Меню

Задания диктант глаголы прошедшего времени



Прошедшее время

Указание. Подчеркните глаголы, укажите их время, число, род, поставьте ударения.

1. Художник Васнецов создал замечательные картины на темы русских сказок. 2. Группа любителей старины создала образцы старинных вышивок. 3. Началось первое отделение концерта. 4. Я начал заниматься музыкой. 5. Я сразу понял условие задачи. 6. Сестра не поняла, когда к ней обратились по-английски. 7. Начали зеленеть деревья. 8. Кто начал тренироваться на кольцах? 9 Учительница принесла ветку цветущей черемухи. 10. Кто привез апельсины? 11. Апельсины привезли с Кубы. 12. Шел затяжной дождь, и мы все промокли 13. Я замерз сегодня на дежурстве. 14. Мама испекла пирог с капустой. 11. Я сегодня плохо спала. А как вы спали? 16. Вы меня неправильно поняли. 17. Я не поняла это слово. 18 Я взяла книгу в библиотеке 19. Вы взяли письмо? (100 слов)

1. Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше; поиграл немножко ветками черемух, пожурил за что то воробьев знакомых. И, расправив бодро молодые крылья, полетел куда-то вперегонку с пылью (Исак.) 2. За рекою в непокое вишня расцвела, будто снегом за рекою стежку замела, будто легкие метели мчались во весь дух, будто лебеди летели, обронили пух. (Прок.)

Задание. Напишите, какие художественные приемы используют поэты. Приведите примеры.

С тех пор как умерла моя мать, а суровое лицо отца стало еще угрюмее, меня редко видели дома. В поздние летние вечера я прокрадывался в саду, избегая встречи с отцом, отворял свое окно… и тихо ложился в постель…

А утром, чуть свет, когда в доме все еще спали, я прокладывал росистый след в густой высокой траве сада, перелезал через забор и шел к пруду, где меня ждали с удочками такие же сорванцы-товарищи. (В. Короленко.) (73 слов)

Задание. Как вам кажется, почему мальчик не хотел встречаться с отцом, убегал из дома? Напишите 1—2 предложения.

Еще записи:

Повторение изученного в VI классе

Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотым и искорками в глубине зрачков, эти глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись

Повторение изученного в V классе

Посвящения Когда дарят портреты, часто на них делают надписи. Юноше Пушкину поэт Жуковский подарил свой портрет и написал: «Победителю ученику от побежденного учителя». У Чехова был портрет В.

Виды глагола

Выборочный диктант Указание. Выпишите глаголы совершенного вида 1. К вечеру погода испортилась, нахмурились свинцовые тучи, пошел дождь. 2. Весь день хмурились тучи, иногда шел дождь со снегом.

Источник

Задания диктант глаголы прошедшего времени

Словарные диктанты

I. Таяли сосульки; чуяли опасность; сеялись дожди; надеялся на удачу; веяли ветры; лелеял мечту; собаки лаяли; совсем отчаялись; реяли знамена; искренне каялся.

II. Слышал новости; видел цыгана; строил здание вокзала; таяли на солнце; выкачал воду; обидел малыша; заклеил книгу; ездил в Москву; заполнил сосуд; ужалил щенка; ненавидел ложь; затеял возню; чистил клюв; развеял тучи; зависел от расписания.

III. Слышит — слышал; видит — видел; терпит — терпел; ненавидит — ненавидел; клеит — клеил; тает — таял; чует — чуял; строит — строил; засеет — засеял; надеется — надеялся; зависит — зависел; повеет — повеял; пролает — пролаял; проверит — проверил.

Контрольные диктанты

Еще хмурится небо, но в просветах облаков пробивается сверкающим мечом луч солнца. Весна набирает скорость. Проясняются дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
В лесу встречаются зима и весна. В потемках ельника серебрятся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляются извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обтаяли круглые лунки. На зеленом фоне хвои краснеют сережки ольхи. В ее ветвях суетятся говорливые чечетки. Раздаются свирельные вздохи снегирей.
Граница снегов отступает к северу, а за ней по пятам возвращаются к себе на родину птицы. Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
Прощай, зима! Здравствуй, весна! (105 слов)

Таволга

Таволга — полукустарник с крупными резными листьями. Перебираешься в лесу через ручей или овраг и сразу видишь его заросли. Они достигают иногда высоты человеческого роста.
Таволга выбирает самые тихие и уютные уголки леса. Ветер шумит верхушками сосен, лопочет листвой осин, а в овражках, 5 где она растет, 5 стоит тишина.
Побродишь в жарком бору и спускаешься в тенистый овраг. Здесь множество кустов: орешник, калина, черемуха. Цепкий хмель обвивает стволы и образует непролазную зеленую паутину. Дно овражка густо покрыто таволгой и крапивой. Пахнет влажной землей. Маленький ручеек пробирается по овражку, переливается через вымытые корни. Пьешь холодную воду. Зеленый полумрак стоит в густых зарослях. Такие укромные уголки любят лесные птицы: соловьи, пеночки. (108 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.
Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)

(По И. Соколову-Микитову)

Солнце поднимается, и вся окрестность освещается радостным светом. Пора отправляться в путь. Собираем рюкзаки, по карте выбираем маршрут. К вечеру мы должны добраться до станции.
Дорожка вьется узкой лентой. По ее сторонам растут молоденькие березки. Еще издали видим огромный дуб, который широко раскинул свои могучие ветви. Подходим к нему и располагаемся в его тени на отдых. Стрекочут кузнечики, слышится пение птиц. Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон. Сладко спится под шепот листвы.
Но мы не успели насладиться отдыхом, как услышали раскаты грома. Они раздаются все ближе и ближе. В грозу опасно находиться под высокими деревьями. Надо скорее добраться до ближайшей деревни и спрятаться там от дождя. (108 слов)

Расщедрилась природа и подарила теплые денечки. Но осень уже поселилась в лесу. Деревья сбросили свой роскошный наряд, и лес заметно поредел.
Бесчисленные листья устилают землю. Они разных цветов: желтые, оранжевые, красные. Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам. Только их шорох нарушает покой лесного царства.
Но страшен лес в непогоду. Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. Они уже не борются с ним. Дождь бьет по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются все растения: цветы, травы, кусты. Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие елочные шарики. 6 (102 слова)

Заяц зимой жил возле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел в глубокий снег на задние лапы. Потом прыгнул и огляделся.
Снег лежал волнами и блестел. Над головой косого стоял морозный пар, и сквозь него виднелись яркие звезды. Заяц поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел озими и пошел дальше.
На востоке посветлело. Звезд становилось меньше, и еще гуще морозный пар вставал над землей.
Заяц перебежал дорогу, подошел к своей старой норе, раскопал снег, сделал новую нору, лег в нее, уложил на спине уши и заснул. (94 слова)

Источник

Диктанты по теме «Глагол»

«Цветёт черёмуха»

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов)

Слова для справок: аромат, замер, боятся.

Грамматическое задание:

  1. Указать время глаголов.
  2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
  3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

«Совесть»

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (90 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.
  2. Поставь глаголы в неопределённую форму: Пришла, идёт, посмотрит.

«Вечерняя прогулка»

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (70 слов) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
  2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

«Полярный день»

С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.

Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.

Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке. (81 слово) / Контрольный диктант

Грамматическое задание:

  1. Укажите спряжение глаголов в тексте.
  2. Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
  3. Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.

«Лесные жители»

Не всякого лесного жителя ты сможешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.

И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.

Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье. (90 слов)

Источник

Литература

Глагол

Обучающий диктант

635. Жизнь народная — в пословицах

1. Без труда не вынешь рыбку из пруда. 2. В Тулу со своим самоваром не ездят. 3. В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем. 4. Волков бояться — в лес не ходить. 5. Дыма без огня не бывает. 6. Запас кармана не трёт. 7. Попусту негодовать — здоровья не видать. 8. Лежащего не бьют. 9. Москва слезам не верит. 10. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. 11. Под лежачий камень вода не течёт. 12. Повинную голову и меч не сечёт. 13. Когда нездоровится, дело не спорится. 14. Пословица вовек не сломится. 15. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 16. Семеро одного не ждут. 17. Хвастать — не косить, спина не болит. 18. Чужое добро впрок нейдёт.

Читайте также:  Глаголов на are очень много

(105 слов.) Задание Подчеркните глаголы с не, объясните их правописание. В каких случаях можно использовать каждую из этих пословиц? Какие еще пословицы на данную орфограмму вы знаете?

Возвратные глаголы

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово —
Что дать напиться.
Со словом обидным
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Но слова правдивого
Остерегаться —
Не то же ль, что собственной
Тени бояться?
Я истины эти
Знаю из млада,
А думать над ними
Всю жизнь мне надо.
(Н. Рыленков.)

(48 слов. Глаголы на тъся. Частицы.)

Задание Найдите глаголы, которые не употребляются без -ся. Определите, каким способом они образованы.

Переходные глаголы

Обучающий диктант

637. После драки

Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина. Как идти в школу в таком виде, я не представлял. А как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине я не решался. Допустим, носы у людей и от природы случаются почище моего. И если бы не привычное место, ни за что не догадаешься, что это нос, но ссадину и синяк ничем оправдать нельзя. Сразу видно, что они красуются тут не по моей доброй воле. (В. Распутин.)

(94 слова. Безударные гласные в корне. Приставки. Личные окончания глаголов.)

Задание Распределите глаголы по двум группам: возвратные и невозвратные. Обозначьте среди них переходные глаголы.

Глаголы на тъся и тся

Обучающий диктант

638. Морское бюро погоды

Лучшее морское бюро.погоды — это чайки. В зависимости от погоды крылатые рыболовы охотятся по-разному. Чайки парят в воздухе. Хитрые, они пользуются токами воздуха, которые, поднимаясь от тёплой воды, подпирают крыло. А твоё дело — расшифровать сигнал парящего барометра. Если вода теплее воздуха, давление низкое — погода должна перемениться. Чайки сидят на воде. Значит, им трудно парить: воздух теплее воды, давление высокое — хорошая погода устоит. Ну, а если чайки бегают по берегу — это сигнал шторма. Недаром моряки сложили поговорку: «Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску». Во время шторма чайкам лучше всего охотиться на берегу: волны наверняка выбросят добычу. (По Н. Надеждиной.)

(96 слов. Тире между главными членами предложения.)

Задание Определите спряжение глаголов и обозначьте у них окончания.

Творческий диктант

В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета — это дым костра. То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.

Но есть приметы сложные и точные. Иногда небо кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды. (К. Паустовский.)

(93 слова. Однородные члены предложения.)

Задание Выпишите глаголы в два столбика: в форме 3-го лица настоящего времени, а напротив эти же глаголы в неопределенной форме. Обозначьте у них основы.

Вид глаголов

Обучающий диктант

Мальчик слышал, как заскрежетал под ним крупный гравий, и почувствовал острую боль в коленях. Несколько секунд он стоял на четвереньках, оглушённый падением. Ему казалось, что сейчас проснутся все обитатели дачи, прибежит мрачный дворник в розовой рубахе, поднимется крик, суматоха. Но в саду была глубокая тишина. Только какой-то низкий, монотонный, жужжащий звук разносился по всему саду: «Жжу. жжу. жжу. » (А. Куприн.)

(56 слов. Безударные гласные в корнях. Однородные члены.)

Задание Определите вид глаголов. Подберите каждому из них видовую пару. Проследите, чем различаются эти пары.

Творческий диктант

641. Двенадцать подвигов Геракла

Геракл — самый популярный из греческих героев. Чтобы искупить свое невольное преступление, он должен был двенадцать лет служить правителю города Микены и выполнять все его приказания. Правитель приказал Гераклу: 1) уничтожить немейского льва; 2) умертвить гидру; 3) освободить Грецию от птиц-чудовищ с медными когтями, крыльями, клювами и перьями; 4) поймать лань и доставить её в Микены; 5) поймать живым кабана; 6) очистить скотный двор царя Авгия; 7) укротить быка, изрыгавшего пламя; 8) одолеть царя Диомеда, который бросал чужеземцев на съедение своим кобылицам; 9) добыть пояс царицы амазонок Ипполиты; 10) похитить коров великана Гериона и пригнать их в Микены; 11) спуститься в подземное царство Аида и привести оттуда его стража, ужасного трёхголового пса Цербера; 12) добыть золотые яблоки Гесперид. (По материалам греческих мифов.)

Задание Выпишите глаголы в неопределенной форме и подберите к ним видовые пары. Составьте рассказ об одном из подвигов Геракла, используя глаголы того и другого вида. Какие устойчивые выражения, связанные с подвигами Геракла, вы знаете? Почему известный вам рассказ Ф. Искандера называется «Тринадцатый подвиг Геракла»?

Для справок.
Авгиевы конюшни (книжн.) — очень загрязненное место, запущенное помещение. Крайний беспорядок в делах.

Проверочные диктанты

Тропа в ночных джунглях была пропитана духотой и опасностью. Три человека продирались сквозь заросли лиан. Первым шёл проводник-негр с ножом за поясом и копьём в правой руке, вторым — коренастый европеец. Третий, невообразимо тощий, высокий негр, нёс небольшой чемоданчик с красным крестом на крышке.

Трое спешили в дальнюю африканскую деревню к тяжелобольному, который в случае их опоздания мог умереть. Они старались пробираться бесшумно и всё дальше и дальше уходили от едва мерцающих за спиной огоньков больничного посёлка.

(76 слов. Суффиксы существительных. Тире в неполном предложении.)

Задание Обозначьте и объясните орфограмму «Корни с чередующимися гласными». Определите вид у глаголов с этой орфограммой.

643. О грачах и галках

Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Раньше в Москве зимними морозными вечерами кружили бесчисленные крикливые стаи галок. Теперь их на московских бульварах осталось мало. В наших местах грач открывает весну. Ещё лежит на полях и в лесах нетронутый снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники русской весны. На известной картине художника Саврасова «Грачи прилетели» изображена старая церквушка, весенний снег, голые деревья, на которых прилетевшие грачи начинают строить свои гнёзда. Удивительна и трогательна дружба грачей и галок. Радостно встречают весною галки своих друзей. С ними бродят они по дорогам, по проталинам на полях, ищут корм. (Яо И. Соколову-Микитову.)

(106 слов. Прописная буква. Непроизносимые согласные. Ь после шипящих в родительном падеже существительных.)

Задание Глаголы какого вида преобладают в тексте? Как это можно объяснить?

Изъявительное наклонение. Прошедшее время глаголов

Обучающие диктанты

Утром я проснулся пораньше и снова стал тянуть вчерашнюю канитель. Мама сказала, чтоб я не надоедал ей. Потом я пошёл к Серёже, и он сказал, что уже договорился с Павликом и завтра они вдвоём отправятся на дачу, если я не смогу отпроситься. Мне стало завидно, что Серёжа и Павлик отправятся без меня. Целый день я просидел скучный, и, как только мама вернулась с работы, я принялся проситься с удвоенной силой. Мама рассердилась и сказала, что пожалуется папе, но я не унимался. Наконец пала пришёл, и мама пожаловалась ему. Папа сказал: «Пусть отправляется. Парень уже большой. Ему полезно приучаться самостоятельно жить». (По Н. Носову.)

(102 слова. Прописная буква в именах. Глаголы на ться и тся.)

Задание В каких формах времени употреблены глаголы? Обозначьте морфему, подтверждающую ваш ответ.

Месяц остановился над головою Левко и показывал полночь. Везде тишина. От пруда веял холод, над ним печально стоял ветхий дом с закрытыми ставнями. Мох и дикий бурьян показывали, что давно из него удалились люди. Тут он разогнул свою руку, которая судорожно была сжата во всё время сна, и вскрикнул, почувствовав в ней записку. В это мгновение послышался позади него шум. (Н. Гоголь.)

(62 слова. Гласные а, и, у после шипящих. Гласные в корне, проверяемые ударением. Ь в существительных.)

Задание Определите форму времени глаголов. Обозначьте орфограмму «Гласные перед -л-углаголов».

646. Когда мы смеёмся

Однако не у всех воробьев компанейский характер. Некоторые схватят кусочек хлеба, оттащат его в сторонку, а там уж и клюют, чтоб никто не мешал.

На этих воробьиных единоличников вообще невозможно смотреть без смеха. Вот один из них выковырял из-под снега увесистый кусок хлеба, оттащил его подальше от остальных воробьев и уже приготовился хорошенько подзакусить, как откуда-то сбоку налетел другой воробей, схватил без всякого предупреждения хлеб и полетел с ним кверху. Стоило посмотреть на беднягу, который остался, как говорится, с носом. У него был такой растерянный вид! Он даже клюв разинул от удивления. (Н. Носов.)

(92 слова. Приставки. Не и ни. Суффиксы глаголов. Фразеологический оборот.)

Задание Подчеркните орфограмму «Гласные перед -л- у глаголов». Обозначьте приставки у глаголов.

Проверочные диктанты

Жила маленькая девочка, по имени Ниночка. Ей было всего пять лет. У неё были папа, мама и старенькая бабушка, которую Ниночка называла бабулей.

Ниночкина мама уходила каждый день на работу, а с Ниночкой оставалась бабуля. Она учила Ниночку и одеваться, и умываться, и пуговицы застёгивать, и башмаки зашнуровывать, и заплетать косы, и даже буквы писать.

С бабулей Ниночка проводила весь день, а с мамой только утро и вечер. Папу Ниночка видела очень редко, так как он работал в далёкой Арктике и домой приезжал, только когда был отпуск.

Раз в неделю, а иногда и чаще от Ниночкиного папы приходило письмо. Когда мама возвращалась с работы, она читала вслух письмо, а Ниночка и бабуля слушали. (По Н. Носову.)

(112 слов. Суффиксы глаголов. Однородные члены.)

Задание Подчеркните орфограмму «Гласные перед -л- у глаголов». Определите, каким членом предложения являются глаголы в неопределенной форме.

648. Какие они, акулы?

Существует триста пятьдесят видов акул. Изучая их, американские учёные установили много интересных особенностей у морских разбойников. Выяснилось, что акулы хорошо чувствуют электрическое поле. Возможно, что именно этим свойством они пользуются, когда преследуют добычу. Акулы не болеют инфекционными болезнями. У них большой мозг, и они не совсем глупы, как принято было раньше считать. (Из альманаха «Хочу всё знать».)

(52 слова. Приставки. Числительные.)

Задание Определите временные формы глаголов, запишите их в форме инфинитива и обозначьте суффиксы.

Контрольный диктант

649. Поздний вечер

И вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественная песнь украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба. Как очарованное, дремлет на возвышении село. Ещё белее, ещё лучше блестят при месяце толпы хат. Ещё ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Всё тихо. Благочестивые люди уже спят. Кое-где только светятся узенькие окна. Перед порогами иных только хат запоздалая семья совершает свой поздний ужин. (По Н. Гоголю.)

Читайте также:  Время глаголов в русском языке 3 класс упражнения

(71 слово. Личные окончания глаголов. Обобщающее слово с однородными членами.)

Употребление временных форм в несобственном значении

Обучающие диктанты

Разрешить спор, кто из богинь прекраснейшая, Зевс поручил Парису. Смутился Парис. Смотрит он на богинь и не может решить, кому отдать яблоко. Тогда каждая из богинь стала убеждать юношу отдать золотое яблоко ей. Они обещали Парису великие награды. Гера обещала ему власть над всей Азией, Афина — военную славу и победы, а Афродита обещает ему в жёны прекраснейшую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды. Недолго раздумывал Парис, услышав обещание Афродиты. Он решил отдать яблоко ей. С тех пор Парис стал любимцем Афродиты и она во всём помогала ему. А Гера и Афина возненавидели Париса, Трою и всех троянцев и решили погубить город и его обитателей. (По Н. Куну.)

(105 слов. Приставки. Гласные после шипящих и ц. Однородные члены. Сложные предложения.)

Задание Подчеркните глаголы в настоящем времени. В значении какого времени они употреблены? Определите синтаксическую роль неопределенной формы глагола.

Этого нахального воробья, который таскает чужие куски, я давно заприметил и даже придумал ему имя — Афонька, а по фамилии Вредный. Этот Афонька Вредный никогда не ест в общей компании, а прилетит, когда его вовсе не ждут, схватит у кого-нибудь из-под носа самый большой кусок и летит с ним к себе в застреху. Иной раз в клюв Афоньке попадётся такой огромный кусище, что оттягивает его голову книзу, и ему приходится лететь, перевернувшись в воздухе хвостом. Крыльями он молотит с такой страшной силой, что шум доносится ко мне в комнату сквозь стекло. (Н. Носов.)

(100 слов. Личные окончания глаголов. Приставки. Прописная буква.)

Задание Найдите глаголы будущего времени. В значении какого времени они употреблены? Обозначьте личные окончания.

Ь у глаголов 2-го лица единственного числа

652. Северная весна

В тундре — весна. Звенят большие и малые ручьи. Со стоном взламываются речушки в горах. Дрожат покрытые тонкой плёнкой заморозков рябоватые озерца, лужи стоячей, остро пахнущей мхом и землёй воды.

Вода всюду. Ступишь ногой в мох — мох сочится. Тронешь мшистую кочку — кочка сочится. Станешь робко ногой на ледок — из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. Вся тундра сейчас — сплошное болото. Оно оживлённо всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое жёлтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух. Весна входит в тундру робко и неуверенно. (Б. Горбатов.)

(84 слова. Гласные после шипящих и ц.)

Задание Подчеркните орфограмму «Ь у глаголов 2-го лица единственного числа». Разберите по составу слова взламывают и всхлипывают, обозначьте орфограмму в приставках.

653. «Беда» сбилась с курса

А вы знаете, что это значит, когда берегу полагается быть слева за тридцать миль, а он у вас прямо по носу? Это полный скандал. Безобразие. Стыд и позор для вас! Я был потрясён, возмущён и напуган. Что делать? Поверите ли, я решил положить судно на обратный курс и с позором вернуться к причалу, пока не поздно. А то ведь с таким помощником плавать — так заедешь, что и не выберешься, особенно ночью.

Я уже собрался отдать соответствующую команду, уже и воздух в грудь набрал, чтобы повнушительнее это вышло, но тут, к счастью, всё объяснилось. Лома выдал нос. Мой старший помощник всё время сворачивал нос налево, жадно втягивал воздух и сам тянулся туда же.

Ну, тогда я всё понял: в моей каюте, по левому борту, осталась незакупоренная бутылка прекрасного рому. (А. Некрасов.)

(117 слов. Безударные и чередующиеся гласные в корнях. Ь и ъ.)

Задание Обозначьте орфограмму «Ь в глагольных формах».

Замечательно нам с Мишкой жилось на даче! Вот где было раздолье! Делай что хочешь, иди куда хочешь. Можешь в лес за грибами ходить или за ягодами или купаться в реке, а не хочешь купаться — так лови рыбу, и никто тебе слова не скажет. Когда у мамы кончился отпуск и нужно было собираться обратно в город, мы даже загрустили с Мишкой. Тётя Наташа заметила, что мы оба ходим как в воду опущенные, и стала уговаривать маму, чтоб мы с Мишкой остались ещё пожить. Мама согласилась и договорилась с тётей Наташей, чтобы она нас кормила, а сама уехала. (Н. Носов.)

(96 слов. Прописная буква в именах. Восклицательное предложение.)

Задание Обозначьте орфограмму «Ь в глагольных формах».

Контрольный диктант

655. Странный случай

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице. Я послал за доктором. Он велел приставить горчичник и уже собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. Я предвидел бессонную ночь и рад был поболтать с добрым человеком. Малый он был неглупый, выражался бойко и довольно забавно.

Странные дела случаются на свете: с иным человеком и долго живёшь вместе, и в дружественных отношениях находишься, а ни разу не заговоришь с ним откровенно, от души; с другим же едва познакомиться успеешь, а ты ему или он тебе уже всё рассказал. (По И. Тургеневу.)

(102 слова. Приставки. Ь и •г. Правописание глагольных форм.)

Спряжение глаголов

Обучающие диктанты

Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенёк, чтобы подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнётся. Услышит, заметит — кинется. Готово: попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице! (Е. Чарушин.)

(27 слов. Ь после шипящих.)

Задание Графически обозначьте личные окончания глаголов. Почему однокоренные глаголы слушает и услышит имеют разные личные окончания?

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке заалеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце. (К. Паустовский.)

(70 слов. Проверяемая безударная гласная. Корни с чередующимися гласными. Глаголы на тся и ться.)

Задание Подчеркните личные окончания. Определите спряжение глаголов.

658. Воробьиная дружба

У меня под окном палисадник с невысокой чугунной оградой. Зимой дворник убирает улицу и сгребает за ограду снег, а я бросаю в форточку кусочки хлеба для воробьев.

Воробьи — ребята дружные, компанейские. Они очень любят обедать, как говорится, за общим столом. Вот один из них пристроился к кусочку хлеба и подщипывает его снизу. Другой задрал голову, выпятил грудь, словно гордый конь, и долбит этот же кусок сверху. Неожиданно он замечает, что мешает своему товарищу, и сейчас же переходит к другому куску, который лежит неподалёку, рядышком. «Кусков много, хватит на всех! — говорит он всем своим видом. — Ссориться совершенно не из-за чего». (Н, Носов.)

(99 слов. Приставки. Удвоенные согласные. Суффиксы существительных.)

Задание Обозначьте орфограмму «Личные окончания глаголов».

Рано-рано утром безжалостный и, как всегда бывают люди в новой должности, слишком усердный Василий сдёргивает одеяло и уверяет, что пора ехать и всё уже готово. Как ни жмёшься, ни хитришь, ни сердишься, чтобы хоть ещё на четверть часа продлить сладкий утренний сон, по решительному лицу Василия видишь, что он неумолим и готов ещё двадцать раз сдёрнуть одеяло, вскакиваешь и бежишь на двор умываться. (Л. Толстой.)

(65 слов. Приставки. Суффиксы глаголов. Ь у глаголов 2-го лица единственного числа. Однородные члены.)

Задание Обозначьте личные окончания у глаголов. В собственном или несобственном значении употреблена форма 2-го лица?

Контрольный диктант

660. Утро Василисы

Василиса просыпается рано. Летом её будят петухи, зимой она петухам не доверяет: из-за холода они могут проспать, а ей просыпать нельзя. Некоторое время она ещё лежит в кровати и думает, что сегодня ей надо сделать. После этого Василиса вздыхает и опускает с деревянной кровати на крашеный пол ноги. Кровать вслед за ней тоже вздыхает, и они обе успокаиваются.

Полусонное состояние длится у неё недолго. Одевшись, Василиса срывается и начинает бегать. Она затапливает печь, лезет в подполье за картошкой, бежит в амбар за мукой, ставит в печь разные чугунки, готовит пойло для телёнка, даёт корм корове, свинье, курам, доит корову, процеживает молоко и разливает его по всевозможным банкам, (В. Распутин.)

(110 слов. Правописание глаголов.)

Условное наклонение

Обучающие диктанты

Вороны кружились над липами и громко кричали. В воздухе гудели майские жуки. Они носились в разные стороны, налетали на стены дома и шлёпались на землю. Мишка подбирал их и складывал в коробочку.

А потом солнышко скрылось за лесом, и облака на небе вспыхнули красным пламенем. Так красиво стало! Если бы у меня были краски, я бы нарисовал картину: вверху красные облака, а внизу наш самовар. А от самовара поднимается дым прямо к облакам, как из пароходной трубы.

Потом облака потухли и стали серые, как будто горы. Всё переменилось вокруг. Нам даже стало казаться, что мы попали каким-то чудом в другие края. (Н. Носов.)

(101 слово. Гласные после шипящих. Сложные слова.)

Задание Подчеркните формы условного наклонения глаголов.

Глядя на Алика, я подумал, что, если бы у нас в классе не было настоящего рыжего, он сошёл бы за него, потому что волосы у него светлые, а веснушки, которые он скрывал так же, как своё настоящее имя, обнаружились во время укола. И ещё я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша к нам не зашла и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями. (Ф. Искандер.)

(85 слов. Сложное предложение.)

Задание Обозначьте орфограмму «Бы с глаголами в условном наклонении». Для какой речи (устной или письменной) характерно употребление слова докторша?

Проверочный диктант

663. Медвежья драма

Ты ходил по лесу долго и проголодался. Хорошо бы позавтракать. Лес расстелил полянку, точно зелёную скатерть. Но её запачкал какой-то неряха: намусорил, насорил. На траве валяются бумажки, консервная банка. В лесу ей не место. Однажды из-за консервной банки чуть не погиб медведь.

Это случилось на Дальнем Востоке. Вблизи пограничной заставы в тайге была устроена спортплощадка. Пограничники играли в волейбол. Вдруг слышат какой-то странный стук. Обернулись — медведь! А на морде у него огромная консервная банка. Идёт бедняга и не видит дороги, колотится о стволы металлической головой.

Читайте также:  Изменение глаголов по числам 3 класс канакина

Лакомка нашёл в лесу брошенную банку и стал её вылизывать. Засунул внутрь голову по самые уши, а вытащить обратно не может. Медведь наверняка бы погиб, если бы не встретился с пограничниками. (Н. Надеждина.)

(115 слов. Прописная буква. Приставки. Частицы.)

Задание Выпишите глаголы в неопределенной форме, которые в тексте употребляются в условном наклонении. Обозначьте у глаголов личные окончания.

Повелительное наклонение

Обучающие диктанты

664. Волк и Журавль

Подавился Волк костью и не мог выперхнуть. Он позвал Журавля и сказал: «Ну-ка ты, Журавль, у тебя шея длинная, засунь ты мне в глотку голову и вытащи кость. Я тебя награжу». Журавль засунул голову, вытащил кость и говорит: «Давай же награду». Волк заскрипел зубами, да и промолвил: «Или тебе мало награды, что я тебе голову не откусил, когда она у меня в зубах была?» (Эзоп.)

(64 слова. Прямая речь. Обращение. Частицы.)

Задание Подчеркните глаголы в повелительном наклонении. Какую черту характера осуждает Эзоп? Кто и какую басню на этот сюжет написал в русской литературе?

Для справок.
Выперхнуть (разг.) — кашляя, освободиться от чего-либо, попавшего в горло.

665. Грибной дождь

Не торопись, не спеши, подождём, Забудем на миг неотложное дело. Смотри: ожила трава под дождём, И старое дерево помолодело. И камни, и травы поют под дождём, Блестят серебром озёрные воды. Не торопись, не беги, подождём, Послушаем ласковый голос природы. (А. Сурков.)

(38 слов. Корни с чередующимися гласными. Не с глаголами. Однородные члены.)

Задание Подчеркните глаголы в повелительном наклонении. Какие еще формы употреблены в значении повелительного наклонения?

666. Нашему юношеству

Используй, кто был безъязык и гол, свободу советской власти. Ищите свой корень и свой глагол, во тьму филологии влазьте. Смотрите на жизнь без очков и шор, глазами жадно цапайте все то, что у нашей земли хорошо и что хорошо на Западе. Но нету места злобы мазку, не мажьте красные души. Товарищи юноши, взгляд — на Москву, на русский вострите уши! (В. Маяковский.)

(59 слов. Ь и ъ. Однородные члены. Обращение. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте орфограмму «Ь в глаголах повелительного наклонения».

Проверочные диктанты

667. Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
А ты хватай её за плечи!
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
(Н. Заболоцкий.)

(115 слов. Однородные члены. Сложные предложения.)

Задание Обозначьте изученные орфограммы в глаголе.

668. Висячие сады — одно из семи чудес света

Висячие сады Вавилона! Каким образом они могли существовать в опалённом солнцем знойном городе? Да только потому, что их поила и освежала холодная колодезная вода — голубая кровь садов. И глубокие колодцы, и скрытые во мраке под сводами террас водоподъёмные колёса были сердцем этого чуда света. Остановись они, прекратись подача животворной влаги на склоне искусственных гор — и великолепные висячие сады погибнут.

Но водоподъёмники не поднимали воду сами. Это рабы круглосуточно нагнетали воду, орошающую сады. Это они следили за работой сложных оросительных систем. Это они зажигали и гасили бесчисленные светильники. Целая армия рабов, работая день и ночь, обслуживала гигантскую, сложнейшую систему устройств, этот великолепно слаженный организм, которым являлись висячие сады. (По А. Домашневу, Т. Дроздовой.)

(107 слов. Непроизносимые согласные. Ь и ъ. Сложные слова.)

Задание Подчеркните глаголы повелительного наклонения, которые употребляются в значении другого наклонения. Какие риторические приемы используют авторы для повышения экспрессивности текста?

669. В назидание потомку

Не проявляй услужливости и обуздывай сердечное расположение, если оно будет тобой овладевать: люди этого не понимают и охотно принимают за угодливость, ибо всегда рады судить о других по себе. Никогда не принимай одолжений. Одолжение — чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не отвечай оскорблением на оскорбление. . Если средства или обстоятельства не позволяют тебе блистать, не старайся скрывать лишений. Никогда не делай долгов. Лучше терпи нужду; поверь, она не так ужасна, как кажется, и во всяком случае она лучше неизбежности вдруг оказаться бесчестным или прослыть таковым. Правила, которые я тебе предлагаю, приобретены мною ценой горького опыта. Хорошо, если бы ты мог их усвоить. (А. Пушкин.)

(107 слов.Пре-при-. Суффиксы глаголов. Сложное предложение.)

Задание Определите наклонение глаголов. Поставьте их в неопределенной форме.

Безличные глаголы

Обучающий диктант

670. Новогодняя ёлка

В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зелёная верхушечка согнулась под потолком.

От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви её оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к ёлке стулья и стали её убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные верёвочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола. (А. Н. Толстой.)

(105 слов. Приставки. Суффиксы глаголов. Не с глаголами. Однородные члены. Сложные предложения.)

Задание В предложениях подчеркните грамматическую основу. Обратите внимание на предложения, в которых грамматическая основа представлена только сказуемым. В каких из них сказуемое выражено безличными глаголами?

Правописание суффиксов глаголов

Обучающий диктант

Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду и был завален удочками и яблоками. Мы в нём только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегу бесчисленных протоков и озёр. Чтобы пройти к берегу, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.

Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожжённые солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нам рассказывали о новых босяцких выходках рыжего кота. (По К. Паустовскому.)

(81 слово. Гласные после шипящих. Приставки. Однородные члены. Сложные предложения.)

Задание В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы. Образуйте от этих глаголов форму 1-го лица единственного числа настоящего времени.

Творческий диктант

Пользуюсь словарём; сознаю своё поведение; рассказываю о поездке; рассчитываю силы; требую ответа; устраиваю выставки; ночую у реки; чувствую недуг; любуюсь панорамой; участвую в походе; обследую пещеру; опаздываю на урок; заведую отделом; потчую чаем.

Задание К данным глаголам подберите неопределенную форму, обозначьте у них суффиксы и сформулируйте правило правописания орфограммы.

Проверочный диктант

673. Беспокойный сосед

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, но не высовывал из травы даже ушей.

С нами был маленький мальчик. Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины. (По К. Паустовскому.)

(96 слов. Суффиксы существительных. Не с глаголами. Однородные члены. Сложные предложения.)

Задание Выделите орфограмму «Правописание гласных в суффиксах глаголов». Разберите по составу слова высовывал, любили, доказывать, придумывал и видел.

Контрольные диктанты

Промёрз суслик в холодной норе и вылез погреться на солнце. Встал столбиком, как цирковая собачка, сложил на животе лапки, зажмурился. Хорошо! То один бок подставит солнцу, то другой.

Мыться затеял, лапками щёки трёт. Зачесалось под мышкой: одну лапку поднял, а другой поскрёб. Разгладил коготками шёрстку на животе, как густым гребешком, потянулся, зевнул. Расправил усы, глаза протёр и оглянулся. Вокруг никого и в небе пусто. В самый раз закусить. На завтрак травяной салат, украшенный несколькими цветочками. Ешь да поглядывай, как бы самому не попасть лисице на зуб или орлу на коготь. (Н. Сладкое.)

(90 слов. Гласные после шипящих и ц. Ь в глагольных формах. Однородные члены.)

675. О чём может рассказать снежный сугроб?

Можно ли определить, какой была зима: как часто мели метели, как стужу сменяли оттепели? Возьми лопату, разрежь сугроб пополам. Он весь полосатый, слоистый: серый слой, потом белый слой, белый да серый, серый да белый. О чём рассказывает белый слой? О небе, с которого падали снежинки. Чем больше их выпало, тем толще окажется белый слой. О чём рассказывает серый слой? О том, что старый снег успел загрязниться, а новый, чистый, долго не выпадал. Льдистая корочка поперёк сугроба расскажет тебе об оттепели. А ветка с сухими листьями, вмёрзшая в сугроб, — свидетельство о ветре, сорвавшем её с дерева. Оказывается, в сугробе хранится целая летопись о зиме. Надо только уметь её читать. (По Н. Надеждиной.)

(108 слов. Ь в глагольных формах. Не с глаголами. Личные окончания глаголов. Однородные члены.)

676. О пословицах

Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей.

За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают, они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что всё ими сказанное— твёрдая истина.

Пословицы прочно ложатся в память. Они редко бывают спокойными. В них столько же чувств, сколько их в народе: пословицы гневаются, печалятся, плачут, веселятся, охают, предостерегают, учат, негодуют. Смысл пословиц интересен тем, что он может применяться ко многим сходным жизненным случаям. (По В. Аникину.)

(103 слова. Личные окончания глаголов. Обобщающее слово перед однородными членами.)

677. Плохое настроение

Николай отбивал клещами замазку и отгибал гвозди окна, которое отворялось в палисадник. Я был в весьма дурном расположении духа. Всё как-то мне не удавалось. Я сделал ошибку в начале вычисления, так что надо было начинать всё сначала. Мел я два раза уронил, чувствовал, что лицо и руки мои испачканы. Стук, который производил Николай, как-то больно потрясал мои нервы. Мне хотелось рассердиться и поворчать. Я бросил мел и стал ходить по комнате. Но мне вспомнилось, что нынче мы должны исповедоваться и что надо удерживаться от всего дурного. Вдруг я пришёл в какое-то особенное, кроткое состояние духа и подошёл к Николаю. «Позволь, я тебе помогу, Николай», — сказал я, стараясь придать голосу самое доброе выражение. (По Л. Толстому.)

(111 слов. Приставки. Суффиксы глаголов. Составные предлоги и союзы. Прямая речь.)

Источник