Меню

Задача должна начинаться с глагола



При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните!
материал по теме

Скачать:

Вложение Размер
v_kopilku_pedagoga.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

для воспитателей ДОУ

При постановке цели и задач непосредственно образовательной деятельности помните:

  • Цель всегда одна.
  • Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую , воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
  • Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:

«Актуализировать знания детей о …»

«Создать условия для получения детьми знания о …»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать знания детей о …»

«Расширить знания детей0 … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

  • Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.
  • Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
  • — если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.

— если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.

  • Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.
  • Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
  • В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

— если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.

— если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.

При планировании хода непосредственно образовательной деятельности помните:

  • НОД должна включать в себя следующие основные этапы:

— актуализацию имеющихся знаний;

— сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;

— сообщение нового знания, либо тренировка использования нового знания в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера НОД);

  • Включение выделенных физминуток в ход НОД необязательно, если в ходе НОД наблюдается постоянная смена видов деятельности.

В ходе НОД помните:

  • В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее. Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от конспекта! Знание, полученное в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
  • Не торопите детей с ответами. Держите паузу. Попробуйте переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это бессмысленно.
  • Не спешите отвечать на детские вопросы. Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
  • Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»

При подведении итога НОД помните:

  • Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия.6 «Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
  • Используйте больше вопросов проблемного характера, типа «Что позволило нам помочь зайчику?», «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
  • Не хвалите каждый раз всех детей словами « Вы все молодцы!». Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка: «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку», «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами, кто первым будет рисовать», «Марина замечательно выполнила трудное задание…», «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с заданием …, но он показал настоящий пример того, как нужно преодолевать трудности» и т.д.

Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда у Вас все обязательно получится.

Источник

Формулировка цели и задач

После обоснования актуальности научной работы обычно формулируют ее цель и задачи. Очень часто начинающие исследователи не разграничивают этих понятий.

Цель работы это совокупный конечный ее результат, это то, чего мы хотим достичь. Но цель достигается поэтапным выполнением определенных задач. Например, для того чтобы построить улей (цель работы), необходимо выполнить ряд задач: подобрать соответствующую конструкцию, подготовить инструменты, материалы, выполнить ряд плотнических работ и др., вследствие чего достигнем цели – будет построена квартира для пчел – улей.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

Перечисление задач задает план и внутреннюю логику текста всей работы. С количеством формулируемых задач сообразуется количество подразделов (параграфов) основной части работы.

В научных произведениях каждая мысль формулируется очень скрупулезно, так, чтобы она звучала однозначно и точно. Ключевыми словами в формулировке цели выступают или глагол в неопределенной форме (исследовать, описать, осуществить, выучить, раскрыть и т.п.), или соответствующие отглагольные существительные (исследование, описание и т.п.).

Поскольку цель – это понятие более широкое, чем задача, здесь часто употребляются определения комплексный, всесторонний (комплексное исследование, всестороннее изучение), монографический. Старайтесь формулировать цель по возможности компактнее, желательно, чтобы в ней просматривалась основная мысль научного исследования, а при определении задач не приходилось другими словами повторять уже сказанное – цель.

Задачи необходимо не только правильно, четко сформулировать, но и ставить их в определенном порядке, так, чтобы перед читателем разворачивалась программа действий автора работы. Наблюдения показывают, что в научных исследованиях обычно выделяются задачи, которые можно разделить на четыре группы.

Первая группа задач связана с рассмотрением состояния исследуемой проблемы в теории и практике, выработке теоретических основ исследования. Вторая группа задач направлена уточнение предмета и объекта изучения. Задачи третьей группы (их, как правило, несколько) имеют в большинстве случаев процессуальный характер – это непосредственный анализ изучаемых единиц. Задачи четвертой группы обобщающего, подытоживающего типа. Теперь рассмотрим эти задачи детальнее.

Любая исследовательская работа начинается с изучения научной литературы по проблеме – это вопрос техники работы. Поэтому не следует формулировать первую задачу, как это иногда бывает, так: изучить и проанализировать литературу по проблеме (называется проблема).

Исследование может начинаться с анализа разных теорий, на базе чего строится собственное понимание предмета анализа, концепция работы. Наиболее приемлемый вид имеют задачи, которые начинаются словами разработать теоретические основы (указывается чего), выяснить статус (природу) определенных единиц, категорий и т.п., определить понятие (называется объект), определить природу (называются единицы, явления и т.п.), обосновать (принципы, подходы, методику и т.п.).

Для науки часто бывает очень важным выявление круга тех явлений, которые будут исследоваться.

Поэтому нередко формулирование второй задачи может начинаться словосочетаниями:

— выявить состав (модели, языковые единицы),

— определить (уточнить) границы распространения,

— очертить совокупность и др.

Выполнения этой задачи, с одной стороны, даст возможность получить более широкое представление об объекте и предмете исследования, с другой – во многих случаях, особенно там, где объект исследования выделяется впервые, определение количества тех единиц языка, которые должны изучаться, – это уже весомый результат работы.

Если задачи первой и второй группы в филологических исследованиях могут не очерчиваться (когда в этом нет необходимости), то без задач третьей группы нельзя обойтись, ведь их выполнение – это основа работы, это непосредственный анализ собранных фактов.

Начинается формулировка этих задач словами:

— выяснить значение (происхождение, семантику, генезис, причины, пути появления, особенности, природу, роль, место, специфику, частотность, факторы и т.п.);

— исследовать (характер, характеристики, факторы, свойства, происхождение, связи, потенциал, средства, механизмы, функции, соотношение, единицы, историю, структуру, явление);

— выявить (признаки, причины, распространение, отношения, пути, средства, специфику, факторы, типы, соотношение, структуру);

— изучить (возможности, специфику, функционирование, потенциал),

— проанализировать (структуру, семантику, характер, зависимость, особенности, реализацию);

— описать (функционирование, способ);

— обосновать (понятие, статус);

— определить (объем, типы, модели, структуру, потенциал, функции, средства, систему, группы, общее и единичное);

— установить (взаимосвязь, взаимодействие, функции, степень производительности, мотивы, влияние, типы, признаки, особенности, связи, роль, критерии);

— осуществить (анализ, описание);

— проследить (функционирование, особенности, зависимость, средства, развитие, глубину, эволюцию, соотношение);

— определить (динамику, возможности, процессы, границы, специфику, место, роль, принадлежность);

— показать (связь);

— описать (особенности, группы, средства, механизмы, значение, конструкции);

— сопоставить (формы);

— раскрыть (характер, статус, функции, особенности, содержание, влияние);

— рассмотреть (взаимодействие, средства);

— охарактеризовать (особенности, средства, типы, специфику, приемы);

— уточнить (хронологию, границы, этимологию);

— осветить (взаимодействие) и т.п.

Задачи четвертой группы не обязательно ставить в конце работы, хотя, в большинстве случаев, им там стоять «логичнее»: они базируются на выполнении предыдущих задач.

К ним можно отнести следующее:

— определить (очертить) место и роль;

— выявить (установить) тенденции развития;

— выяснить закономерности создания;

— разработать практические рекомендации.

Источник

Оригинальная постановка: 5 шагов к правильной задаче

Как ставить задачи, чтобы они выполнялись.

Погожим утром, прихватив традиционную кружку кофе, вы открываете список задач. Самочувствие прекрасное, настроение рабочее. «Полный отчет за 1 квартал», «Стратегия продвижения продаж», — читаете вы и озираетесь в нерешительности. Трудовой подъем и бодрость духа вдруг куда-то подевались. «Это что, задачи на сегодня?! Больше похоже на заголовки монографий», — мрачно бормочете вы, отправляясь за новой порцией кофе. Знакомая история?

Недооценивать вклад формулировки задачи в успех ее выполнения — большая ошибка. Глобальные формулировки дезориентируют и демотивируют, не замечали? И наоборот, достаточно чуточку конкретизировать постановку вопроса, разделить работу на этапы, например, чтобы дело пошло куда веселее.

Вредно: крупными мазками рисовать объем работы, ее конечную цель, вероятные затраты труда и времени, приоритетность задачи.

Полезно: скрупулезно позиционировать приоритет, объем работы, срок и все остальное.

При постановке задачи главное — не лениться. Не жалейте времени и сил сейчас, и потом вы получите щедрые дивиденды в той же валюте.

Что делать

Всем известно: задача должна начинаться с глагола. Используйте это избитое правило, не стесняйтесь. Внятно расскажите исполнителю (пусть вы он самый и есть), что он должен сделать. Не заставляйте его самого искать ответ на извечный вопрос русской интеллигенции. Найти его не удалось и самому Герцену.

Предположим, намечается выступление на конференции, подача заявок до 5 апреля. Организаторы требуют сразу прислать текст доклада — кажется, нужно его написать. С этого слова и будет начинаться задача: «Написать черновик доклада для конференции».

Обратите внимание, не «выступить на конференции» и даже не «отправить заявку для участия в конференции». Оставим гамбургский счет политиками и спортсменам, будем строги, но точны. Мы разделим путь к достижению желанной цели (триумф на конференции) на этапы, которые и станут для нас задачами: написать проект доклада, отредактировать его, утвердить окончательную версию, снабдить иллюстрациями, отправить доклад вместе с заявкой, отрепетировать выступление, выбрать костюм, выступить, расставить по вазам цветы и ответить на восхищенные письма, в конце концов.

Забронировать, обсудить, закупить, оплатить, связаться, позвонить, написать, отредактировать, заполнить, собрать, загрузить, выделить, удалить, записать, зарегистрировать, ответить, прокомментировать, изучить, запланировать, обновить, подтвердить…

Глаголы-абстракция:

Проанализировать, построить, решить, завершить, выстроить, построить, удостовериться, закончить, проследить, внедрить, распространить, организовать, исследовать, модернизировать…

Детальное расследование

Представьте: вы журналист, пишете заметку. Ясно, что от умения изложить историю увлекательно и ничего не упустить зависит успех. Вы удивитесь, с задачами все примерно так же. И если увлекательностью в этом случае еще можно пожертвовать, то информативностью — ни-ни.

У нас есть задача «Написать черновик отчета отдела маркетинга в первом квартале 2016 года» (так выглядит теперь отравивший утренний кофе десятком абзацев выше «Полный отчет за 1 квартал»). Попробуем использовать стандартные вопросы из арсенала журналиста:

Кто? (Кто будет решать задачу? Кто должен быть вовлечен? Кто в курсе?)

Что? (Что делаем? Что хотим получить в итоге? Что будет маркером окончания работы? Что за сведения станут ключевыми?)

Зачем? (Чем важна задача? Как ее решение повлияет на более глобальные проекты?)

Каким образом? (Существуют ли предпочтительные для вас пути решения? Особенно полезно задуматься об этом, если вы ставите задачу кому-то другому. Наивно рассчитывать на дар телепатии, даже если вы неоднократно отмечали у коллег его признаки).

Пишем подробно, не ленимся, как будто на кону Пулитцеровская премия.

«Написать черновик отчета отдела маркетинга в первом квартале 2016 года»

«Руководитель требует подробный отчет (10-15 страниц) о результатах работы (успехах и неудачах) нашего отдела в первом квартале 2016 года. Для оценки можно использовать документ “Стратегические цели компании в 2016 году”, а также отчет “Итоги работы отдела маркетинга в 1 квартале 2015 года”. Поскольку на основании отчета планируется корректировать дальнейшее распределение бюджета, особое внимание следует уделить нашим успехам. В моментах, где нам еще есть куда расти, предпочтительно выбрать как можно более позитивный тон и сосредоточиться на уроках, извлеченных из ошибок. Если есть вопросы, обязательно задавайте».

Радость общения

Призыв задавать вопросы — не элемент вежливости и не фигура речи. Важность свободной рабочей коммуникации в деле успешного решения задач сложно переоценить. Поэтому, во-первых, удостоверьтесь, что коллеги не стесняются обращаться к вам за разъяснениями, а во-вторых старайтесь отвечать на вопросы оперативно.

Цель — это мечта с точным сроком исполнения

Цитата Дианы С. Хант, автора известных во всем мире книг об управлении временем и целеполагании, исчерпывающе объясняет, почему для задачи так важен срок. Причем, лучше его «переоценить», чем «недооценить».

Не подкрепленный фактами временной оптимизм приведет к неминуемому срыву дедлайнов. Превратившись в систему, эта практика принесет не оптимизацию сроков работы, а массу вреда. Лучше уж сразу трезво планировать затраты времени на задачу. А если боитесь пробуксовывания процесса и плавного сползания трудовой активности к моменту дедлайна, ставьте промежуточные сроки.

Условный алгоритм

Сколько времени займет работа, обычно более-менее ясно, когда задача поставлена правильно. Это позволяет оптимально распланировать рабочий день. Скажем, если вам лучше работается на свежую голову, вдумчивые занятия естественно планировать на утро. Мелкие задачки приятно порешать, чтобы отвлечься и развлечься в коротких, до получаса, промежутках между встречами и совещаниями.

Самонадеянно ежедневно ждать в гости гениальные идеи. Так не позволим же криво поставленным задачам и коммуникативным неудачам встать на пути их воплощения в жизнь!

Источник

Читайте также:  Чем глагол так необходим в русском языке