Меню

Задания для 6 класса разряды прилагательных



Проверочная работа по русскому языку в 6 классе.Степени сравнения имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению.

Русский язык, 6 класс.

Степени сравнения имён прилагательных.

Разряды имён прилагательных по значению.

В заданиях А1 – А10 выберите ОДИН верный вариант ответа и обведите его номер в овал.

А1. Укажите прилагательное в сравнительной степени

А2. Укажите прилагательное в превосходной степени

2) самый радостный

А3. Укажите ошибку в образовании степени сравнения прилагательного

2) самый вкуснейший

А4. Укажите качественное прилагательное

А5. Укажите предложение с относительным прилагательным

1) На уроке географии учитель рассказывал нам о морских течениях.

2) После дождя небо стало ясным.

3) Зима была тёплая.

4) Среди кустов мелькнул лисий хвост.

А6. Укажите предложение с притяжательным прилагательным

1) Я готовила салат в мамином фартуке.

2) Мы любим ходить в лес за осенними опятами.

3) Бабушка сварила вишнёвое варенье.

4) Тёмные тучи закрыли небо.

А7. Какой разряд прилагательных имеет краткую форму?

А8. В каком ряду все формы кратких имён прилагательных образованы верно?

1) дороже, красивше, сильнее

2) громче, резче, дешевше

3) белее, слаще, тише

4) красивее, старше, ширше

А9. Укажите прилагательное в форме составной превосходной степени

4) более сильный

А10. Какое прилагательное имеет степени сравнения?

А11. Какое прилагательное не образует степеней сравнения?

А12. Определите словосочетание с притяжательным прилагательным в значении качественного.

2) утиная походка

Часть В. Внимательно прочитайте текст и выполните задания В1-В3.

(1)После обеда ко мне пришёл Колька. (2)На нём были большие сапоги и кожаная куртка с брюками.(3)Он сказал, что снасти уже готовы и у нас есть все шансы поймать самого большого карпа.

В1. Из предложений 1-2 выпишите качественное прилагательное.

В2. Из предложений 1-2 выпишите относительное прилагательное.

В3. Из предложения 3 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.

Источник

Разряды прилагательных по значению. 6-й класс

Класс: 6

Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных.

Образовательная: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями.

Развивающая: продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, шаблон таблицы.

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок

2. Повторение пройденного материала.

3. Сообщение урока. Обозначение цели урока.

4. Изучение нового материала.

1) определение разряда прилагательных

4) работа с текстом

7. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

— Здравствуйте. Сядьте на своих местах удобнее, успокойтесь, прислушайтесь к тишине. Наш урок мне хотелось бы начать с прочтения эпиграфа: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”. — Ребята, как вы думаете, какую мысль хотел выразить французский писатель Франс Анатоль в этих строках?

— Вы с ним согласны?

— Так давайте сегодня на уроке мы проявим интерес к новому материалу. А чтобы разогреть ваш аппетит, мы проведём соревнование между рядами, проверив тем самым пройденный материал.

2. Повторение пройденного материала.

На доске три столбика слов для каждого ряда. Нужно быстро и безошибочно от прилагательных образовать степени сравнения, если это возможно.

Хороший

Плохой

Высокий

Хитрый

Дети поочерёдно ведут диалог между рядами, образуя цепочки прилагательных. (Правильные ответы оцениваются)

3. Сообщение темы урока. Обозначение цели урока.

Слайд № 1. Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению. Объяснять вам материал мне будет помогать мудрая сова.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

— Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны “вынести” из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)

4. Изучение нового материала.

(На столах у учеников шаблоны таблиц. При объяснении материала дети заполняют её.)

Слайд №2. Прилагательные имеют три разряда: качественные, относительные и притяжательные. Можете ли вы предположить, почему так названы разряды прилагательных?

— Как же мы будем их распознавать? У каждого разряда есть свои отличительные особенности.

Слайд №3. Начнем заполнять таблицу.

Слайд №4. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №5. Например, красное яблоко. Другое яблоко более красное.

Слайд №6. Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.

Слайд №7. Кукла красива – эта кукла красивее – а эта кукла красивейшая.

Слайд №8. Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Слайд №9. Высокий – высок, красивый – красив, добрый – добр.

Слайд №10. Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.

Слайд №11. Например, большая кружка – очень большая кружка – слишком большая кружка.

Слайд №12. Относительные прилагательные обозначают признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени.

Слайд №13. Деревянная ложка. Другая ложка тоже будет ДЕРЕВЯННАЯ, но не ДЕРЕВЯННее.

Слайд №14. Относительные прилагательные могут указывать на материал. Глиняный кувшин. Кувшин слеплен из глины.

Слайд №15. Относительные прилагательные могут указывать на время. Осенний день. Мы видим на фото один из дней осени.

Слайд №16. Относительные прилагательные могут указывать место. Домашнее животное. Кошка живёт в доме.

Слайд №17. Относительные прилагательные могут указывать на действие. Беговая дорожка. Дорожка предназначена для бега.

Слайд №18. Притяжательные прилагательные отвечают на вопрос ЧЕЙ? Могут указывать на принадлежность предмета человеку или животному.

Слайд №19. Яйцо ЧЬЁ? КУРИНОЕ яйцо.

Слайд №20. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ин- (-ын-), -нин, -ий, -ов, -ев, -ск. Например, папина шляпа, заячий след.

Слайд №21. Давайте, ребята, сравним ваши заполненные таблички с моей.

1) Определи разряд прилагательных.

Слайд № 22-33. Давайте, ребята, вместе определим разряд прилагательного. Один ученик читает словосочетание, другой отвечает, рассуждая.

Садовое яблоко, вкусный торт, волчья пасть, удобное кресло, бабушкины тапочки, железная дорога.

Для предупреждения зрительного утомления использован комплекс упражнений Аветисова Э.С.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклониться вперёд, к крышке стола — выдох. Повторить 5-6 раз.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

— Ребята, перед вами кроссворд. Давайте попробуем угадать прилагательные, которые обозначают качество. А как называются такие прилагательные?

Слайд № 35. Находящийся в состоянии покоя. (Спокойный)

Слайд № 36. Существующий с давнего времени. (Старый)

Слайд № 37. Совершенно верный ответ. (Точный)

Слайд № 38. Любящий безделье. (Ленивый)

Слайд № 39. Не знающий страха. (Смелый)

Слайд № 40. Доставляющий удовольствие. (Приятный)

Слайд № 41. Сохраняющийся на очень долгое время. (Вечный)

Слайд № 42. Полный злобы. (Злой)

Пирог из яблок (Яблочный)

— Ребята, а будет ли прилагательное ЯБЛОЧНЫЙ качественным? Почему? Как мы будем рассуждать, определяя разряд относительных прилагательных? (Отвечают)

4) Работа с текстом.

— Запишите текст, вставляя вместо точек относительные прилагательные. Укажите значение прилагательных. (Время, место, материал и т.д.)

В (летние) дни хорошо бродить в (березовой) роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет (лесными) грибами, спелой душистой земляникой. Сквозь густую листву прорываются (солнечные) лучи. Хорошо лежать в (цветочной) поляне, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берез по голубому небу плывут и плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

5) Исключи лишнее.

— Среди пар картинок выберите ту, к которой можно было бы применить данное сочетание слов как притяжательное прилаг.+сущ.

— Ребята, при поиске притяжательного прилагательного как вы будете рассуждать? Что означают данные сочетания слов в другом варианте?

Слайд № 43-48. Крокодиловы слёзы, анютины глазки, воронье гнездо, мышиные глазки, волчий аппетит, конский хвост.

Выражение «крокодиловы слезы» означает лицемерное сожаление, лживость, обман. Оно применимо к людям, притворяющимися огорченными несчастьями тех, кому готовят уж если не погибель, то основательную гадость. Возникло сие выражение в связи с древним поверьем, что у крокодила перед сытным обедом текут слезы, коими он оплакивает грядущую кончину невинно съедаемой жертвы. По другой версии, крокодил жалобным плачем зазывает жертву, после чего хватает ее и пожирает. Еще считалось, что рыдать крокодил начинал уже под конец обеда, когда от жертвы оставалась лишь голова. Так или иначе, крокодил был символом вероломства, хитрости и коварства. Крокодилий плач оказался чисто физиологическим процессом – таким образом животное избавляется от избытка соли в организме, только и всего.

Воронье гнездо – волосы у человека торчат в разные стороны, объем не держится.

Волчий аппетит – поедание человеком необычайно больших количеств пищевых продуктов.

Анютины глазки – цветы.

Мышиные глазки – очень маленькие глаза, как у мыши.

Конский хвост – причёска, волосы завязаны в хвост. Хвост похож на конский.

— С какими разрядами по значению мы познакомились сегодня на уроке?

— Соответствуют ли названия значениям прилагательных?

— Что обозначает каждый разряд прилагательных?

— Молодцы! Все, кто работал на уроке, получили оценки.

7. Задание на дом.

— Сравните таблицу, которую заполнили на уроке с теоретическим материалом § 50-52. Слайд № 49. Придумайте прилагательные и расселите их по квартирам-столбикам в тетради.

— Попробуйте догадаться, в какой домик нужно поселить качественные прилагательные? Относительные и притяжательные? Почему?

Источник

Задания по теме «Разряды прилагательных»

Данный документ содержит разнообразные задания для повторения и закрепления темы «Разряды прилагательных» в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Задания по теме «Разряды прилагательных»»

Задания по теме «Разряды прилагательных»

Задание 1: Укажите, в каком ряду все прилагательные относительные? 1) природный, тонкий, лисий 2) завтрашний, местный, подъёмный 3) кукольный, отцов, тяжёлый 4) проходной, прямой, мамин 5) развесистая, хрустальный, папин 6) вчерашний, гладильный, железный

Задание 2: В каком предложении есть притяжательное прилагательное? 1) Здешние озёра, река Сороть и мелкие речушки исстари богаты рыбой: язем, щукой, линём, карасём. 2) Земля становится голубой, как небо, белой, как платье невесты, розовой, как золотой, солнечный луч, — это цветут подснежник, перелесок, фиалка, петуния. 3) Дупло было большое, тёплое, с понатыканными во все стенки паклей, беличьей шерстью и пухом. 4) У балкона моего дома небольшой ягодник, в нём смородина, красная и чёрная, крыжовник, черёмуха.

Задание 3: От какого существительного нельзя образовать притяжательное прилагательное? 1) белка 2) сестра 3) кошка 4) ложка

Задание 4: Запишите словосочетания, заменив форму Род.п имени существительного прилагательным, обозначьте суффиксы, с помощью которых они образованы. Укажите разряд прилагательных. Лапа медведя, крик журавля, суп из гороха, каникулы зимой, песня соловья, посуда из глины, пиджак деда, варенье из вишни, дневник Саши.

Задание 5: Надпишите разряд над каждым прилагательным в группе. 1) Медвежья голова, медвежья шапка, медвежья походка. 2) Заячий тулуп, заячий хвост, заячий характер. 3) Собачья преданность, собачья конура, собачья лапа. 4) Лисья улыбка, лисья нора, лисья шуба.

Задание 6: Прочитайте фрагмент текста. О каком народном промысле в нём говорится? В Хохломе никакой д..ревянной п..суды и мебели не точили не р..списывали и не з..лотили 4 . Там была самая б..льшая в заволжском 2 крае сельская торговая площадь на которой стояли длинные кирпичные лабазы и д..ревянные ла..ки. Работала на этой площади крупнейшая 3 в России оптовая ярмарка щепного товара, иными словами разнообразных д..ревянных изделий саней бочек топорищ мелкой мебели р..списной п..суды. Купля – продажа велась в Хохломе в таких об(?)ёмах, что уже в XVIIIв необычайно красивые ..дешние золотые блюда миски ко..ши и ло..ки стали самыми любимыми в простом народе по всей России. Он-то и назвал их по месту продажи хохломскими. 1) Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. 2) В каком значении употреблено в тексте прилагательное золотой: «сделанный из золота» или «блестяще – жёлтый, цвета золота»? К какому разряду следует отнести это прилагательное в зависимости от того, в каком значении оно употребляется?

Задание 7: Проанализируйте имена прилагательные. По каким признакам их можно сгруппировать? Запишите эти прилагательные группами. Лисья добыча, глубокое озеро, папина книга, новый дом, глухой звук, малиновый компот, Витины успехи, дедушкины ордена, медвежья берлога, золотой браслет, бобровый воротник, волчий хвост, золотые руки, медвежья услуга, высокие ели, морской берег, медвежий рёв.

Источник

Читайте также:  Какие окончания у имен прилагательных множественного числа