Меню

Вывод по теме вид глагола



Открытый урок по теме «Вид глагола»

Открытый урок по теме

Цель: формирование умений определять вид глаголов и способы образования видовых пар.

— дать понятие о совершенном (несовершенном) видах глагола, о способах образования видовых пар глаголов;

— развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, мышление, память, внимание, активизировать познавательную деятельность обучающихся;

— воспитывать сознательное отношение к изучению родного языка;

— способствовать сохранению физического и психологического здоровья обучающихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы, приемы и формы работы: практический, проблемно-исследовательский, самостоятельная работа.

Оборудование: плакат «Морфологические признаки глагола», карточки для индивидуальной работы, презентация «Вид глагола».

I этап. Организационный момент

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Доброты и теплоты.

Психологическая установка на работу

— Я в школе на уроке.

— Я сейчас начну учиться.

— Я радуюсь этому.

— Внимание моё растёт.

— Я, как разведчик, всё замечу.

— Память моя крепка.

— Голова моя мыслит ясно.

— Я готов к работе.

Открываем тетради, записываем: число, классная работа, тему урока.

II этап. Постановка цели и задач урока

Сегодня на уроке мы будем делать новые открытия в стране Глаголии.

Начнем изучать еще один морфологический признак глагола — это «вид глагола» (слайд 1).

Повторим все то, что вам известно о глаголе как части речи.

-А работать мы будем под девизом:

Не можешь – сумей,

Не знаешь – узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй, ищи, свершай, достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

III этап. Повторение изученного материла.

1) Есть ли в нашем девизе глаголы?

Давайте назовем их и вспомним морфологические признаки глагола, как части речи, а поможет нам в этом волшебное дерево, растущее в сказочном лесу, при каждом правильном ответе на дереве вместо цветов будут появляться спелые плоды.

— На какие вопросы может отвечать глагол? (Что делать? Что сделать?)

— Что обозначает глагол как часть речи? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета)

— Какие вам известны грамматические признаки глагола? (спряжение, число, время (наст, прош., буд.), лицо (у глаголов в наст. и буд. времени), род (у глаголов в прош. времени)

— Каким членом предложения обычно бывает глагол?

2) Давайте запишем пословицы, подчеркнем глаголы и зададим к ним вопросы.

Без труда не вытащишь рыбки из пруда. (2 спр., буд. вр., 2 лицо, ед. ч.)

Язык до Киева доведет. (1 спр., буд. вр., 3 лицо, ед. ч., м. р.)

Подчеркните орфограммы. Назовите морфологические признаки глаголов.

(при затруднении обучающиеся могут обратиться к таблице)

Что общего у записанных глаголов. (время, вопрос)

IV этап. Изучение нового материала. (слайд 3)

— Смотрите, к нам направляется дядюшка Глагол! Да какой красивый! Какой он счастливый! Мне кажется: он потому такой, что мы справились с заданием.

Дядюшка Глагол что-то напевает, давайте послушаем его песенку:

Ах, какое блаженство,

Ах, какое блаженство,

Знать, что я совершенство…

Глагол: У меня сегодня прекрасное настроение и совершенный вид, то есть такой хороший, что уж лучше и быть не может.

Говорят и это лестно!

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах — природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят).

Весь начищенный, степенный

Вид мой самый совершенный.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столько дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

Учитель: Какие действия совершил Глагол? (Дети называют глаголы)

Вернемся к глаголам из пословиц и сравним их с глаголами в речи дядюшки Глагола. Что же у них общего? (вопрос имеет приставку С)

Глагол: Запомните: Я глагол совершенного вида, С – моя любимая буква, отвечаю на вопросы, которые начинаются с этой буквы и уже совершил действия.

— Это легко запомнить.

(слайд 6.) «Поиграем в Золушку». Выписать глаголы совершенного вида в тетрадь

— Устали? Давайте немного отдохнем.

Физминутка (обучающиеся выполняют упражнения)

Хорошо гулять в лесу!

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Хорошо гулять в лесу,

Будем мышцы упражнять,

Раз, два, три, четыре, пять.

— Какие глаголы совершенного вида вы услышали? (обучающиеся делают вывод, что глагол совершенного вида здесь один).

Учитель: Как же называются другие глаголы? Может быть, нам подскажет наш гость? (обращается к ребенку, исполняющему роль Глагола) (слайд 7).

— Ребята, что же случилось с глаголом? Пока мы отдыхали, у него испортилось настроение.

Глагол: Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам небрит, костюм измят

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

Все сочувственно глядят!

Ах, мой вид несовершенный…

Учитель: найдите глаголы и задайте вопросы.

Глагол в унынии говорит: В моём вопросе никогда не будет приставки С. Конечно в таком настроении, за что я ни возьмусь, ничего не могу довести до конца, и действие ещё не совершил, а только начал, но не закончил.

Учитель: Поможем дядюшке Глаголу исправить настроение.

(слайд 10) «Поиграем в Золушку». Выписать глаголы несовершенного вида в тетрадь

— А какого вида глаголы у нас остались? (сов. вид)

— Докажем это (задаём вопросы: что сделать?)

V Этап. Закрепление материала.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

А) К нам пожаловали гости. Кто они? Узнайте их. (вывешиваются рисунки на доску) Определите автора. А теперь давайте подберём к иллюстрациям соответствующие отрывки, которые находятся у вас на столах. (Работа в парах). Выпишите глаголы и определите их вид.

1)Поклажа бы для них казалась и легка, да лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду.

Читайте также:  Как подчеркнуть глаголы в побудительном предложении

2)Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

3) Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Б)Работа с учебником. Параграф 74 (стр. 199),упражнение 593 (выполнение задания №1).

Чтобы наши знания были впрок,

Давайте повторим урок.

— Что узнали нового о глаголе?

-Какого вида бывают глаголы?

-Чем они отличаются друг от друга?

Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

П.74 стр. 199 теоретический материал, упр.594.

Источник

Виды глаголов

Глагол как часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета, живого существа. Основные понятия, классификация, формы и виды глаголов. Совершенные и несовершенные глаголы, правила их изменения, спряжения и образования.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.12.2014
Размер файла 610,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1.Основное понятие глагола

2. Виды глаголов

3. Времена глаголов

Список использованной литературы

Глагол — самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает

писать — написать, работать — поработать, экономить — сэкономить,

учиться, соревноваться, объединяться, встречаться.

В зависимости от вида: совершенного вида, несовершенного вида.

По переходности: переходные, непереходные.

По возвратности: возвратные, невозвратные.

По типу изменения:1-го спряжения, 2-го спряжения, разноспрягаемые, особоспрягаемые.

По характеру действующего лица: личные, безличные.

Изменение глаголов. Глаголы изменяются по наклонениям, которых три:

* изъявительное: Мы смотрим фильм. Пароход пришёл вчера. Мы будем писать сочинение;

* условное (сослагательное): Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили. Знал бы прикуп — жил бы в Сочи;

* повелительное: Семь раз отмерь — один отрежь; Век живи — век учись.

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, которых три:

* настоящее: Светит месяц, светит ясный; Поёт зима, аукает, мохнатый снег баюкает;

* прошедшее: В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе на третье в ночь;

* будущее: Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в поря поведём корабли.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицами и числам (спрягаются): пишу — пишешь — пишет — пишем — пишете — пишут;

прочитаю — прочитаешь — прочитает — прочитаем — прочитаете — прочитают;

буду писать — будешь писать — будет писать — будем писать — будете писать — будут писать.

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам, а в единственном числе — по родам:писал — писала — писало — писали;

прочитал — прочитала — прочитало — прочитали.Начальная форма глагола — инфинитив (неопределённая форма глагола): гулять, ходить, стоять, расти, нести, печь.

Среди форм глагола выделяются

* спрягаемые (формы наклонений),

* неспрягаемые (инфинитив, причастие, деепричастие).

Синтаксическая роль глагола. В предложении глагол может быть

* сказуемым: Стану сказывать я сказки;

* подлежащим: Учиться всегда пригодится;

* дополнением: Самые чистые рубахи велит капитан надеть;

* определением: Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно;

обстоятельством: Он решил сходить к Туркиным посмотреть, что это за люди.

ГЛАГОЛ — часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти, спать, находиться.

В русском языке, как и во многих других, различаются глаголы переходные и непереходные. Переходные глаголы управляют прямым дополнением в винительном падеже без предлога: читать книгу, резать хлеб. Винительный падеж может замещаться родительным

а) если действие направлено не на весь предмет, а на его часть: отрезал хлеба;

б) при отрицании: не читал этой книги. Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения.

Русскому глаголу присущи грамматические категории вида, залога, времени, наклонения; глаголы изменяются по лицам и числам (а в прошедшем времени — по числам и родам) и относятся к тому или иному типу спряжения.

Глаголы различаются по виду — совершенному и несовершенному.

Совершенный вид показывает, что действие доведено до предела, не может быть продолжено: сделать, отметить, прочитать, вылить, собрать. Форма совершенного вида означает, что действие длится или многократно повторяется: делать, отмечать, читать, выливать, собирать.

Глагольные формы, которые различаются только значением вида, образуют видовую пару: делать — сделать, отмечать — отметить. Некоторые глаголы не имеют видовых пар: они употребляются либо только в совершенном виде: кануть, очнуться, ринуться и т.п. , либо только в несовершенном: пребывать, находиться, иметься, зависеть, ожидать и т.п.

По форме глаголы совершенного и несовершенного вида отличаются друг от друга наличием/отсутствием суффиксов и префиксов: одеть — одевать, разглядеть — разглядывать, прыгнуть — прыгать, сделать — делать, написать — писать. Мена суффикса может сопровождаться чередованием корневого гласного с другим гласным или с нулем: запереть — запирать, собрать — собирать. Некоторые глаголы имеют разнокоренные (супплетивные) видовые пары: брать — взять, говорить — сказать, ловить — поймать.

У некоторых глаголов формы совершенного и несовершенного вида совпадают. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: жениться, казнить, использовать, мобилизовать, электрифицировать и подобные. Ср. :Штангист уже использовал две попытки (совершенный вид). — Я использовал этот прибор в течение двух лет (несовершенный вид).

Весьма своеобразна и сложна лексическая и грамматическая сочетаемость глагольных форм совершенного и несовершенного вида с другими словами в предложении. Так, при употреблении форм глагольного вида в пределах одного высказывания нельзя сочетать противоречащие друг другу значения — например, значение начала или продолжения действия со значением завершенности или однократности. Поэтому такие глаголы, как начать, продолжать, быть (в будущем времени), стать и подобные не могут сочетаться с глагольными формами сов. вида: нельзя сказать *начал рассказать, *продолжайте написать, *буду сделать, *не стану отказаться.

Читайте также:  Кроссворды по теме глагол для 6 класса

В сочетаниях глаголов с обстоятельствами, имеющими значение повторяемости или длительности действия, глагол, как правило, должен иметь форму несов. вида: долго собирался, гуляли вечерами, обычно встаю в семь, постоянно жалуется (нельзя сказать: *долго собрался, *погуляли вечерами, *обычно встал в семь, *постоянно пожаловался). Однако такие наречия, как постепенно, медленно, характеризующие растянутость действия во времени, сочетаются с формами как несов. , так и сов. вида: постепенно привыкал — постепенно привык, медленно встает (подходит, читает)- медленно встал(подошел, прочитал).

Наречия, указывающие на однократность или внезапность действия (вдруг, неожиданно, мгновенно и подобные), также могут сочетаться с формами обоих видов: вдруг вспыхнул — вдруг вспыхивает (свет), неожиданно замолчал — неожиданно замолкает, мгновенно остановился — мгновенно останавливается. Однако в подобных сочетаниях возможны далеко не всякие глаголы несов. вида, а лишь те, которые входят в видовые пары. С непарными глаголами несов. вида — обозначающими состояния, положения в пространстве, обладания, чувства и т. п. , типа находиться, сидеть, стоять, висеть, иметь, обладать, волноваться, мечтать, ненавидеть), — данные наречия не сочетаются.

Переходные глаголы в форме сов. вида могут иметь при себе прямое дополнение как в винительном падеже, так и в партититве: купил (куплю) хлеб — купил(куплю) хлеба. Форма же несов. вида сочетается обычно с винительным падежом существительного: покупаю (покупал) хлеб и лишь при описании действий, регулярно повторявшихся в прошлом, возможны конструкции типа покупал хлеба, например: Мы жили тогда на даче. Утром я вставал, шел в магазин, покупал хлеба, масла, молока.

Сочетаясь с глаголом в форме несов. вида, прямое дополнение не допускает при себе указаний на меру, количество того, что обозначено существительным; нельзя сказать: *Он ел тогда тарелку каши и пил стакан компота (правильно: съел тарелку каши, выпил стакан компота).

Употребление форм вида зависит также от того, в каком времени употреблен глагол, каково его наклонение, от наличия или отсутствия при нем отрицания не. Так, если частица не относится к глаголу, имеющему форму прошедшего времени или повелительного наклонения, то, как правило, выбирается форма несов. вида: Я не брал твою ручку; Не включайте свет! Однако если глагол употреблен в будущем времени, то сочетание частицы не с формой сов. вида вполне нормативно: Я не возьму твою ручку; Он не включит свет без надобности. Возможна форма сов. вида с отрицанием также в составе условного придаточного предложения: Если ты не возьмешь (не взял)с собой денег, то тебе нечем будет заплатить за проезд (в данном примере форма несов. вида: не брал вообще невозможна).

В тех случаях, когда в предложении употребляется инфинитив глагола, выбор его вида может обусловливаться характером описываемого действия и контекстом. Так, в контексте слов типа можно, нельзя, пора формы несов. вида предпочитаются тогда, когда описывается некий принятый порядок, обычай (такое значение глаголов называется узуальным): В зал можно входить только после звонка; Нельзя садиться в поезд на ходу. Если же описывается какое-либо конкретное действие (в этом случае глагол имеет актуальное значение), то выбирается форма сов. вида: Можно к вам войти? Посмотри, сколько народу, — даже сесть негде!

От глагольных форм страдательного залога следует отличать глаголы, содержащие формант —ся, которые обозначают действие, направленное на субъект этого действия: мыться, купаться, кататься, причесываться и под. Это — возвратные глаголы. Они обладают самостоятельным лексическим значением по сравнению с соответствующими глаголами без —ся и не противопоставлены этим глаголам по залоговым значениям действительности — страдательности. Глаголы типа мыться, кататься, купаться — однозалоговые, они всегда выражают значение действительного залога: действие совершается субъектом, который выражен существительным (или местоимением) в именительном падеже: Мальчик катается на коньках; Мы купались в пруду.

Некоторые возвратные глаголы не имеют соответствий без форманта —ся: бояться, надеяться, смеяться и т.п. (форм типа *боять, *надеять, *смеять не существует). В тех случаях, когда возвратный глагол соотносителен с глаголом без —ся (мыться — мыть), может возникать омонимия формы страдательного залога, образованной от переходного глагола, и возвратного глагола; ср. :Мальчик моется в ванне — возвратный глагол (действие направлено на субъект этого действия). — Пол моется один раз в неделю — форма страдательного залога глагола мыть (подлежащее — объект, на который направлено действие, выражаемое глаголом мыть).

Глагольные формы, противопоставленные друг другу по залогу, формируют соотносительные по смыслу активные и пассивные конструкции. Ср. : Комиссия рассматривает жалобы трудящихся. — Жалобы трудящихся рассматриваются комиссией; Машинист остановил поезд. — Поезд был остановлен машинистом; Все любили ее. — Она была любима всеми. Подобные пары предложений описывают одну и ту же внеязыковую ситуацию. Однако каждое из предложений имеет свой собственный логический акцент, и поэтому они не вполне равнозначны. Ср. : Рабочие строят дом (сообщается, что объект строительства — дом, а не что-либо иное). — Дом строится рабочими (а не кем-то другим); Почтальон доставил свежие газеты и журналы (обращается внимание на то, что именно доставил почтальон). — Свежие газеты и журналы доставлены почтальоном (подчеркнуто, кто именно доставил почту).

Время — это такая грамматическая категория, которая указывает на отношение действия к моменту речи.

Настоящее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи: иду, читаю; прошедшее — действие, которое совершалось до момента речи: шёл, читал; будущее — действие, которое будет происходить после момента речи: пойду, буду читать.

Читайте также:  Как пишется глагол не пьешь

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам: мальчик шел — девочка шла — стадо шло — дети шли.

Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (При нагревании тела расширяются, а при охлаждении сжимаются)- или же характеризовать возможности либо способности живого существа (Он пробегает стометровку за одиннадцать секунд — т. е. `может пробежать’; За сутки слон съедает около ста килограммов пищи — т. е. `может съесть, обычно съедает’); такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.

В настоящем и будущем времени глаголы имеют формы лица, которые показывают, кем производится действие: говорящим(и) — этому соответствуют формы 1-го лица ед. и множ. числа (читаю, читаем, прочитаю, прочитаем), собеседником (или собеседниками) — этому соответствуют формы 2-го лица ед. и множ. числа (читаешь, читаете, прочитаешь, прочитаете) или третьими лицами — этому соответствуют формы 3-го лица ед. и множ. числа (читает, читают, прочитает, прочитают). Совокупность всех личных форм глагола называется его спряжением.

Формы наклонения показывают, как говорящий представляет себе действие или состояние, обозначаемые глаголом, по отношению к действительности.

Если он считает это действие фактом (по отношению к настоящему, прошлому или будущему), то он использует форму изъявительного наклонения: Он посылает (послал, пошлет) письмо бабушке.

Если говорящий оценивает действие как предположительное или желательное, он использует форму сослагательного наклонения: Послал бы ты письмо бабушке.

Если же говорящий побуждает другое лицо к какому-либо действию или просит его о чем-либо, он использует форму повелительного наклонения: Пошли письмо бабушке!

Сослагательное наклонение образуется прибавлением частицы бы к форме прошедшего времени: взял — взял бы, читал — читал бы.

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени глагола прибавлением суффикса —и: возьму — возьми или же без такого прибавления — в этом случае на конце формы повелительного наклонения пишется —й: читаю — читай или мягкий знак: выну — вынь, режурежь). Некоторые глаголы, имеющие в 1-м лице ед. числа так называемое вставное —л (составить — составлю, готовить — готовлю), в форме повелительного наклонения оканчиваются на мягкий согласный корня (на письме после согласного ставится мягкий знак):ставь, готовь. Множественное число повелительного наклонения образуется прибавлением форманта —те к форме ед. числа: возьмите, читайте, выньте, режьте, составьте, готовьте.

Основная роль глагола в предложении — быть сказуемым; в сказуемом воплощаются и основные грамматические категории глагола — наклонение, время, лицо. Инфинитив глагола может употребляться также в функции подлежащего (Куритьздоровью вредить) и в функции дополнения (Им приказали наступать).

Глагольные категории залога, вида, времени, наклонения, лица имеют определенные смысловые и стилистические особенности в их речевом выражении. Укажем наиболее характерные из них. Так, формы страдательного залога чаще используются в официально-деловой и научной речи: Право на труд охраняется законом; Эти явления рассматриваются автором в третьей главе. Для других стилей речи и в особенности для устно-разговорной ее разновидности формы страдательного залога не характерны.

Формы вида — совершенного и несовершенного — употребляются во всех разновидностях речи, но некоторые стили отличаются преимущественным использованием форм какого-либо одного вида. Так, в научном стиле употребительнее несовершенный вид, так как с помощью форм этого вида можно описывать различные свойства и закономерности: горит, расширяются, плавится и т. п. С другой стороны, глаголы совершенного вида, обозначающие однократность или мгновенность действия и содержащие в своей структуре суффиксы —ну, —ану, характерны для разговорной речи и просторечия: двинуть,толкануть и т.п.

Глаголы движения с префиксом при— в несовершенном виде не могут употребляться в форме настоящего времени, обозначающей действие, которое совпадает с моментом речи, — такие формы имеют значение повторяющегося, регулярного действия: Поезд приходит в восемь часов; По утрам к моему окну прилетают голуби (нельзя сказать: *Смотри, вот приходит поезд; *Видишь, прилетают голуби). Другие глаголы не имеют такого ограничения в употреблении; ср. : Смотри, прорубь прямо на глазах замерзает; Вратарь разбегается и выбивает мяч в поле.

Формы времени наиболее разнообразно представлены в разговорной и в художественной речи. Здесь употребительны собственно настоящее, совпадающее с моментом речи, настоящее историческое (Вчера выхожу, смотрю — Иванов идет. Говорю ему…), настоящее в значении будущего (Значит, завтра я еду), будущее в значении настоящего (То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя), будущее, обозначающее события в прошлом (Ни лес не зашумит, ни рыба не плеснет) — такое будущее, кроме того, в разговорной речи используется для обозначения внезапности действия: Как вскрикнет она, как побежит! Форма будущего времени в значении настоящего употребляется в некоторых жанрах научного стиля речи (в лекциях, учебниках), в публицистике; ср. :Умножим обе части уравнения на два; Представим себе результат этой политической акции. Однако в целом для этих стилей характерно использование временных глагольных форм (преимущественно настоящего времени) в их собственных значениях.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — что сделать?

Глаголы несовершенного вида не указывают на завершённость действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершённость действия, на его конец или результат.

Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару:

Источник