Меню

Выпишите сначала безличные глаголы обозначающие явления природы



§ 35. Безличные предложения

Прочитайте. Можно ли употребить в этих предложениях подлежащее? Двусоставные они или односоставные?

Зимой рано смеркается. После четырёх часов совсем темнеет. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души. Снега нет.

Почему эти предложения называют безличными?

Безличные — такие односоставные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие.

Главный член этих предложений выражается безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в родительном падеже с ни или не.

В безличных предложениях с главным членом, выраженным безличным глаголом, говорится о действиях, которые происходят сами собой, как бы независимо от действующего лица или предмета.

199. Выпишите сначала безличные предложения, которые обозначают состояние природы, затем безличные предложения, обозначающие состояние человека. Подчеркните главный член и определите, чем он выражен. Какой способ выражения главного члена не представлен?

1. Вот смерилось. Были все готовы заутра бой затеять новый. 2. Вам не видать таких ср..жений. 3. Вот сыростью холодной с востока понесло. 4. Стемнело. Болтая с моим ямщиком, я ехал всё тем же высоким холмом. 5. Мне было весело вдохнуть в мою измуче(н, нн)ую грудь ночную свежесть тех лесов. (М. Лермонтов) 6. (Ни)где не дышится вольней родных лугов, родных полей. (Н. Некрасов) 7. Сладко дремлется в кроватк.. . (А. Блок) 8. Было морозно и ясно. (Л. Толстой)

200. Запишите о ветре, дожде, громе и молнии несколько таких предложений, где говорилось бы о действии, которое проявляется как бы само собой. Определите тип предложения. Подчеркните главный член, укажите способ его выражения.

201. К каждому двусоставному предложению подберите и запишите односоставные безличные предложения.

1. По вечерам отец пишет особенно легко. 2. Девушка с утра поёт. 3. Старик весь день спит.

Источник

87. Безличные глаголы

Найдите глаголы в данных предложениях.

Совсем рассвело. Не сидится дома. Хочется к реке. Как легко дышится на рассвете!

Указывается ли в этих предложениях на действующее лицо (предмет)? Есть ли в них подлежащее? Определите наклонение и время глаголов. Назовите у глаголов окончания.

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными.

В предложении с безличными глаголами нет подлежащего.

Безличные глаголы употребляются:

  1. в изъявительном наклонении и имеют для каждого времени форму 3-го лица единственного числа и форму среднего рода единственного числа (прошедшего времени): нездоровится, будет нездоровиться, нездоровилось;
  2. в условном наклонении только в одной форме: нездоровилось бы;
  3. в неопределённой форме: нездоровиться.

511. Выпишите отдельно безличные глаголы, обозначающие 1) явление природы, 2) состояние человека. Укажите наклонение, а также лицо или род. Выпишите словосочетания «безличный глагол+существительное в предложном падеже».

1. Нигде не дыш..т(?)ся вольней родных лугов, родных полей. (Н. Некрасов.) 2. Не сидит(?)ся 3 в хате тесной, не лежит(?)ся на печи. (Н. Некрасов.) 3. Уже давно смерклось. 4. С вечера всё спит(?)ся, на дворе темно. (А. Фет.) 5. Сладко дремл..т(?)ся в кроватк.. . ( А. Блок.) 6. К утру посвежело. 7. Вечерело. Горы были уже в тени. 8. Подморозило, лужи зат..нулись ледяной коркой. 9. Больного знобило бы ещё больше, если бы не лекарство 3 . 10. Скоро стемнеет. 11. Опять ле..ко в..южило.

Читайте также:  Не забуду лицо и число глагола

512. Спишите, употребляя безличные глаголы в настоящем или будущем времени. Обозначьте вид глаголов. Выделите в них окончания.

1. Дышалось ле..ко. 2. Сла..ко дремалось. 3. Пить (не)хотелось. 4. Пришлось (не)согл..ситься с этим предложением.

В какой колонке личные глаголы употреблены как безличные?

I. Свежая листва приятно пахнет.
II. Ель темнеет вдали.

Пахнет весной.
В лесу темнеет.

513. Выпишите предложения с личными глаголами, употреблёнными как безличные. Затем выпишите остальные предложения, подчёркивая в них главные члены.

1. Слегка прогремело. 2. Где-то д..леко прогремело эхо. 3. Лес задумчиво шумит. 4. Шумит в ушах. 5. В поле пахн..т мёдом. 6. Ландыш уд..вительно пр..ятно пахн..т. 7. Свершилось чудо! 8. (Ни)чего чудесного (не)свершилось.

514. Поставьте глаголы в прошедшем времени. Можете ли вы сказать, кто производил эти действия? Почему в данном случае употреблены глаголы в форме среднего рода? • Обозначьте вид глагола.

Наверху, на чердаке (посвистывать), (подвывать) протяжно. Вот — (затянуть) басом: «Уууууу. » Потом завитком (перейти) на тонкий, жалобный голос и (засвистеть) в одну ноздрю. И снова (спуститься) в бас и (надуть) губы.

515. Спишите, заменяя некоторые предложения с повторяющимся местоимением я предложениями с безличными глаголами, чтобы избежать неоправданного повторения. Определите спряжение глаголов. Какие из них переходные?

Сегодня я закон(?)чу полоч(?)ку для книг. Когда всё под рукой, я работаю ле..ко. Лак л..жится 2 ровно. Ещё один-два ма..ка — и полоч(?)ка г..това. Я хочу под..рить её младшей сестрёнке. Пусть поставит на неё свои книги. То-то будет радости!

516. Составьте с данными глаголами 5—6 распространённых предложений на одну из тем: «На заре», «Вечером», «Мне нездоровится».

  1. Брезжит, рассвело, побелело (на востоке), пахнет, веет, вечереет, морозит, холодает, дышится, хочется.
  2. Знобит, лихорадит, тошнит, трясёт, тянет, звенит (в ушах), рябит (в глазах).

517. Диктант. Подчеркните безличный глагол и глаголы в повелительном наклонении.

Чуть света..т, приготов(?)тесь к старту, наж..мает на п..даль в.лосипеда, участву..т в облас(?)ных с..ревнованиях, ю(н, нн)ыми спор..сменами, л..кование б..лельщиков, выр..жаем в..сторг, надо возвр..тит(?)ся на сост..зания, прик..снёш(?)ся к фин..шной лент.

Источник

Безличные глаголы

Конспект урока

7 класс

I. Уточнение приобретенных знаний.

Какой раздел русского языка мы изучаем? (Мы изучаем морфологию.)
С какой частью речи работаем на протяжении нескольких уроков? (С глаголом.)
Назовите признак, отличающий глагол от других частей речи. (Процессуальный признак – признак, протекающий во времени.)

II. Исследование языкового материала.

Сравним пары предложений. (Запись на доске.)

1. В зимнюю пору смеркается рано.
2. Мне не дремлется, не спится у ночного костра.

В каких предложениях действие глагола-сказуемого не указывает на действующее лицо? (В предложениях первого столбика.)
Сравним предложения по строению, т.е. найдем грамматическую основу. (Грамматическая основа предложений первого столбика состоит только из сказуемого.)
Как называются предложения с одним главным членом? (Односоставные.)
Есть ли в этих предложениях действие? А производитель действия? (Действие обозначено, а производителя действия нет.)
Оказывается, есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, т.е. действие происходит само по себе. Что это за глаголы?

III. Определение темы урока.

Прочитаем текст учебника на с. 149.

§ 52. ОСОБЕННОСТИ БЕЗЛИЧНЫХ ГЛАГОЛОВ

I. Мы знаем, что глагол обозначает процессуальный признак, действие предмета.

В высказывании Пришел, увидел, победил нет подлежащего, которое указывало бы на производителя действия, но мы знаем, что кто-то эти действия совершил, даже если не знаем кто. (Эти слова, по свидетельству историков древности, принадлежат Юлию Цезарю.)
А может ли быть такое, что действие есть, а его производителя – самого предмета – нет? Что-то очень таинственно получается!
И все-таки такое быть может. Есть глаголы, которые обозначают действие без действующего лица, никем не производимое, как бы происходящее само собой. В предложениях с такими глаголами не бывает и не может быть подлежащего, и такие предложения (вспомним!) называются безличными.
И сами такие глаголы называются безличными. Например: смеркается, нездоровится, тошнит.

Запишем тему: «Безличные глаголы».

Почему высказывание Пришел, увидел, победил не является безличным?
В чем особенность безличных предложений?

IV. Закрепление.

Выпишите из текстов задания 213 глаголы в 3-м лице единственного числа и найдите среди них безличные глаголы.

Учащиеся выполняют задание.

Прочитайте безличные глаголы, которые вы выписали в тетрадь.
С какой формой глагола совпадает форма безличного глагола? (С формой 3-го лица ед. числа настоящего времени, среднего рода ед. числа прошедшего времени.)

V. Самостоятельная работа (или запись на доске).

Задание 1 (или запись на доске). Замените двусоставные предложения безличными.

В этот ясный, солнечный день все хорошо работали. – ?

Мы долго не хотели уходить из зимнего леса. – ?

Мой друг по вечерам не сидит дома. – ?

От волнения мы долго не спали. – ?

Каким образом нам удалось преобразовать предложения? (Использовали в роли сказуемого безличные глаголы, которые обозначают действие без указания на действующее лицо.)

Задание 2 (работа в парах). Учащиеся из общего количества предложений должны выбрать безличные.

1. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца.

2. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой.

3. Прогремело вдали.

4. С каждым днем все сильнее чувствуется приближение весны.

5. В горле у Севастьянова перехватило.

6. Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

7. Радостно видеть дружные всходы.

8. Наступает праздничный вечер.

9. В это время позвонили в дверь.

10. Долго мне не спалось.

11. Выхожу из комнаты, иду в ближнюю рощу.

12. Детям не сидится дома, им хочется на свежий воздух.

13. Солнце начинает спускаться.

14. Начинало уже заметно смеркаться.

15. В лесу легко дышится.

Что обозначают безличные глаголы дышится, сидится, спалось? (Эти глаголы обозначают состояние и переживания человека.)
Что обозначают безличные глаголы темнеет, моросит, рассвело? (Природные явления.)

VI. Творческая работа.

Выполните задание 214.

Задание 214

Что обозначают приводимые ниже безличные глаголы? Расположите их в соответствии с их значением в два столбика и придумайте с некоторыми из них небольшой рассказ.

Похолодало, подмораживает, лихорадило, живется, смеркается, не работается, не хочется, моросит, вечереет, кажется, взгрустнулось, светает, рассвело.

Пока кто-то из учеников читает получившиеся рассказы, остальные составляют рецензию, учитывая цельность, точность изложения, языковые средства.

VII. Итог.

В чем особенность безличных глаголов? (Обозначают действие без действующего лица.)

Задание-ловушка

Установите, есть ли безличные глаголы в следующем предложении.

Слово доброе не забудется: что в нем скажется, то и сбудется.

Домашнее задание

Задание 215

Придумайте рассказ, где бы было побольше безличных глаголов.

Источник

§ 95. Безличные глаголы —

569. Сгруппируйте безличные глаголы по признаку: а) обозначают явление природы; б) передают состояние человека.

570. Спишите, употребляя безличные глаголы в настоящем или будущем времени. Обозначьте вид глаголов. Выделите окончания.

Дышится легко (несов.), сладко дремлется (несов.), пить не хочется (несов.), придется (сов.) не согласиться (сов.) с этим предложением.

571. Выпишите предложения с безличными глаголами, подчёркивая их как члены предложения.

Слегка прогремело (сказ.).
Шумит (сказ.) в ушах.
В поле пахнет (сказ.) медом.
Ничего чудесного не свершилось (сказ.).

572. Поставьте глаголы в прошедшем времени. Можете ли вы сказать, кто производил эти действия? Почему в данном случае употреблены глаголы в форме среднего рода?

Наверху, на чердаке, посвистывало протяжно. Вот — затянуло басом: «Ууу. » Потом завитком перешло на тонкий, жалобный голос и засвистело в одну ноздрю. И снова спустилось в бас и надуло губы.

573. Спишите, заменяя одно предложение с местоимением я предложением с безличным глаголом, чтобы избежать неоправданного повторения. Определите спряжение всех глаголов. Какие из них переходные?

Сегодня я закончу (2 спр., перех.) полочку для книг. Когда все под рукой, работается (1 спр.) легко. Лак ложится (2 спр.) ровно. Еще один-два мазка — и полочка готова. Я хочу подарить (2 спр., перех.) ее младшей сестренке. Пусть поставит (2 спр., перех.) на нее свои книги. То-то будет радости!

574. Составьте с данными глаголами 5-6 распространённых предложений на одну из тем: «На заре», «Вечером», «Мне нездоровится». Подчеркните безличные глаголы.

Вчера вечером я, видимо, заболел. Сегодня с утра я понял, что мне нездоровится . Встаю с постели — рябит в глазах. Постоянно знобит , хотя в комнате тепло. Когда наклоняюсь, звенит в ушах. Я весь горячий, меня лихорадит .

575. Диктант. Подчеркните безличные глаголы и глаголы в повелительном наклонении.

Источник