Усвоение новых понятий с первичным закреплением .

Цель: определить как образуются притяжательные прилагательные?

б) «Знаю ли я сказки?»(слайд)

З адание. Вставить в текстпритяжательные прилагательные. Указать их род, число, падеж ( Работа в парах)

Лисичка сидит да приговаривает: «Мёрзни, мёрзни, (волчий –ед.ч, мр,Ип) хвост.

Подивился старик (лисьей – ед.ч, жр, Дп) храбрости.

«Кто там бежит?» — спрашивает лисица, услышав (собачий – ед.ч, мр,Вп) лай.

Поселилась лиса в (заячьей – ед.ч, жр, Пп) избёнке, а зайчика выгнала.

Содрал волк (баранью – ед.ч, жр,Вп) шкуру и ждёт Котофея Ивановича.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование притяжательных прилагательных в речи.

Задание. Угадайте, от каких слов образованы эти русские фамилии? При помощи чего они образованы?

Алешин, Анин, Аничков, Арбузов, Базраов, Балалайкин, Белов, Беседин, Большов, Борисов,Глазов, Горин,Галкин, Дедов,Дранкин, Егоров

— знакомство учащихся с этимологией русских фамилий (слайды)

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

Вопросы для рефлексии :

Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

Что Вам в этом помогло?

Какие трудности возникли?

Притяжательные прилагательные обозначают …….

Притяжательные прилагательные изменяются по …….

Притяжательные прилагательные в предложении являются ………….

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность человеку, животному, птице.

Образуются от существительных и имеют морфологические признаки: род, число, падеж. Склонятся как качественные прилагательные мужского, женского и среднего рода

В предложении являются второстепенным членом предложения – определением.

9. Рефлексия деятельности (итог урока).

Что для меня самым полезным было на уроке?

Что для меня на уроке было самым интересным?

Что на уроке для меня было трудным?

На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

П.43, упр.323, история происхождения моей фамилии

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

5. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2004

Источник

Читайте также:  Английское прилагательное из трех букв